Ч. 162 Инженер разведчик дипломат
Русский разведчик Павел Михайлович Лессар, в отличие от Максуда Алиханова-Аварского действовал без прикрытия. Он окончил Институт путей сообщения, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
В 1879 году его из Болгарии перевели в Среднюю Азию в распоряжение генерала Михаила Николаевича Анненкова. Генерал, тогда ещё полковник, в 1869 году опубликовал несколько статей о возможностях перевозки войск по железным дорогам.
На эти статьи обратил внимание военный министр. Полковнику присвоили звание генерал-майора и поручили заниматься перевозками войск. Но этим никого не удивишь, любая инициатива наказуема, но на сей раз её проявившему повезло.
Во время франко-прусской войны Анненкова командировали в прусскую армию. Полученный опыт он использовал в русско-турецкой войне и при завоевании Средней Азии.
Во время Ахал-Текинской операции генерал-майор руководил строительством железной дороги между Михайловским заливом и Кизил-Арватом.
Для России это был первый опыт строительства железной дороги в безводной пустыне. Некоторые начальствующие лица в Петербурге не верили в успех дела, поднимали его на смех, но дорогу построили, и в военном министерстве быстро оценили новые возможности по переброске войск.
Анненков отметил способности своего помощника Лессара и его смелость. Во время строительства при атаке туркмен в Янги-Калы генерал был ранен, отправился для лечения в Петербург, а строительство завершал Лессар.
В 1881 году было завершено строительство железной дороги до Кизил-Арвата. В Генеральном штабе разрабатывались планы дальнейшего продвижения вглубь Азии, на очереди стоял Герат.
Скоро фамилия Лессара стала часто звучать в телеграммах в Лондон из Тегерана, посыпались запросы в парламент.
По заданию военного министерства Лессар стал вести разведку по направлению к границе. В Генеральном штабе прорабатывались планы продвижения в Афганистан. Рассуждения, как уже упоминалось в предыдущей главе, базировались на том, что 250-ти-миллионное население Индии контролировали 65 тысяч английских солдат и офицеров.
Но англичан несколько успокаивал другой факт: для подавления сопротивления четырёх с половиной миллионов населения Средней Азии потребовались 45 тысяч русских солдат и офицеров.
Однако британское правительство понимало, что русские могут быстро перебросить по железной дороге значительную часть своей миллионной армии.
Вот почему разведывательно-изыскательские работы Лессара, часто проникавшего на персидскую территорию, вызывали тревогу в Калькутте и Лондоне. В Лондоне рассматривали различные сценарии войны с Россией на территории Индии и Афганистана.
Англичане считали, что они лучше вооружены и смогут дать отпор на первоначальном этапе войны, более того, они были уверены, что им удастся разжечь мятеж мусульман в тылу русских войск.
Но если русские войска будут поддержаны мятежом мусульман в Индии, это будет означать полное поражение Великобритании.
Лессар получил задание от генерала Анненкова провести разведку возможности строительства железной дороги от Кизил-Арвата до Асхабада и далее до иранского города Серахса. Эту разведку он произвёл и доложил, что строительство дороги вполне возможно.
Оставался самый трудный для разведчика участок – от Серахса до Герата. Герат в русском военном министерстве рассматривался как «ключ к Индии». С огромными трудностями, сопряжёнными с опасностью для жизни, в 1882 году Лессар сумел произвести инженерную оценку строительства железной дороги до Герата протяжённостью около двухсот миль.
Работы Лессара были изданы в секретном «Сборнике географических, топографических и статистических материалов по Азии» Военно-учёного комитета Главного штаба.
В 1884 году Павел Михайлович сопровождал генерала Комарова при занятии Мерва.
Затем он работал в англо-афгано-русской совместной комиссии по определению границы между Россией и Афганистаном.
Впоследствии Лессар работал политическим агентом в Бухаре, политическим агентом по азиатским делам в русском посольстве в Великобритании и, наконец, был послом России в Китае.
Талантливый русский человек с французскими корнями. А сколько таких было с самыми разными корнями, которых истребили в советское время!
Продолжение http://www.proza.ru/2019/12/22/1173
На фотографии: железная дорога от Михайловского залива.
Свидетельство о публикации №219122101202
С уважением и теплом, Ирина
Ирина Борунова-Кукушкина 24.03.2020 23:37 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 24.03.2020 23:47 Заявить о нарушении