Франция Православная. Глава 19

(Начало: http://www.proza.ru/2020/01/29/958)

ГЛАВА 19. ЧЕЛОВЕКОРОДНОЕ ИЛИ БЕСОВДОХНОВЕННОЕ ИСКУССТВО
 
     В книге «Охранительство» (Москва: «Паломник», 2004) автор инок Всеволод (Филипьев) описывает три типа искусства: «С духовной точки зрения искусство не может быть нейтральным, оно всегда несёт в себе ту или иную духовность. Всякое искусство является боговдохновенным, бесовдохновенным или человекородным. <...> Боговдохновенное искусство всегда насыщено покаянием и исполнено надежды. Оно смиренно, тихо, мирно, светло, мудро, правдиво.<...> Бесовдохновенное искусство является плодом сознательной или несознательной открытости человека духам злобы. Отличительными чертами такого искусства являются богоборчество и поклонение различным кумирам и идолам, начиная от сатаны и кончая человеческой плотью и материальным изобилием».
     В творчестве людей существует реальная опасность, когда их «человекородное» искусство незаметно начинает подпитываться и вдохновляться бесовскими помыслами и искушениями, заставляющими  прославлять плотские радости и утехи, телесные удовольствия и материальные блага. В духовной жизни, как известно, мелочей не бывает. И вот тому пример. Талантливый художник Франсуа Лемуан расписывал Версальский дворец (1724–1736). Король Франции восхищался его творчеством, а он старательно изображал на стенах и потолках королевского дворца исторические и любовные сценки с полураздетыми дамами и кавалерами, что приводило в восторг хозяев дворца. При дворе к Лемуану благоволили и одаривали его всяческими милостями. Ему бы жить да творить, да на лаврах почивать, а он, бедный, возьми да помри, и ведь ещё совсем молодым, причём покончил жизнь самоубийством. Вот куда заводит опасное лавирование между «человекородным» и «бесовдохновенным».

(Продолжение: http://www.proza.ru/2019/12/21/531)


Рецензии