Погружение в Лес

Вот и декабрь. Появляется время разобрать фотографии летних походов. Вспомнить, осознать и ещё раз пережить их волнующие моменты. В середине августа мы с мужем и сыном четыре дня путешествовали по реке Чусовой в окрестностях деревни Мартьяновой.

По лесовозке наша семья дошла до бывшей деревни Волеговой. Палатку поставили на большой поляне, напротив скалы под названием Гребни. Мы любим путешествовать по реке, но мы не сплавщики и не рыбаки. А просто пешие туристы. Для нас Чусовая – это не просто река. Нам интересно всё, что её окружает. Лес, камни-бойцы, луга, деревни и люди. Миша подробно описывает наши походы, а я хочу рассказать о своём самом ярком впечатлении в этом путешествии. Это был волшебный лес.

***

Утро выдалось пасмурным. Мы идём по берегу Чусовой близ Волегова камня. Уже середина августа, но довольно тепло. В траве роятся тучи мошек. Я тороплюсь выйти к воде на каменную лещадь, где дует лёгкий ветерок. Течение реки быстрое. Стремительный поток поворачивает налево.

Чусовая не смогла пробить хребет бойца и обходит его стороной, делая большую петлю. Мы пойдём по лесу, сократим путь по старой илимской дороге и выйдем к подножью камня Высокого. Таков наш план. У ручейка за устьем речки Волеговки есть отличное место, чтобы набрать в бутылочки ключевой воды и позволить себе небольшой отдых.

Небо затянуто тучами, и прибрежная трава приобретает насыщенный изумрудный оттенок. Огоньками в ней горят цветы дербенника и гвоздики.
Вдруг что-то изменилось. Гребешки волн стали серебряными, а в реке отразились голубые просветы неба. Ура! Выглянуло солнышко! Теперь нам не страшен Дремучий лес.

Кажется, что он рядом. Нет, чтобы в него попасть, надо перейти часть Волегова поля. И мы погружаемся в море высокой-высокой травы. Нас скрывает с головой. Я вижу только яркую кепку впереди идущего Миши.

Если в зимних походах у нас обязательным элементом будет ползание по глубокому снегу, то летом без травы с мошками и бурелома не обойдётся ни один поход. Поэтому я завязываю кроссовки на двойной узел, на руки надеваю перчатки, на голову - капюшон с москитной сеткой, и вперёд. Немного жарко, зато никто не кусает!

Всё когда-нибудь заканчивается. И трава тоже. Мы вышли к краешку леса, который начался зарослями молодых берёзок и осин. Наверно это бывшие поля. Дороги пока не видно. Вместо неё обнаружилась интересная "свечечка". Только потом мы поняли, что это солонец для лосей.

Миша делает разведывательные забеги в поисках дорожной колеи. Если ищешь, то обязательно найдёшь! Но, как правило, не то, что искал. И Миша нашёл борону. Она заржавела, сквозь колёса проросли молодые ёлочки, на деревянных деталях появились мшистые нашлёпки. Кто её бросил? Наверно сейчас уже не важно. Лес её принял и надёжно хранит своё сокровище.

Потом мы немного поплутали в березняке. Три раза прошли мимо довольно глубокой ложбины.
- Наверное, нам надо в неё спуститься, – сказал Миша. - Посмотрим, что там есть интересного, отдохнём и сверимся с картой.

Под большой еловой лапой обнаружился удобный спуск. Замшелые ступеньки привели нас на дно старого оврага. Мы очутились, словно в сказочном домике - крышей служили ветви деревьев, пол устилал мягкий травяной ковёр. А сколько здесь всего интересного!

Миша увидел на берёзе необычный гриб, весь покрытый капельками воды. У подножья пихты притаился вход в чью-то норку. Я нашла большую чагу, похожую на медвежонка. Удобно усевшись на поваленном дереве, мы попили чай из термоса. Куда же нам идти дальше?

Ивану Царевичу было проще – пришёл в лес, увидел избушку бабы-Яги, и дальше никаких проблем! И накормят тебя, и напоят, и в баньке попарят да выслушают. А потом дадут волшебный клубочек, а он дорогу через лес и покажет. Ничего, зато у нас есть компас и карта!

Примерно определив, где мы находимся, Миша сказал:
- Надо двигаться на северо-запад, тогда пересечём илимскую дорогу.

