Лучший друг

(Сказки от Ольги)

Это был мой последний вечер в Лазаревском. Я очень надеялся на какого ни будь удивительного гостя, но, увы, никто в этот день не пришел из сказки, что бы посетить перекресток. Запропастились куда-то не только дед Бабай, но и Руслана, так часто навещавшая Ольгу. Хозяйка просматривала последние сказки и только едва заметно кивала, видимо соглашаясь с прочитанным. Закончив чтение, она улыбнулась и, внимательно посмотрев на меня, вдруг сказала:
- Я не из Сказочного Мира, но мне тоже хочется рассказать тебе сказку. Напишешь?
Я кивнул, соглашаясь, хотя совсем не представлял себе, о чем мне расскажет Ольга. Тем не менее, я приготовился внимательно слушать, глядя в ее удивительные зеленые глаза….
         Ольга рассказывала тихо и напевно, и потому казалось, что холодный осенний вечер притих и притаился за кухонным окном, подслушивая эту сказку.

- Однажды вместе с дядькой Демьяном ко мне заглянул странный человек. Назвался от Малютой, хотя был весьма высокого роста, и в нем с первого взгляда угадывалась огромная сила. Малюта пришел посмотреть на нас, людей из настоящего Мира, дабы понять, лучше мы стали, или же нет. Он молча слушал рассказы Гришки и Лешки про их хожение по нашим горам и лесам, по городам и весям, с горечью и состраданием выслушивал истории Русланы, и только перед прощанием он поведал мне, кто он на самом деле… Это было очень удивительно. Выслушай его историю….
В далекие времена, про кои и сказок не сказывают нынче, жил в земле словенов молодец именем Малюта. Был он и хорош собой, и силен, и умом не слаб, а все не хватало чего-то молодцу, все искал Малюта то, чего не знал-не ведал. И вот в одну дождливую и безлунную ночь напали на село силы темные. Злоба их была велика, и сила была в них могучая. Нападали недруги, аки звери дикие не ведая жалости ни к старому ни к малому. Бились селяне с ворогом, кто чем мог, да не равны силы, все меньше и меньше селян противятся лиходеям. Падали словены под ударами ворога, как дерева могучие в бурю страшную. Посредь сродников и могучий Малюта бился из последних сил. Ужо две слеги изломал о ворога, ужо сам поранен не единожды, а вместе с кровью алою уходит в родную землю и сила могучего юноши. Нет силы противиться, и почти не осталось оборонщиков селения, уже смерть неминучая черным вороном летает над головами словенов храбрых… Так бы и сгинул род Малюты, если бы Сварог могучий не появился на опушке не ждано-не гадано. Гулял он по лесам окрестным рука об руку с Полканом и слушал его сказ о том, как Полкан вместе с Гамаюном строили Святилище на горе из Алатырь-камня. Слово за словом, подошли они к опушке леса, где в селении шла смертная сеча. Шум людских распрей не отвлек бы его от беседы, да удивился Сварог долгому шуму битвы. Выйдя на опушку узрел он, как губят нелюди род словенов, кои хоть и слабы и числом малы, но не сдаются и о пощаде не испрашивают.  Вскипел тут Сварог яростью праведной и блистая мечом ринулся в битву. Много посек Светлый Бог злодеев, но много больше побил резвый Полкан: кого клинком сразил, кого копытом упокоил, а коих и копьем пронзил…. Не выдержали натиска Сварога прислужники Бога Черного, и кинулись прочь бежать по лесам и падям прятаться, а Сварог с приятелем пошел поглядеть на мужей отважных.
Радовались селяне чудесному спасению, благодарили Богов за помощь, и только израненный Малюта смотрел хмуро и угрюмо молчал. Узрел Сварог сердитый взор юноши и спросил у непобежденного в сече русича:
- Гляжу, Малюта, не по сердцу тебе подсобка наша, али ты в сече той неправой безвременную погибель решился сыскать?
Не убоялся блистающего Бога Малюта и, глядя ему в синие очи, ответствовал с горечью:
- Вижу, любо тебе силу свою являть, да много лучше бы случилось, коли ты дал людям свое оружие, дабы можно было самим род свой оборонить, не ожидая твоей милости!
Насупил брови Сварог, потемнели его очи ясные, да легким облаком пронеслась и исчезла в его лике обида на речи Малюты:
- Доброе слово молвил ты, но прежде чем оружие мое испросить, приладься к нему сперва, а уж потом гневись словом неразумным!
Ответил Малюте светлый Бог и протянул свой меч, клинок которого серебрился и мерцал как светлые струи чистого ручья. Малюта спешно ухватил рукоять в горячке и широко взмахнул клинком. Стоящий рядом куст упал от легкого прикосновения меча, но и Малюта рухнул на колени под неперносимой тяжестью дивного оружия.
- Тяжел твой меч, непобедимый Бог, не по силам мне биться им…. Но все же, пущай не твой, а надобен меч словену для защиты рода своего и земли-матушки от лиха темного…
Понурив голову, проговорил могучий юноша и в глазах его орлиных сверкнули хрусталем слезы обиды на бессилие свое. Сварог задумчиво смотрел на обессиленного и обескровленного молодца, но взяв выпавший у Малюты меч, произнес весело:
- Что бы меч был по силам, и верен в сече, не проси его у Бога, а сделай сам!
Малюта удивленно поднял очи на светлый лик, и с надеждой спросил:
- Заступник земли нашей, научи меня ковать оружие, и никогда, никакой ворог не одолеет силу словенов! Без сна и отдыха, покуда живы, мы будем ковать мечи, дабы ворог лютый не бесчинствовал в наших селениях!
Ничего не ответил Сварог, только подняв в небо палец медленно опустил его к земле, словно свел звезду с темнеющего небосвода, а после, не прощаясь шагнул в сторону леса. А когда невдалеке раздался гром, Полкан хлопнул рукой по плечу Малюту, весело сказал:
- Садись на меня верхом, и поедем искать железо, подаренное тебе Сварогом, ну апосля я научу тебя ковать мечи!
Забыв про боль и усталость, Малюта вскочил на спину Полкану и они умчались в темную чащу леса в поисках небесного железа. После целого дня блуждания по оврагам и падям, набрели они на свежую яму неглубокую, которая курилась дымом и теплой землей. Там, на дне этой ямы и нашел Малюта тяжелый и горячий камень. Полкан помог достать его из ямы и, весело подбадривая спутника, понес его в селение. Без памяти упал юноша в избе, едва добрался до родного дому и семь дён не открывал очей своих лазоревых. Когда же на осьмой день Малюта очнулся и вышел из избы, то на подворье увидел он новое стрение. Покуда Малюта спал и набирался сил, неутомимый Полкан построил для друга кузню с горном, мехами, наковальней и прочими примудростями…..

