Томас Бостон. Провидение Божие

ПРОВИДЕНИЕ БОЖИЕ
Томас Бостон (1710)
 
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет без воли Отца вашего
Мтф.10.29
 
Наш Господь здесь укрепляет Своих учеников во всех их скорбях и бедствиях, с которыми они могли бы встретиться на своем пути, и особенно против страха перед людьми, путем рассмотрения Божьего провидения, доходящего до самых ничтожных вещей, таких, как воробьи или волосы на наших головах. Воробьи имеют ничтожную стоимость, и все же, поскольку и они важны для Бога, Он хранит их, направляет все, что их касается, и распоряжается этим, так что один из них не может упасть на землю, будучи убит или как  угодно, без Его суверенного распоряжения.
Учение. Существует провидение, которое простирается до наименьшего из всего.
Размышляя над этой доктриной, я должен:
1. Показать, что такое провидение.
2. Рассмотреть его предмет.
3. Объяснить его действия;
4. Рассмотреть его свойства;
5. Наконец, сделать применение всего этого.
I. Я должен показать, что такое провидение. Это ясно:
1. Из ясных свидетельств Писания, например: "Его Царство правит всем" (Пс.103.19 KJV); "В Нем мы живем, движемся и существуем" (Деян.17.28); "Кто творит все по совету воли Своей" (Еф.1.11 KJV). Провидение также выражено по крайней мере в трех символах Священного Писания. Это: 1) гора Мория,  которая по случаю чудесного спасения Исаака и барана, который был предложен в жертву вместо него, была названа Иегова-ире, т.е. Господь усмотрит (Быт.22.14); 2) лестница Иакова, на которой Бог, судя по всему, управляет всеми вещами (Быт.28); 3) Колеса Иезекииля, где было колесо посреди колеса, обозначающее влияние первой причины, надзирающее и направляющее провидение Бога (Иез. 1).
2. В силу самой природы Бога, Который является независимой Первопричиной всех вещей, все твари нуждаются в Нем и находятся в зависимости от Него в своем бытии и действиях. Он есть Цель всех вещей; Он мудр и знает, как управлять ими всеми к лучшему, Он силен, чтобы осуществить все, что Он намеревался, и верен, чтобы выполнить все, что Он постановил, пообещал или чем Он угрожал.
3.  Из гармонии и порядка самых запутанных вещей в мире. Любой наблюдательный взгляд покажет, что мир должен быть разумно упорядочен, несмотря на путаницы, которые, похоже, происходят. Что стало бы с миром, если бы не было провидения, видящего людей, которые презирают весь порядок, и будут стремиться сбросить поводья и освободить свои похоти и необузданные склонности? И они всегда являются наибольшей частью и будут стремиться одолеть и уничтожить меньшую добродетельную часть. Здесь ясно видно провидение, ибо имели и имеют место особые суды, которые преследовали нечестивых людей и разразились над ними, и дивные избавления,  которые были предоставлены Церкви и людям Божьим во все времена, громко провозглашая провидение.
4. Из исполнения пророчеств, которое не могло бы совершиться без провидения, действующего в них.
II. Давайте теперь рассмотрим предмет провидения, то есть на что оно распространяется. Это все твари и их действия, ибо Бог "поддерживает все словом силы Своей" (Евр.1.3) и "Его Царство правит всем" (Пс.103.19 KJV). Ангелы подчиняются этому провидению (Неем.9.6), и также бесы, адские духи, которым Иисус, изгоняя их, повелел войти в стадо свиней (Мтф.8.31). Провидение касается естественных вещей, таких, как облака, снег, ветры и т.п., что ясно из Псалмов 104 и 147 и повседневных наблюдений. Случайные вещи упорядочены провидением, как сказано: "В полу бросается жребий, но решение принадлежит Господу" (Притч.16.33 KJV). Так бывает и в случае неумышленного убийства: "если кто не злоумышлял, но Бог попустил попасть под руки его" (Исх.21.13). Нет ничего столь незначительного, на что провидение не распространялось бы, будь то падение воробья или число волос на нашей голове.  Именно Бог питает птиц, одевает лилии и траву на поле, над которой нет руки человека. Он сотворил вшей, жаб и других тварей, чтобы мучить фараона и его людей, и червей, что съели Ирода. Особым образом провидение познает человека, образуя его в утробе матери: «Разве Ты не вылил меня, как молоко - говорит Иов, - и не свернул меня, как сыр? Ты одел меня плотью и облек  костями и сухожилиями" (Иов 10.10-11). Бог взрастил псалмопевца среди сынов матери его и хранил его для Себя (Пс.71.6 KJV). Каждое сердце находится в руке Господа, и все его мысли и наклонности находятся под Его контролем (Притч.21.1). Бог направляет все шаги человека и повелевает Ему. Самые свободные действия воли твари регулируются провидением. Это все добрые дела людей, ибо "без Меня не можете делать ничего" (Иоан.15.5), и их злые дела (Деян.4.27-28). «Бог послал меня перед вами, - говорит Иосиф своим братьям, хотя они злобно продали его в Египет (Быт.45.7).
