Такие удивительные пчелы

Рассказ  посвящен  моим родителям.

Мой отец  держал  пчел и  когда он открывал улей, чтобы проверить   все ли в порядке в пчелином домике, я ему помогала. Мне тогда не было и десяти лет, но отец строго – настрого придерживался того правила, что детей надо учить, пока они «лежат поперек лавки».
- Когда лягут дети вдоль лавки, - говорил он, – будет уже поздно, учить их.
Так вот и росла я в постоянном труде и учебе. Большое хозяйство, как и большая семья, не отягощали  моих родителей, а наоборот вносили в их души  заряд бодрости. С самого раннего утра каждый член нашей большой семьи знал, что ему предстоит делать и старался исполнить  порученное ему  дело,  отцом или  матерью.
А пчелы вносили в нашу жизнь,  пожалуй,  сладкое развлечение, сопряженное с опасностью быть ужаленными ими. Будучи еще ребенком,  я наблюдала за пчелиной семьей и  часто  задавала  отцу вопросы о тайной жизни пчел. Оказывается,  что у  них  семья состоит:  из рабочих пчел, матки и трутней. Очень странно, - думала я ,-  что у пчел существует не два пола, как у людей, а три!
Женский  пол - это матка,  мужской пол-это  трутни, а  рабочие пчелы, какого пола - неизвестно! Чем же занимаются все эти, одним словом,  пчелы?
Оказывается, что царица-матка должна быть только одна в улье, иначе произойдет разделение -  вторая матка просто уведет половину  рабочих пчел, в другое место и там будет ими командовать.
Матку сразу видно - она по размерам больше,  чем трутни и рабочие пчелы. Вся ее деятельность заключается в том, что матка рождает  всех  пчел и следит за порядком в улье. Пока есть матка  в пчелиной семье – пчелы спокойно  живут и трудятся. Если же, по какой – либо  причине, матка погибает, то  и пчелы  погибнут,  если им вовремя не подсадить другую  матку, в улей.
Матка рождает личинки и закладывает в соты, а рабочие пчелы закрывают их воском, как- бы замуровывают,  но через  отверстия кормят маточкиным  молочком. Когда личинка вырастает и становится взрослой пчелой, то прогрызает  большое отверстие и выходит наружу. Трудяги -рабочие пчелы следят за тем, чтобы  детки не погибли от голода, холода и жары. Сохраняют температурный режим в норме, посредством  вентиляции.
Трутни, - говорил отец,- мужские особи и по размерам они больше рабочей пчелы, но не имеют жала. Они нужны для продолжения рода, когда матка вылетает из улья в брачный период. После возвращения матки, рабочие пчелы не впускают  большую часть трутней  в улей и они погибают. Ведь сами трутни не могут собирать нектар, они питаются только медом в сотах и пыльцой, собранных рабочими пчелами.  Такова их жизнь.
А, вот рабочая пчела  устроена так, что способна вырабатывать мед, пропуская нектар через свое брюшко. Кроме этого у них есть и защита от врага – жало в конце брюшка. Жалом пчелы выделяют яд и он  способен даже лечить, а не только причинять боль. Многие говорят, что слаще меда нет ничего на свете, а его нам дарит  маленькая труженица полей – пчела.
-А, что  же, в  сотах -  такое, желто-оранжевое?- спрашивала я.
- Это пыльца с цветов, но для пчел - это  настоящий хлеб,  ведь зимой  надо много есть, чтобы согреться в улье, - отвечал мне отец.
Больше всего  я удивлялась  жизни пчел, когда отец рассказывал  о том, как они  умело организуют жизнь семьи.  Оказывается,   у пчел есть  должности и обязанности!
 Охранники - стоят у входа в улей и не впускают чужаков, ведь осы, да и пчелы из других ульев хотят полакомиться  чужим медом. Пчелы -  вентиляторы – следят за температурой внутри улья  и при  сильной жаре  много жужжат – нагоняя прохладу и выгоняя из улья  горячий воздух; няньки -  кормят  личинки,  ползая по сотам,  они по вибрациям узнают о здоровье деток и готовят их к вылету. Пчелы – контролеры -   контролируют количество трутней в улье, чтобы  хватило меда  прокормить  семью пчел зимой.
Как же,  все  это,  интересно было для меня в детстве! Отец  одевал мне на голову шляпу с сеткой и завязывал  ее на шее, чтобы  пчелы мне не покусали лицо, а  ладони  оставлял открытыми. Главное,- учил он,- не размахивать руками и быть спокойным, чтобы  тебя не покусали. Пчелы очень сильно  чувствуют настроение человека. Мне было очень страшно, но я старалась  не подавать виду. Однако,  бывало, что меня  укусит пчела, тогда, отец,  улыбаясь,  говорил:  « Ничего  - это полезно для костей, пчелиный  яд - лечит!» Я в слезы  и бежать домой, ведь это, так  было больно!
Детские воспоминания  согревают душу и напоминают о том, чтобы мы учили своих детей   любить природу  и прививали любовь  к труду, на примере  всех живых существ живущих в природе.


Рецензии