Самые дорогие картины в истории. Часть 10. Лекция
Виллема де Кунинга – художник голландского происхождения, прибыл в Америку в поисках приключений. Мечты о дизайне. Дизайн в моде.
Яркий представитель американского абстрактного экспрессионизма и живописи действия (второй по популярности после Джексона Поллока).
Живопись жеста
Шел от дизайна. Поллок, Ротко, Бармен, Юмон – круг общения
Утвердил ис-во РАСПАДА.
РАСПАДАЮТСЯ ОБРАЗЫ художника.
РУШАТСЯ вплоть до ЛИНИИИ
С чем это связано?
1940-е. Мир распался, раскололся. После окончания II мировой войны пересмотрена геокарта мира. До него ис-во так или иначе СОЗИДАЛО.
Де Кунинг первый начинает РУШИТЬ ис-во.
РАСПАД ИЗОБРАЖЕНИЯ. Распадается абстракция, через нее просвечивается фон.
НЕ УДЕРЖИВАЮТ ФОРМУ и портреты.
ИНТЕРЕСЕН МЕТОД РАБОТЫ
(сохранились свидетельства как и у Поллока)
Писал долго, все время переписывал работу, постоянно возвращался РАЗРУШАЯ ЕЕ – в процессе появлялись 3, 4, 5 рука и нога, 3 грудь, что-то еще. Позже оставлял одну руку.
И так, пока не приезжал грузовик и не увозил работу на выставку.
Роберт Раушенберг пошел дальше (1925-2008) – стер работу Де Кунинга. И выставил это (стирал 2 недели – работа ручкой). Акт «живописи действия», «живописи жеста» (ни столько действие, сколько жест).
Де Кунинг на протяжении всей жизни несколько раз переходил от АБСТРАКТНОГО ис-ва к ФИГУРАТИВНОМУ (показывая условность этой грани).
Его предшественники (до него принято было так – АБСТРАКЦИЯ ОТРИЦАЕТ ФИГУРУ). ОН сказал НЕТ:
ИС-ВО СВОБОДНО и художник вправе писать что он хочет и когда хочет (его абстракции отрицают фигуративное ис-во и наоборот, попеременно).
ПРОПОВЕДОВАЛ СВОБОДУ ВО ВСЕХОТНОШЕНЯХ –
ПОЛНОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ ВСЯКИХ ЦЕННОСТЕЙ
До него проповедовали свободу от академизма (Сезан, Пикассо, др., он же пошел дальше – СВОБОДА ОТ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ) –
что хочу, то и творю.
ПОЛОТНА БОЛЬШИЕ (абстрактн. экспрессионизм) – зритель внутри полотна (нет отхода)
Что было ДО абстрактного экспрессионизма?
- Социальный реализм Задачи –НАПИСАТЬ общество
- Кубизм ОПИСАТЬ искусство
- Абстрактный экспрессионизм ПИСАТЬ (писать ради процесса письма)
Это движение не вперед, а ПРОЧЬ
Холст – целый мир, арена, на которой – акт творения –
АКТ ЖИВОПИСИ, ЖЕСТ ОСВОБОЖДЕНИЯ
от системы ценностей
Периоды
ДОВОЕННЫЙ МОДЕРНИЗМ (до Де Кунинга)
Пит Мондриан
культ совершенства
выверенная решетка
ПОСЛЕВОЕННЫЙ МОДЕРНИЗМ
Де Кунинг
несовершенство, неправильное
возводит в культ
рушит решетку Мондриана
1940-е
Нет среды, нет пространства, фигуры и пространство перемешиваются
ВЗАИМНОЕ НИГИЛИРОВАНИЕ ФИГУР И ПРОСТРАНСТВА
Серия женских портретов Параллельно работает над абстракцией
Фигуру сохраняет
+
Дикая улыбка (щерит рот) в моде.
У американца обязательно должна быть улыбка на устах (даже у мертвого в день похорон). История с похоронами
(Вертинский отвечает на это - мертвый месяц щерит рот кривой 1934)
Де Кунинг говорит: Хотите улыбку – получайте и
ВЫРЕЗАЕТ УЛЫБКУ ИЗ ЖУРНАЛОВ (стеб над американцами более 10 лет – создает серии – все изображение строится вокруг этой улыбки)
Улыбка Де Кунинга символизировала АВТОМАТИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ Америки НА МИР – ОТРЕШЕННАЯ БЕССТРАСТНАЯ УЛЫБКА
Это был его протест против всех ужасов ХХ в.– улыбка мертвечины.
- как попартист начинает работать с изображением изображения.
- опровергает поп-арта до его возникновения (т.к. ис-во Де Кунинга ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВСЕГО, чтобы ни изображал)
Экспрессионистские, распадающиеся, искривлённые, карикатурные, деформированные фигуры
Писал по воображению или с женских журналов
КОНЕЦ
1940х
ЧЕРНО-БЕЛЫЕ АБСТРАКЦИИ
Нет денег на краски. Работает ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭМАЛЬЮ
Связь живописи и письма, каллиграфии
Картина через которую сложно продраться
Все время РАЗРУШАЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ
В 1950
Цвет постепенно возвращается, так если бы цвет стал постепенно проступать из разрухи.
«Раскопки» (1950-е)
«ОБМЕН» – 1955. Абстракция, в которую вернулся цвет.
1960-е
Скульптура
Действие созидания формы и разрушения формы одновременно.
Свидетельство о публикации №219122101429