III. Я перехожу к рассмотрению действий провидения. Они двояки, ибо Бог хранит и Он управляет всеми существами и их действиями.
1. Бог своим провидением сохраняет все существа. Это сохранение существ является актом провидения, посредством которого они сохраняются в своем бытии и силе действовать (Евр.1.3). В этом случае Бог иногда использует средства, а иногда и действует без средств; мы читаем и о том и о другом. "Я услышу, говорит Господь: я услышу небеса, и они услышат землю, и земля услышит кукурузу, вино и масло" (Ос.2.21-22). Он прямо или опосредованно хранит небеса, землю, кукурузу, вино и масло, и, таким образом, благодаря этому провидению Он обеспечивает все необходимое для сохранения всего. «Глаза всех ждут Тебя, и Ты даешь им пищу в свое время. Ты открываешь руку Свою и щедро насыщаешь все живое" (Пс.145.15-16 KJV). Этот акт провидения настолько необходим, что без него ничто не может существовать ни минуты. Нет никакой необходимой связи между существом в этот момент и в последующий, и как никакие тварные существа не могли дать себе бытие, так они не могут продолжать его, но должны быть поддержаны Богом. Существует постоянный поток провидения, необходимый для сохранения и поддержки существ в их бытии, иначе они были бы независимыми и могли бы сохранить себя, что является абсурдным.
2. Бог не только сохраняет творения, но управляет ими, что является вторым актом провидения,  посредством чего Он распоряжается всеми вещами, людьми и действиями, согласно Его воле (Притч.21.1, 26.33, 16.9). И этот акт провидения также необходим: ибо поскольку никакое существо не может существовать без Бога, оно не может и действовать без Него: "Ибо в Нем мы живем, движемся и существуем" (Деян.17.21). Бог не делает человека плотником корабля, который после него плывет без него, но Он правит и направляет его, сидя у руля, чтобы распоряжаться всеми его движениями. Что бы ни делали люди, они ничего не делают без Него: не только в своих добрых действиях, где Он дает благодать и пробуждает ее, работая в них не против их воли, но по Своему благоволению, но также и в их злых действиях, в которых они также находятся под рукой провидения, но совершенно по-другому.
Для понимания этого момента, а именно как провидение Божье проявляется в греховных действиях и управляет ими, мы должны учитывать, что Бог не вносит зло в сердца людей и не возбуждает их к нему, потому что, как говорит апостол, «Бог не может быть искушен злом, и не соблазняет никого» (Иак.1.13 KJV). Но:
(1). Бог разрешает грех, когда Он не мешает ему, - а этого Он не обязан делать. Не то чтобы Он не мог помешать ему, потому что Он всемогущ и может делать все, или не заботится о том, что происходит в мире, но Он мудро, со Своей святой целью не препятствует событиям. Мы читаем в Деян.14.16, что «Бог в прошлые времена позволил всем народам ходить своими путями". Бог не допускает греха из-за того, что Он вообще не хочет нарушать или принуждать свободную волю твари и не допускает насилия над волей творения. Будь так, Он никогда не должен был бы вообще мешать греху по той же причине. Но, конечно же, у Него есть святые цели в разрешении греха, потому что таким образом Его справедливость, милосердие, мудрость и любовь в послании Своего Сына для спасения грешников явлены ясно, а иначе они были бы под вечным облаком, сокрытые от взоров людей и ангелов.
2. Для дальнейшей иллюстрации этой доктрины, касающейся заботы провидения о явно греховных действиях, скажем, что мы должны рассматривать их в двояком отношении: как простые действия или естественные действия твари, абстрагируясь от любой наклонности или уродства, нарушающего их ход, и как действия, имеющие в себе правоту или неправду. Рассматриваемые как естественные действия твари, все ее дела осуществляются посредством провидения Божьего, которое взаимодействует с творениями и позволяет им действовать, причем таким образом, чтобы без дозволения провидения ни одно существо не могло пошевелить рукой или ногой или выполнить любое действие, ибо в Нем мы движемся; и никакое действие существа, которое рассматривается просто как естественное, не может быть греховным, но обладает благостью в себе и осуществляется влиянием провидения. Что же касается правды или греха, которые есть в действиях, то если Бог охарактеризовал какое-либо действие как греховное и при этом разрешил его совершить и не мешал ему, то вся сила и весь грех,  содержащиеся в этом действии, полностью исходит от тварного существа и злых похотей и страстей, которые находятся в его сердце. Таким образом, человек, берущий камень и бросающий его, совершает естественное действие, которое провидение Божье позволяет ему выполнять; но если он бросает его в другого человека с намерением убить его, это разрешено Богом, иначе это не могло бы произойти, ибо если волосы не могут упасть с нашей головы без провидения Бога, тем более человек не может быть убит без него, и убийство человека путем метания камня полностью исходит из злобы и зла, которые были в сердце убийцы, действию которых Бог не мешал, ибо Он не обязан этого делать.
