Око Гора. Масоны

Е.Рерих об Оке всевидящем.

О масонах

Кто бы ни отвечал на вопросы относительно иконы «Всевидящее Око» — рядовой священник или священнослужитель высокого сана — вначале обязательно упоминаются масоны. В любых публикациях отечественного священства слово «масон» носит отрицательный характер. В светских СМИ этот термин стараются не упоминать. Другими словами, термин «масоны» звучит предостережением, а от чего?

В статье Н.К. Рериха «Средневековье» читаем: «Сообщают, что общеизвестное изображение "Всевидящее Око", так знакомое с древнейших времён в храмах византийских и православных, ныне признано масонским изображением. При этом такая ересь твердится людьми, которые, казалось бы, должны знать историю церкви и древнейших церковных символов. Неужели же история настолько мало изучается, что всякое преднамеренно злоумышленное лганьё простодушно воспринимается. Ведь это было бы более чем прискорбно»8.

Да, этот символ использовали в своём гербе масоны. У них он получил название «Лучезарной Дельты» и символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник. Иногда Всевидящее Око изображается с ореолом, а лучи, исходящие из него, распространяются вниз; присутствует ряд предметов, имеющих отношение к строительству.

У А.И. Клизовского есть небольшого объёма работа, которая называется «Правда о масонстве» (и написана как ответ на книгу Василия Иванова «Православный мир и масонство»), где он говорит: «В сущности, вся книга В. Иванова написана с одной определённой целью: разоблачить и раскритиковать деятельность "теософа, розенкрейцера и масона Н.К. Рериха". (...) ...Все выпады Иванова против Н.К. Рериха и против всех и всего, что не согласуется с его якобы православным мировоззрением, есть результат грубого невежества и злонамеренного искажения фактов, результат зависти ничтожества к признанному авторитету»9.

О масонах Клизовский пишет следующее: «Появление ордена масонов, или свободных каменщиков, относится к средним векам, когда в Западной Европе процветала готика. Строительство огромных храмов, дворцов и иных государственных зданий, которые до сих пор поражают нас непревзойдённой красотой техники и выдержанностью стиля, при всей своей массивности — лёгкостью и ажурностью и общим своим стремлением ввысь, к Небу, требовало особых знаний, которые передавались лишь посвящённым в это строительное искусство. (...) Молоток, наугольник, циркуль и другие инструменты каменщиков стали для них символами» каких-либо положительных качеств, которых нужно было достигнуть. «...Это были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя. ...Вера в Высшую, руководящую развитием жизни в мироздании, Силу, братство всех людей и народов, общность и единство религий и служение общему благу стали основными принципами учения масонов.

(...) Многие правители и влиятельные люди во всех государствах были масонами. (...) Кто из русских людей не знает, что император Павел и Александр Благословенный были мальтийскими рыцарями, то есть масонами. (...) В числе масонов перечисляются Новиков, Лопухин, Репнин, Куракин, Карамзин, Сперанский, Грибоедов и Пушкин. (...) Неужели эти лучшие и талантливейшие люди были крамольниками?»10

Этой темы касается в своей переписке и Е.И. Рерих: «Больно и стыдно за невежество сородичей. Также занятно слышать, как среди наших "просвещённых" и якобы "культурных" сородичей термин "масон" (древнейший, употреблявшийся первыми апостолами и Отцами Церкви) означает ругательное слово, более того, оно связано с самым отвратительным проявлением чернокнижия и прочими преступлениями. И никто из них даже не поинтересовался исследовать, что же представляло из себя это масонство? Не задумаются даже, почему же главы правительств и государств и посейчас носят титул Великих Мастеров масонских лож своей страны? Право, стыдно за некультурность наших соотечественников. Конечно, сейчас много бутафории в этих организациях и даже вредных лож, но ведь в каждом движении, в каждом учреждении вплоть до Церковных Конгрегаций есть свои паршивые овцы. Где только их нет! Я знала прекрасных масонов. Между прочим, и мой прадед Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов был масоном. Его считали спасителем родины, но сейчас и в него бросают грязью, называя его предателем. Конечно, со всею честностью Николай Константинович может сказать, что он никогда ни в масонских ложах, ни в других подобных организациях членом не состоял и не состоит. Много чего ему приписывается, и многие стараются хотя бы как-нибудь прикрепить его имя к своей организации. Мы знаем, как статьи и письма Н.К. подделывались и искажались до неузнаваемости»11.