Скоро в селе весело зазвенела кузня громко и раскатисто. По домам проносился запах гретого железа, которое Малюта под прглядом Полкана, ковал денно и нощно, не ведая сна и отдыха. Теперича пытливый юноша называл наставника по имени, - Китоврас. Не каждому смертному Полкан открывал свое имя. День за днем сильный и сметливый Китоврас учил Малюту до коего цвета греть железо в горниле, когда требно сильно ударить, когда полегче, как охладить пламенеющий клинок в воде, дабы он стал несгибаемо крепок! Не день и не месяц прошли в тяжких трудах, пока Малюта отковал свой первый булатный меч! Его меч был остер, аки меч Сварога, но не отнимал силу у человека и был по плечу сильному и смелому воину! Малюта был счастлив и безмерно благодарен Китоврасу за его науку и помощь. Но более мастера радовался сам Китоврас, подаривший людям умение ковать железо! Когда же Малютя усвоил все премудрости и ухватки, Китоврас пришел попрощаться с другом. Он был ему уже не потребен, но Малюта уговорил наставника не оставлять его и жить рядом, потому как жалко было ему расставаться с добрым другом, и Китоврас остался на долгие годы…
Теперь ужо мастер и сам мог отыскать железный камень, добыть из него чудо-метал, сжигая дрова по-мудреному, отковать и меч, и лемех для сохи, но очень любил, когда верный друг и наставник Китоврас молча присматривал за его работой. Хотя он и не мог ничему новому научить Малюту, но в дни когда он забегал в кузню, мастеру ковалось веселее, а мечи и серпы получались и острее и красившее! Но время все меняет, и однажды, не простившись Полкан ушел из селения. Так на земле словенов появился первый кузнец, и с той самой поры всяки лиходеи с большой опаской ходили в деревни за поживой и кровью…..

Выслушав эту странную историю, я спросил у Ольги:
- Сказка чудесная… Но вот только про Полкана или Китовраса я прежде не слышал. Кто он и почему о нем не осталось памяти.
Ольга улыбнулась в ответ озорно и почти по-детски, а в добрых глазах ее звездочками заискрилась хитринка:
- Добро тебе зваться сказочником! Много слышал, много ведаешь, а про Полкана не знаешь… Неправильно это. Почему у нас в русских землях мы знаем о кентаврах, а то, что в Руси он звался «Полканом», про то знания нет… Нехорошо это, сказочник…
- Но почему память о Китоврасе не сохранилась в народе?
Удивился я.
- Люди виноваты. Они очень сильно обидели Китовраса…. Он много раз выступал в битвах на стороне словенов, принося им победу, но не простил людям жестокости и бессердечия. Потому и ушел в пущу Белой Вежи. С той поры никто не видел его. А Малюта время от времени ходить через перекрестки Миров в надежде испросить у друга и наставника прощение за людскую жестокость. Но это, сказочник, уже совсем другая сказка.
Было еще не поздно, и я упросил хозяйку поведать мне эту странную историю….