3. Бог оставляет грешника настолько, насколько Он предоставляет его движению его собственных похотей и не сдерживает его Своей благодатью. Таким образом, сказано о Езекии, благочестивом царе, что «в делах послов князей Вавилонских, которые послали к нему, чтобы спросить о чуде, которое было сделано на земле, Бог оставил его, чтобы испытать его, чтобы он знал все, что было в его сердце". И когда сдерживание снимается с грешника, он бешено бежит кл злу.
4. Бог ограничивает грех и удерживает людей и их грехи, как бушующее море, позволяя ему зайти куда-то, но не дальше. Он обладает такой властью над злыми людьми, что они не являются хозяевами своих с привязанностей и склонностей, но много раз действуют совершенно противно тому, что они твердо решили и предложили: как в случае с Лаваном. Он преследовал Иакова, когда тот покинул его места, чтобы вернуться в свою страну, с нечестивым намерением причинить ему боль, лишив его жен, детей и крупного скота, но Господь сдержал его и оказал на него влияние, чтобы был заключен завет дружбы с добрым патриархом (Быт.32). Исав решил убить Иакова и вышел навстречу ему с целью уничтожить его; но когда провидение собрало их, сказано: «Исав обнял Иакова и упал ему на шею и поцеловал его». Таким образом, Валаам пришел с явным намерением проклясть Израиль, и все же одарил его благословением. Таким же образом, Бог согнул сердца египтян в пользу израильтян, чтобы те отдали Израилю их великие богатства, предоставив ему драгоценности из серебра, золота и камней и дорогостоящие одежды. Также тайным повелением Он отвратил врагов Иосафата, когда они пришли с целью уничтожить его (2 Пар.18.31), и в другой раз Он повернул врагов Своих врагов так, что они вонзили мечи друг в друга (2 Пар.20). Так Он сдержал солдат, которые сломали ноги двух воров, которые были распяты со Христом, чтобы никто не коснулся Его и исполнилось слово, что кость пасхального ягненка, который был образом Христа, Агнца Божия, не должна была сокрушиться. Как верны слова псалмопевца:  «Истинно, гнев человека восхвалит Тебя, остаток гнева Ты укротишь" (Пс.76.10 KJV). У Бога есть уздечка для уст нечестивых людей, когда они обуреваемы стремительной яростью своих похотей, чтобы направить их так, как Он захочет, сдержать и обуздать  некоторых и дать свободу другим.
5. Наконец, Бог управляет всем до конца. Он имеет одну цель в злых действиях, а другую в добрых. Грешники умышляют и намереваются зло, но Бог превращает его в добро и творит добро всем. Так  братья Иосифа, жестоко продав его в рабство, замыслили причинить ему зло, но Бог в Своем устроении отменил его навсегда и принес много пользы Иосифу, его отцу и самим братьям. Таким образом, евреи распяли Христа со злобой против Него; но Бог этим распятием намеревался удовлетворить Свою справедливость за грехи людей и совершить искупление и спасение избранных мира. Так Бог извлекает добро и величайшее благо из худшего зла. Какое большее зло или худшую злобу можно представить, чем насильственная смерть невинного Сына Божьего, Который совершал добро и был святым, непорочным, отделенным от грешников? И все же за ней стояло  богатое и удивительное добро, слава Божия, мир и благоволение к людям!
IV. Следующим нашим делом является рассмотрение свойств Божественного провидения.
1. Божье провидение является самым святым. "Господь праведен во всех путях Своих и свят во всех делах Своих" (Пс.145.17 KJV). Несмотря на то, что провидение доходит до совершающихся греховных действий, оно остается чистым, как солнце не оскверняет то, что оно сияет над навозной кучей. Ибо Бог не является ни физической, ни моральной причиной зла любого действия; не более, чем тот, кто едет на хромой лошади, является причиной того, что он не доехал. Все зло, которое совершается в греховных действиях, исходит и течет от злого агента, так как зловоние грязной воды исходит не от жары солнца, а от разложения материи, содержащейся в нечистотах.
