Каждой иголочкой радует нас

Сегодня спросила сына, будем ли ставить на Новый год елку. Вопрос не праздный: места в комнате маловато, сынуля не маленький – 18 лет исполнилось. Теплилась надежда: а вдруг на этот раз обойдемся без елки? Но нет. Ответ сына был однозначный: будем. И я его понимаю. Для меня Новый год без елочки немыслим.

Елка моего детства
Сколько себя помню, в нашей семье всегда была новогодняя елка. Чаще это была сосна, но она все равно называлась елкой. Только однажды папа привез с Ай-Петри настоящую ель. Она ехала к нам в грузовике, пропахла соляркой. Мы долго отмывали ее в ванной, запах полностью не выветрился, но это не портило впечатление. Ель была настоящей красавицей, с тонкими, ажурными веточками и нежно-зеленой хвоей. На ней особенно нарядно смотрелись новогодние игрушки.

Елочные игрушки хранились в посылочном ящике, дно которого было выстлано ватой, но и это не спасало их – каждый декабрь, когда папа снимал ящик с антресоли, мы, к своему огорчению, обнаруживали на толстом ватном слое разноцветные осколки. Слишком уж хрупким было стекло.

Украшение елки начиналось с верхушки. Сначала у нас была золотистая макушка, похожая на пирамидку. Потом папа купил пятиконечную звезду из прозрачного красного пластика. Она напоминала рубиновую звезду со Спасской башни.

Затем ветки окутывали двумя электрическими гирляндами. Я их обожала и всегда с нетерпением ждала, когда папа распутает провода и разложит обе гирлянды на диване. Это были ажурные золотые фонарики с цветной пленкой внутри и разноцветные снежинки, полупрозрачные, крупные, яркие. Папа подсоединял гирлянды к черной коробочке с надписью «Светлячок» и начиналось волшебство: у звезды сияли лучи, а гирлянды мигали. Особенно мне нравилось, когда они загорались или потухали постепенно. Мигание можно было регулировать. Когда я подросла, мне разрешили делать это самостоятельно.

Благодаря мигающим голубым, зеленым, желтым, красным, розовым и фиолетовым огонькам елка преображалась, но была какой-то матовой, не хватало блеска. Он появлялся с игрушками.

О, это отдельная часть моего рассказа. На верхние ветки мама размещала самые любимые, самые дорогие ее сердцу украшения: прозрачно-серебристый шар с вдавленным нежно-розовым маком (нам категорически запрещалось вешать его самим) и пластиковый оранжевый, с зеркальным блеском (похожие, только серебристые, я потом увидела на дискотеке). С появлением этого шара веселого апельсинового цвета связана семейная история.

Как-то перед Новым годом папа зашел к соседям и сообщил тете Любе, что есть такая традиция – красть новогодние игрушки на счастье. Когда он выбрал для себя украшение, соседская девчонка Катя закричала: «Дядя Толя, только не этот! Он у нас самый красивый!» На что дядя Толя заявил, что если красть – то самый красивый, а иначе какой смысл? Рыжий шар долго висел у родителей, пока я не выпросила его для своей семейной елки.

Под этими шарами размещались травянисто-зеленые и прозрачно-желтые сосульки, золотистые подвески с зеленым глазком и заснеженные зеленые елочки с искристой посыпкой. На этих ярусах мне особенно нравились длинные фонарики из тонкого алюминия. Они были стилизованы под светофоры, только вместо кружков – божьи коровки трех цветов. Фонарики были небьющимися, поэтому сохранились до сих пор.

По всей елке развешивались шары из наборов. Они были разноцветными, расписаны в одном стиле, поэтому были похожи и не похожи друг на друга. Их было очень интересно рассматривать.

На нижние ветки вешали сборную солянку: ярко-розовые колокольчики (сейчас бы сказали, «цвета фуксии»), мухоморы, стеклянное солнышко, золотистую луковицу, попугая, пуделя и веселый пупырчато-зеленый огурец. Игрушки явно были недорогими, родители купили их до моего появления. Эти елочные украшения меня мало интересовали: они были простенькими, не особо нарядными. Вдобавок у меня была маленькая сестра, поэтому игрушки вешали на самые нижние ветки: если разобьются – не страшно.

Написала эти строки, и стало почему-то жалко игрушки. Они ведь были одной из первых покупок молодой семьи и верой и правдой служили нам. Стеклянного пуделя я забрала себе и каждый год вешаю на новогоднюю елку. Собачка напоминает мне о детстве.

Под елку мы размещали главных героев новогоднего праздника: нарядного Деда Мороза из папье-маше и пластмассовую Снегурочку в сарафане и кокошнике.

О том, что существуют искусственные елки, я не подозревала, пока не побывала в гостях у подружки Лены. У них была небольшая пластмассовая елочка, украшенная легкими плоскими игрушками. Украшения были выполнены из картона, оклеенного блестящей фольгой: белочка с пушистым хвостом, золотая рыбка, разноцветные петушки и попугайчики. Особенно мне нравилось, что елочка помещалась на журнальном столике, поэтому, присев около нее, можно было выпить лимонада и съесть кусочек тортика.

