Исаак и Измаил

"…Поставлю завет Мой с ним (Исааком) заветом вечным и потомству его после него".
(Библия. Книга Бытие, глава 17,стих 19)

  "Я произведу от него (Измаила) великий народ".
(Библия.Книга Бытие, глава16, стих18)

МОСКВА - НЬЮ-ЙОРК

Авиакомпания "Дельта", рейс Москва - Нью-Йорк. Самолет заполнен до отказа. Единственное свободное место около меня, а мое - рядом с туалетом. Через несколько часов в скворечник выстроилась очередь. Сижу, значит, я на своем месте. Рядом со мной встал человек в религиозной еврейской одежде. Поднимаю на него свои ясны очи и даже не знаю зачем, спрашиваю:
- Вы - еврей?

Он испуганно бросил на меня недоуменный взгляд. Молчит. Я к нему снова:
- Ну и чего Вы молчите? Видно же, что еврей.
Оторопев, он уставился на меня и продолжает молчать. Я ему на полном серьезе, без всяких там шуточек выдаю (само вырвалось):
- Как будем жить вместе?
 Брови его поднялись домиком. Как сковородой огрели, заговорил сразу:
- Что???
-Жить, говорю, как будем вместе?
-Что?
- Ну, как что! Вы - еврей, а я из мусульманского народа. Как нам, значит, того… ну, как это… "цузамэн" - вместе жить?
Оглядываясь по сторонам, не перепутала ли я его с кем, растерянно говорит:
- Вы меня об этом спрашиваете? 
- Ну, конечно, Вас. А кого-ж еще?
Опять молчит. И серьезно в очи мне глядит. И я молчу. Молчим оба. Взгляд его пронизывающий, а в голове, наверное, революция: ох, ах, ух! Что это? Кто это? К чему это? Наконец, выговорил:
- Я должен подумать.
Я ему:
- Хорошо…думайте.

Пошел он думать. Ходил по салону, наматывая круги. Туда-сюда, туда-сюда…Может, молился. Для еврея ортодокса добровольно сесть рядом с женщиной, да еще и из мусульманского стана - "легче застрелиться". Ходил и ходил, видно зацепило. Минут через 15-20 подходит и решительно говорит:
- Я готов.
Я - ему:
- Садитесь. Место как для вас специально зарезервировано. Случайностей не бывает.

И началась у нас многочасовая беседа: перелёт долгий, почти 9 часов. Я представилась, сказала пару слов о себе, потом перешла к делу, задав животрепещущий вопрос: как быть с Исааком и Измаилом - арабо-израильскими отношениями? После решила идти "конем": заговорила о Библии. Начала с патриархов - Авраама, Исаака, Иакова. Дальше об Израильском народе, о Божием плане для него и всех других народов. Еще говорили о Моисее и его приемнике, пророках и их миссии. Не меньше двух, двух с половиной часов. Мой собеседник все больше слушал, иногда только что-то живо вставлял. Вводная часть закончилась, и я взяла паузу.

Тут заговорил он:
 - И после всего того, что я сейчас услышал, Вы говорите, что вы не еврейка?
- Нет, не еврейка.
- Ну, по Вашему лицу оно, конечно, видно, что это так. Но душа у Вас… Послушайте меня: Вам нужно жить в Израиле! Вам непременно нужно жить в Израиле! Когда-то я был ювелиром, толк в драгоценных камнях имею. (Кто бы сомневался! Еврей, да профан в камешках?) Знаю, что говорю: Вы - настоящий бриллиант. Редко услышишь такую любовь к Священной Торе и еврейскому народу".
В котелке моем чиркнуло: вот оно! Не зря я заливалась, как соловей! Подготовка состоялась.  После "бриллиантовой" похвалы так и хотелось продолжить соловьиную трель, но точно знаю, что нужно ломать строй. Настал момент истины, пробил час: "клиент" готов и брать его надо тепленьким. Я ему, значит, говорю:
- Вы проницательны. За бриллиант особое спасибо, аж в зобу дыханье сперло. Я действительно люблю Священное Писание и евреев. И знаете почему? (Пауза…). Кто виновник?" (Пауза).

