Голубая Надежда. Нелегко быть султаном ч. 11

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Нелегко быть султаном

"Умей оставаться самим собой, и ты никогда не станешь игрушкой в руках судьбы"
(Парацельс)

  Где только не побывал голубой бриллиант Око Бхайравы!  В каких странах и континентах, а в каких руках...с аристократическими пальцами и скрюченными подагрой, женских игривых пальчиках, украшенных драгоценными кольцами и хватких, опытных руках ювелиров.
  Все хотели его заполучить и распоряжаться им. Но голубой бриллиант думал иначе. Именно он, Око Бхайравы,  владел душами людей и играл их судьбами, как игрушкой.
   Никого не жалел, ни друзей, ни врагов, ни женщин, ни детей, ни влюблённых, нелюбимых, ни страстных, ни холодных сердцем, ни богатых, ни бедных.
  Никому не сочувствовал, никого не оставил в покое. Проклятие Ока Бхайравы  ожидало каждого, кто прикоснулся к нему.
  Не пожалел и  Энже - любимую наложницу султана Абдул Хамида, которой он подарил этот прекрасный  бриллиант, а потом и самого султана.
"Любовь нужно дарить, как цветок, а не вешать, как камень на шею"
(Юзеф Бестер)
   Имя Энже -  женское,  с тюркскими корнями, означает "жемчуг",  "жемчужина". Так называют девочек  в Турции, Азербайджане, Казахстане, среди башкир и татар. Смысловые аналоги - Маргарита и Гоар.
   Армянское Гоар произносится Го;ар и означает: драгоценность, жемчуг, бриллиант, сверкающий, блестящий, искрящийся.
    Именем ткачихи Гоар назван один из мировых шедевров ковроткачества, самый ранний из сохранившихся армянских ковров Карабаха - знаменитый безворсовый ковёр "Гоар",  датируемый 1700 годом.
  Персидское слово гохар (гавхар) привело к возникновению имён: арабское Джавхар, индийское   Джавахарлал, чеченское Джохар.
"У красивой женщины всегда красивое имя"
(Юзеф Булатович)
   Как Энже попала в гарем?  Родители сами отдали девочку. Многодетная семья Бейтугановых из Черкесии так обеднела, что Гулез и Басир вынуждены были продать в обучение соседу - сапожнику Болету Дагужиеву старшего сына Бекира. (1)
 Но и этих средств надолго не хватило. Постоянной работы у Басира не было, перебивался временными заработками. Сапожная мастерская, доставшаяся ему по наследству, терпела убытки из-за козней Дагужиева. Всех постоянных клиентов отбил пройдоха Болет, распространяя про соседа злые сплетни.
 Когда в Архызе (2) появились посланники султана, набиравшие молодых девочек для обучения в наложницы для гарема, Басир решил:
- Пусть хоть одна из дочерей будет жить в достатке и удовольствиях. Говорят, что в гареме султана Абдула - Хамида наложниц не обижают.
 Гулез вынуждена была согласиться.
"Пусть хоть одной повезёт. Может, и за достойного человека замуж выйдет, будет жить в достатке".
  Из трёх девочек: старшая Айшет, средняя Дахрет, младшая Энкерхет -  выбрали самую младшую. Дома её называли Цук-Цук - маленькая-маленькая. Девочке было  всего шесть лет.
- В этом возрасте ни в физической, ни в нравственной чистоте не ошибиться, - так сказал посланец султана, внимательно рассматривая Энкерхет.
  Его привлёк необычный для черкешенки цвет волос - тёмно-русый с рыжеватым отливом, словно золотые нити вплетались в косы.
  Для шестилетней девочки у Энкернет были необычно длинные роскошные волосы, даже длиннее, чем у старших сестёр. Это уже в гареме ей дали имя Энже - жемчужина.
  Среди других девочек Энкерхет была самой маленькой, но уже тогда выделялась красотой и не только. Была не по годам  умной, усидчивой к обучению и послушной. Хотя очень подвижной. Не ходила, а летала, словно танцуя.
   В медресе при гареме малышек обучали  основам ислама, музыке,  турецкому языку, азам письменности и счёта. Энже  легко давались все науки. Она жадно впитывала знания, быстро научилась говорить по-турецки. Скоро совсем забыла родной язык, как и родных и особенно то, что когда-то голодала.
  А дома Гулез  часто вспоминала младшую дочь.
"Как там моя харзина - моё сокровище?"
Она никогда не подавала виду, что любила младшую дочь больше старших девочек. Раставание тяжело далось ещё молодой женщине, выглядевшей старше своих лет из-за тяжёлой работы. Слёзы скрывала. По ночам Гулез повторяла про себя, как молитву:
"Пусть хватит сил у тебя пережить всё и всё превозмочь..."
  Поначалу Энже вместе с другими девушками  занималась во дворце домашней работой. Будущим наложницам прививали хорошие манеры, поощряли  их таланты.
   Девушки с каллиграфическим почерком отправляли в канцелярии. Невольниц с музыкальными способностями учили  пению и игре на музыкальных инструментах.
  Литературно одаренные упражнялись в сочинении цветистых любовных писем. Это потом Энже  поможет в переписке с султаном.
  Когда Энже подросла, она в совершенстве  овладела искусством беседы и кулинарии. Считалось, если девушки в гареме не будут знать 50 способов приготовления баклажанов, то останутся старыми девами. А никто из них старыми девами оставаться не хотел, каждая мечтала выйти замуж за султана и родить ему сына. Вот и старались друг перед другом.
  Энже никогда в споры не влезала, держалась в стороне, старалась ни с кем не ссориться, наоборот, помогала, подсказывала и девочки, а потом и девушки были с ней дружелюбны.
  Иногда девушек пускали на кухню гарема, где всем верховодил Шевкер -ага, потомок повара Султана Сулеймана. Так Шевкер - ага научил Энже готовить любимые Абдул-Хамидом плюшки. А Энже однажды обваляла их в шербете*
*Шербет - в таджикской кухне густо вываренном засахаренный сироп, похожий на жидкое варенье.
