Три друга

Три друга

Нас звали – три Сашки.

Этот рассказ обо мне и о моих школьных друзьях. Если рассказать в трех словах, то получится небольшая миниатюра,  если рассказывать подробно, то получится повесть длиною в целую жизнь.

Сашка Терешин, Сашка Норкин и я – Сашка Сивухин. Все трое мы учились в одной школе и жили на соседних улицах в городке Пучеже, Ивановской области, который расположен на правом берегу Горьковского водохранилища.

Тот факт, что жили рядом, сидели на соседних партах, и у нас были общие увлечения - все трое ходили в городской дом пионеров в разные кружки, позволяют, вероятно, нас троих называть друзьями, и уже сразу, из выше сказанного, можно представить наш образ жизни.

Кроме учебы в школе (все трое были хорошистами, а пятерками не часто могли  похвастаться), мы все свободное время тратили на свои увлечения.

То возились с реактивами, проявляя фотопленки и печатая фотографии. То паяли радиоприемники в радиокружке, натягивали антенны и пытались поймать «Америку» на коротких волнах.

То рисовали натюрморты в кружке рисования, ходили на пейзажи и устраивали потом свои выставки в Доме Культуры.

То, одевшись в специальную одежду, в касках,  тушили учебные пожары (инструктор специально на полигоне поджигал для нас старые покрышки).

То в автопарке возились, все по уши в мазуте, вдохновенно помогали разбирать и собирать автомобильные моторы. Особо отличившимся потом позволяли покататься по территории автопарка и покрутить баранку на списанном жигуленке, осваивая развороты, повороты и восьмерки.

В авиамодельном кружке тоже чего-то мастерили, клеили, запускали в небо самолетики.

Этот чудный городишко Пучеж в то время с этими разными кружками, неведомо кем организованными, предоставлял мальчишкам широкий простор и выбор для своих увлечений.

Да, вспомнил. По вечерам, вместо того чтобы готовить уроки, мы частенько сражались в шахматы, стараясь поставить мат друг другу... Жизнь кипела ключом, и у нас практически не было ни одной свободной минуты, никто не мог сказать, что нам хоть секунду было скучно.

Летом, на каникулах часто ходили на рыбалку. Даже переплывали пять километров на весельной лодке на другую сторону Волги, чтобы позагорать там на песчаном пляже и половить окуней на удочку.

После седьмого класса, летом, мы начали ходить в велопоходы. Первый маршрут был длиной в сто километров, туда и обратно до соседнего города Чкаловска, с целью посетить музей имени Чкалова и сделать фотоальбом на эту тему.

Второй маршрут был длиной уже в пятьсот километров по Ивановской области.
Маршрут начинался от Пучежа, затем до Палеха, где посетили музей палехской миниатюры. В Палехе переночевали в школе интернате, где договорились со сторожихой, чтобы она пустила нас в пустое здание, пообещали ей за это помыть полы на первом этаже, и двинулись затем на Иваново. Там переночевали у родственников Саши Терешина и покатили на Кинешму. Вечером в Кинешме сели на пароход. Велосипеды свои затащили на верхнюю палубу, чтобы их не украли, и через сутки уже снова были в Пучеже. На все ушло четыре дня.

По характеру мы идеально подходили друг к другу, и этот золотой треугольник распался только после восьмого класса.

Мне удалось поступить в Горьковский радиотехникум, Сашка Норкин поступил учиться в военное авиационное училище, а Сашка Терешин остался доучиваться в средней школе до окончания одиннадцатого класса. Потом умудрился где-то закончить курсы телемастеров и некоторое время работал в радиомастерской.

 Когда вся эта бодяга с учебой закончилась, и нам всем исполнилось по восемнадцать лет,  нас с Сашкой Терешиным забрали в армию. Он, как телемастер, стал служить где-то в Казахстане, на радиорелейной станции, а я, после радиотехникума, оказался в Германии, в полку связи. Сашка Норкин после окончания военного училища, с погонами лейтенанта автоматически оказался в авиационном полку, на каком-то аэродроме в Тамбове, где потом обслуживал электронику на самолетах.

Получилось, что мы все трое пошли по линии радиотехники и электроники, только каждый на свой лад.

Все думают, что чудес не бывает. Тогда, как объяснить такой случай, что совершенно случайно, ни сном, ни духом, ни о чем, не подозревая, встречаемся на аэродроме в городе Иваново, по дороге, когда возвращались домой из армии в свой родной город Пучеж к родителям.