Он молчит, не ожидая никакого подвоха. За два часа я стала "своей" на все 100% - роднее родной. Зато я хорошо понимаю, что сейчас может произойти непредвиденное: взорвется мина, и мой бриллиант разлетится на мелкие кусочки и превратится в дырку от бублика. Набрав в легкие воздуха, все же решаюсь:
- Ваш главный еврей - Иисус Христос!
Видели бы вы его глаза! В них паника. Оцепенение. Удивление. Недоумение. Но главное: ужас. Необъятный ужас. Страшный-престрашный ужас. Но он не вскочил и не убежал.

Я стала делиться своим свидетельством: как поверила в Иисуса Христа, услышав о Нем, от человека, проведшего 12 лет в лагерях за веру. Как проповедовала на Арбате в Москве, а меня за это обзывали "жидовкой" и "жидовской мордой". (Был там один гаденький мужичонка, на проповедь ко мне ходил, как на работу. Уловив момент, когда народ весь во внимании, он начинал орать на всю толпу, будто резанный: "Не слушайте эту жидовскую морду! Это мразь жидовская врет все! Россия не будет под жидами!". А я поначалу по наивности защищалась и отпиралась: "Неправда, я не жидовка, я таджичка!"
Есть продолжение у этой истории, как тот горлопан, все же, утихомирился, как-нибудь в другой раз расскажу. Короче, было дело: причастна я к евреям. Даже, можно сказать, пострадала за них немало. Один только этот крикун мучил меня месяцев семь, да почти каждый день).
 
Потом я поделилась со своим попутчиком в самолете, как во Христа поверили мои многочисленные родственники, проживающие в мусульманских странах. Аргументов в пользу Христа было столько, что казалось, ему осталось только покаяться и принять Иисуса-Мессию. Но он опустил голову и закрыл лицо руками, произнося одно и то же:
- Если бы Вы знали…Если бы Вы только знали, кому Вы это говорите.
И снова:
-  Если бы Вы только знали, кто перед вами и кому Вы произносите это имя.
Он говорил это с такой ноющей болью, будто все зубы у него воспалились. Я не спрашивала про "кому", но платье его, да и справный слог выдавали, что дядька он непростой, наверное, раввин и, может, даже какой-то главный. С ним были еще трое таких же - с длинными бородами и с прядями волос, свисающих по щекам - пейсами.
Лицо его стало смущенным и растерянным. Он попытался убедить меня, что Иисус был только человеком. Но, как-то быстро смекнул, что это бесполезно.
Потом начал обвинять христиан в том, что они во все века уничтожали евреев. К сожалению, в этом есть доля правды. В ответ на это я рассказала ему о протестантах, что они - лучшие друзья евреев. Сегодня верующие молятся за евреев и просят мира Иерусалиму. К примеру, в нашей церкви в Москве мы праздновали 3000-летие Иерусалима, и дьякон церкви (татарин), в честь праздника надел даже кипу - еврейский мужской головной убор. В вопросе границ обетованной земли весь протестантский мир на стороне евреев. Услышав это, мой сосед удивился, будто впервые об этом узнал, и очень обрадовался.

О, близость мелодий!
Различья развей:
К единой свободе -
Давид и Орфей!

Два слившихся диска
Побед и обид -
О, тайна единства:
Орфей и Давид!

