Семья Магсума

Старшие сёстра Мафтуха (Люба)в 1926 г. и Рузза (Роза) в 1929 г. родились в доме деда в Чатлыке. Отец служил младшим лейтенантом сверхсрочной службы в 34 стрелковой дивизии и в феврале 1930 года завоевал второе место в конно лыжных соревнованиях на сборе разведчиков Приволжского военного округа и был секретарём комсомольской организации, когда вышло постановление Башкирского обкома ВКП(б) о ликвидации кулаческих хозяйств. Семья деда Гималетдина попала в третью категорию кулаков, как торгующий санными полозьями и выслана, в специально выделенный для десяти семей, участок леса, хутор Гарейкина. Расстояние от  города Аша 12 километров, если ехать на телегах по ущелью. Ближайшая школа находится в посёлке Новошалашово, в трёх километрах по просеке с подъёмом в трёхсотметровый склон таёжной горы. Пока дед строил новое жильё в таёжной глуши, отец вывез семью в Уфу на съёмную квартиру. До конца жизни отец своего дома не имел. Как военнослужащему зоотехнику по заготовке боевых коней, по предписанию ему полагалось выделять жильё в колхозах, и оказывать всяческую помощь по выполнению государственного задания по поставке боевых коней в РККА. По прибытию в Туймазинский , самый отдалённый от Уфы район в 1934 году, отец создавал конефермы в Гафурово, Бишинды, Старые туймазы, в Уязы и в Муллино.
Я родился 1936г. в Туймазах. Братишка Ринат родился в 1938г. в Уязах  Рима родилась в 1941г. в Муллино  . Семейный фотоальбом со служебными снимками отца и детских периодов моей жизни бесследно исчезли вместе  с  пакетом фронтовых писем и с другими документами. Они были украдены в поезде во время переезда в 1945 году в Гарейкина. . Мальчишка выхватил у Розы из рук авоську в момент отправки состава с вокзала .
     Мы жили в Туймазы на привокзальной улице, помню, меня таскали сёстры в клуб на встречу с участником спасения челюскинцев . Домой в темноте проносила меня 11-ти летняя сестра Люба  мимо военкомата с часовым в буденновске, стоящим на посту у калитки, украшенной большой светящей в темноте красной звездой над калиткой. Как просто, думал я, натянуть на каркас красную тряпку и внутри вставить лампочку. Тот вечер в памяти, мама с ухватом, достающая из печи чугунок с  похлёбкой, а я сижу на топчане возле стенки, увешенной льняной циновкой, с полосками под цвета радуги. Мне тогда не было двух лет так, как  Ринат родился уже в Уязы в 1938 году. В Уязах мы жили в прекрасно отстроенным с большими топчаном из струганых досок и теплой большой печью. Комната была светлая с тремя большими окнами. Из окон были видны растущие талы возле школы, куда каждую весну возвращались  до боли в сердце знакомые шумные грачи. Люба и Роза ходили учиться в эту школу. Я разговаривал на татарском со школьными  подругами Розы, которые приходили к нам делать уроки и я трогал руками их учебники и книжки с картинками. Акима килин , Мужайди каляш – остались в памяти их имена.
 В 1940 году переехали в следующий колхоз «Марат»  Муллино. Здесь было больше лошадей, была контора «Заготконь», но домик , где разместилась семья из 6-ти человек, был невзрачный с соломенной крышей с плетённой завалинкой . Помню в школу пошла и Роза, и я с ней учился читать. Помню новенькую собранную из свежевыструганных досок полочки с книгами . Там были по несколько томов Пушкина, Лермонтова, Гоголя на русском, мне непонятном языке. А толстая книга "Дети капитана Гранта" Жюль Верна, с картинками был издан на татарском языке, только все буквы были латинские ( в татарских школах  после арабского шрифта хотели учить на латинском шрифте). Однако, я одолел эти буквы и прочитал все надписи под картинками  великого фантаста. Алифба читалась легко. Сестры водили меня с собой на репетицию драм кружка в школу у озера Кылы, где я читал все плакаты и названия учебников. Мне было три года. Я очень плакал от обиды, что все ласки перешли на братика и не засыпал пока мама не поцелует. Однажды заработал ремень от отца за свои капризы. Я замкнулся, во мне появились чувства эгоизма, желание - во чтобы то ни стало вернуть былое внимание к себе .  Но увы, в семье ждали  пятого ребёнка. Родилась она 15 августа.
 Отец ушёл на фронт отсюда. Муллино, Гатиятуллина,дом 22.оставив семью, у мамы было пятеро детей. домик с соломенной протекающей крышей с двумя маленькими окнами на улицу и двумя окнами во двор, с плетёной ,заполненной навозом завалинкой, с двором без ограды.


Рецензии