…. В те далекие времена, когда Бог Род создал землю словенов, он засадил ее густыми лесами, которые населил зверьем самым разным. Ветер гладил степные травы и радовался тенистым лесам и рощам, звери не зная страха бегали по тропкам и распадкам лесным. Птицы вили гнезда и высиживали яйца. Этот Мир так понравился Роду, что он решил не любоваться им в одиночестве и создал Богов, а потом он создал род словенов и повелел ему жить правильно на подаренной Родом земле, без нужды не губя леса и зверье. Как-то, Полкан уговорил Бога создать для него родню, что бы не так скучать на прекрасной земле. И вот, внимая просьбам Китовраса, создал Род дивных Коней! Ах, как прекрасны были Кони! Китоврас называл их родными братьями, и по примеру Полкана, Кони верно служили людям. Очень жалко, что нам уже никогда не увидеть тех первородных могучих зверей! Они были добрыми, честными и смелыми, обладали могучими крыльями, и могли долетать до самых звезд! А как они пели!!!!! Их голосам подражали все певчие птицы земли! Это Кони научили петь и соловья, и кенара, и иволгу! Но больше всего Кони любили людей. Они учили людей петь, слагать слова в стихи, а тех из людского рода, кто мог их услышать и понять, Кони поднимали на своих спинах высоко в облака! Глядя на красоту земли словенской, люди начали слагать былины и песни, с благодарностью воспевая в них своих преданных и могучих друзей….
Но, увы, не все люди были добры к Коням. Те, кто был холоден сердцем, подучаемые Чернобогом и снедаемые завистью, стали ловить коней и ездить на них верхом. Кони, хоть и не любили их, но возили на своих спинах, потому, как считали своим долгом служить людям…. Но человек с черной душой не знает меры. Скоро им стало неудобно кататься на спинах Коней, и они стали надевать на Коней тяжелые седла, которые набивали им холки, стирали до крови шкуры и, что самое страшное, обламывали Коням крылья. Кони стали противиться, но нет предела человеческому коварству. На Коней человек набрасывал узду и, разрывая удилами рты, заставляли подчиняться своим приказам. Напрасно Китоврас просил людей со слезами на глазах не губить жестоко его братьев, но злое сердце глухо к призывам о милосердии…..
Так, за много лет жестокости, коням обломали крылья, и разорвали удилами рты…. И теперь они не могут летать, а вместо чудесного пения мы слышим только ржание напоминающее о боли Коней и людской жестокости… Не смог этого зла простить людям Китоврас, и покинул словенов навсегда, горько оплакивая злую судьбу своих крылатых некогда братьев. И хотя мы, люди, и погубили крылатых коней, они навсегда остались с нами, служа человеку верой и правдой, преданностью и верностью платя за черное злодейство людей.  С тех времен прошли бесчисленные века, но в каждом народе есть люди, которые и сегодня, завидев табун скачущих коней, чувствуют, как несут их над землей широко раскинутые невидимые крылья, а горячее дыхание коней и громкое ржание заставляет оглянуться, будто где-то там, далеко за горизонтом времен, эхом прокатилась красивая песня…..

Я слушал рассказ Ольги, ни словом не перебивая, ее и ощущал всю горечь ее слов так, словно я сам был виновен в беде Коней. Я стоял у окна, за которым уже хозяйничала Ночь. Закрыв глаза, я внимал звенящему обидой голосу хозяйки, и в гуле осеннего дождя, я угадывал табун скачущих коней. В звуках ветра слышался топот копыт, но земля не дрожала, потому что кони летели над землей, махая могучими крыльями, и пели о том, как ветер суетливо причесывает им гривы омытые дождем и ласково перебирает легкие перья в их крыльях. Я видел летящий табун вороных, гнедых и чалых, а где – то рядом бежал, ликующий и счастливый Китоврас….
- Прости, хозяйка… а как же крылатый Конь Ядвиги? Он же верой и правдой служит ей! Сам видел!
Внезапно, словно очнувшись от сна, спросил я у Ольги. На что получил согласный кивок хозяйки.
- Ты прав и неправ, сказочник! Конь не служит Ядвиге, а помогает ей. Он вольный Конь и нет у него хозяина! Никто и никогда не наденет на него узду и седло!
Я снова попытался возразить:
- Но ведь он ходит под седлом! Ступа Ядвиги, сделанная Никитой-кожемякой…
- Да, но Конь сам попросил Никиту сделать такое седло, что бы Ядвига случайно не упала во время полета. Кожемяка два десятка седел сделал, пока не сладил такое, какое не будет мешать Коню летать! А «Свобода»… для каждого она разная. Кто-то хочет жить сам по себе, но Конь он другой. Он по настоящему Свободный! Можно закрыть голову крыльями и ничего не делать, но тогда рано или поздно Зло настигнет тебя! А можно быть Свободным и защищать свою Свободу! Он сам выбрал свой путь помощи в защите Добра, и потому Ядвига никогда не приказывает Коню, а объясняет, что надо сделать! Конь готов умереть в борьбе со слугами Чернобога, защищая свою свободу и свободу людей. И он сам выбрал этот путь истинной СВОБОДЫ!

«Как жалко, что наша жизнь так коротка» думал я неторопливо мокнув под дождем, пробираясь по темным улицам города. «Мы даже не успеваем понять всю глубину слов, смысл поступков, и не знаем самого главного: кто мы? Откуда мы? Для кого и зачем мы появились на этот свет? Как жалко, что мы никак не поймем что «свобода» и «безответственность» это разные понятия….»

20,12,2019год.


Рецензии