Штрихи к портрету. Татьяна Шлыкова Гранатова

     Н.И. Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой. Холст, масло. 70x55. 1789. Музей-усадьба Кусково

Н.И. Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой. Холст, масло. 70x55. 1789. Музей-усадьба Кусково.
Судьба  танцовщицы Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой может считаться счастливой. Она была крепостной балериной – но всю жизнь провела в доме графов Шереметевых на привилегированном положении. Этим она была обязана своей дружбе с крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой.Она принимала участие в воспитании её сына,а потом и внуков.
В память о жене Шереметев приказал окружить заботой Гранатову – «содержать ее в доме и иметь все возможное о ней и ее спокойствии попечение и ничем не нарушать ее мирное пребывание».

      ГРАНАТОВА-ШЛЫКОВА Татьяна Васильевна (1773-1863), русская крепостная танцовщица и актриса. Воспитывалась в домашней театральной школе Шереметевых; ученица Ш. Ле Пика. С детства выступала в комедиях и операх на сцене Шереметевского театра; считалась первой танцовщицей труппы.

     В 1803 г. получила вольную, но продолжала жить у Шереметевых. Имя Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой - самое известное имя среди танцовщиц крепостного балетного театра. В раннем возрасте Татьяна Шлыкова, дочь оружейного мастера, была взята в кусковскую домашнюю театральную школу Шереметевых. В ней она получила воспитание и образование на уровне дворянских детей. Вместе с танцами она изучала музыку, пение, французский и итальянский языки.
 
    После окончания театральной школы в Кускове Шлыкова была зачислена танцовщицей в крепостной балетный театр. Совершенствовала она свое искусство в Петербурге у Ле Пика. Граф Н.П.Шереметьев ввел новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруги - Мавра Бирюзовa, Прасковья Ивановна Ковалева -Жемчуговa.
Судя по репертуару Татьяны Шлыковой-Гранатовой, а также по ее портрету, написанному крепостным художником Николаем Аргуновым, она исполняла главным образом роли совсем юных девушек. Тоненькая, стройная, с хорошо посаженной маленькой головой, с умными выразительными глазами, Татьяна была одинаково хороша и в игровых, и в танцевальных эпизодах.

      Шлыкова танцевала в балетах, выступала в комедиях и в операх. В 1800 году Шереметев распускает свою труппу. Шлыкова-Гранатова, протанцевав 15 лет, закончила свою сценическую деятельность в возрасте около 28 лет.

      Артистка, оставшись в графском доме, исполнила слово, данное умиравшей подруге, – заменила мать ее маленькому сыну, а потом помогала растить ее внука. В 1803 году она получила вольную, но Шереметева не покинула.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ внука Сергея Шереметева . Татьяна Васильевна Шлыкова.( 1773-1863)

    "Дружба с моей бабушкой Прасковьей Ивановной, тогда еще «Прасковьей Жемчуговой», сблизила ее с моим дедом Николаем Петровичем. При Петре Борисовиче она на сцене носила фамилию «Гранатова». Любила она вспоминать, как Петр Борисович о них заботился, когда оне были еще детьми, и как он сам приносил им лекарственные порошки, когда им не здоровилось.

     В конце столетия, по смерти Петра Борисовича, больше жили в Останкине, чем в Кускове. На свадьбе моего деда, она была в церкви, в числе весьма немногих лиц, свидетелей брака, в Москве, в церкви Св. Симеона Столпника на Поварской. Она уже тогда не разлучалась с дедом и бабушкой и сопровождала их в путешествиях.

       Смерть Прасковьи Ивановны (1803) была первым ударом для Татьяны Васильевны. Она вся предалась заботам о моем отце, обе­регая и ревниво ограждая его, насколько было возможно. Смерть деда (1809) была новым для нея ударом.

 В доме водворились новые порядки. Первое время отношения ея к Марье Федотовне Донауровой (жене попечителя моего отца, М. И. Донаурова) были натянутыя. Было желание даже удалить Татьяну Васильевну; но когда, вследствие личнаго вмешательства и заступничества императрицы Марии Феодоровны, она утвердилась в доме, мало по малу, благодаря своему природному уму, замечательному уменью себя держать, соединению должной почтительности с большим достоинством, она сошлась с Марьей Федотовной, и во все время сожительства в нашем доме отношения их были вполне приязненныя.
 О Михаиле Ивановиче Донаурове, добром старике, бывшем под башмаком у своей жены, которую он звал «мафамушка» и говорить нечего: он был добрейший человек, и Татьяна Васильевна оплакивала его кончину.

     С тем же тактом и уменьем сошлась она с эмигрантом Симонен (Simоnin), воспитателем моего отца. Он хотя едва говорил по-русски, но понял значение Татьяны Васильевны при моем отце, и общее чувство желания ему добра совершенно их сблизило.

      Так жила Татьяна Васильевна в нашем доме из года в год, начиная с кончины деда. Перед нею проходили лица, совер­шались события; она оставалась неизменною, держалась спокойно, с достоинством, была общительна, приветлива, в разговоре своеобразна и поучительна, в воспоминаниях очень любопытна. Ея свет­лый ум и доброе сердце соединялись с необыкновенною выдержкою и большим запасом житейской опытности. Она была представитель­ница здоровой среды, глубоко-религиозной, чисто-русской. Сама живое предание, она любила делиться своими впечатлениями и своими воспоминаниями.

    Образованная, знающая языки и литературу артистка имела много знакомых в мире искусства. Особенно она сблизилась с «арзамасцами» – литературным кружком, в котором участвовали Жуковский, Пушкин, Батюшков и другие поэты начала девятнадцатого века.

       Шлыкова-Гранатова до последних дней сохранила горячую любовь к своему искусству. По воспоминаниям внука Николая Петровича Шереметева, она уже в глубокой старости любила присутствовать на уроках танцев, которые давал молодому графу знаменитый Огюст Пуаро, и хорошо помнила все балетные термины.

     «Татьяна Васильевна до самой старости любила говорить о танцевальном искусстве, – писал он. – Раз даже показала она, как надобно становиться на кончики пальцев, и уверяла, что это вовсе не трудно». Очевидно, русские танцовщицы на рубеже веков тоже экспериментировали с пальцевой техникой, хотя свидетельств этого не осталось. Умерла Татьяна Шлыкова-Гранатова в 1863 году.

О ХУДОЖНИКЕ АРГУНОВЕ НИКОЛАЕ ИВАНОВИЧЕ
 
Живописец, портретист, миниатюрист, декоратор. Сын и ученик И.П. Аргунова. Крепостной графа Н.П. Шереметева. В 1797 занимался копированием картин Эрмитажа.
 Писал портреты артистов крепостного театра, парадные портреты Павла I, портреты Н.П. Шереметева и его жены, бывшей крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой.
В начала 1809 умер его владелец Н.П.Шереметев, опекуны малолетнего наследника по завещанию умершего отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников. Но формальную вольную H.Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816. В этом же году получил от Императорской Академии художеств звание назначенного. С 1818 – академик.

 После своего освобождения писал портреты по частным заказам. Среди наиболее значимых работ в коллекции Русского музея – «Портрет Ивана Якимова в костюме Амура», 1790, написанный с дворового мальчика, воспитанника графа Н.П. Шереметева      


Рецензии