Берег Чуоси у Лосиного брода

Погода на Чусовой меняется быстро. Иногда к лучшему. Мы заходили в лес у Волегова бойца, когда над плёсом хмурились тучи. Теперь, когда вышли вновь к Реке Теснин, от пасмурной погоды не осталось и следа.

Ярко голубело небо, в котором топорщились остроконечные пихты. Белые облачка зависли над пармой, вспоминая о картинах Куинджи. Моя любимая Чусовая, обогнув боец Высокий, вывернула на простор и понеслась блестящей стрелой. Вода бурлила на ташах, притаившихся на дне.

На переборе послышался звонкий детский мат. Катамаран с вожатыми и юнармейцами шлёпал вёслами по воде. Одна девочка неудачно сработала веслом, обрызгав мальчика. И тут же услышала, что и как ей за это будет. Стыд и позор, включая родителей мелкого уродца и молчаливых вожатых в пилотках и синей форме. Это же девочка. Или новое время, и нормы другие?

За поворотом по левому берегу из леса поднимается громадная стена камня Узенького, плавно переходящая в камень Мостовой. Когда-то по хребтам этих камней шла дорога от села Илим к деревне Волеговой. Она спускалась к Лосиному броду где-то в районе камушка, белеющего вдалеке на стремнине.

Чуоси была ласкова к нам, мерцая серебряным зеркалом. Мы хорошенько искупались и отдохнули. После чего взоры наши устремились на впечатляющую махину бойца Высокого. Такое имя не каждому камню на Чусовой дадут, надо заслужить статью и мощью отвесной стены.

Самый большой тёзка - Царь-боец Высокий в окрестностях села Кын. Прозванный Великаном, он поднял стены в высоту сто двадцать метров над водой. Выше его нет бойцов на Реке Теснин.
Наш-то, волеговский Высокий, поменьше будет. его высота чуть более полсотни метров. А самый махонький братец Высокий поднялся на плёсе ниже деревни Трёки. Его камни взметнулись на высоту в 27 метров.

Изумрудные скалы - как я их люблю! Сплавщики-то с воды не все камни видят. Токо самую малость. А ты пристань к бережку, да попробуй-ко углубиться в лес - узнашь!

Исполинские кручи растут и уходят в небо, укрытые кронами Царь-леса. Из-за темени и каменистой почвы подроста почти нет - гуляльно местечко.
На самом деле перед вами стольный град Волчьего царства. На волеговских камнях находится ключевая точка Большого и Малого круга чусовских и висимских волков. Константин Корзунов вкратце описал их маршруты:

"У матерых волков 9-11 годов от роду Большой круг идет: Серебрянка - на Кораблик - деревня Утка - гора Красный столб - через Чауж - Бушаш - Большие Галашки - Висимский заповедник - Малиновая гора - Волегова - через Кашку - Унь - Кын - снова Серебрянка.

Молодые волки 4-7 годов от роду ходили Малым кругом: Серебрянка - по Ашке - внизили на Таны или на Висимо-Утку - потом всегда на Бушаш - Большие Галашки - Висимский заповедник - Волегова или Сулем, - и уходили круто на север мимо Ёквы на Бутон - снова Серебрянка, и опять по кругу. Всегда ныряли в заповедник!"
Так что, товарищи туристы, мотайте на ус. Страшно в лесу – просто мотайте.

Мохом заросшие скалы устремляются ввысь. По их склонам в ясный день бегают солнечные зайчики. Белым камнем светится в лесу ближайшая скала.
Уж больно ты красив и грозен, Урал-батюшка! Темнохвойная парма Западного Урала, обступившая каменных великанов Чусовой - твоё украшение и настоящая жемчужина!

Травой-муравой и нежным хвощом выстелена нам путь-дороженька. Ели и пихты укрывают от зноя. Как хорошо бродить по прискалью, по-над Чусовой-матушкой!
На хребтине Высокого светлеют прогалы. Там бушует ветер. Он валит сосны, которые некрепко держатся корнями за камни.

Мы идём и разглядываем каменных великанов. Из горы вышел настоящий Зверь-Мамонт. Наклонил голову и смотрит на нас искоса - кто такие? Лес вокруг шумит кронами, угощает сладкой малиной и спелой смородиной. Я приглядываюсь к склонам бойца - где-то тут придётся лезть на его макушку.

На них растут красавицы ели и пихты. Это первое, чему удивляются люди, впервые оказавшиеся на Чусовой. Частоколом стоят! И я не устаю поражаться их стройности и высоте. Во времена СССР главную ёлку для города Свердловска всегда везли из коуровских лесов окрест Слободы.