Дело было летом, в начале июня. Я из Германии добирался поездами, сначала до Польши, потом до Бреста, потом до Москвы, потом до Иванова. В то время до Пучежа раза три в день летал «кукурузник» АН-2, что было очень удобно и быстро, и я решил воспользоваться этим маршрутом. Терешин из Казахстана, а Норкин из Тамбова вообще добирались до Иванова  самолетами.

Вот так наша троица, отслужив в армии положенные два с половиной года, встретилась возле кассы в аэропорту Иванова. Мы с Норкиным в военной форме, а Терешин еще в Казахстане переоделся в гражданку. В своих казахских нарядах он выглядел комично по сравнению с нами. Мы в начищенных мундирах, при погонах, а Терешин в спортивном трико с рубахой навыпуск, в жилетке, на голове тюбетейка. Тем не менее, он чувствовал себя королем перед нами, играя роль, что он уже по настоящему на гражданке, а мы вроде, как бы, еще военные, придурки.

До нас не сразу дошло совпадение и удивительная встреча. Норкин – офицер, по званию старший лейтенант, я старший сержант, Терешин, как оказалось, всего лишь ефрейтор. Он просидел безвыездно два года на своей радиорелейке, пока мы топтали сапоги на учениях и полигонах Запада.

Сколько было радости и восторгов с момента, как мы увидели друг друга. В результате чуть не проворонили свой рейс, после того, как заскочили на пять минут в придорожное кафе отметить встречу.

Потом началась гражданка.

У каждого из нас в дальнейшем случилась своя судьба и состоялась своя карьера.

Я мечтал поступить в институт, и сразу после армии подал документы в институт электронной техники города Зеленограда, Московской области.
Приемные экзамены, с первого раза, проскочить не удалось, провалился на математике.

После того, как вернулся в Пучеж, к родителям, я устроился на работу в узел связи и продолжал готовиться к поступлению. Через год все же поступил учиться, только уже в Горьковский политехнический институт, на факультет радиоэлектроники.

На пятом курсе женился. После окончания политеха четыре года работал инженером на радиозаводе в городе Великие Луки. Свою карьеру закончил наладчиком контрольно-измерительной аппаратуры на нефтеперерабатывающем заводе, на Украине. Такой вот зигзаг в биографии.

После выхода на пенсию, вернулся в Россию, снова в город Пучеж. Откуда уехал, туда и приехал. Сейчас подрабатываю ремонтом медтехники в поликлинике, пишу мемуары и сочиняю пособия по изучению японского языка.
 
Санька Норкин женился и поступил в Ленинградскую военную академию. Несколько лет потом служил в Сирии. Службу в армии закончил полковником. Сейчас на пенсии. Живет в Питере.

Санька Терешин после армии тоже женился (я был у него на свадьбе), стал работать в телеателье Пучежа, разбогател, купил машину, квартиру. Свою карьеру закончил директором телеателье. Увлекался выпивкой. Ушел на тот свет несколько лет назад. Его сын держит магазин бытовой техники в Пучеже. Недавно я купил у него цифровую телевизионную приставку.

Мы с Сашкой Норкиным продолжаем иногда встречаться. Обычно зимой, из Питера он приезжает в Пучеж. Каждый раз посещаем могилку Саши Терешина, берем бутылку вина, поминаем своего друга, вспоминаем молодые годы.

Нас звали – три Сашки. Сашка Терешин, Сашка Норкин и я – Сашка Сивухин. Все трое познакомились и учились в одной школе, жили на соседних улицах.

Всю жизнь мы оставались друзьями. Получилось в итоге, что все трое Сашки посвятили свою жизнь электронике, телевидению, радиотехнике, которая началась с радиокружка в доме пионеров, в пятом классе. И хотя у каждого из нас дальше была своя жизнь, своя судьба, встречаясь, мы каждый раз вспоминали тот радиокружок, велопоходы, свои школьные увлечения,  которые дали толчок всем дальнейшим событиям.


Рецензии
Хороший рассказ, Саша. Да, в то время у детей было огромное поле для творчества, для развития. Сейчас вспоминаешь и завидуешь себе. Удачи тебе в дальнейшем творчестве!

Дмитрий Зимин 2   06.08.2021 16:29     Заявить о нарушении
Каждое время имеет свои плюсы и минусы. Мы ругаем, нас ругают, а жизнь течет своим чередом ни смотря ни на что. Мой племянник пошел учиться на программиста, внук уже закончил политехнический. Так что все нормально. У нас не было интернета и телевизора не было. Зато были библиотеки и был дом пионеров... Спасибо за прочтение, Дима. Привет Ростову!..

Александр Сивухин   06.08.2021 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.