2. Провидение является самым мудрым, ибо оно "исходит от Господа Саваофа, прекрасного в совете и превосходного в делах" (Ис.28.29 KJV). Бесконечная мудрость всегда предполагает самые прекрасные цели во всех своих действиях и использует лучшие методы для достижения этих целей. Хотя недоумение, путаница и непонимание дел провидения могут иметь место для наших узких, мелких возможностей, но они являются результатом высшей мудрости и самого глубокого совета, исходящего от Того, Кто есть единственно мудрый Бог и не может не управлять всеми вещами с величайшим пониманием. И настанет день, когда будет сказано единым голосом всего собрания и Церкви первенца, что Бог сотворил все хорошо, и тогда план провидения будет представляться во всех отношениях наиболее мудрым, гармоничным и последовательным.
3. Провидение является самым мощным. Поэтому Господь говорит Сеннахириму, царю Ассирийскому: «Я надену Свой крюк в нос твой и уздечку на уста твои, и возвращу тебя по тому пути, которым ты шел" (4 Цар.19.28). «Сердце царя в руке Господа, как реки воды: Он поворачивает его, куда хочет». Кто может сопротивляться Его воле, которая всемогуща? Он никогда не может потерпеть провал, но все вещи совершаются в соответствии с Его указом, который является действенным и непреодолимым.
V. В заключение я приведу увещание.
1. Остерегайтесь оправдывать свой грех провидением Божиим, ибо оно свято и не имеет ни малейшего действия в любом грехе, который вы совершаете. Каждый грех является восстанием против Бога; он нарушение Его святого закона и заслуживает Его гнева и проклятия; и поэтому не может быть просто  разрешен бесконечно святым Богом, Чьи чистые глаза не могут созерцать беззаконие без отвращения.  Хотя у Него есть разрешительный указ, и Он допускает моральному злу быть в мире, но это не влияет на грешника, совершающего  его. Ибо для него это не исполнение Божьего указа, который является абсолютной тайной для каждого смертного, но он удовлетворяет  собственные похоти и извращенные наклонности, которые люди имеют в совершении греха.
2. Остерегайтесь ропота и раздражения при любых устроениях провидения, с которыми вы встречаетесь, помня, что ничто не совершается без мудрого и святого провидения, которое лучше знает, что подходит для вас. И во всех случаях, даже среди самых страшных событий, которые вас постигают, познайте подчинение воле Бога, как сказал Иов среди самых тяжелых бедствий, которые произошли с ним: «Господь дал,  Господь взял, благословенно имя Господа" (Иов 1.21). В самых тяжких обстоятельствах ученики говорили: "Воля Господня свершится" (Деян.21.14 KJV).
3. Остерегайтесь тревожных забот и неуверенности в вашем странствии в мире. От этого наш Господь предостерег Своих последователей: "Не думайте (то есть не будьте встревожены и озадачены этим), что мы будем есть, что пить, или во что нам одеться" (Мтф.6.31). Никогда не позволяйте страху человеческому удержать вас от исполнения долга (Мтф.10.28-29), но пусть ваши души научатся верить в Бога, который правит и контролирует все события Своим провидением, чьими бы руками они ни исполнялись.
4. Не предпочитайте легкие средства, видя, что Бог работает с ними, ибо Тот, Кто назначил цель, распоряжается всеми средствами, необходимыми для достижения цели. Не полагайтесь на средства, потому что они не могут сделать ничего без Бога (Мтф.4.4). Не унывайте, если нет средств, потому что Бог может работать без них, как и с ними: "Не спасу их ни луком, ни мечом, ни битвой, ни лошадьми, ни всадниками" (Ос.1.7). Если средства удивительны, Он может работать с ними, как с телом Сарры, утроба которой давно омертвела (Рим.4.19). Если средства противоположны, Он может работать такми средствами, как Он спас Иону от кита, который поглотил его. Кит проглотил пророка, но по провидению он изверг его на сушу.
5. Наконец, счастливы люди, для которых Господь есть Бог, ибо все будет содействовать им ко благу. Они могут жить в безопасности при осуществлении веры в Бога. У них есть основания для молитвы, ибо Бог слышит их и хочет, чтобы Его люди обращались к Нему во всех их трудностях и скорбях в мире. И у них есть основание для величайшего поощрения и утешения среди всех событий провидения, если они видят, что ими правит Бог завета, их любезный Друг, Который никогда не будет пренебрегать ими или игнорировать Своих дорогих людей,  что бы ни беспокоило их. Ибо Он сказал: «Я никогда не покину тебя и не оставлю тебя» (Евр. 13.5).


Рецензии