Фильм Ржев 2019 года

Фильм «Ржев» 2019 года


Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестотом налете...

Бои подо Ржевом одни из самых кровопролитных сражений Великой Отчественной войны.

В конце 2019 года вышел художественный фильм «Ржев» по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупление кровью». Кинорежиссер Игорь Копылов.

Вячеслав Леонидович Кондратьев был одним из участников Ржевской битвы, видел происходящее глазами рядового 132-й стрелковой бригады. Кавалер ордена Отечественной войны I степени.

Свои мысли о войне он вынашивал долго и только в 59 лет опубликовал повесть «Сашка». Сашка, прототипом которого был семнадцатилетний деревенский  перенек Александр Капустин, провоевав два месяца, ранен и пешком отправляется в госпиталь.

Было время весенней распутицы, по российским дорогам нельзя было  подвести продовольствие. Бойцы голодали. От голода и бесконечных боев не могли даже хоронить убитых.

Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.

Повесть «Искупление кровью» еще более жесткая. Время действия — одни сутки. Но и этого достаточно, чтоб понять, как мало  стоит жизнь человеческая.

Деревню Овсянниково не могли отбить у немцев 2 месяца, и вот «дуриком» захватили. «Прошедший бой казался сном — тяжелым, страшным, мучительным». Но еще ужаснее, что без подмоги деревню не удержать, а командование помогать и не собирается, требует лишь стоять «до конца».

Фильм «Ржев» снял Игорь Копылов, который до этого снимал лишь сериалы. Он же написал и сценарий. Удивительно, но режиссеру хватило ума и опыта сделать фильм зрелищным, объективным и позитивным,  несмотря на все воспроизводимые кинематографистами ужасы.

Копылов знает во имя чего эти неоправданные жертвы. В конце фильма вырвавшейся из Овсянниково горстке людей комбат Ларионов (Андрей  Коровниченко), казалось бы, несправедливый и самонадеянный, объясняет, что нельзя  давать передышку немцам, иначе они перекинут часть войск, а это армия «Центр», под Сталинград.

И бойцы принимают задачу, отправляются к неприступным рубежам, подкрепленные людьми и «сорокопятками» (пушками калибра 45 мм). Эти последние кадры с уходящими людьми воспринимаются уже не как хаотичный,  бесполезный и бессмысленный поход, как это у Кондратьева, а как готовность народа защитить свою страну, пусть и «любой ценой».

Мы за родину пали,
Но она — спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые.
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.

Вторая большая заслуга Копылова — создание емких образов.  Про Станиславского говорили, что он пенял статистам, если у тех не было «биографии на лице». В фильме с биографиями проблем нет.

Наверное, самуя яркую роль сыграл  Александр Аравушкин (Новгородский театр драмы). Его Петрович стоек, как скала, разумен в бою,  и щедр в мирной передышке даже к своим врагам.  А старший лейтенант НКВД Рыков (Григорий Некрасов) ему враг. Он арестовал Петровича за то, что тот сохранил вражескую листовку. Неважно, что на закрутку табака — сохранил.

Но неожиданно и этот персонаж оказался непростым, не однозначным. Бывший беспризорник, согретый советской властью, раненый, Рыков вступает в бой с фашистами, хотя мог и уйти незамеченным. И смерть он встречает как мужчина, ни один мускул не дрогнул на его лице.

Ординарец Рыкова, несколько приглуповатый (артист Петр Логачев) , готовый сохранить себе жизнь любой ценой, в последний момент стреляет не в Рыкова, а в свою голову. «Мы научим их стрелять друг в друга» - говорит фашистский офицер, но, судя по этой драме, научить у них вряд ли получится.

Сергей Жарков — чуть ли не единственное знакомое актерское лицо. Его ротный резко отлитчается от остальных. Он словно сильнее их, собраннее, трезво мыслящий. Оказалось, до войны он был главным инженером шахты, и потому привык отвечать за свои действия, за жизни вверенных ему людей.

Тем не менее фильм тяжелый, мысли о неразумности действий командования  не покидают зрителя. Да как известно, и Маршал Жуков признавал, что недооценивал некоторые события Ржевской битвы.

Братья, может быть, вы
И не Дон потеряли,
И в тылу у Москвы
За нее умирали.
И в заволжской дали
Спешно рыли окопы,
И с боями дошли
До предела Европы.
Нам достаточно знать,
Что была, несомненно,
Та последняя пядь
На дороге военной.

Кинорежиссер, пытаясь быть максимально правдивым, вел съемки в открытом поле зимой, когда температура воздуха доходила до минус 28.  Съемочная группа 40 дней жила в построенных избах, и, как солдаты 1942 года, день проводила на снегу в тех же одеждах. Разрешалось только термобелье. Поэтому не все приглашенные актеры согласились принять участие в съемках.

Инициаторы фильма продюсеры Инесса Юрченко и Сергей Щеглов.  Государственные средства не привлекались. На сбор больших денег от проката не надеялись.

Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?

