Гл. 24 Погиб как герой - с гранатой в руке

ПОД ЛАТВИЙСКИЙ ГОРОДОМ КРАСЛАВОЙ, ГДЕ ЛЕТОМ 1941 ГОДА  СРАЖАЛСЯ 416 ПОЛК 112 ДИВИЗИИ, НАЙДЕНЫ ОСТАНКИ УРОЖЕНЦА Д. НИВИНО АЛЕКСЕЯ СИНИЦИНА. ПРИШЛИ ОТ ПОИСКОВИКОВ И ДРУГИЕ НОВОСТИ 
Об этом мне сообщил поисковик из Латвии Алексей Мишин. Он же и дал ссылку на источник информации.

ПОДНЯЛИ 46 БОЙЦОВ…
«Вчера был счастливый и полный смысла день, - написала 15 сентября на своей страничке в Facebook Регина Лочмеле-Лунёва. - Два латвийских поисковых отряда, «Le;enda» и «Venta», несмотря на грозу и град, работали в Латгалии - в Малте и у хутора Удриши под Краславой. В итоге подняты останки 43 пленных красноармейцев, расстрелянных в Малте в 1941-м году (мы завершили большую работу, начатую в июне, и об этом я сделаю отдельный, очень тяжелый во всех смыслах пост), а под Краславой при помощи глубинных металлоискателей нашли трёх бойцов 112-й стрелковой дивизии Красной армии, принявших последний бой на высотке, в маленьких, наспех вырытых стрелковых ячейках, летом 1941-го года. По рассказу пожилой женщины (Геновева Станиславовна умерла в августе прошлого года), в том бою погибли ВСЕ, несколько десятков красноармейцев, немцы их просто смели ураганным огнём тяжёлых 150-миллиметровых орудий. По её словам, рядом с этой высоткой должна быть воронка, в которую их всех потом сбросили немцы. Мы эту воронку пока не нашли, нашли только этих троих - с гранатами в руках, в касках-«халхинголках» и при полной экипировке солдат Красной армии начала 1941 года. У каждого солдата тогда был и так называемый «смертный» медальон - эбонитовая капсула с запиской внутри. Мы нашли все три. Очень надеемся, что записки в них заполнены, и нам удастся расшифровать имена. И ещё наш командир, Талис Эшмитс, решил, что следующим летом мы вернёмся под Удриши, в большую экспедицию, и постараемся найти ту яму с солдатами, которую мы вчера не нашли. Потому что знаем, что они ТАМ, и что они ЖДУТ.
P.S. По информации Алексея Мишина, члена поискового отряда "Venta", инициалы владельца портсигара "КСА"
совпадают с инициалами пропавших без вести бойцов 416-го стрелкового полка, 112-й стрелковой дивизии:
- Кораблёв Семён Андреевич, 1909 г.р.
- Кивелев Степан Афанасьевич, 1919 г.р.
P.P.S.; У нас отличные новости! Прочитана записка одного из солдатских медальонов! Синицин Алексей Фёдорович, 1916 г.р., родом из Молотовской (ныне Пермский край) области, жену звали Евдокия Михайловна. Поиск родственников уже начался! Числился пропавшим без вести все эти годы...»


ЧЕЙ ПОРТСИГАР С БУКВАМИ «КСА»?
На вопрос Алексея Мишина, есть ли в нашем списке воинов 416 полка фамилии Кораблёва и Кивилева, мы не смогли ответить утвердительно. Напомним, что на сегодня известны фамилии 1035 воинов, воевавших в Кунгурском полку. Но в нём было 3200 воинов и не исключено, что владелец портсигара с инициалами «КСА» - в числе ещё не установленных  нами. 
«Вероятность, что найдены останки Кивелева, выше, так как костные останки принадлежат достаточно юному человеку, - , - считает Алексей Мишин.
«Думаю, что красноармейцы Кивелев и Кораблёв могли быть призваны в один из полков 112 СД, но не в 416 СП, - считает капитан второго ранга в запасе Евгений Петров. -  В Кунгурском полку жители Сивинского района и Березников не служили. Причём, судя по годам рождения, Кивелев ещё был срочником, а Кораблёв - резервистом. Впрочем, не факт, что вещь принадлежала кому-то из них, учитывая, сколько было воинов с такими инициалами в многотысячной дивизии».