- Молодец Энже! - похвалил  Шевкер- ага девушку и на следующий день приготовил лакомство для  Абдул-Хамида. Правда ему пришлось первым попробовать плюшку в  присутствии самого султана. Ведь было такое, что приготовленное его предком Шекер-агой  блюдо отравили.
   Много разных блюд изобрели в  султанском гареме. Одно из них -  бабагануш, так полюбившийся Абдул-Хамидом.
   Бабагануш - популярное блюдо восточной кухни, закуска, состоящая главным образом из баклажанов, смешанных с приправами
(с кунжутной пастой, оливковым маслом, лимонным соком).
  Баклажаны предварительно целиком запекают или жарят над огнём или углями. Таким образом мякоть становится мягкой и приобретает запах блюда, приготовленного на углях.
"Всё-таки кухни - это совсем особенные места. На кухнях сами собой произносятся вещи, которые ни за что нельзя выговорить, к примеру, в гостиной"
(Фридрих Незнанский "Ошибка президента")
   Турецкая кухня имеет свои особенности и  идеально подходит для тех, кто хочет сесть на диету.
   Во-первых, в меню  входят  овощи в больших количествах, особенно запечённые баклажаны.
   Во-вторых,  всё готовят на оливковом масле, а это не только вкусно, но и очень полезно.
    В-третьих,  используют самое диетическое мясо - баранину, телятину и курицу.
   В-четвёртых,  салаты и овощи никогда не заправляют майонезом. Только лимонный сок, немного уксуса и оливковое масло.
  Чаще всего турецкие повара сдабривают всё  сквашенным  кислом молоке - йогурте. Даже мясо в йогурте готовят.
  И ещё обожают кофе. И как здесь  говорят:
  "Память об одной чашке турецкого кофе живёт 40 лет".
  Родиной кофе считается Эфиопия, но кофе приготовленный по-турецки  один из самых популярных рецептов в мире.
   Кофе по-восточному или кофе по-турецки -  кофе, приготавливаемый путём варки молотых кофейных зёрен в джезве/турке, иногда с добавлением сахара.
"Истина недоступна тому, кто не приобщился к пенной благодати кофе"
(Шейх Абд Аль-Кадир)
   В Турцию кофе был завезён из Йемена в XVI веке. По первой версии это сделали сирийцы Шемс и Хютм в 1555 году, когда совершили поездку в Турцию.
   По другой - это произошло при султане Сулеймане Великолепном. Губернатор Йемена Оздемир Паш угостил султана напитком, который показался ему настолько  божественным и  так сильно впечатлил, что в скором времени во дворце появилась новая должность "главный кофевар".
  Распространение кофе в Османской империи дало толчок развитию ремёсел по производству золотых и серебряных подносов, серебряных кофейных наборов, изделий из фарфора и меди.
"...у кофе - вкус надежды"
(Джеффри Линдсей Родиной)
   Первоначально кофе  подавали в особняках знати. Чуть позже стали открываться общественные кофейни. Первая в мире   публичная кофейня появилась в Стамбуле в 1564 году. 
 Это были были просторные помещения, со вкусом обставленные и украшенные дорогими коврами и  подушками. Пока гости угощались кофе и отдыхали или играли в шахматы, их развлекали песнями, танцами, стихами и занятными историями профессиональные артисты.
   За чашкой кофе  читали книги, обсуждали новости,  вели философские и политические беседы.
   Для "кофейной церемонии" использовалась небольшая специальная скатерть, вышитая золотыми и серебряными нитками, которая называлась "пушиде".
  Кофе подавали в фарфоровых чашках. Подставки к чашкам делали в основном из серебра и инкрустировали алмазами, жемчугом и другими драгоценными камнями.
  К кофе подавали сладости, лукум, варенье, так как обычно османы варили кофе без добавления сахара. Традиция, подсластить кофе сахаром является сравнительно новой. Турки привыкли пить кофе без сахара. Вместо этого они обычно едят или пьют что-то другое: подслащенные фруктовые соки, фруктовые консервы, любимую турецкий султанами халву и другие кондитерские изделия.
  Неотъемлемыми атрибутами к кофе были вода, наргиле* и щербеты,  которые только обогащали угощение. (4)
* Наргиле - кальян, происходит от персидского слова n;rghile, что означает кокос. В свою очередь,   это немного изменённое санскритское слово n;rikela, кокос, возможно,  что сначала кальяны вырезались из скорлупы кокосового ореха.
  Кофе не только бодрит, но и как писал средневековый персидский учёный XI  века Авиценна:
"... он очищает кожу и устраняет отёчность, а также придаёт всему телу великолепный аромат".
  Аромат свежесваренного кофе не спутаешь ни с чем!
  Долгое время посещать кофейни позволялось  только мужчинам. Однако женщины с удовольствием пили кофе дома или в хамаме. При Ибрагиме I  в Османской империи существовал закон, согласно которому женщина могла подать на развод с мужем, если он был не в состоянии покрыть её расходы на две-три чашечки кофе в день. (5)
 Возможно, что это могло быть только в семьях знати. Но уже к концу XVI века в Стамбуле не осталось ни одного дома, где не пили бы кофе хотя бы дважды в день. Часто подавали к кофе дынные семечки и финики.
  Угощение гостей кофе превратилось в традицию, отказаться от него считалось дурным тоном. Сложился специальный ритуал приготовления и подачи напитка, во время которого все обменивались взаимными поздравлениями, пожеланиями здоровья и счастья в личной жизни, восхваляли Бога.
  У зажиточных турок были специальные слуги, для которых единственной работой было приготовление кофе и обслуживание кофейной церемонии. В кофейный зал, где принимали гостей, кофе приносили на больших серебрянных или красочных деревянных подносах, на которых стояло до двадцати фарфоровых чашечек. Чашечку всегда наполняли лишь наполовину, чтобы кофе не остывал. Потребление кофе и табака в Османской империи стало необходимым элементом жизни каждого мусульманина.
