Хроника 42 и 53 ДБАП с 16. 02. 40 г. по 20. 02. 40

Хроника 42 и 53 ДБАП с 16.02.40 г. по 20.02.40 г.

*****
Восемнадцатый и девятнадцатый боевые вылеты 53 ДБАП. 17.02-18.02.40 г.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 53 ДБАП 11 февраля 1940 г. пополнился 32 молодыми летчиками, прибывшими из оренбургского Чкаловского авиационного училища. А 13 февраля к 53 ДБАП присоединились 11 Дб-3 из 11-го ДБАП, принадлежавшие ранее 7-ой авиабригаде 3 АОН, базирующейся в Запорожье на юге Украины. С 14 февраля по 1 марта 1940 г. прибыло еще 90 летчиков и были перегнаны 8 Дб-3 из Хабаровска, принадлежавших бывшей 7-ой авиабригаде дальневосточной армии особого назначения. Вероятнее всего командир ОАГ полковник Кравченко, уповая на боевой опыт, полученный этими летчиками в Китае и на Халхин-Голе, добился пополнения из тех авиачастей, где ранее сам служил.

Олег Киселев: 13 февраля в состав 53 ДБАП прибыли 11 ДБ-3 из 11 ДБАП. 14 февраля в 53 ДБАП прибыли 53 летчика без самолетов из 8 ДБАП (Хабаровск).

От себя могу добавить следующее: из Википедии узнаю, что «в феврале 1939 года летное училище в г. Оренбурге было разделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов». Странно вот получается, летчиков из первого летного училища направили в 53 ДБАП, а штурманов из второго – в 42 ДБАП. Штурманы, а тогда летчики наблюдатели - летнабы, как тогда их именовали, оказались не у дел, т.е. «безлошадными» и привлекались лишь в качестве нештатных вторых воздушных стрелков, дабы защитить нижнюю полусферу Дб-3 от атак истребителей противника. Выходит, что оренбургские летные школы готовили летчиков и штурманов по отдельности, но никак в виде готовых экипажей, и приходилось экипажи комплектовать уже на месте, а их слетанность наживать на горьком опыте…

А Война в западной Европе лишь разгоралась:

БЕРЛИН, 17 февраля. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующее сообщение верховного командования германской армии. На западном фронте во время разведывательной операции в районе Варндт, юго-западнее Саарбрюкена, взято в плен несколько французов. На фронте в районе Верхнего Рейна с обеих сторон происходила пулеметная и ружейная перестрелка. Германский истребитель сбил над Северным морем английский самолет типа Бристоль—Бленгейм.

ПАРИЖ, 17 февраля. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном в Париже вчера вечером, говорится: «Отмечалась активность наших разведывательных отрядов, причем один из них понес некоторые потери при переходе через минное поле противника».

В утреннем сообщении сказано, что «на фронте не произошло ничего нового».

ЛОНДОН, 17 февраля. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер по радио, английский пароход «Ленглифорд» водоизмещением в 4622 тонны, следовавший из Бостона в Англию, был потоплен противником.

ЛОНДОН, 17 февраля. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, итальянский грузовой пароход «Джорджио Ольсен» водоизмещением в 5694 тонны наткнулся на мину и затонул у восточного побережья Англии. Из 32 человек команды 17 человек спасены.

ЛОНДОН, 17 февраля. (ТАСС). Английское морское министерство опубликовало список моряков, погибших при потоплении 9 февраля двух траулеров «Роберт Боуэн» и «Форт Ройял». В списке содержатся имена 21 моряка, в том числе 4 офицеров.

ЛОНДОН, 17 февраля. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, английский министр здравоохранения Эллиот объявил в палате общин о новом плане эвакуации детей из угрожаемых районов. По новому плану, родители должны дать обязательства, что немедленно после объявления приказа об эвакуации они пошлют своих детей в не угрожаемые районы.

Как бы не добивалось «белофинское правительство» от Швеции вступить в прямой военный конфликт с Советским Союзом на их стороне, шведы категорически отказали Суоми направлять свои вооруженные силы на советско-финский фронт, к тому же отказали представить возможность прохода через свою территорию иностранных войск по этому случаю. Это вызвало глубокое впечатление на лондонские политические круги. С точки зрения ТАСС это говорит о том, что Швеция не поддалась на измышления Запада на счет РККА по отношению скандинавских стран за пределами Финляндии.

А в это время, а может днем позже, германский пароход «Альтмарк», проходя в норвежских водах под охраной норвежского миноносца, пришвартовался в Иосинг-фиорде.  Однако со второй попытки был в «наглую» взят на «абордаж» английским эсминцем «Кессек» при поддержке еще четырех своих «собратьев» и одного крейсера. С борта «Альтмарка» были сняты английские подданные, якобы военнопленные, а затем англичане покинули территориальные воды Норвегии. После чего Берлин заявил ей категорический протест, заявив о нарушении международного морского права, и напомнил всему миру о бесчеловечном случае, который имел место в мировую войну с подводной лодкой «Баралонг», когда английские матросы открыли огонь по высадившейся на воду команде, затонувшей германской подводной лодки. Нейтральная Норвегия аналогично предъявила дипломатические претензии Англии. И что делать?