ОДНИМ ГЕРОЕМ БОЛЬШЕ
Алексея Синицына тоже не было в нашем списке, но то, что он сражался в Кунгурском полку, у Евгения Петрова сомнений нет.
«Синицина А.Ф. (орфография, как в ОБД) в нашем списке нет, надо вносить», - считает он.
Сомнения насчёт того, что Алексей Синицин, воевал в Кунгурском полку, могут возникнуть потому, что в документах ОБД «Мемориал» сказано, что его призвали 13 июля 1941 года. Но тогда почему он оказался возле Краславы на месте ожесточенных боёв, которые шли там уже в конце июня - начале июля 1941 года? 
«Имеет место опечатка-описка: дата призыва красноармейца указана 13.07.1941 года, - полагает Алексей Мишин. - В этот момент он уже был убит, а ещё вероятнее - добит. (У всех трёх бойцов характерная отметка - входное отверстие на шлеме в затылочную область головы). Помним - приказ об отправке 112 СД на запад был получен 12.06.1941 года».

Солидарен с ним Евгений Петров: «Согласен, что в дате призыва Синицина А.Ф. может быть ошибка. Слишком много событий произошло до этого дня, особенно учитывая, что после призыва он еще должен был с каким-то эшелоном попасть к месту боев». Предполагает, что Синицин, «видимо, ехал на фронт во втором эшелоне с Михеевым Г.Д.» Как мы уже рассказывали («Этот взгляд, словно высший суд…» («Искра», 25 октября 2016 года), политрук 416 СП Гавриил (Гаврил) Дмитриевич Михеев «до 22 июня 1941 года находился в Кунгуре - доукомплектовывал полк, после чего отбыл с бойцами в район города Краславы Латвийской ССР, где и погиб (пропал без вести) в июне-июле 1941 года».
Алексея Федоровича Синицина мы занесли в наш список воинов, поисковики из Латвии пытаются найти его родных, чтобы решить вопрос с перезахоронением  останков на Родине. Возможно, отыщется и его фотография.



ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
В настоящее время мы знаем в лицо 74 воина Кунгурского полка. Евгений Петров оформил электронный фотоальбом
«личного состава 416 стрелкового полка и воинов 112 стрелковой дивизии, призванных из  г. Кунгура и Кунгурского района,  разысканные  на  1 августа 2019 года», который я, по его просьбе передал в музей сельскохозяйственного колледжа, Кунгурский музей-заповедник, в также в городской совет ветеранов, который готовит к изданию «Книгу памяти». Музеи также согласились на предложение поисковиков из Латвии принять на хранение некоторые предметы, найденные ими при раскопках на месте  боёв Кунгурского полка.


А ПУЛЕМЁТЧИК - ИЗ БЫРМЫ!
Поисковики из Латвии разрешили ещё одну задачу, связанную с находкой два года назад, в сентябре 2017 года,  около хутора Удриши-2 останков двух пулемётчиков. У одного из них оказался медальон. К сожалению, записка в нём сохранилась плохо и, несмотря на усилия криминалистов, прочесть её не удалось. В статье «Найдены под Краславой…» («Искра», 27 марта) рассказано, как мы вместе с Людмилой Кузнецовой, дочерью политрука Кунгурского полка Г.Д. Михеева, разобрали в записке  слово «Бырма» и высказали предположение, что пулемётчик был призван в 416 полк из этой деревни. Тогда эксперты не подтвердили, но и не опровергли нашу догадку. И вот – новое подтверждение.
«По ходу решения задачи (с тремя медальонами) обратились к коллегам из Минска. Заодно показали сканы записки с вашим вариантом - "Бырма". Специалист  выдал интересный ответ», – сообщил Алексей Мишин.
«Посмотрел. Так ведь на фрагментах вкладыша всё, что можно было прочитать, прочитано, - сообщил специалист Александр Дударёнок. – Молотовская область, г. Кунгур, Юго-Осокинский район, сельсовет Бырма, д. Бырма».
Теперь дело за «малым» - узнать, кому всё же принадлежал этот медальон? В нашем списке из 1035 человек 21 воин, призванный в 416 полк Юго-Осокинским РВК! Бырминский сельсовет фигурирует  в документах у троих. Это Константин Петрович Красных, Андрей Николаевич Вековшинин (1914 г.р.) и Иван Ефимович Трясцин (1917 г.р.). Возможно, кого-то из них и подняли поисковики в сентябре 2017 года? 

ПОД ФОТО

Записка, которая была в медальоне Алексея Синицина, уроженца деревни Нивино; с 1941 года он считался без вести пропавшим
Предметы, найденные в Латвии на месте раскопок; часть из них будет передана Кунгурскому сельскохозяйственному колледжу и Кунгурскому музею-заповеднику
Фото: Регина Лочмеле-Лунёва (архив Алексея Мишина)

("Искра", 12 октября 2019 года)


Рецензии