Энергетик - надёжная профессия

                Энергетик – это надёжная профессия.

               
 
   Весна 2014 года. Мне скоро 68 лет. В 2000-ом году ещё в Тольятти я из машинно-запчастёвого бизнеса решил вернуться в Энергетику (это описано в рассказе «Возврат в энергетику»). В 2008-ом году младшая дочь родила двух внуков-близнецов с серьёзными медицинскими проблемами и мы с женой переехали к ней в Москву – надо было помогать.

Здесь я продолжил работу в фирмах, занимающихся энерго-проблематикой: ООО «Интехэнерго», ООО «Энэлэко», ООО «Энергосэт». С января 2010 года я стал работать в ООО «РТ-Энерго», а с 2011 года перешёл в их дочернюю фирму ООО «НТЦ «Фотон», где я работал главным специалистом по энергоаудиту, энерго-экспертизе и энерго-сбережению.
 
   Наступил 2014 год. Я продолжаю работать в фирме ООО «НТЦ «Фотон». «За спиной» уже пять энергоаудитов на разных предприятиях Москвы и Подмосковья, входивших в ГК «Ростех».

 Недавно наш генеральный директор Валетов С.В. подписал новый договор на проведение энергоаудита на Московском машиностроительном заводе (ММЗ). Провести энергоаудит предлагают мне, поскольку я уже лично провёл энергоаудит на нескольких малых и средних предприятиях. Мне в помощь в нужный момент подключают электро-техническую и тепло-техническую лаборатории. И вот мы с Генеральным едем на объект нашего очередного энергоаудита – на ММЗ.
 
   Это среднее по всем показателям предприятие. Знакомимся с руководством предприятия: генеральный директор - Лукьянов А.В., примерно 50 лет;  главный инженер - Чубченко Николай Павлович, 55 лет; зам главного энергетика - Чубченко Павел Николаевич, около 30 лет, это явно сын Чубченко-старшего. Главного энергетика нет, его функции поделили меж собой Чубченко-старший и Чубченко-младший. Странно, это же семейственность. В ГК «Ростех» это не приветствуется.
 
   Я вопросительно взглянул на генерального директора. Он тут же отвечает: «Я Ваш молчаливый вопрос понял. Да, это семейственность, но она мне позволяет обеспечить надёжную работу предприятия с перспективой на светлое будущее. Чубченко-старший через пять лет уйдёт на пенсию, а Чубченко-младший за это время получит опыт главного энергетика и плавно перейдёт на должность главного инженера. Поэтому техническая устойчивость работы нашего предприятия обеспечена на годы вперёд. Так выгодно мне и предприятию».
 
Ну, ладно, посмотрим. Обследование покажет.

   Далее Директор отправил нас в кабинет главного инженера. Тут мы остались с главным инженером вдвоём. Чубченко-старший чистосердечно изложил мне свою стратегию: «Когда три года назад пришёл новый директор, я ему разъяснил сложившуюся ситуацию и свою позицию. Я на заводе с 1980 года, прошёл все стадии от слесаря до главного инженера. Я здесь знаю каждый провод и каждый болтик. В самые страшные годы здесь снимали директоров и главных инженеров, но меня, работавшего тогда главным энергетиком, не трогали – я для них был гарантом энерго-устойчивости предприятия. Да и заменить меня было некем».
 
  Чубченко включил кипятильник на столике в углу и продолжил: «Сейчас я достиг предпенсионного возраста. Если на моё место придёт случайный человек, то проблем на заводе будет выше крыши. Поэтому я предложил Генеральному совместно «вырастить» моего сына и через два-три года перевести его в главные энергетики, а потом и в главные инженеры. Я чистосердечно сказал директору, что все свои знания и заводские технические тайны я передам только сыну. Директор сутки подумал, потом согласился. Так мы проработали уже почти три года. Сын постепенно профессионально растёт. Из экономиста-менеджера он уже вырос до заместителя главного энергетика».
 
   Чубченко поставил на стол две чашки кофе и продолжил: «Я лично очень ждал этот энергоаудит. Для сына  – это проверка и профессиональная школа. Все документы для энергоаудита готовит он под моим контролем. Пока он делает всё достаточно толково. Если энергоаудит пройдёт хорошо – мы сразу переведём сына в главные энергетики. Я очень рад, что главным энерго-аудитором оказались Вы - нам пенсионерам легче понять друг друга».
 