С новыми силами мы зашагали по лесу. Березняк с низкорослой травой сменился кондовой моховой тайгой. Солнечные полянки чередовались с непроходимым буреломом. А дальше с нами приключилось нечто интересное!

Стал Царь-Лес испытывать нас, немного пугать и разные головоломки подсовывать. То покажет развороченный медведем муравейник, то гнездо осиное или корягу какую, позаковыристее. Но не страшно нам! Гнездо пустым оказалось, а коряги – добрыми. Одна была похожа на старичка-лесовичка.

Ой, кто это? Дайте лупу! Маленькая лиловая жаба! Мне кажется, она нас напугалась больше, пытаясь прикрыться фиговым стебельком во время фотосессии.

И загадки у Леса на самом деле были несложными. Подходим к куче поваленных деревьев – вроде бы и не пройти. Постоишь, подумаешь, и находишь ма-аленький пролаз между двумя ёлочками. Иногда следы зверей в обход завала ведут, можно им довериться.  Правда, если это кабаны, то и проход махонький, для "низкорослых".

Самый классный квест был с ручьём! По звериным тропкам мы раз от разу попадали в один и тот же глубокий лог, в тишине которого было слышно журчание воды.  Миша говорил, что этого ручья и даже самого лога нет на карте, и что три года назад мы никаких ручьёв не пересекали.

Развернувшись и немного покружив по зарослям урёмы, наш отряд снова и снова выползал из бурелома на берег ручья. Наконец, Миша сдался:
- Тогда надо спуститься, раз предлагают!

Тихонько спустившись на самое дно, мы умылись и отведали вкуснейшей родниковой воды.  Впереди виднелся прогал. Мы решили, что это вершина хребта камня Высокого. Я осталась с Димой отдыхать на толстых брёвнах полома, а Миша пошёл туда на разведку.
- И зачем нам дорога? Выйдем сразу на вершину камня! – сказал он.

Косолапый разведчик вернулся довольно быстро. Чудо случилось - дорога нашлась!!!
Я подумала, что Большой Медведь шутит, но это было правдой. Оказывается, всё это время мы шли параллельным курсом, в трёхстах метрах от неё. Прямая, как стрела, лесная магистраль была кем-то заботливо расчищена от завалов. Она привела нас к границе леса у реки.

Солнце стояло в зените. Мы вышли из сумрака загадочной Чащи Всего на высокий берег Чусовой. В километре от нас возвышались скальные уступы бойца Высокого. Прямо перед нами сверкала прохладной водой красавица Чуоси. И мы решили – пусть скала подождёт!

С проворностью молодых лосей, рассекая заросли осоки и крапивы, наш отряд устремился к реке. Миша хотел добраться до камня Узенького, но на полпути обнаружил место, где можно без проблем войти в воду. Легко сказать, но едва мы остановились и сбросили рюкзаки, нас принялась атаковать мошкара. Оводы и слепни включили секундомеры – время пошло! Уложившись в норматив на раздевание, мы с наслаждением забежали в Чусовую. Какое блаженство!

В этом месте когда-то был брод, так что можно купаться без опаски или просто гулять по мелководью. Я присела на большой валун, опустив уставшие ноги в прозрачный  бурлящий поток. Хм, почти джакузи!

Сижу и чувствую, как река смывает с меня усталость от четырёхчасовой прогулки. Мимо  проплывает катамаран со сплавщиками. Мои мужчины ходят по воде. Им интересно поискать брод и следы илимской дороги на левом берегу. Они тоже счастливы. Ведь для этого ощущения нужно совсем немного, самая малость.

Интересно, что когда ты успокаиваешься и никуда не бежишь, мошкара становится равнодушной к тебе. Только что был рой, а теперь никто не трогает. На Мишу любят садиться бабочки, причём самые разные. Он разговаривает со мной, а я смотрю на очередную красотку, которая машет крылышками на его кепке.

- Немного отдохнём и пойдём по берегу, - говорит мне Миша.
- Знаю, по высокой-высокой траве, - отвечаю я, предвкушая новые приключения.

Ведь конец одной сказки часто превращается в начало новой.
 – И впереди у нас будут глядены с больших камней? Мы увидим Чусовую с высоты?
- Да!

Автор - Татьяна Латышева.
Соавтор - Михаил Латышев


Рецензии