Среди леса показалась отвесная стена камня Высокого. Под ней прохладно и сыро. На реке, напротив, разливается солнышко, добираясь лучами до прибрежного буреполома. Попробуем пройти под утёсами бойца по узкой полоске леса столько, сколько получится.

Прогулка нам нравится. Мы раз от разу вертим головами в изумлении – какие здесь высокие и красивые скалы!
Изящные останцы изрезаны причудливыми нишами, щелями и маленькими пещерками. Мы нашли интересный балкон над обвалившейся стеной.

Местами длинный волчий хребет бойца Высокого очень близко подходит к берегу, и нам остаётся идти по краешку луга. Тёплый август на Чусовой дарит нам незабываемые виды реки и ароматы луговых трав, облака, плывущие в воде.

Вот и заброшенная стоянка сплавщиков. У костровища сложена "печь" для походной бани. Из груды камушков торчит колесо из кованого железа. Что это, обруч для бочки? Колесо истории железных караванов заржавело и со скрипом остановилось близ илимской дороги.

Иногда Чусовая вымывает такие "подарки". Их бы в музей отнести, а? Лес молчит. Солнышко гладит лучами гладкие бока чусовских скал. Хочется поскорее забраться на отливающие синевой камни. Больше всего мне запомнились эти чудесные тропки в лесу под камнями. Ни травы высокой, ни мошкары. Веет прохладой.

Из тёмного прискалья мы снова выходим на берег Чусовой, пронизанный светом. Камень Высокий становится ближе. Над нами возвышаются колонны белого замка. Где-то там, на его вершине растут высоченные сосны. Они уже достают до лазурного космоса.

Стены замка вместе с пихтами отражаются в воде. Всё также в ней растворяются небеса, перемешиваясь с волосами русалок. Упоительная картина августа застыла недвижно. Только изредка плеснёт рыба да промелькнёт пчела, летящая к томным свечам дербенника над белыми метёлками.

Изгибами милой Чуоси можно любоваться бесконечно. Здесь нет места суете. Только тишина и величие Реки Теснин.
Когда ты погружаешься в сказочную страну, волшебное отражение её "зерцала", это и называется со-зерцать.
Вместе смотреться в таинственные глядены.

Мы подходим к новой скале в гряде бойца. Её башенка теряется в облаках. Мощь Высокого уже впечатляет, но камень ещё не взят. У нас "взять камень" означает не только осмотреть его снизу, но забраться на него!

У подножия гряды разрослись настоящие джунгли. Среди них белокаменные колонны кажутся толстенными стволами деревьев. На фоне стройных пихт лиственные деревья кажутся волнистыми, им сложнее противостоять ветрам. Высокие пихты, в свою очередь, зачастую страдают от ударов молнии.

Все вместе деревья чусовского леса образуют неповторимый смешанный контраст, дополненный могучими прибрежными утёсами. Так необычно видеть слои ольхи, черёмухи и шиповника, над которыми возвышаются грозные каменные чудища, несущие на своих спинах ворох из сосен и лиственниц.

Нам на глаза попался первый небольшой грот. Вход в него замаскирован ветвями. Это интересная находка на пути к другому, большому Гроту камня Высокого. Расщелина, ведущая в подземную полость, завалена крупными кусками скалы.

Постепенно, шаг за шагом, мы приближаемся к главным вершинам бойца. Верхняя оконечность Высокого наиболее внушительна. Там голова каменного Полоза буквально вползает в лес с берегов Чуоси.

Наш маленький отряд находится у хвоста Подземного Змея, который обогнул туловищем правый берег и смотрится в реку. День клонится к вечеру, и на противоположном берегу появляется Тень, предвестница Ночи.

Солнце ещё ярится и бьёт в нагретые камни. От них в воздухе распространяются чайные ароматы чабреца и можжевельника. Когда их слышишь, тебе хочется глотнуть горячего чая.

В этом месте мы разговорились с семейной парой, путешествующей на байдарке. Обычные вопросы - сколько ещё плыть до Илима, из какого вы города... И вдруг,
- А где же Ваша байдарка?
- Да нет её, говорю. Мы тут просто по лесу гуляем.

Люди удивились, а потом оценили наш созерцательный туризм. Чтобы попасть в глубинку на Чусовой, надо ещё постараться и потратить уйму времени. Так зачем же торопиться покидать её?

Река Теснин необъятна и "неисчерпаема, как атом". Всю сразу не посмотришь. Тогда и правда, есть смысл пройти своими ногами её маленький кусочек и насладиться красотой уральской природы.


Рецензии