Стихи Александра Твардовского  «Я убит подо Ржевом»


Рецензии

Уважаемая Нина!
Спасибо Вам за статью.
Начну с того, что ЛЮБОЙ взгляд на ситуацию СУБЬЕКТИВЕН. Книги и фильмы создаются не для мёртвых, а для живых. Возьмём «Спасти рядового Райана». Там всё ложь от начала и до конца, но все с этой большой ложью согласны: и создатели фильма, и зрители, и историки.
Они не льют слёзы и не пускают слюни о ПОЗОРНЕЙШЕМ БЕГСТВЕ В АРДЕННАХ. Они все дружно забыли этот факт, одновременно придумав кучу несуществующих подвигов.
РЖЕВ – это наша общая боль, незаживающая, саднящая рана.
Семьдесят лет от 99% населения страны эта тяжелейшая страница истории умело скрывалась. Как и катастрофические «котлы» под Киевом и Вязьмой осенью 1941г., поражение под Харьковом в мае 1942г, гибель Второй Ударной армии весной 1942г. и многое другое.
Пусть ЭТИМ занимаются историки.
Народу же нужна простая «ПРАВДА» о войне.
1. Враг напал вероломно. Героическая оборона Брестской крепости переросла в великую битву под Москвой. Титанические усилия народа позволили спасти и перебросить на Восток производственную базу и миллионы квалифицированных специалистов.
2. Мобилизовав ресурсы покорённой Европы, враг наносит второй удар немыслимой силы. Избегая окружений, Красная Армия растягивает коммуникации врага, разгромив его на подготовленных рубежах на Волге и у подножия Кавказа. Страна выходит победителем в количестве, а во многом и качестве, произведённого вооружения.
3. Тотально мобилизовав экономику, враг в третий раз пытается перехватить инициативу. Он разгромлен на Курской дуге.
4. Методично и неумолимо перемалывая вражеские дивизии, мы ещё почти два года идём до Берлина.

КТО СКАЖЕТ, ЧТО ТАКАЯ ИСТОРИЯ ЛОЖЬ?! ГДЕ ЗДЕСЬ НЕПРАВДА!

Любой фильм о Ржеве не может быть честным. Любой.
И он не нужен, никакой вообще.
Никакой Ржевской битвы НИКОГДА НЕ БЫЛО.
В течение всего 1942года прошло ПЯТЬ отдельных операций, каждая из которых имела свой стратегический замысел.
Они даже не связаны между собой.
И называть их «бойней» и «мясорубкой» подло и просто нечестно.
Если человек интересуется ИСТОРИЕЙ, у него есть ментальный иммунитет. И он чётко понимает «игра забудется, а счёт останется».
Война, на всякий случай, напомню всем, закончилась в Берлине!
Обваливать на психику среднего обывателя ушаты информационной грязи, где пьяные мужики, гонимые безжалостными комиссарами, непонятно зачем гибнут за какую-то никому не нужную деревню, ЭТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ.
Ещё раз просмотрите. «Спасти рядового Райана»!

Единственно приемлемый сюжет для фильма о Ржеве.
Они осознанно идут на гибель и зрителю все два часа ВКОЛАЧИВАЮТ В МОЗГИ: да они все до одного полегли, но каждый убил своего немца. И немец не попал под Сталинград. И ЭТО ГЛАВНОЕ В БИТВЕ ПОДО РЖЕВОМ.
А голос за кадром говорит, что отступая с берегов Волги, немцы драпали так, что вскоре БЕССЛАВНО бежали и из-под Ржева, ТРУСЛИВО (боясь окружения) оставив позиции. Примерно так снят фильм «Батальоны просят огня».
Десант на западном берегу Днепра осенью 1943года притягивает к себе все силы немцев.
А настоящее наступление начнётся в другом месте. И мы понимаем замысел командования. Здесь погибнут сотни, а там будут спасены тысячи. И мы знаем: они с честью погибли за РОДИНУ!
Вся МИРОВАЯ ИСТОРИЯ пишется только так. Народ, готовый самокопание переводить в самобичевание, обречён!
ПРАВДА, это всего лишь наиболее популярная на данный момент версия.
КРАСОТА в глазах смотрящего.
И бесконечно важно для выживания НАЦИИ и даже ЦИВИЛИЗАЦИИ, чей СУБЪЕКТИВИЗМ будет принят за ИСТИНУ!
С уважением и готовностью к дискурсу, Л. Х.

Лев Хазарский   15.06.2020 21:34     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Лев! Всегда приятно, что твои мысли прочитали до конца и осознанно вступили в полемику.
Да, я тоже считаю, что субъективна любая вещь. Не только художественная, но и документальная. Материалы, хранящиеся в архивах, написаны конкретными людьми, зависящими от своих взглядов, знаний и представлений и, возможно, нажимов со староны.
Но именно из-за этого обязательного присутствия субъективизма нельзя полностью исключить тот или иной факт. Кондратьев существовал, воевал рядовым, переживал то, о чем пишет, и мнение его мы не можем игнорировать. Неразберихи полно и в нашей современной мирной жизни, а на войне , в бою - тем более.
Об этом писал Кондратьев. Однажды в начале 90-х, когда еще выходила нормальная "Комсомольская правда", был целый разворот Кондратьева, где он писал о пафосности фильмов о войне, где нет правды. Запомнилась его мысль о том, что в рукопашном бою, человек не в состоянии осознать, что он делает, а после боя удивляется только тому, что остался жив. Вот в фильме "Ржев" мне показалось, что это так и происходило.

Нина Ватрушкина 2   16.06.2020 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.