  Растущая популярность кофе встревожило мусульманское духовенство.
"Чёрное африканское  зелье!"
"Магический напиток!"
"Прочь ко-фе!",  - всполошились духовные пастыри. - "Только чай молитвы!"
  Что же крамольного увидели они в кофе?  Им казалось, что  верующие стали отдавать явное предпочтение неторопливым беседам за чашкой кофе, а не вознесению молитв аллаху.
  Тогда именем пророка кофе был проклят,  властитель  Мекки  в 1511 году приказал закрыть все кофейни, и издал суровые законы, запрещавшие пить кофе.
   В 1517 году  шериф Мекки Баркат бин Мухаммед, признал владычество Османской империи, но сохранил значительную долю независимости.
    Жестокости не останавливали распространение напитка. Кофе  отвечал характеру и образу жизни мусульманина и в Турции стал национальным. Его даже называли "вино Ислама".
  Именно турки внесли огромный вклад в эволюцию кофе: они придумали новый рецепт приготовления этого напитка, изобрели джезву.
  В кофейнях собирались ученые и философы. Такие собрания получили название "школ образованных людей" ("Мектаб-и-Ирфан").
   И опять всё повторилось.  В период правления  Мурада IV (1623-1640) вышел запрет  на курение, распитие  алкогольных напитков для всех жителей Османской империи и особенно кофе.
  В одну ночь патруль схватил 146 нарушителей -  владельцев и посетителей кофеен. Их сначала зарезали, а затем провесили на деревьях в назидание остальным.
  Некоторых злостных  нарушителей сажали в мешок из-под кофейных зёрен и бросали в море.
  Тем не менее число нелегальных кофеен продолжало расти и преемники  Мурада IV  Ибрагим I, особенно его сыновья,  решились на отмену этого жестокого запрета.
  Подобные ограничения периодически будоражили страну, но потом отменялись. Просто повышались налоги на кофейный бизнес.
"Ничто так не мешает соблюдать заповеди, как запреты"
(Борис Крутиер)
    Пили кофе и в гареме.  Кофе - был одним из  главных напитков  султана Абдул-Хамида II.  Среди османских правителей именно он считается султаном-кофеманом.
  Женщины и дети Абдул-Хамида  никогда не пили кофе в присутствии султана. Кофе и курение считалось неуместным для молодежи.(6)
"Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты мужчина"
(Жорж Сименон)
  Абдул-Хамид ложился спать рано и просыпался до восхода солнца. Приняв ванну и одевшись, он приступал к утренней молитве фаджр. Абдул-Хамид  пунктуально выполнял ежедневные молитвы, регулярно читал Коран и посещал мечеть.
  В  его кармане всегда были нефритовые чётки, чтобы в любое время повторять имена Аллаха. Это не мешало султану поощрять науку, он был уверен, что она не противоречит религии.
  А по политическим вопросам Абдул-Хамид II отличался своей твёрдой позицией.
"Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок"
(А. Ривароль)
 Сразу после завтрака Абдул-Хамид выпивал минеральную воду с небольшим количеством молока. Затем наступало время для сигареты с чашкой чёрного кофе. 
  Турчанки тоже приучились к кофе и табаку, пытаясь этим развеять гаремную скуку.
"Хорошо, когда есть сигареты. Иногда это даже лучше, чем друзья. Сигареты не сбивают с толку. Они молчаливые друзья"
(Эрих Мария Ремарк)
   Еда всегда подавалась в одно и то же время, в соответствии с распорядком во дворце. Обед - в 11:00, а ужин - в 17:00.
  Обед обычно состоял из яйца всмятку или омлета с маслом, белой рыбы и кёфте * из баранины на углях.
* кёфте или кюфта -  род фрикаделек, сделанных преимущественно из баранины. Традиционное блюдо стран Ближнего Востока и Южной Азии.
Баранину обмазывают яичным белком с шафраном.
  Этот рецепт во времена османского господства из турецкой кухни был заимствован многими национальными кухнями славянских народов, а также народов Южной Европы. Согласно исследованию коммерческой фирмы, произведённому в 2005 году, в одной Турции существует 291 рецепт приготовления данного блюда.
Любовь порой и антиподы сочетает.
Горячего с холодной может захлестнуть.
Она - мороженное: сладкая и тает.
Он - кофе: крепкий, не дает уснуть.
(Дмитрий Эйт)
   В качестве десерта подавался кадаиф - выпечка из теста в виде тонких нитей в сиропе с фисташковой начинкой. Или же это был сютлач - рисовый пудинг. Любил Абдул-Хамид и дондурму.
  Дондурма -  продукт турецкой кухни, напоминающий мороженое. Тает медленнее, чем обычное. Это блюдо иногда едят с помощью ножа и вилки, так как оно жёсткое и липкое. (7)
   На ужин султан предпочитал что-то лёгкое, суп, фрукты - клубника, арбуз, дыня и персики.  И обязательно кофе.
  В день Абдул-Хамид  выпивал 5-6 чашек кофе,  помимо тех, что он пил после еды.
"Кофе - любимый напиток цивилизованного мира"
(Томас Джефферсон)
  Существует легенда, что в 1878 году в Стамбул прибыл цесаревич  Николай, престолонаследник  Российской империи. Ему понравился приём, который ему оказали, особенно  кофе, которым его угощали. В конце визита Абдул-Хамид, показывая пример гостеприимства, подарил будущему русскому царю кофейную пару и поднос.
"- Вам кофе с коньяком?
- Без.
-  Без коньяка?
-  Без кофе"
(автор неизвестен)
  Николаю II  приписывают изобретение холодной закуски к крепким напиткам, к коньяку, например. Это ломтик лимона, полукругом посыпанный мелко молотым кофе и сахарной пудрой. Название получило в народе
"Николашка" (также "Николяшка").
