Самые дорогие картины в истории. Часть 5. Лекция

7 место.
Марк Ротко (1903-1970) «№ 6» («Фиолетовое, зелёное и красное»). На закрытом аукционе в 2014 году миллиардер Дмитрий Рыболовлев за 186 миллионов долларов приобрел данное произведение искусства.
НАСЛЕДНИК ЕВРОПЕЙСКОГО АВАНГАРДА В АМЕРИКЕ
Родился в России, родители иммегрировали в Америку, опасаясь еврейских погромов. Вырос в Америке. Получил хорошее образование. Йельский университет. Но посвящает себя ис-ву. Образование живописца. Проходит через все возможные влияния и фазы европейского (фигуративного) ис-ва (модернизма) еще до войны.
Маркус Яковлевич Роткович – американский художник, родился в 1903 в Витебской губернии (ныне Латвия), умер в 1970 в Нью-Йорке. Один из создателей ЖИВОПИСИ ЦВЕТОВЫХ ПОЛЕЙ (Америка 1940-1950-е), ведущий представитель абстрактного экспрессионизма. Воспринимал искусство как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.
В Америке выступал с протестами против буквальной живописи. Еще в 1950-е считался радикалом.

В 1951 году Ротко пишет полотно, главная цель которого, как и других его картин - апелляция к основным ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЭМОЦИЯМ.

- Сюрреалистически изображал мифологические истории;
- Символы;
- Полуабстрактные формы, рожденные фантазиями и сновидениями – получили название биоморфные.
Все это было стилистической ИННОВАЦИЕЙ
В 1936 начал писал научное исследование о сходных принципах детского рисунка и работ современных ему художников. Где первый поднял эту тему. Т.е. научным языком описал все то, что происходило в мире искусства вот уже более 30 лет. За что получил научную степень.  Ротко считал, что модернист, как ребенок, и человек примитивной культуры, должен выразить внутреннее ощущение формы без вмешательств разума. Это физический и эмоциональный, не интеллектуальный опыт.
Ротко стал использовать ЦВЕТОВЫЕ ПОЛЯ в акварелях и городских ландшафтах, именно тогда предмет и форма в его работах теряют смысловую нагрузку. Сознательно стремился имитировать детские рисунки.
Создал «мультиформы» - картины, состоящие из нескольких цветовых плоскостей. Сформулировав свою задачу как – «простое выражение сложной мысли».
«№ 6» («Фиолетовое, зелёное и красное») – в ряду работ, прославивших художника при жизни. Как правило это прямоугольные полотна большого размера с парящими в пространстве цветовыми плоскостями – открыл живопись «цветового поля».
Художник-интеллектуал. Находился под влиянием философии психоанализа (Юнг, Фрейд).
Искренне считал, что его картины, если смотреть на них какое-то время, могут освободить бессознательную энергию в человеке, ранее высвобождаемую мифологическими образами, символам и ритуалами (шаманами). Мнил и преподносил себя как ЖРЕЦА.
Считал, что название ограничивает трансцендентные цели его картин (после II мировой картинам не дает названий). 
Был одним из не многих художников, кто теоретически описал свой метод работы. Т.е. был не только практиком, но и теоретиком искусства.

Хороший маркетолог. Почувствовал время. Писал эссе и научные статьи по типу Фрейда, в которых научным языком убеждал всех и вся, что его работы стоит покупать, т.к. они способны исцелить. Настоящий еврей. Сам о себе создал миф.
Его работы хорошо вписываются в интерьер (интерьерная живопись).

Марк Ротко – зритель переживает произведение как опыт (экспириенс). Прибывает внутри этой работы, нежели перед нею.
Эта живопись – КВИНТЭССЕНЦИЯ ЖИВОПИСИ –
нашли и выразили ее именно американские абстрактные экспрессионисты сер. ХХ в.
Живопись, которая НЕ ОПИРАЕТСЯ ни на сюжет, ни на повествование, ни на декоративные элементы.
АБСТРАКЦИЯ – чистейшее выражение живописи.
Ротко, Поллок возможности живописи доводят до предела.
Дальше в чистой живописи уже нечего делать, поэтому (те задачи, которые они ставят) можно и нужно продолжать другими средствами – медиа- искусство, инсталляция. Одна и та же задача переходит в другие ср-ва  и  виды ис-ва. Это логика современного ис-ва, необратимый исторический процесс, хронология.

ПЕРСОНАЖИ  Ротко -- это ФИГУРЫ и ЗНАКИ – АБСТРАКТНЫЕ ФОРМЫ – МУЛЬТИФОРМЫ (фигура сливается с фоном – исчезает деление на фигуру и пространство) – ЦВЕТ (как доминирующий фактор воздействия на зрителя)

В 1920-е преподавал живопись детям (НО больше учился у детей).
ГОВОРИЛ: Ни в коем случаи не начинайте живопись с рисунка. Первоночальный импульс живописи – желание положить цвет, воздействие цвет (близок к Кандинскому). Идет дальше – цвет не привязан ни к какой форме (у Кандинского четкая привязка –  каждой геометрической форме соответствуе свой цвет). Но форм в ис-ве Ротко все меньше.
Управляя цветами играл на сознании зрителя. Считал, что нужно не рассказывать зрителю историю, а добиваться того или инного психологического эффекта.
Конец 1940-1950 – (живопись зрелого периода) НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ФОРМУ, ТОЛЬКО ЦВЕТ (но всегда есть ощущение пейзажа).   ПРЯМОУГОЛЬНИКИ цвета. Выплескивается на зрителя энергетическое поле и затягивает зрителя (не заглядываешь внутрь, а наоборот).
Влияние Кандинского, Тернера (почти не фигуративен), Матис (высвобождение цвета).

ОСОБЕННОСТЬ АМЕРИКАНСКОГО АБСТРАКТНОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА – ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ПОЛОТНА, расчитаные на музейные залы.
Отказывался учавствовать в коллективных выставках. Выставляет только сериями. Нельзя взять одну картину. Можно взять только серию и повесить так как считает нужным и специально выставить для них свет (дизайнер).
Т.е. зритель должен оказаться в некой среде (КАРТИНА ГЕННЕРИРУЕТ ПОМЕЩЕНИЕ, а не наоборот).    


;


Рецензии