Учителю

  Виктор Александрович Борисов и Борисова Мария Яковлевна. Муж и жена. Спортивные педагоги. Так записано в их паспортах и трудовых книжках. Сухо и лаконично. Так государству ловчее  запоминать и учитывать своих граждан. Видимо правильно, только  невыразительно,  без содержания.
Мы,  их ученики,  обращаемся к своим учителям иначе -  ВикСаныч  и МарьЯкльна.
Потому, что с детства питаем нежные чувства к их редкой человеческой и педагогической себестоимости.

  ВикСаныч... штучный мужик. Ручной выделки. Строгий, надёжный, душевный, мудрый,  юморной, обаяния космического,  атлет безупречный,  настырный и взрывной,  интеллекта скорострельного и при этом абсолютный романтик с глубинной, философской страстью к спортивной гимнастике и рыбалке. И всё это в одном организме.  На конвейере таких не делают. Ювелирная работа. Повезло нам, пацаны...
В 2011 отмечали его ученики Его семидесятилетие. Было это в городе, где он народился на свет божий, на двадцать четвёртый день войны 1941 года. Где прошло босяцкое, голодное  детство его, боевая дворовая юность. Где набаловал  он себе увесистой кувалдочкой в кузнечном цеху такое рельефное  тело,  глядя на которое мы задыхались в восторге  от неземной,  античной  красоты его организма. Мы, относительно него - изнеженные комфортом доходяги. Благовещенск - город, где из него сделали не крупного,  зато надёжного и проворного  бойца, а потом и калиброванного районного драчуна. Город,  где он, успешный кандидат в мастера спорта по боксу и в своём весе чемпион,  мог стать, да не стал тренером по боксу.  На наше счастье не стал.  Потому, что по уши влюбился в спортивную гимнастику и был верен ей  всю свою жизнь. Он инфицировал нас этой любовью. До гробовой доски гимнастика – наш восторг.
Так вот, про юбилей. Большая часть из нас не видела ВикСаныча лет 15.  Волновались.
Он метнул своё натренированное тело к месту встречи, на центральную площадь этого города, как и положено непререкаемому авторитету – последним. Как обычно, в спортзале. Он шёл блистательно, неспешно.  Как в юности - 172 от силы в высоту, до 75 по весу, ни намёка на лысину и пузо,  упругий,  весёлый, стремительный и ироничный. Как всегда! И завершало эту картину маслом совсем немыслимое  – безупречно сидящая на нём, изумительно  отутюженная белая «троечка» под галстук. И такие же белые «корочки». Просто симфония!  Его встречали мы, его ученики. Толстые. Рыхлые, за редким исключением. Было стыдно и весело.
  Он шёл не один. Элегантно, аристократично вёл он под руку свою любовь и единомышленника, потрясающе красивую  женщину, отбитую им в далёкие годы у мужа. МарьЯкльна была тренером по гимнастике у девочек, для которых она была тем же , кем был ВикСаныч для пацанов. Чем он её покорил? Мы-то знаем. Да ни кому не скажем. Долго объяснять.

Какая это была встреча! Не рассказать. Три дня абсолютного счастья. Вольные упражнения. Произвольная программа. Ради этого стоит жить.

Совсем недавно нашего  ВикСаныча не стало…
"Там с хорошими тренерами, видать завал", - Сани Вильданова слова.
 
Так сложилось, что  теперь  эти дорогие нам люди находятся  в самой серёдке  страны. Далеко.
Так сложилось, что ни кто из нас не смог приехать и проводить дорогого и уникального Человека.
 
Простите нас, ВикСаныч…
Сегодня девять дней, как Вы ушли… Сегодня как-то особенно тяжело - прожигает обшивочку.
Простите нас, МарьЯкльна…
Простите,  дети и внуки их…
 
Если и есть в нашей жизни что-то настоящее, то это причастие к миру, который нам открыли незаурядные люди, подвижники.
Помните, ВикСаныч, вы говорили: "Мне селекцией заниматься, да олимпийцев из вас клепать,ни времени, ни квалификации, ни здоровья не хватит. Моё дело - успеть сделать людей из того, что есть"? 
У Вас получилось.

Мы будем стараться...

21.12.2019


Рецензии