Вполне возможно,  что название закуски происходит от имени любившего её императора Николая I.
  Рассказывали, что Николай I однажды попробовал настоящий французский коньяк. Он показался императору весьма крепким, а под рукой оказалась только долька лимона.
  Впоследствии он многократно закусывал коньяк лимоном и как-то раз предложил попробовать своему окружению.
  По другой версии в дворцовой кухне Николая II определили, что наилучшим образом букет коньяка оттеняется именно лимоном.*
*Сахарная пудра и кофе высыпаются на ломтик лимона раздельно, полукругом.  Этот вариант считается классическим.
   Вместо сахарной пудры и кофе можно использовать чёрную или красную икру, а можно и то, и другое.
Вместо кофе  также предлагается шоколадная  крошка.
"Не кладите в утренний кофе прошлых воспоминаний. Лучше добавьте в него сахар будущих надежд"
(Неизвестный автор)
   Перерыв на кофе, или как сейчас говорят кофе-брейк делали для наложниц султана вскоре после завтрака.  А также по записям в гаремных книгах можно сосчитать, что наложницы ели семь раз в день! Это не диета, а просто мечта. Итак, что же им дозволялось есть.
1. Утром натощак девушки выпивали айран. В Турции его предпочитают солёным, но можно заменить и обычным.
2. Завтрак: варёные яйца, курица, овощи, фрукты. И опять айран, но уже с нарубленной в него зеленью.
3. Кофе-брейк. К кофе обычно подавали финики и изюм.
"Не кладите в утренний кофе прошлых воспоминаний. Лучше добавьте в него сахар будущих надежд"
(Неизвестный автор)
4. Обед. Здесь присутствовал обязательный суп - овощной (типа Минестроне (8)  или чечевичный.
   На обед наложницам султана также подавали мясо, маслины и тонкие рулетики из лаваша с начинкой из брынзы и зелени. Кстати, сейчас очень популярны фаршированные маслины (с лососем, лимоном и другими вкусностями), так вот эту идею придумали именно в гареме султана Сулеймана. Исторический факт.
5. Ещё один обед. Но уже рыбный. А также осьминоги и прочие морепродукты. И опять же овощи, сыр (чаще всего – брынза) и маслины.
Важно! В гаремных книгах обозначен расход порций. Девушкам не разрешалось съедать больше 250 граммов за один приём пищи. И тарелочки были маленькие, чтобы не вводить в искушение
6. Ужин. Чаще всего просто фрукты. Но тем, кто отправлялся в опочивальню к султану (и нескольким запасным наложницам), разрешали пить кофе.
7. На ночь снова стакан айрана с зеленью.
  Наложницы ограничивали себя только в  сладкой выпечке. Она разрешалась только наутро, после ночи в покоях султана. До полудня! Учитывая, как редко наложницы попадали в спальню владыки, многие из них годами не ели пирожных.
  Абдул-Хамид  обычно сам приходил в гарем и приглашал того, кого хотел увидеть.
  В свободное время он любил рисовать пейзажи и портреты, во дворце собрал коллекцию прекрасных картин. Ещё будучи шехзаде Абдул-Хамид брал уроки у Халила Эфенди, известного мастера по работе с деревом.
  Столярные инструменты султана в настоящее время демонстрируются во дворце Йылдыз.  Один из стульев в обеденном гарнитуре был сделан сами султаном, но только никто не знает, какой именно.
  Интересно, что султан Абдул-Хамид II предпочитал музыку Алафранга (европейскую) музыке Алатурка (турецкой). Айше Османоглу вспоминала, как её отец говорил:
"Алатурка прекрасна, но всегда меланхолична. Алафранга другая. Она приносит радость".
 Султан основал имперский оркестр M;z;ka-; H;mayun. Он сам написал несколько музыкальных произведений. А также  приглашал знаменитых европейских музыкантов для концертов в оперном зале Дворца Йылдыз.
  По вечерам султан либо гулял по саду с пашами и губернаторами, либо работал в библиотеке.
"Просто всё дело в том, что жизнь не состоит из одной любви. Любовь - это десерт, это удовольствие, но никак не основное блюдо. Кроме любви, в жизни каждого есть цель. Что-то чудовищно важное, глобальное, для чего человек приходит на свет. Его миссия, его сверхзадача, его долг перед самим собой и перед миром"
(Дмитрий Ему "Таня Гроттер и перстень с жемчужиной")
  Гарем не зря переводится как охраняемая зона. И это не просто общежитие. Здесь были, говоря современным языком,  фитнес-центр, салон красоты и институт благородных девиц: всё в одном флаконе!  Вряд ли какое современное учреждение может этим похвастаться
  А сколько полезного делали с собой девушки в гареме,  чтобы оставаться красивыми и стройными! Уже тогда были разработаны целые комплексы правильного питания. Так в гареме действовало правило семи трапез. А также  разумных физических нагрузок, чтобы красавицы не перекачивали пресс, а оставались женственными.(9)
  Но главное - будущих наложниц  султана учили  доставлять наслаждение мужчине.
"Может быть, любовь не что иное, как чувство благодарности за наслаждение"
(Оноре де Бальзак)
   Каждый день в дворцовом парке устраивались состязания - одна девушка убегала, сжимая в руке шарф или платок. Остальные ловили. Энже чаще всех удавалось ловко выхватить платок у водящей и она становилась королевой дня.
   Ей разрешались хамам, массаж и прочие умасливания. Награда шикарная, поскольку к подобным процедурам допускались только победительница забега и та наложница, которая готовилась к ночи с султаном. Оно и понятно, толпа народа в парной не поместятся, ведь  в гареме находилось порой до тысячи женщин и девушек одновременно.
  А ещё были танцы. Танцевали много, пока оркестр не падал от усталости. На занятиях будущие наложницы разучивали до 20 разных танцев, причём все -  с нагрузками.
