Волшебная флейта у Нелли Манукян

 Узнав, что в скором времени известная джазовая флейтистка Нелли будет играть в фешенебельном холле гостиницы «Ереван» я тотчас воспользовался шансом послушать её вживую. И как было не изумиться, когда увидел её виртуозно солирующей на рояле. «Я же ещё и пианистка – пояснила она, – окончила Ереванскую консерваторию, и там же аспирантуру по специальности камерного ансамбля…» 
 Дальнейшую нашу беседу мы провели спустя несколько дней в «Kami Club», на площади Азнавура, где она вместе с инструментальным ансамблем играла уже на флейте. Её яркие импровизации отличалась многообразием красок и мыслей, виртуозных пассажей, технических приёмов. Партнёры старались идти с ней в ногу…

 --Уважаемая Нелли, начну, как говорится, «от печки». Когда началось твоя инструментальная «билингва»?

Я была первенцем у родителей, и оба старался привнести в меня весь свой  «энерго-музыкальный заряд».  Мой папа Константин Манукян – флейтист и саксофонист, многие годы работает в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио Армении у Ерванда Ерзинкяна. Мама – Светлана Мелкумова пианистка, окончила тбилисское музучилище и ереванскую консерваторию. Они говорят,что я уже в семь месяцев точно повторяла напетые ими простенькие мелодии. В четыре года мама усадила меня за фортепиано.
 
--Не так уж часто дети музыкантов обучаются у своих родителей…
 
Со мной было то же самое. Мама очень скоро передала меня в руки замечательному педагогу Нателе Агаронян, в школе имени Чайковского. У неё я проучилась все 10 лет, включая два года в нулевом классе.

-- А когда ты взялась укрощать флейту?
 Когда мне было семь лет, моим первым учителем был всё-таки мой папа. Он преподавал ещё и музыкальной школе, в его классе была нехватка учеников,благодаря мне и произошло пополнение. Чтоб родители не спорили – какому инструменту сегодня я должна уделить время, я старалась сохранять паритет...
 
--Вам не приходила идея создать семейный ансамбль?

Как же нет! К этому подтолкнул мой младший брат Ованес. В свои девять лет он написал интересное трио для двух флейт и фортепиано, назвав: «Арарат, ты меня слышишь?»

--Партию фортепиано играла ваша мама?

Нет, эту роль мой брат взял на себя, исполняя её вполне солидно Чтоб не отставать от него мне приходилось постоянно повышать свою мастерство. Тогда же прошёл конкурс среди духовиков музыкальных школ. Я заняла второе место.

-- Исполняла что-то из традиционной программы музыкальных школ?..

Совершенно верно. Тогда о джазе я и не помышляла … Даже когда поступила в консерваторию, в класс фортепиано профессора Александра Гургенова.

--И что подтолкнуло к джазу?
 
В нашем доме джаз звучал всегда, благодаря фонотеке отца.В один период, когда папа поехал временно работать в Германии, мне доводилось заменять его в джаз-оркестре Ерзинкяна, и поневоле пришлось приобщиться к этому жанру. Но решающим стал день, когда приехал в Ереван джазовый пианист Армен Донелиан и провёл мастер-класс. Он замечательный музыкант, композитор, педагог и писатель, получивший классическую подготовку в Музыкальной консерватории Вестчестера в Белых Равнинах Нью-Йорка.

--И как с ним произошло твоё «джазовое крещение»?
 
После того, как заиграли хорошо знакомый мне джазовый стандарт, мой папа подтолкнул меня вперёд, чтоб я рискнула импровизировать. Пересилив неловкость, я заиграла, будто под воздействием неведомой силы. Тогда все вокруг не поверили, что это был мой дебют.
 
--Неужели получилось так просто, без всяких усилий и подготовки?

Нет, конечно, в моей игре были мелкие оплошности!.. Чуть позже Донелиан дал мне ряд полезнейших советов…

--Он пианист, а ты играла на флейте!..

Его советы касались чисто джазовых принципов, азов, без которых одной только интуицией далеко не уехать. Затем моими, так сказать, символическими учителями стали знаменитые джазовые флейтисты: Юзеф Латиф, Хэрби Мэн, мою любимый Хьюберт Лоус... Записи с его исполнением я слушала с упоением, проникаясь в каждую ноту, в звукоизвлечение, интонирование…

--Ты сказала, что многие джазмены не очень-то считают флейту джазовым инструментом…

Об этом говорит статистика. В соотношении с саксофоном, трубой и даже тромбоном – флейта всё же редкость. Хотя кто знает, какой ещё другой духовой инструмент спустя годы войдёт в джазовый обиход…
 
--Звучание флейты вообще навевает как бы лёгкий, свежий ветерок, прохладу. Обожают композиторы-импрессионисты. Но в вашей игре заметно ощущаю творческий жар, музыкальные фразы исходят обогретыми… Чем это достигается?

Не знаю, я над этим не задумывалась. Наверно потому, что я не могу играть формально и все ноты выходят из меня наружу будто сквозь моё сердце...

-- Скажи, как относишься к литературе, к чтению книг?
 
Читаю регулярно и очень много. В последнее время потянуло к книгам с эзотерическим уклоном. Хотя на днях с интересом перечитала рассказы Сергея Довлатова. Там уловила что-то от импровизации на злободневные обстоятельства…
 
--На недавнем джаз-фестивале в Ереване, во время пресс-конференции, выдающийся басист Стэнли Кларк заявил, что главная особенность джаза — это импровизация. Всё остальное – вторично.
 