   Я его выслушал полностью и терпеливо, сказал, что ценю его чистосердечное признание, но энергоаудит буду проводить в соответствии с действующей в ГК «Ростех» инструкцией. А потом я  изложил ему план обследования предприятия и оставил заявку на требуемые сведения и документы.

Надо отметить, что все мои запросы на этом предприятии выполнялись быстро, в полном объёме и весьма качественно. Младший Чубченко весьма живо интересовался моими методами проведения экономико-энергетического аудита на их предприятии. А в области политики и истории России он оказался очень эрудированным молодым человеком и интересным собеседником.
 
   Через пару недель я приехал на завод проводить обследование электро-хозяйства. Меня сопровождал Чубченко-старший, младший был на учёбе – он учился на вечернем факультете МЭИ. Предметный обход предприятия мы начали с КТП (Комплектная трансформаторная подстанция). Потом стали осматривать ВРУ (Вводно-распределительные электроустановки) в отдельных цехах и корпусах. Везде состояние оборудования было едва на тройку.

Я задал вопрос Чубченко-старшему: «На мой взгляд, вы запустили электрохозяйство. Могут произойти аварии от старости электропроводки и оборудования. Когда планируете начать  модернизацию?»
 
  Он хитро и прямо ответил: «Вы, пожалуйста, обязательно отметьте в отчёте это состояние и порекомендуйте срочно начать модернизацию электро-хозяйства. А мы уже в принципе готовы. На следующий год мы включаем в бюджет предприятия  расходы на обновление энергохозяйства. Электрику мы начнём модернизировать сразу после назначения сына главным энергетиком.
 
  Он через месяц подаст директору хороший план (я это гарантирую) и за два года мы обновим электроподстанцию, кабельное хозяйство и все ВРУ в корпусах, а потом поменяем и электропроводку. Это будет прекрасной стартовой основой для дальнейшей работы Павла в должности главного энергетика и у него будет надёжная работа и надёжная профессия на многие годы. А для подкрепления я отдам ему все чертежи по энерго-коммуникациям, которые сейчас надёжно хранятся у меня дома».
 
   Я вздохнул и сказал только: «Понятно». Его план звучал нахально, но в выигрыше будет и завод и оба Чубченки. Вреда предприятию нет.

   Потом мы обследовали систему теплоснабжения и горячего водо-снабжения. Уровень эксплуатации системы теплоснабжения был нормальный. Единственно, что я им предложил – это громоздкие кожухо-трубные теплообменники в ИТП заменить на пластинчатые. В остальном в системе теплоснабжения всё было нормально.
 
   Обследование и анализ водопотребления показал, что расход ХВС в восемь раз превышает расчётно-нормативный объём потребления воды всеми работниками, находящимися на территории предприятии. Чубченки объяснить этот перерасход не смогли.

Я потребовал провести обследование системы ХВС в натуре. Втроём: я и оба Чубченки пошли смотреть водо-потребление по всем корпусам предприятия. В цехах и бытовках по водо-потреблению в основном всё было нормально. Надо было искать «дыру» во вспомогательных зданиях.
 
   На задах предприятия находился большой складской и отгрузочный корпус высотой примерно 10 метров. Оказалось, что всё это здание отдано в аренду фирме «Уни-Аква». Название меня насторожило. Осматриваю здание более внимательно. С двух сторон вдоль стен смонтированы многоэтажные стеллажи, на этих стеллажах размещались разные пластмассовые корыта для бассейнов (для коттеджей). По проезду между стеллажами перемещается электропогрузчик.

В дальнем углу около ворот два работника заливали холодной водой из толстого шланга очередное корыто - испытывали его на герметичность.
 
   Я спросил их: «И сколько же воды в это корыто входит?»
   Один из них отвечает: «В этот бассейн входит 25 кубов». 
  - «А куда вы потом сливаете воду из этих бассейнов?»
  - «А вот в этот колодец».
  - «А сколько бассейнов вы проверяете в день?»
  - «Минимум два, обычно четыре – пять, а бывает и семь».
  - «Всё ясно, говорю Чубченкам, - вот вам источник сверх-нормативного перерасхода холодной воды по заводу».
 
   Оба Чубченки даже рот открыли, а они, оказывается, сюда больше года не заглядывали. Я им сразу предлагаю записать ресурсо-сберегающее  мероприятие в отчёт - установить на это здание отдельный прибор водоучёта и пусть фирма «Уни-Аква» платит столько, сколько фактически потребит холодной воды.
 