  И на репетициях, и перед султаном девушки носили тяжёлые браслеты на запястьях и лодыжках, ожерелья и латунные сагаты на пальцах - музыкальный инструмент.  Либо могли просто держать в руках апельсины, плоды граната…
  Попробуйте потанцевать в таком режиме хотя бы 2-3 раза в неделю - получите потрясающий эффект!
   Ещё одна разновидность физических нагрузок -  плавание. Наложницы плескались в трёх больших бассейнах на территории гарема. Так в  XV веке уже были некоторые элементы аквааэробики: девушки занимались растяжками в паре друг с другом, а также прыжками и танцами на воде.
   Именно у бассейна султан наблюдал за своими красавицами и составлял список претенденток, кто с ним проведёт ночь любви. Например, на среду - четверг -  пятницу.
  Но главное, все эти упражнения -  ходьба, бег, плавание и танцы - не требовали каких-то сверхчеловеческих усилий. Всё происходит как бы само собой, а эффект потрясающий.
  Современные девушки могут получать от этого удовольствие и при этом становиться стройнее.
"Твоё тело танцует, когда душа и разум ликует"
(Айшек Норам)
  Абдул-Хамид первое время не обращал излишнего внимание на молодых учениц медресе. Просто наблюдал, как струится вода в бассейне. Были увлечения женщинами постарше и намного доступнее. Но однажды его взгляд остановился на Энже.
"Какая хрупкая и такая красивая девочка", - подумал султан.
Увидев впервые Абдул-Хамида, Энже влюбилась окончательно и бесповоротно,  полностью отдаваясь во власть своего чувства.  Для  неё любовь имела первостепенное значение, но выражать свои чувства она  открыто не стала.
"Неужели я ему не понравлюсь? -  подумала она, грустно вздыхая. - Он идеал мужчины".
  Энже не видела других мужчин, кроме евнухов, была доброй, скромной девушкой, и не лишена внутреннего достоинства.
"За любовь к  ногам султана  можно бросить весь мир", - думала Энже. - А иначе жизнь не будет иметь смысла".
  Если бы она знала, что на своём пути она встретит не только любовь, но и зависть с ненавистью, предательство, а затем и смерть.
"Мужчины от природы равнодушны друг к другу, а женщины от природы враги"  (Артур Шопенгауэр)
  Имя Абдул означает "слуга Бога". Хамид  - в  переводе с арабского -  "похвальный, славящий, восходящий".
  Абдул-Хамид - не иначе как "славящий Бога слуга", "похвальный слуга Бога", "восходящий слуга Бога". (10)
  Ещё с детства Абдул-Хамид никогда ни с кем не ругался, всегда мог найти   компромисс, отыскать выход из сложной ситуации. Старался не вступать в спор, не разжигать конфликт, если это возможно. Из-за упрямства  делал всё по-своему, стараясь убедить собеседника или противника в своей правоте.  Единственно в чём можно было его упрекнуть - это отсутствие терпения.
"Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями"
(Антисфен)
  Абдул-Хамид с лёгкостью преодолевал все трудности и препятствия, которые приготовила ему судьба. В этом ему помогала шестая планета солнечной системы - Сатурн. Сделать правильные выводы и повернуть в свою пользу  сложные нерешаемые ситуации.
   Человек, за которым "присматривает' Сатурн, отличается позитивным мышлением, предусмотрительностью, благородством и благоразумием. (11)
  В тоже время Абдул-Хамид был излишне горд, своенравен и высокомерен.  В нём чувствовалось величие будущего султана. Не придерживаясь  правил, Абдул-Хамид считал, что выживают сильнейшие. И по-своему был прав. Но это в будущем сыграло зловещую роль.
"Любящий многих - знает женщин, любящий одну - познаёт любовь"  (Зигмунд Фрейд)
 Местом своего пребывания Абдул -Хамид  выбрал дворец Йылдыз. Он покинул приморский дворец Долмабахче (12) в целях безопасности и  поручил итальянскому архитектору Раймондо д’Аронко (13) расширение султанской усадьбы в Йылдызе, расположенной в менее уязвимом месте и изначально обустроенной Абдул-Меджидом I.
   В начале 1890-х годов Раймондо Д’Аронко был  одним из самых молодых и многообещающих архитекторов Италии.
  В 1893 году султан Абдул-Хамид II пригласил  Д’Аронко в Стамбул архитектором национальной выставки "Османское искусство". Однако выставочный павильон не был сооружён из-за землетрясения в 1894 году.
  Д’Аронко занялся реставрацией мечети Айя-Софии и Большого Базара, реконструкциями разрушенных зданий. Затем султан использовал его  в качестве главного архитектора своей столицы.
  Сквер между дворцами Йылдыз и Чираган уже тогда занимал парк Йылдыз, засаженный экзотическими деревьями и цветами.
  Здесь часто, вдыхая аромат жасмина и магнолий, гуляла Энже с девушками  в сопровождении нескольких слуг.
  В парке потом часто встречались Абдул-Хамид  и Энже.
"Ты Гавхар, драгоценный камень души моей", - с такими словами султан вручил Энже голубой бриллиант.
"Нужно благодарить Всевышнего за всё! Ведь всё в руках Аллаха...поэтому -  Дуа!*" (14) - так ответила Энже на подарок и поклонилась, сложив ладони.
*Ду’а - в исламе - мольба, то есть обращение к Аллаху; одна из разновидностей поклонения. Дуа читаются в различных житейских ситуациях. Обычно мусульмане молят Аллаха о помощи, начиная какое-то дело.
  Молитва, естественно,  самая сильная вещь в мире. Но Око Бхайравы уже было не остановить. Механизм разрушения, приведённый в действие не остановить.