Полностью разделяю это мнение. Можно освоить всякое направление джаза, но без интересной импровизации любой слушатель быстро устаёт. Вы не заметили, теперь почти все стали импровизировать как-то одинаково…

--Да-да!.. Совершенно верно. Нынче сократилось разнообразие стилей, манеры, гармоний. Многие молодые музыканты освоили пентатонику и в монологовом режиме «поливают» так занудно, что скорее хочется бежать подальше.

Джаз - это диалог, беседа, обмен фразами- мыслями. Это характерно как для раннего диксиленда, так и для большинства последующих направлений. И хоть говорят, что времена изменяют вкусы слушателей, я всё же чутко ощущаю реакцию моего слушателя.
 
--Во время игры ты смотришь в сторону публики?.. Она тебе не мешает?
 
Наоборот!.. Без достойного слушателя играть неинтересно. Заметив кого-то из живо реагирующих, с горящими от музыки глазами, я как бы обращаюсь именно к нему…

--А как же твои партнёры, с ними не взаимодействуешь?

С ними, в первую очередь. Иначе невозможен наш общий музыкальный разговор. Но не всякий партнёр, к сожалению, способен поддержать музыкальную фразу, развить и передать другому партнёру… Однако приходится нередко работать и с такими коллегами, не утруждающими себя творчеством, хотя и добросовестно и профессионально исполняющие свою функцию.

--Для коммерческой программы, когда исполняются популярные джазовые шлягеры, это понятно и нормально. А у тебя есть свои оригинальные композиции или темы, в которых заметен твой авторский почерк?

Да, есть. Иной раз я кое-что пробую исполнить с разными коллегами, но это требуют более углубленной работы. К сожалению, большинство наших профессионалов включены в повседневный марафон с опять-таки коммерческим джазом, рассчитанным на широкую аудиторию.

-- В Ереване, как известно, действует несколько джаз-клубов. Вы участвуете в тамошних в джем-сейшнсах?

Это происходит крайне редко. Увы, в регулярную традицию это не переросло. Профессионалам играть там лишь для души, без оплаты, непозволительная роскошь. В силу тех же местных экономических реалий.
 
--О чём вы мечтаете?

Мечтаю иметь возможность почаще ездить на международные фестивали джаза, играть с прогрессивными музыкантами перед подготовленной аудиторией. Однако приходится большей частью пребывать дома, зарабатывать и уделять внимание своей дочери, которая пока ещё мала и пробует свои силы в детском вокальном ансамбле. Правда, джазом там и не пахнет. Но ей там нравится.

--Я как раз по поводу фестивалей. В Ютубе есть фрагмент с вашим замечательным участием на джаз-форуме в Одессе. Можно что-нибудь подробнее?
 
Пожалуйста! Тот, 2013-й год стал для меня одним из знаменательных и счастливых в жизни. Меня пригласили участвовать в конкурсных джем-сейшнах с отдельными исполнителями, а не с действующими, сложившимися коллективами. Такие фестивали – большая редкость. Там было три тура, и каждый музыкант методом жеребьёвки попадал в тот или иной состав. В первый день играли в стилях би-боп и мейнстрим. Во второй – баллада и что-либо свободное. Третий день – фюжн и латино. Я на всех получила очень престижную оценку. Жаль,получала.

--А как же в самом Ереване, бывает хоть что-нибудь подобное?

Пожалуй, наиболее знаменательным для меня оказался сейшнс, организованный одним из почитаемых мною музыкантов Гарри Кеосаяном, с которым я часто играю. Тогда из Тбилиси был приглашён прекрасный саксофонист Каха Джагашвили, привнёсший в наше джазовое празднество новую замечательную струю.
 
--Каха сын моего приятеля, трубача, Гиви Джагашвили. Он говорил мне, что поездка в Ереван оказалась для него очень позитивной… Скажите, пожалуйста, с кем из ваших ереванских коллег вам комфортно играть?
 
Их много, чтоб сразу перечислить. Но, в первую очередь отмечу пианистов Хачика Саакяна и Армена Аветисяна, с которыми я выступаю уже давно. Так же нравится музицировать с бардами Вааном Арцруни и Лилит Пипоян. Хотя в их случае понятие «бард» весьма условное, поскольку они более значимы по масштабу и музыкальности. Однако не пренебрегаю играть и с рок-музыкантами...
 
--Недаром в знаменитой английской рок-группе «Джетротал» Йена Андерсона неизменно участвует флейта… Вы бы не хотели возглавить собственный, постоянно действующий состав, получая радость от полного взаимопонимания с единомышленниками?

Очень даже мечтаю. В недавнем прошлом мне повезло участвовать в ансамбле такого же энтузиаста, тамошнего «мотора», многогранного гитариста-виртуоза Армена Петросяна. У нас с ним было немало авторских композиций, которые записали по заказу одной греческой фирмы. Жаль, до выпуска компакт-диска дело не дошло. Финансовый кризис в той стране разрушил все планы… Армен – личность разносторонних интересов. Ему всегда есть чем поделиться с окружающим миром. Увлечён археологией, а сейчас занялся съемкой серии документальных фильмов о выдающихся людях, с которыми народ знаком или поверхностно, или вообще о них не слышал. Даже канал «Культура» как-то показал его работы.


--Я хочу пожелать вам оптимизма и всё-таки исполнения мечты. Тем более, слышал, что ваш брат Ованес намерен собрать международный состав энтузиастов джаза, и чтоб там у тебе было достойная миссия.
– Дай-то Бог. Я с радостью поддержу его идею.

Беседовал Артэм Григоренц. Ереван-Тбилиси.




               


Рецензии