ТАСС сообщает из Китая, пусть и с запозданием, что «17 февраля в Яньане (Шэньси) 1 февраля состоялся большой митинг, на котором присутствовали Мао Цзэ-дун, Чэн Шао-ю (Ван Мин), Линь Цзу-хань и другие деятели компартии Китая. В принятой резолюции говорится о поддержке политики правительства Чан Кайши в борьбе против японцев вплоть до окончательной победы».

А в Стране Советов «в частях и военно-учебных заведениях Харьковского военного округа растет и ширится рационализаторское движение. Десятки, сотни оригинальных изобретений и рационализаторских предложении поступают от бойцов, командиров и политработников. За один только прошлый год подано 779 рационализаторских предложений, из которых 466 уже реализовано.

Интересный прибор для регистрации работы авиационного мотора сконструировал младший воентехник Симчук. Прибор находится на испытании. Слушатель Военно-хозяйственной академии Гусихин предложил «щуп» для взятия пробы зерна в зернохранилищах. Прибор этот находится сейчас в опытной эксплуатации и даст прекрасные результаты.

Оружейный мастер Зайцев предложил образцы простых и удобных приспособлений для ремонта противогаза. Техник одного из военных училищ округа тов. Тарасевич сконструировал лебедку для чистки канала ствола орудия. Начальник зубопротезной лаборатории Харьковского военного округа военврач 2-го ранга Ульяницкий внес несколько интересных предложений: два вида походных кресел, походный облегченный зубоврачебный кабинет, челюстную шину. Все его предложения приняты и реализуются».

Но вернемся в Финляндию. Там шла настоящая война.

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 17 февраля на Карельском перешейке под ударами наших частей противник, неся большие потери, сжигая села, спешно отступал в сторону Выборга и к востоку от него.

Наши части заняли: город Ойнола (на северном берегу озера Муола-Ярви), станцию Сяиние — в шести километрах юго-восточнее Выборга, укрепленный узел Кархула — западнее района Сумма и города Нярья и Мурила в приморском районе.

Преследование противника продолжается по всему фронту. На остальных участках фронта не произошло ничего существенного.

Наша авиация вела активные действия по войскам и военным объектам противника.

В течение 18 февраля на Карельском перешейке наше наступление продолжало успешно развиваться. Под натиском наших частей противник продолжает отступать. Наши части вышли на р. Салмен-Кайта между озерами Вуокси-Ярви и Яюряпяян-Ярви, заняли: укрепленный пункт и село Муола, станцию Саммэ Приморской железной дороги в 10 км южнее Выборга, город Юханнес и станцию Максалахти Приморской железной дороги, выйдя таким образом на западное побережье Финского залива севернее острова Биорке.

За 17 и 18 февраля нашими войсками занято 313 оборонительных укрепленных пунктов противника, из них 41 железобетонное артиллерийское сооружение, а всего, начиная с 11 февраля по 18 февраля включительно, нашими частями взято 475 оборонительных укрепленных пунктов противника, из них 92 железобетонных артиллерийских сооружения. На остальных участках фронта без существенных перемен.

Наша авиация вела активные боевые действия по войскам и военным объектам противника. В происшедших воздушных боях сбит 21 самолет противника.

Аэродром Куусику. Эстония. 17.02.40 г.
-----------------------------------------------------------

Олег Киселев: 17.02.40 г. 53 ДБАП четырнадцатью бомбардировщиками нанес удар по Юлистаро, где, по мнению советского командования, находилось финское правительство. С высоты 3000 м на этот небольшой населенный пункт было сброшено 138 ФАБ-100 и 14 ЗАБ-50. Уже на обратном пути в районе Корпоо группа была перехвачена финскими истребителями, в результате чего на свой аэродром не вернулся ДБ-3 старшего лейтенанта А.П. Воробьева. Он и его экипаж (старший лейтенант М.Б. Афанасьев и старшина И.А. Кодацкий) стали жертвой лейтенанта Хюркки из LLv 28, летавшей на недавно полученных из Франции истребителях Моран-Сольнье M.S. 406C-1 и направленной защищать от налетов советской авиации южнее и юго-западные районы страны. Весь экипаж ДБ-3 погиб.

Еще одна девятка ДБ-3 бомбила порт Пори, сбросив на него 90 ФАБ-100. Из-за неблагоприятной погоды результатов бомбометания летчики не наблюдали.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 17 февраля 1940 года 53-й ДБАП вылетел на Юлистаро, что в 39 км северо- западнее Сейняйоки, с целью нанести бомбовый удар по якобы эвакуированному финскому правительству. Отставший от 2-ой АЭ ДБ-3, экипаж которого ранее прибыл из 11-го ДБАП, был сбит в воздушном бою в районе острова Кексфаарие над Корпо лейтенантом Т. Хюркки на истребителе «Моран» с бортовым номером MS-301.

