Самые дорогие картины в истории. Часть 8. Лекция

4 место.  Поль Гоген (1848-1903) «Когда свадьба?» (1892) (мешковина). Продана за 210 млн. долларов известным швейцарским коллекционером Рудольфом Штехелином в 2015. Ранее полотно хранилось в музее Базеля, а теперь принадлежит Qatar Museums - музейному ведомству Катара.

Поль Гоген прославился изображением таитянок и создавал романтические образы райского острова. Одна из девушек на картине - жена художника, 13-летняя, Техаамана.
Постимпрессионист (Сезанн, Ван Гоген). Принято считать последователями Клода Моне (Хотя учился  у Писсаро, Академия Калоросси).
Рынок выстроил шкалу популярности картин Гогена:
- ранние, импрессионистические работы ценятся ниже
- картины понт-авенского периода (конца 1880-х годов), на которых бретонские крестьяне превращались в красочные символистские фантазии значительно дороже.
- Таитянский период (начиная с 1891) самый дорогой. 
- отрицал импрессионизм (но вышел из его лона, наследовал его живописные завоевани). Резкая оппозиция к официальному искусству.
ПОИСК НОВЫХ ХУДОЖЕСВЕННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ. Выдвигал новые принципы (Первый обратился к экзотической теме островов, детство провел в Перу. Стал первооткрывателем цвета (освободил цвет).
Но исходил из зрительного восприятия окружающей среды, действительности (много импровизировал). Сохранил образ объективного, реального мира.
Захваченный влиянием символизма (отрицал принадлежность), считал, что традиционная европейская живопись, построенная на Возрождении и Античности не исчерпывает всех художественных возможностей.
Вдохновляют: памятники СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ЯПОНСКАЯ МИНИАТЮРА, ИС-ВО ИНДЕЙЦЕВ МАОРИ, ВИТРЖИ И КЕРАМИКА РАННИХ ВЕКОВ И НАРОДОВ.
Вдохновляют страны за пределами Европы, далекие страны, на культуру которых, так свысока смотрели представители европейских цивилизаций. Считал, что МОЖНО ПРИОБЩАТЬСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ, ОСНОВАНЫМ НА ИНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ.
- ОТХОДИТ ОТ ПРИНЦИПОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ БОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО, ЧЕМ ДРУГИЕ ХУДОЖНИКИ.
Это не было бегство в мир вымысла и абстракции. Это был ПОИСК НОВЫХ ПУТЕЙ, ВЫХОД ЗА РАМКИ ОБЩЕПРИНЯТОЙ ТРАДИЦИИ.
- Тесно связан с художественными кругами Парижа. Но еще живя во Франции ИСКАЛ СОПРИКОСНОВЕНИЯ С ДРУГИМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПАМЯТНИКАМИ НЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
- Приехал на Таити зрелым мастером, но полностью «состоялся» лишь тогда, когда покинул Европу.
- Не был признан, гоним официальной критикой.
- Импрессионисты также не были признаны при жизни (отверженные), но были сплочены. Постимпрессионисты были РАЗОБЩЕНЫ (творческое одиночество, не понимание друг друга).
Дружеские связи, сказавшиеся плодотворно на их творчестве, были недолговечны и заканчивались драматично.
- Последователи Эмиль Бернар, Матисс, набиды (пророки)

ТАИТИ
ЦВЕТ   __   ЭКЗОТИКА  __  ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ ТВ-ВА (первобытное ис-во). Жители выходили в город одевали платья, приходили – снимали (бесхитростная чистота, первозданны, незамутненное сознание).
ЦВЕТ (подсознание, рефлексы, отношения «Белая лошадь») На Таити очень яркая природа, цвет (это и искал). Чистая живопись, освободил живопись, освободил цвет (академия сковывает цвет).
Цвет – основной раздражитель и основной источник информации. Цвет осуществляет вибрации.   
ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ ТВ-ВА (как и вся жизнь, без притворств, изощренного европейского ис-ва. Отойти от всех условностей)
СТРЕМИЛСЯ ПЕРЕДАТЬ СТОЯНИЕ («Когда свадьба?»- даю образный анализ полотна). «Какой смысл копировать действительность, когда появилась фотография, потом появится цветная фотография. Уже мы владеем методами обработки фотографии.
Нужно просто абстрагироваться от полученного опыта и посмотреть на вещь созерцательно.
САМОБЫТЕН. Округлые формы. 
Чтобы привыкнуть к непривычному нужно время.
Живопись Гогена музыкальна, она рождает цепь ассоциаций. Сравнивал живопись с музыкой.
Внешне статичные, монументальные формы, полнокровные образы не помещаются на холсте. Но в них есть внутреннее движение, страсть, готовность к действию. Затаенная страсть (живут любовью, страстью).
СИНТЕЗ ПЛАСТИЧЕСКОЙ И ПОЭТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ.
ПЕРВЫЙ ВЫШЕЛ ЗА РАМКИ ЦИВИЛИЗВЦИИ
- не был признан при жизни (как и другие постимпресс.).
Оказал влияние на все современное искусство.


Рецензии