"Мужчина помнит трёх женщин: первую, последнюю и одну"
(Редьярд Киплинг)
 "Соединимся душою, мыслями, сердцем, всем, о моя единственная любовь! - говорил Абдул-Хамид  Энже. - Если в жизненном море меня накроет волна, хвала Аллаху, твой причал любви будет моим убежищем".
  Любовь Энже, действительно,  станет для Абдул-Хамида убежищем от тяжёлых жизненных обстоятельств, которые встали перед ним. Он же султан, а власть всегда, особенно, в Османской Турции была деспотичной. Только любовь отвлекала Абдул-Хамида от всего, что происходило за стенами дворца.
  В минуты близости он шептал Энже слова любви. На лице Энже расцветаоа улыбка.
"О, моя улыбающаяся. О, мечта моя. Истина моя.
Клянусь своим сердцем, что не буду любить то, что не любишь ты.
   Если не пожертвую своей жизнью ради тебя, да не останется сия жизнь беззаботной, да не избавится она от горя, да поразят ее все беды.
   Если глаза мои не плачут ради тебя - пусть ослепнут, пусть не видят.
   Если надеяться буду не на тебя - пусть надежды не исполняются, не сбываются".
  Энже слушала любимого султана, затаив дыхание, а он продолжал с горящими от любви глазами:
"Если живу я не ради тебя, если жизнь моя не принадлежит тебе - я не хочу такой жизни. Пусть рухнет, исчезнет.
   Если душа моя врагам принадлежит, пусть восстанет против желаний их, потому как душа моя согласна исполнять только твои желания.
   Даже мгновенья без тебя не допущу я, ведь заботишь меня только одна ты. Какая бы красавица и красота в этом мире не была, да останется она в тени твоей красоты. Пусть они будут поражены твоим сиянием".
"Господин мой, ты  распалил во мне огонь, который горит и не гаснет. Только видя вас, я нахожу для себя утешение",  -  отвечала Энже.
 Абдул-Хамид был вдохновлён:
"Моя Энже! Ты для меня  радость, вечный праздник! Мой ясный месяц! Мой свет во тьме! Моё сияющее солнце! Нежная и душистая! Владычица души моей! "
  Такая любовь, которой не суждено долго продлиться..
"Her g;zel g;zeldir ama can;n sevdi;i daha g;zeldir/Каждая красавица красива, но та, которую любит сердце, ещё красивее"
(турецкая пословица)
  Однажды  Энже  рассказала Абдул-Хамиду тсторию, которую она узнала в детстве, здесь, в гареме. Эмир Хоросана Абдаллах ибн -Тахир (15) однажды рассердился на одного из своих военачальников, Рафи ибн Лейса, и посадил его в тюрьму.(16) Многие обращались с просьбами простить и выпустить заключённого, но гнев эмира был намного сильнее, и просившие теряли надежду помочь несчастному.
"Видимо, за дело посадили, - подумал Абдул-Хамид. - Битву проиграл, приказ не выполнил. Хотя..."
"Жизнь каждого судьбе своей подвластна,
Никто не может избежать ошибок…"
(Цюй Юань)
  Но у Рафи была  находчивая служанка. Звали её Умут, что означает "надежда".
  Умут оказалась в семье Рафи ещё маленькой девочкой, когда лишилась своих родителей. Мать Рафи Гулез  воспитала её как свою дочь. Выучила грамоте и хорошим манерам.  А когда умерла,  Умут взяла на себя всю домашнюю работу  и стала  полноправной хозяйкой в доме.
  Просьбу пощадить своего хозяина Лей Рафи, как она его называла, девушка изложила в письме. Когда настал день суда, Умут, закрыв по обычаю лицо, пришла к ибн -Тахиру и, вручая ему письмо, сказала:
- О эмир, помнишь ли ты арабскую пословицу: "Нашедший даёт, а могучий прощает"?
- Но грех твоего хозяина превыше надежды на его помилование!  - ответил ибн - Тахир.
-  О эмир, я пришла не одна и надеюсь, что мне поможет мой заступник, с которым трудно спорить!
  Умут оказалась бойкой и решила не отступать от задуманного.
- Заступника? Что-то я не вижу твоего заступника, которому, как ты говоришь, я не смогу даже возразить! - воскликнул эмир.
-  Ты сейчас увидишь его!
  С этими словами Умут  открыла своё лицо.
  Никогда в жизни  Ибн -Тахир ещё не видел такой красоты. Когда его растерянность прошла, он улыбнулся и сказал:
-  Как велик твой заступник, и как мала по сравнению с ним твоя просьба!
  Умут ответила стихами:
Красивым быть - не значит им родиться, Ведь красоте мы можем научиться. Когда красив душою человек,
Какая внешность может с ней сравниться? (17)
Ибн -Тахир был очарован красотой и умом девушки и  тут же приказал тут же освободить Рафи ибн - Лейса, одарив его дорогим расписным халатом и другими подарками.
  Так велико могущество красивого лица.
"Если девушка невероятно хороша в юности, но рассеяна и ничего не доводит до конца - красота быстро уйдет. Если же она обладает весьма скромными внешними данными, но сильным характером - очарование с годами будет возрастать"
(Софи Лорен)
  Вот ещё одна поучительная история, рассказанная Энже.
"Абдаллах и кузнец"
  Абдуллах ибн Тахир был самым знаменитым полководцем халифата. Он подавил ряд опасных бунтов и умело правил Хорасаном. (18) Однажды в одном из подвластных ему городов - Герате  появились  опасные разбойники. Они грабили знатных жителей. Жалобы от них поступали к халифу.
  Абдуллах распорядился, чтобы солдаты схватили преступников и привели к нему. Ночью воины напали на след разбойников и смогли арестовать некоторых из них. Однако на обратном пути один  сбежал.
  Испугавшись наказания, воины схватили первого встречного, и повели к правителю. Им оказался кузнец, возвращавшийся домой с работы.