Елка волгоградская
Когда я уехала на учебу в Волгоград, елка переехала вместе со мной. Бабушка с дедом до моего приезда лесную красавицу не наряжали. Но как же без елки в Новый год? Вот и дедушка так подумал и отправился в лес. Несколько сосновых веток мы связали вместе и поставили в напольную вазу. Теперь импровизированную елку надо было украсить. Несколько игрушек подарили соседи, остальное восполнили шоколадные конфеты и мандарины в золотой фольге. Забегая вперед, скажу, что вешали их на елку намного дольше, чем потом снимали. Блестящий дождик завершал новогодний образ.

С этой елкой связаны замечательные воспоминания об уютных новогодних вечерах за столом с нарядной скатертью, красивой хрустальной сервировкой, вкусными блюдами, которые мы готовили вместе с бабушкой. С того времени я люблю готовить праздничную еду.

В один из таких праздничных вечеров ко мне приехала подружка. После боя курантов и новогодних тостов мы с Наташей отправились на улицу. Это было необыкновенное зрелище! Улица была ярко освещена, в окнах – новогодние гирлянды, вдали звенел трамвай, и мягко падал тихий снег, особенно заметный в свете уличных фонарей. Эта картина почему-то напоминала мне милый и смешной мультфильм «Падал прошлогодний снег».

Наша елка
Последняя елка, о которой хотелось рассказать, наша, семейная. Небольшая, искусственная, с легкостью помещается на журнальном столике.

У нас небольшой комплект новогодних игрушек, но все они тщательно подобраны и украшают елочку, не остаются в нарядной коробке, как некоторые игрушки моего детства.

Макушка стеклянная, красная с золотом. Мы храним ее в родной коробочке. Нарядный синий шар с серебряной надписью «ФК Севастополь С новым годом! К новым победам!», набор разноцветных полупрозрачных шаров с искрящейся посыпкой – из стекла. Веселый рыжий шар и пудель – родом из моего детства. Две заснеженных елочки, золотистая шишка и семейка мухоморчиков – уже современные, но так похожи на те, советские. Эти игрушки, выполненные из хрупкого стекла, особо берегу. Два шара, найденные когда-то в каталоге AVON, украшены оранжево-желтой чешуей. Две снежинки, серебряная и бордовая, – призы, честно выигранные на новогоднем корпоративе.

Из небьющихся – нежно-сиреневый шар с рисунком, напоминающим веточки вербы, пара синих шаров с изящным серебристым узором и две толстые золотые звезды, похожие на морские. По всей елке развешиваются звенящие металлические колокольчики, украшенные красными шелковыми ленточками. Последний штрих – лохматая золотая мишура, деликатно обвивающая елочку.

Но не комнатой единой красен наш дом. Светильники украшают подвески: настоящая сосновая шишка, покрытая серебряной краской, улыбчивая новогодняя феечка в белой шубке и с серебряной звездой в руках и совершенно сумасшедшая (сын говорит, пьяная) снежинка, прозрачно-розовая, в серебряных блестках и с улыбкой до ушей (если у снежинок бывают уши) – единственной ценное приобретение от Kinder.

В прихожей каждый год размещается рождественский венок, украшенный синими, золотыми и серебряными шарами, звонкими колокольчиками, золотой скрипкой и белым с золотом бантом. Замечательный подарок от сестренки, человека творческого и со вкусом. Вторая вещичка – шерстяной клетчатый сапожок с веселым снеговичком (незаменим при складировании шоколадных конфет).

Кухонные окна украшаются витражными наклейками в виде колокольчиков и сапожка с подарками.

И, наконец, несколько слов о новогоднем наряде. Все, конечно же, смотрели, и не одному десятку раз, фильм «Ирония судьбы». Мне всегда было жалко Наденьку, вынужденную всю новогоднюю ночь носить синтетическое платье цвета хаки (в одном из интервью Барбара Брыльска призналась, что терпеть не могла это платье). Я физически чувствовала этот дискомфорт и радовалась ощущению уюта и спокойствия, когда красавица героиня меняла «праздничное платье» на мягкий махровый халат с отложным воротничком. Из этого фильма я вынесла убеждение: так как Новый год – праздник семейный, то и встречать его надо соответственно: женщинам – в теплом халатике из махрушки или фланельки, мужчинам подойдут обжитые футболки, домашние брюки или шорты и флисовые пайты. Уютно и по-домашнему. Прэлесть! Если кто-то не согласен, спорить не буду, но останусь при своем убеждении.

Дописываю рассказ в преддверии Нового года, поэтому хочется пожелать читателям прожить 2020 год интересно, с огоньком. Пусть в вашей жизни не найдется места унынию, потому что ее заполнят радостные и милые события.

2019 г.


Рецензии