   Работникам фирмы «Уни-Аква» предлагаю: «Всё равно у вас эти бассейны стоят на стеллажах. На самый верх ставьте малые бассейны, самые большие ставьте в самом внизу. Заливайте воду сначала в верхний бассейн, а с него спускайте воду в бассейн этажом ниже и в самом конце - в нижний бассейн на полу. Тогда у вас расход воды значительно уменьшится и платить будете меньше».

 Чубченко-старший аж обниматься ко мне полез. Это предложение мы записали в отчёт по энергоаудиту. Через год Чубченко звонил, сказал, что расход воды по складскому корпусу упал в пять раз.
 
   Через пару месяцев когда мы уже подписали отчёт по энергоаудиту, мы разговорились с Чубченко-старшим. Он рассказал свою историю: «В 1980 году я на отлично окончил МЭИ и меня распределили по моему выбору на московское предприятие, на этот ММЗ. Здесь меня оформили инженером в отдел главного энергетика. Полгода я стажировался по рабочим профессиям, потом меня перевели в дежурные энергетики завода, где я быстро набрался знания о всём заводе. Через год я, как выпускник и как семейный человек, получил двухкомнатную квартиру. Через 10 лет я прошёл все ступеньки и меня назначили главным энергетиком и дали трёхкомнатную квартиру. В 1991 году в период ГКЧП я понял, что в стране начинается раздрай и я решил себя обезопасить: все основные проектные и исполнительные чертежи по энергохозяйству я унёс в с вой гараж.
 
   В должности главного энергетика я успешно проработал всю перестройку и всю перестрелку. Да, да, у нас на предприятии тоже были перестрелки. Его в 1993 году захватили бандиты, но через полгода пришёл спецназ ФСБ, часть бандитов перестреляли на месте, остальные сбежали. Во время перестрелки сгорела заводская библиотека и архив, а чертежи у меня остались целыми. Предприятие передали в ГК «Ростех». Во всех перестройках и перестрелках новые хозяева меняли директоров, иногда меняли главного инженера, а вот главный энергетик всегда оставался на своём месте. В его дела никто не может вникнуть быстро, а тем более, если нет документации.
 
Главный инженер в 2000 году ушёл на пенсию и меня назначили на его место. А должность главного энергетика я по договорённости с генеральным директором зарезервировал за своим сыном, который окончив экономический факультет МГУ, уже четвёртый год подрабатывал экономистом на подхвате в разных фирмах. Через год, когда он женился, я уговорил его перейти к нам на должность инженера энергохозяйства. Далее я пять лет вёл его по энерго-хозяйству как подопытного мышонка. Сегодня он уже зам главного энергетика по электрохозяйству. А закончим энергоаудит -  он станет главным энергетиком.

 Он готовил для вас все документы – это для него большая школа по энергохозяйству и по работе с документацией, плюс он с нами обошёл и осмотрел все проблемные точки на предприятии. Через неделю мы его переводим в главные энергетики. Я уже спокоен за него и уверен в моём светлом пенсионном будущем». На этом Чубченко закончил свой рассказ.

   А я вспомнил слова Аркадия Анатольевича Раковского - главного инженера Жигулёвской ГЭС, который в 1964 году, вручая нам выпускникам СТПШ №7 удостоверения электромонтёров по вторичной коммутации. Он сказал: «Ребята, я окончил МЭИ и вам рекомендую поступать туда же. Энергетик – это очень надёжная профессия. Энергетик может спокойно работать в любом обществе при любом правительстве. Энергетики нужны и коммунистам и капиталистам». Как будто он предвидел, что через 30 лет в России наступит капитализм. И действительно, профессия энергетика помогла мне в 2000 году от машинного бизнеса перейти к энергоаудиту.

   За свой личный полувековой опыт разнопрофильной производственно-коммерческой деятельности я пришёл к убеждению: Энергетик – профессия,  которая не только надёжно прокормит тебя, но и «вытащит из ямы», когда других вариантов уже не будет.
   
«Энергетик – это очень надёжная профессия».

С Днём Энергетика Вас!

Жемповский Станислав.  22.12.2019.

Примечание: 22.12.2022 автором проведена корректировка текста.
               


            
 


 
               


 


Рецензии
Электричество нужно, электричество важно)) Профессия вечная. Сам убедился)) Только, только...КТП - концевая ТП, ВРУ - внутреннее распредустройство.

Павел Савеко   22.12.2019 16:52     Заявить о нарушении