  Не выслушав ни одного из арестованных, Абдуллах распорядился заточить всех, в том числе и кузнеца, в темницу. Всю ночь кузнец провёл в стенаниях и молитве:
"О, Аллах! Не дай спокойно заснуть тому, кто этой ночью держит  меня в темнице вдали от семьи!"
  Когда  Абдуллах ибн Тахир лёг в постель и закрыл глаза, его состояние ухудшилось. Ему казалось, что словно мир перевернулся, всё шло кругом, он не смог сомкнуть глаз ни минуты. Абдуллах подумал, что всё это неспроста, и, наверное, Аллах наказывает его за какой-либо грех.
Как только наступило утро, он вызвал всех придворных, и спросил их, не обидели ли они вчера кого-нибудь? Начальник тюрьмы сказал:
"Вчера по вашему распоряжению к нам в темницу привели группу разбойников. Один из них всю ночь стенал и молился: "О, Аллах! Не дай спокойно заснуть тому, кто этой ночью продержал меня в темнице вдали от семьи!"
 Я поинтересовался, кто он. Тот ответил, что занимается кузнечным делом, и его арестовали по ошибке".
  Абдуллах сразу же распорядился привести к нему кузнеца. Выслушав его, правитель понял, что того действительно задержали по ошибке. Попросив прощения у кузнеца, Абдуллах освободил его. А при прощании сказал: "Если кто-то доставит тебе неудобства или будет обижать - сразу же дай мне знать".
Улыбнувшись, кузнец ответил:
"А для чего? Разве не ты вчера бросил меня в темницу, даже не выслушав? Я пожалуюсь более могущественному, чем ты, и Он не даст тебе заснуть всю ночь, а наутро заставит попросить у меня прощения".



(1) чересские имена и их значение:
Басир - проницательный
Бекир - постигающий
Болет - сталь, стальной
Гулез - беспокойная
Дахрет - от Даха  - красивая
(2) Архыз - село в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии.  Находится в бассейне реки Большой Зеленчук. "Горный район Архыз" включает верхнюю часть ущелья Большого Зеленчука и его притоков, включая посёлки Архыз и Нижний Архыз.
(3)   имя Хамид Мужские имена imenator.ru, kakzovut.ru
(4)  "Культура кофе в Турции" читайте на сайте: www.country-shop.ru
  и на сайте  Реальное время m.realnoevremya.ru
Булат Ногманов  "О традиции пить кофе по-турецки"
Кофе по-турецки от Булата:
  В джезве (турке) добавляем  две чайные ложки кофе и две чайные ложки сахара.
Туда же -  одну крупицу поваренной соли.
Заливаем холодной водой.
Ставим на огонь, ждём, когда появится пена.
Снимаем джезве с огня, снимаем пену и кладем в чашку.
Перемешиваем кофе, снова ставим на огонь и ждем, пока поднимется пена.
Снимаем джезве с огня, снимаем пену и кладем в чашку.
Перемешиваем кофе, снова ставим на огонь и ждем, пока поднимется пена.
Выключаем огонь, переливаем готовый кофе в чашку.
Наслаждаемся
(5)   Ибрагим I (4.12.1615. - 12.08.1648) - восемнадцатый султан Османской империи (1640 - 1648). Имел прозвище Дели (Безумный). Был третьим правившим сыном Ахмеда I и вторым правившим сыном Кёсем-султан. Во время его правления был отбит у казаков Азов (Азовское сидение) и начата Турецко-венецианская война (1645-1669). Сумел восстановить против себя всех, включая собственную мать, был свергнут в результате переворота и вскоре убит. Трое из его сыновей были султанами после него: Мехмед IV, Сулейман II, Ахмед II.
  читайте: Coffee-klatsch.ru  история кофе
"История кофе по-турецки или как кофе стал национальным напитком Турции"
    читайте: "Босфор. Новые очерки Константинополя".
    читайте: "Почему в Стамбуле запрещали кофе" на сайте: travelask.ru/questions
(6) "Мой папа, султан Абдул-Хамид"
читайте на сайте: zen.yandex.ru/mediа
(7) Дондурма -  это распространённый в Турции десерт. Для его приготовления используют салеп - ингредиент, получаемый  из корня одних из самых красивейших и благородных цветов на планете -  орхидей, а точнее их турецкого подвида.
  Именно  салеп придаёт мороженому его уникальную пластичность и тягучесть за счет своих крахмалистых свойств.  Без него дондурму не сделаешь. Но если вы хотите сделать этот десерт дома и у вас нет салепа, в крайнем случае, можно использовать крахмал, но тогда его надо взять в два раза больше.
  Приготовление:
   0.5 литра молока,  лучше всего козье, но и коровье тоже подойдёт, наливаем в кастрюлю с толстым дном и ставим на маленький огонь.
  Сразу же засыпаем туда 170 гр.сахара и 1.5 чайной ложки салепа. Варим смесь до того момента, пока она не станет вязкой, как тесто для оладий. После этого добавляем 1 пакетик ванильного сахара, как следует перемешиваем и ещё немного увариваем.
  Выключаем огонь, но по-прежнему мешаем смесь, пока она не остынет.  Чтобы процесс остывания был быстрей, кастрюлю можно поставить в раковину, наполовину наполненную ледяной водой или на лёд.
   Когда смесь уже почти остынет, можно добавить в неё предварительно помытые и разрезанные ягоды, если вы выбрали ягодный вариант дондурмы.
   Остывшую смесь выливаем в ёмкость для заморозки и убираем в морозильную камеру.
  Через час достаём смесь, тщательно перемешиваем  и опять убираем  в морозильник. Ещё три-четыре раза через каждый час-полтора достаём будущую дондурму и перемешиваем её. 
  После тщательного перемешивания настоящая турецкая дондурма готова!
Такая же, как в Турции -  тягучая, плотная и потрясающе вкусная. Подавайте  на стол, украсив по желанию орехами, растопленным шоколадом или ягодным соусом.
  Хотя приготовление дондурмы  и занимает много времени, однако это ничто по сравнению с тем, какое вкусное лакомство теперь есть у вас в холодильнике! 