Работа Клизовского вышла в Риге в 1934 году. Свыше 80 лет прошло с тех пор, но и в настоящее время
в обоих музеях Рериха, созданных СибРО, редкий день обходится без того, чтобы не слышать от посетителей предположений и о масонстве Рериха, и о его авторстве рисунка на долларовой купюре США.

Изображение символа Всевидящего Ока, который мы видим над пирамидой на американской долларовой купюре, никакого отношения к Рериху, конечно же, не имеет. Оно непосредственно связано с Большой печатью Соединённых Штатов Америки.

Печать эта имеет две неодинаковые стороны. На одной — изображение белоголового орлана — нацио­нального символа Штатов, держащего в лапах стрелы и оливковую ветвь. На обратной стороне изображена пирамида, вершина которой увенчана символом Всевидящего Ока в треугольнике, а вокруг него расположены слова, в переводе означающие «оно благосклонно к начинаниям нашим». Римские цифры в основании пирамиды — 1776 — год, когда была провозглашена независимость Америки от Англии, это начало американской государственности, когда 13 штатов стали самостоятельным государством. Такой вариант печати был утверждён Конгрессом 20 июня 1782 года — отметим, за 92 года до рождения Н.К. Рериха. Таким образом, современный рисунок долларовой купюры, который был утверждён Ф. Рузвельтом в 1935 году, повторяет одну из сторон Большой печати США.

Учение Живой Этики

Рассмотрим, как освещается этот символ с позиций Учения Живой Этики.

«Для Всевидящего Ока мы — открытая книга...»12 — пишет Елена Ивановна Рерих. «Заботясь о нас, Великому Учителю часто приходится хранить молчание, но Его всевидящее Око следит за нами, и многие препятствия и опасности устраняются с нашего пути»13.

Немало говорится об этом символе и в Записях Б.Н. Абрамова. «Невидение — не оправдание, если знаете о Глазе Орлином. Всевидящее Око есть символ рекордов Акаши»14. Рекорды Акаши, скрижали Акаши, свитки Акаши, хроники Акаши — такими терминами обозначается в Учении «тончайшая сверхчувственная духовная субстанция, наполняющая всё пространство»15.

«Множество глаз следит за поступками и действиями воплощённых. Одиночества и изолированности нет»16.

«Утверждаем действительность перед лицом кажущейся очевидности и в соответствии с законами обоих миров»17.

Говоря о Великих Учителях, приходящих на Землю для помощи человечеству, Елена Ивановна писала: «Спасители эти подвизались на всех поприщах жизни, на всех путях знания истинного. Труды их сжигались, и сами они подвергались жестоким гонениям. Но все эти знания хранятся в пространстве на нерушимых скрижалях Акаши. Будет время, когда эти рекорды будут читаться просветлёнными сознаниями»18.

«Пространство видит и хранит, пространство слышит и запомнит»19, — сказано в «Капле» Н.Д. Спириной.

Нас окружает Пространство, в котором не просто рекордируются все наши деяния, но Пространство Живое, одухотворённое Великим Присутствием — его можно назвать Божественным Началом, Богом, Абсолютом или Сознанием и Разумом Старших Братьев человечества.

Великий символ, о котором мы говорили, есть вечное напоминание о том, что человек не одинок, что над ним всегда простёрта Рука Помощи. Это также напоминание об ответственности за все наши дела и мысли, ибо мы всегда «ходим перед Господом» и Его Око — над нами.

И в наших каждодневных трудах, и в решающей борьбе за переустройство мира, в которой мы участвуем по призыву наших Старших, мы неизменно повторяем: «Отче Сергие, Дивный, с Тобою идём, с Тобою ПОБЕДИМ


Рецензии