И сумрак, редея,
Пропустит рассвет,
Где нет иудея,
И эллина нет!..
(Д.Щедровицкий)

Дружественная атмосфера между нами, слава Богу, не улетучилась. Мы продолжили общение, хотя в отношении Христа каждый остался при своем. Хочется надеяться, что та встреча не была случайной. И однажды в голове его все же возникнет вопрос: Кто же Этот Йешуа haМашиах?  (Иисус Мессия).
На прощание мой собеседник опять пожелал мне: "Вам непременно нужно жить в Израиле. Подумайте об этом". Что потом сказал он своим еврейским попутчикам - не знаю, но, проходя мимо моего кресла, они с каким -то особым интересом и уважением смотрели на меня.

ШАРЛОТТ

     В ту поездку мне везло на евреев. Уже будучи в Америке, в городе Шарлотт я зашла с родственниками в блинную, хозяином которой был невысокий смуглый мужчина лет сорока. За сковородами у него работало человек шесть. Он стоял в дверях и приветливо встречал гостей своего заведения. Разговорились. Сказал, что он давно приехал в Америку из Ливана.

     Я подумала, раз он мусульманин, значит, для него у меня есть хорошее известие - Иисус Христос в Коране. Одни только 3-я, 19-я и 21-я суры (глава) чего значат! В них сказано, что Иса (Иисус) родился от чистой девушки Марьям (Марии) без семени физического отца. И это был особый знак от Бога о предназначении Его для всего мира. Эту добрую новость принес Архангел Джабраил (Гавриил) Марьям. Весть дошла до нас. И теперь мы передаем ее друг другу, как надежду и единственный маяк в бушующем море невзгод, и тревог, и хаоса.

    Но хозяин блинной оказался евреем. Правда, признался он в этом, переминаясь с ноги на ногу. Еще не остывший опыт общения с самолетным попутчиком подсказал мне, что делать. Я села на своего коня и поскакала: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Божий народ. Хотела коротко, потому как у всех начальников (и не только) головы забиты совсем другим. Но он попросил меня задержаться, принес блинов с разной начинкой, стал угощать.

    По всему было видно, что он очень хотел послушать продолжение. Мы говорили о Библии, а потом об Евангелии и о Христе. В глазах его загорелись счастливые огоньки. Рождение Христа, спасение мира, великое будущее Израиля -  было очевидно, что это его завораживало. Еще бы! Быть частью такой истории - есть от чего засиять. Я предложила ему молитву покаяния, и он молча повторил ее, сказав в конце вслух: "Аминь". Прощаясь, хозяин всё жал и жал мне руку, приглашая снова на блины...

    Как ни странным это может показаться, но я узнала от него, что в Америке (самой толерантной стране по отношению к разным национальностям и вероисповеданиям), он, как еврей, испытывает на себе неприязнь со стороны некоторых.  Эх, думаю, мил человек, ты еще у нас не был! Что бы ты тогда сказал...

За все на евреев найдется судья
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя,
За то, что она промахнулась.
     (И. Губерман)

    Печальное пророчество Библии о евреях верно на все времена: "И отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их" .

ДВА БРАТА

     Вернемся к вопросу, заданному в самолете моему попутчику: что делать Исааку и Измаилу? Как им жить?
Отцом этих двух братьев является великий Авраам. Однажды Бог сказал ему: "О Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его и… весьма размножу…Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра" . Этот завет касался самого главного будущего события - явления в мир Спасителя Иисуса Христа.

      Благословение Измаила - множество народа. Благословение Исаака - одно единственное семя. Весть о семени трепетно передавалась праотцами всем последующим поколениям: от Авраама к Исааку, Иакову, 12 коленам Израилевым. И, наконец, это семя нашло свое воплощение в Новом Завете - в  Иисусе Христе.  "Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос" .

     Линия Авраам - Исаак в конечном итоге приводит в Иерусалим, а линия Авраам - Измаил заканчивается в Мекке. Несмотря на все, что разделяло братьев, умершего патриарха Авраама хоронили "Исаак и Измаил, сыновья его" . Два брата могли бы стать поддержкой друг для друга. Но не случилось...

