Самые дорогие картины в истории. Часть 10. Лекция

2 место «Обмен (Interchange)» (175,3х200,7) (завершена? в 1955) Виллема де Кунинга (1904-1997). В 2015 на частных торгах цена картины составила 300 миллионов долларов. В 1989 году продана на Сотбис за 20,68 млн. долларов.
Виллема де Кунинга – художник голландского происхождения, прибыл в Америку в поисках приключений. Мечты о дизайне. Дизайн в моде.
Яркий представитель американского абстрактного экспрессионизма и живописи действия (второй по популярности после Джексона Поллока).
Живопись жеста
Шел от дизайна.       Поллок, Ротко, Бармен, Юмон – круг общения
Утвердил ис-во РАСПАДА.
РАСПАДАЮТСЯ ОБРАЗЫ художника.
РУШАТСЯ вплоть до ЛИНИИИ
С чем это связано?
1940-е. Мир распался, раскололся. После окончания II мировой войны пересмотрена геокарта мира. До него ис-во так или иначе СОЗИДАЛО.
Де Кунинг первый начинает РУШИТЬ ис-во.
РАСПАД ИЗОБРАЖЕНИЯ. Распадается абстракция, через нее просвечивается фон.
НЕ УДЕРЖИВАЮТ ФОРМУ и портреты.

ИНТЕРЕСЕН МЕТОД РАБОТЫ
(сохранились свидетельства как и у Поллока)

Писал долго, все время переписывал работу, постоянно возвращался РАЗРУШАЯ ЕЕ – в процессе появлялись 3, 4, 5 рука и нога, 3 грудь, что-то еще. Позже оставлял одну руку.
И так, пока не приезжал грузовик и не увозил работу на выставку.

Роберт Раушенберг пошел дальше (1925-2008) – стер работу Де Кунинга. И выставил это (стирал 2 недели – работа ручкой). Акт «живописи действия», «живописи жеста» (ни столько действие, сколько жест).

Де Кунинг на протяжении всей жизни несколько раз переходил от АБСТРАКТНОГО ис-ва к ФИГУРАТИВНОМУ (показывая условность этой грани).
Его предшественники (до него принято было так – АБСТРАКЦИЯ ОТРИЦАЕТ ФИГУРУ). ОН сказал НЕТ:
ИС-ВО СВОБОДНО и художник вправе писать что он хочет и когда хочет (его абстракции отрицают фигуративное ис-во и наоборот, попеременно).
ПРОПОВЕДОВАЛ СВОБОДУ ВО ВСЕХОТНОШЕНЯХ –
ПОЛНОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ ВСЯКИХ ЦЕННОСТЕЙ
До него проповедовали свободу от академизма (Сезан, Пикассо, др., он же пошел дальше – СВОБОДА ОТ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ) –
что хочу, то и творю.

ПОЛОТНА БОЛЬШИЕ (абстрактн. экспрессионизм) – зритель внутри полотна (нет отхода)

Что было ДО абстрактного экспрессионизма?
- Социальный реализм         Задачи –НАПИСАТЬ общество
- Кубизм                ОПИСАТЬ  искусство
- Абстрактный экспрессионизм         ПИСАТЬ  (писать ради процесса письма)

Это движение не вперед, а ПРОЧЬ
Холст – целый мир, арена, на которой – акт творения –
АКТ ЖИВОПИСИ, ЖЕСТ ОСВОБОЖДЕНИЯ
от системы ценностей

Периоды
ДОВОЕННЫЙ МОДЕРНИЗМ (до Де Кунинга)
Пит Мондриан
культ совершенства
выверенная решетка

ПОСЛЕВОЕННЫЙ МОДЕРНИЗМ
Де Кунинг
несовершенство, неправильное
возводит в культ
рушит решетку Мондриана

1940-е
Нет среды, нет пространства, фигуры и пространство перемешиваются
ВЗАИМНОЕ НИГИЛИРОВАНИЕ ФИГУР И ПРОСТРАНСТВА

Серия женских портретов                Параллельно работает над абстракцией
Фигуру сохраняет
              +
Дикая улыбка (щерит рот)  в моде.
У американца обязательно должна быть улыбка на устах (даже у мертвого в день похорон).   История с похоронами   
(Вертинский отвечает на это - мертвый месяц щерит рот кривой 1934)

Де Кунинг говорит: Хотите улыбку – получайте   и   
ВЫРЕЗАЕТ УЛЫБКУ ИЗ ЖУРНАЛОВ (стеб над американцами более 10 лет – создает серии – все изображение строится вокруг этой улыбки)

Улыбка Де Кунинга символизировала АВТОМАТИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ Америки НА МИР  – ОТРЕШЕННАЯ БЕССТРАСТНАЯ УЛЫБКА 

Это был его протест против всех ужасов ХХ в.– улыбка мертвечины.

-  как попартист начинает работать с изображением изображения.
- опровергает поп-арта  до его возникновения (т.к. ис-во Де Кунинга ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВСЕГО, чтобы ни изображал)


Экспрессионистские, распадающиеся, искривлённые, карикатурные, деформированные фигуры
Писал по воображению или с женских журналов

КОНЕЦ
1940х
ЧЕРНО-БЕЛЫЕ АБСТРАКЦИИ
    Нет денег на краски.        Работает ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭМАЛЬЮ
Связь живописи и письма, каллиграфии
Картина через которую сложно продраться
Все время РАЗРУШАЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ

В 1950
Цвет постепенно возвращается, так если бы цвет стал постепенно проступать из разрухи.
«Раскопки» (1950-е)
 
«ОБМЕН» – 1955. Абстракция, в которую вернулся цвет.

1960-е
Скульптура
Действие созидания формы и разрушения формы одновременно.


Рецензии