 рецепт взят на сайте VseDeserti.ru.  "Дондурма - известное турецкое мороженое"
(8) Минестроне  (итал.  minestra [суп] и + one [увеличительный суффикс], то есть "большой суп", суп со множеством ингредиентов) - это одно из наиболее распространённых в Италии блюд. Основными ингредиентам являются бобовые (фасоль, нут, чечевица), лук, сельдерей, морковь, бульон и помидоры. В составе может использоваться мясо или мясной бульон.
   У итальянцев существуют также несколько секретов приготовления минестроне. Бульон -  важнейший компонент в минестроне. В итальянской кухне обычно используют овощной бульон, реже мясной. Нередки случаи использования бульона, сваренного из окорока на кости и панчетты*,  с добавлением специй и виноградного вина.
   Обжарка овощей: лук, сельдерей, чеснок, морковь и фенхель, а также цуккини и свёкла   - только медленная и постепенная на небольшом огне в оливковом масле.  Только такая неспешная технология приготовления овощей позволяет приготовить насыщенный ароматный минестроне.
Итальянцы используют для приготовления минестроне только те овощи, которые можно купить на местном рынке в данный момент.
* Панчетта - разновидность бекона, грудинки, типичный мясной продукт итальянской кухни. Панчетта представляет собой кусок бекона с прослойками сала и мяса из брюшной части свиньи беконной породы, вяленый в соли, специях и травах.
(9) с сайта: musthaveforyou.mediasole.ru/
"Как готовили наложниц: секреты султанского гарема"
(10) Ольга Ermolaeva "Значение имя Абдул. Значение, происхождение, толкование и совместимость" с сайта: nameorigin.ru
(11)  Йылдыз-сарай (тур. Y;ld;z Saray; — "Звёздный дворец")  - дворцово-парковый комплекс в Стамбуле, служивший главной резиденцией османских султанов во времена Абдул-Хамида II (правил в 1876-1909 годах).
(12)  Долмабахче (тур."насыпной сад") - дворец османских султанов на европейской стороне Босфора в Стамбуле.  Строился в 1842-1853 годах для султана Абдул-Меджида I, который стал тяготиться средневековым дворцовым комплексом Топкапы и желал иметь дворец в стиле барокко, способный соперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. На украшение  интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов.
  Среди основных достопримечательностей - подаренная королевой Викторией люстра из богемского стекла, весом ~ в пять тонн, и собрание картин русского художника Ивана Айвазовского (1817-1900), выполненные по заказу султана.
    В 1889 году Абдул-Хамид II перенёс свою резиденцию во вновь построенный дворец Йылдыз, однако его преемники вернулись в Долмабахче. После падения монархии во дворце поселился первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк, где и умер 10 ноября 1938 года.
* Ататюрк, Гази Мустафа Кемаль-паша (1881[2] -1938) - османский и турецкий государственный и политический деятель, военачальник. Основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции,  основатель современного турецкого государства.
(13)  Раймондо Томазо Д’Аронко (31.08. 1857 - 3.05. 1932) -   итальянский архитектор. Считается одним из ведущих представителей архитектурного модерна в итальянском искусстве конца XIX - начала XX века, получившего в Италии название - "либерти". Д’Аронко был первым архитектором, который строил в Стамбуле в стиле модерн. После свержения султана в результате младотурецкой революции в 1909 году вернулся в Италию. В 1917 году стал профессором архитектуры в университете Неаполя.
(14) цитаты Анель (из Интернета)
(15) Абдуллах ибн Тахир (798 - 845) -  полководец, губернатор Хорасана, основал свою правящую династию, чье влияние распространилось и на Центральную Азию.
Поручил составить специальное руководство по кяризам * "Китаб ал-Куний"/ "Книга о колодцах".  Этим руководством  пользовались ещё несколько столетий. К сожалению, книга до наших дней не дошла.
* Кяриз, персидское слово "канат" - традиционная подземная гидротехническая система в городах и селениях Азербайджана, Средней Азии и Ирана, совмещающая водопровод и систему орошения.
  Например, гонабадская* система кяризов, построенная 2700 лет тому назад,  действует до сих пор и обеспечивает водой 40000 человек.
*Гонабад -  город в северо-восточной части Ирана, знаменитый гидротехнической системой Кяриз.
(16)  предположение автора
   Рафи ибн Лейс - глава восстания в Средней Азии в 806 - 810 года против владычества Аббасидов. Потомок омейядского наместника Хорасана. Был крупным землевладельцем. Жил в Согдиане.
  Согдиана - древняя историческая область в Центральной Азии, в восточном междуречье Окса (Амударья) и Яксарта (Сырдарья). В настоящее время на бывшей территории Согда существуют государства Узбекистан (где располагался центр Согдианы - город Самарканд) и Таджикистан (территория Согдийской области).
(17) рубаи Омара Хайяма
(18) Хорасан был самой большой провинцией Ирана пока не был разделён на три провинции 29 сентября 2004 года: Северный Хорасан, Южный Хорасан и  Хорасан Резави.
  Хорасан Резави или большой Хорасан включал части, которые находятся сегодня в Иране, Таджикистане, Афганистане, Узбекистане и Туркменистане. Некоторые из главных исторических городов Персии расположены в Большом Хорасане: Нишапур (теперь в Иране, родной город Омара Хаяма), Мерв и Санджан (теперь в Туркменистане), Герат.
   Герат - город на северо-западе Афганистана в долине реки Герируд. Третий по величине город страны. Центр провинции Герат. В древности - важный центр караванной торговли на Великом шёлковом пути. В империи Александра Македонского носил название Александрия Ариана.
 Герат - провинция (вилайят) Афганистана, одна из наиболее крупных, вторая по площади после провинции Гильменд. Расположена на западе страны, границе с Ираном и Туркменистаном.


Рецензии