Самые дорогие картины в истории. Часть 7. Лекция

5 место. Джексон Поллок (1912-1956) «Номер 17А» (1948).
Картина была продана на частных торгах в 2015 за 200 миллионов долларов.

Рассказать историю картины. Терри оживила Поллока, а Поллок оживил Терри.

Полок при создании этой картины, как и всех своих вещей, полагался лишь на интуицию и вдохновение, не используя набросков и эскизов.
-Ярчайший представитель абстрактного экспрессионизма (Живопись действия, живопись в действии). Льющаяся техника. 
После Поллока произошел переход живописи в новое качество. Основоположник перформанса (наряду с Ив Кляйном). Воплощение живописи в чистом виде, живописи как таковой, которая достигает своей кульминации в сер. ХХ в. Живопись которая прекрасна не потому, что что-то изображает, а потому, что равна самой себе (чистая форма). Только формальная композиция, без всякого образа (отказ от связи с действительностью). Лишь свое состояние. Но НАЗВАНИЯ ОБРАЗНЫЕ: «Осенние ритмы», «Лиловый туман», «Галактика», «Белый туман».
- Кульминация живописного и высшая точка, после которой живопись превращается во что-то другое – в перформанс-арт.   
- Повлиял абсолютно на все, определил как будет развиваться искусство после него. Не было продолжателей и учеников.
- Последняя фигура, которая не открывает историю, а закрывает ее. После него в живописи уже сказать нечего (нового). Закончилась эра живописи, наступила эра перфоманса, концептуального искусства.
Полок – одна из первых звезд американского ис-ва, при жизни назван ВЕЛИЧАЙШИМ ИЗ НЫНЕ ЖИВУЩИХ ХУДОЖНИКОВ (закрыл эру живописи))))). С абстрактным экспрессионизмом американское ис-во перестало себя чувствовать периферией европейского ис-ва и почувствовало свою ценность и аутентичность.
ИДЕОЛОГ И ЛИДЕР абстрактного экспрессионизма.
Творчество – ВОПЛОЩЕНИЕ МОДЕРНИЗМА ХХ в.

Много переезжали до 15 лет (потерял фалангу пальца, нервозность). Раннее творчество – отражена тема путешествий. Томас Харт Бентон (учитель). Школа прикладного искусства.
В живописи – ощущение огромного пространства, простора, горизонтальности Америки, ее ландшафта на Западе (большие холсты).

- Работал с психоаналитиком, который посоветовал заняться автоматической живописью (на манер автоматического письма). Если писать быстро, то сознание не успевает цензурировать подсознание (из глубин подсознания могут выйти интересные вещи).
- Художника интересовал процесс раскрытия подсознания на поверхность холста (техника джазовых музыкантов, импровизирующих в потоке нот. Лабиринт слов у реп-исполнителей).
ИСТОЧНИК: ПОДСОЗНАНИЕ
 
- выразил свои эмоции, эмоциональное опустошение (душевно болен, злоупотреблял алкоголем с 17 лет). Живопись для него как арт-терапия.
-ритуальный танец (МЕДИТАЦИЯ, ТРАНС, РЕЛАКС). Танцуя, судорожными движениями забрызгивал краской большие полотна (песчаная живопись индейцев наваху). В процессе этого НИКОГО И НИЧЕГО НЕ ЗАМЕЧАЛ ВОКРУГ (мог долго находиться в таком круговороте).

- НЕТ ОБЫЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ХУДОЖНИКА.
ОТКАЗ ОТ ХОЛСТА и МОЛЬБЕРТА. Работал на полу и или стене (как на Востоке). Иногда прибивал к ним холст (я должен чувствовать сопротивление поверхности). На полу легче всего. Я МОГУ ХОДИТЬ ВОКРУГ НЕЕ, РАБОТАТЬ С 4х СТОРОН И БУКВАЛЬНО БЫТЬ ВНУТРИ НЕЕ – ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЕЕ ЧАСТЬЮ.
- писал не кистями. Кистями брызгал (кропит священник). «Джек разбрызгиватель».
-писал палкой, ножом, совком, ладонями, тюбиком (техника ДРИППИНГ – выдавливание и разбрызгивание краски из тюбика прямо на холст.
- ЛЬЮЩАЯСЯ ТЕХНИКА (как шоколад на торт) (совершил прорыв). Краску смешивал с песком, битым стеклом.
- Я НЕ ОСОЗНАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ, когда работаю, ПОНИМАНИЕ ПРИХОДИТ ПОЗЖЕ (не думаю о конечном результате).
- Но работа не была случайной, весь процесс контролировался (даже поток, струя краски). Контролировал движения тела.

Критики:
- Клубок спутанных волос;  контурные карты битвы;  горелые макароны,  катарсис гибели, упадок.    (отразил эпоху, эпоха рождает художника)

Но автор предлагал смотреть на картины как на цветы, оставив всякий опыт, предрассудки.  Побеги цветов не спутанные волосы?
В этих картинах нет символов, третьих планов. Только музыка и гармония. На них нужно ПРОСТО СМОТРЕТЬ.

После смерти все работы сразу же проданы прямо из мастерской. Даже незаконченные. Одна работа – за 2 млн долл. – рекордная цена по тем временам за произведение современного ис-ва.
Поллок говорил: «Современный художник живет и работает в насквозь материализованный механический век, поэтому он должен отражать движения внутреннего мира, энергию действия, борьбу внутренних сил».
Я ХОЧУ ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВ, А НЕ ИЗОБРАЖАТЬ ИХ.

;


Рецензии