     Евреи на протяжении веков бережно сохраняли Священное Писание. Уже за одно это мир должен быть благодарным Богу и им, в частности. И потомки Измаила тоже в неоплатном долгу у них: многие коранические тексты идентичны библейским. Мусульмане почитают всех еврейских пророков. Главное исповедание мусульман о единобожии (шахада) основано на еврейском "Слушай, Израиль" (Шма Израэль): "Господь, Бог наш, Господь един есть" .

      Справедливости ради, надо заметить, что и потомки Измаила появлялись на арене Израиля в трудные для него времена.  Так, Иосифа выкупили и спасли от гибели измаильтяне.  Благодаря им, он не только остался жив, но в будущем смог спасти свой народ от голода. От 70-летнего Вавилонского плена Израиль освобождал персидский царь Кир . Он повелел евреям строить храм: "Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее".  Сегодняшние таджики, афганцы, иранцы - мусульмане - считают себя потомками этого царя, величая его "Куреш Великий".
 
     В небесном Иерусалиме для отрасли Измаила тоже найдется место: "Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей".  Наваиоф и Кидар - первенцы из 12 сыновей Измаила.  Неслучайное совпадение цифр: 12 колен Израилевых, 12 Апостолов и 12 сыновей Измаила. В их лице представлены все три мировые монотеистические религии - иудаизм, христианство и ислам. И приветствуются они одинаково: шалом (евреи), мир вам (христиане), ас-саляму-алейкум (мусульмане). 

      От гробницы Авраама, где, оплакивая отца, стояли рядом Исаак и Измаил, непростая история их взаимоотношений ведет к пещере, в которой родился Младенец Христос. Там два брата поклонились Ему: пастухи (евреи) и волхвы с востока (арабы). Как предсказал пророк Исайя: "Восстань, светись, Иерусалим…Достояние народов придет к тебе… принесут золото и ладан и возвестят славу Господа". 
Весть о воскресшем Христе первыми услышали евреи, пришедшие в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Многие из них были из будущих мусульманских стран: "Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне (Средняя Азия), и Мидяне (Закавказье),  и Еламиты (Иран), и жители Месопотамии (Ирак)… Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии (части Турции), Египта и частей Ливии…слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?".  Уверовавших во Христа в тот знаменательный день было 3000 человек. Всех же, обратившихся ко Христу из этих земель, было несравненно больше. Они и понесли Евангельскую весть в свои края. Известно, что задолго до возникновения ислама на перечисленных территориях было распространено христианство.

    Так, что же, в конце концов, делать Исааку и Измаилу? Для их примирения чего уже только не перепробовали. Брались за эту задачу и серьезные международные организации, а воз и ныне там. Кажется, тупик, неразрешимая задача и наглухо забитая дверь.

     Выход есть. Голгофа! Это единственное место, которое может перековать их претензии, обиды и мечи на "орала". "А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду".  Но возможно ли? И случится ли?

     Удивителен Божий план для этих двух братьев - Исаака и Измаила. Их история похожа на ковер с обратной стороны, который еще в работе - одни узлы, да торчащие нитки. Ни узора, ни чётких красок, ни гармонии. Но когда работа будет завершена, и его развёрнут "лицом" - раскроется вся красота ковра.

     "Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан".(Библия, 1Коринфянам, глава 13, стих 12) 


Рецензии
Очень понравилась ваша статья, спасибо, было интересно видно ещё от того, что новый конфликт на востоке нам снова напомнил о двух братьях. Пусть Исаак единственный наследник, да будет милостив к детям своего брата Измаила, палестинцам!
Да поможет Господь наш уладить эту вражду, исходящую из начала веков между Саррою и её служанкой Агари.
Да поможет Бог уладить конфликт между Каином и Авелем, который превратился в войну на Украине!

Надежда Мирандис   13.11.2023 18:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда. На кресте Христос произнес вещие слова - о всех, для всех и на все времена: "Люди не ведают, что они творят".

Ширинай Досова   26.11.2023 23:33   Заявить о нарушении