Никаких стратегических целей в волости Юлистаро не было, а правительство Финляндии находилось на протяжении всей войны в столице. Вероятнее всего за эвакуацию правительства советская разведка приняла переезд финского парламента в Каухайоки, что расположен в 50 км юго-западнее Сейняйоки!

Три бомбардировщика бомбили порт Вааса, пять ДБ-3 сбросили бомбы на Юлистаро без серьезных последствий. Финские ВВС потерь не понесли.

Аэродром Куусику. Эстония. 18.02.40 г.
----------------------------------------------------------

Олег Киселев: 18.02.40 г. крупная сводная группа бомбардировщиков в составе 23 ДБ-3 53 ДБАП и 6 СБ 35 СБАП бомбила станцию Лохья, сбросив на неё 6 ФАБ-500, 2 ФАБ-250, 250 ФАБ-100, 46 ФАБ-50 и 6 ЗАБ-50. Кроме того, станцию атаковала шестерка «Чаек» 38 ИАП. Уже традиционно несколько бомбардировщиков до цели не дошли и сбросили бомбы на другие объекты: пара СБ бомбила ст. Сольберг, пара ДБ-3 – ж.-д. перегон в районе Карис, одиночные СБ сбросили бомбы на зенитную батарею на о. Флинтгрунд и ст. Хювинкя.

«Чайки» в количестве 47 машин сопровождали бомбардировщики до линии Сало-Рихимяки.

Шестой боевые вылеты 42 ДБАП. 18.02.40 г.

Герой Советского Союза Ф. Лопатин в родном городе

ОРЕХОВО-ЗУЕВО, 19 февраля. (ТАСС). Р. Орехово-Зуево к старой работнице крутильнониточной фабрики Татьяне Гавриловне Лопатиной приехал на побывку ее сын, участник боев с белофиннами Герой Советского Союза Федор Лопатин. 18 февраля он встретился со своими земляками днем на собрании рабочих отбельно-красильной Фабрики, а вечером на отчетно-выборном собрании коммунистов Ореховского хлоп-чатобумажного комбината.

С большим интересом слушали большевики речь своего земляка о том, как доблестная Красная армия громит белофиннов, неся свободу и счастье трудовому финскому народу.

Почин боевых подруг

МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 19 февраля. (От наш. спец. корр.). Несколько месяцев назад боевые подруга командиров N гарнизона тт. Архипова, Бакланова, Васильева, Гайкович, Карпова, Клендухова, Локтионова, Маслова, Нозик, Орлова, Соловьева и Шустрова обратились в политотдел с просьбой помочь им организовать курсы шоферов. Женщины решили овладеть вождением автомашин.

Курсы были созданы. В течение шести месяцев жены командиров настойчиво изучали теорию автодела, проходили практику.

На днях на курсах состоялись выпускные государственные экзамены. Знания молодых водителей проверяли инспекторы областной квалификационной комиссии Госавтоинспекции.

За рулем грузовика — жена командира эскадрильи тов. Гайкович. Умело и уверенно ведет она грузовую трехтонную машину по извилистым дорогам, через железно до-рожное полотно, вовремя и мягко тормозит. Энергичная, любящая технику женщина, она овладела не только управлением автомашины. В 1932 году она окончила 1-ю севастопольскую школу военных пилотов, училась здесь вместе с Полиной Осипенко. Нарком обороны маршал Советского Союза товарищ К. Е. Ворошилов за большую общественную работу в Красной армии наградил Лидию Ивановну Гайкович золотыми именными часами.

После нее за руль садится женорганизатор Анна Андреевна Васильева. Она мастерски водит машину. Инспекторы дают ей высокую оценку.

Как старые опытные шофера, водят тяжелые трехтонки по скользкой, неровной дороге жены командиров тт. Орлова, Архипова, Бакланова и другие.

Все слушательницы успешно выдержали испытания и получили удостоверения на право стажировки.

Вчера они прислали в редакцию «Красной звезды» письмо, в котором обращаются ко всем женам командиров с призывом изучать автодело. Приводим ниже это письмо:

Дорогие подруги!

У себя в части мы решили в совершенстве овладеть специальностью водителя. Организовали гарнизонные автомобильные курсы. Шесть месяцев учебы по выходным дням дали свои плоды. Мы научились самостоятельно водить грузовые машины.

Посоветовавшись между собой, мы решило обратиться к вам с призывом последовать нашему примеру — овладеть специальностью шофера, чтобы в любую минуту заменить наших братьев и мужей. Жены командоров: Е. Архипова, Л. Бакланова, А. Васильева, Л. Гайкович, В. Карпова, М. Клендухова, В. Локтионова, Н. Маслова, X. Нозик, А. Орлова, В. Соловьева, Е. Шустрова.

Аэродром Кречевицы. 18.02.40 г.
----------------------------------------------------

По данным Л.А. Мальковой (Прокуденой):

«16.02.40 г. Вылет задержан из-за метеоусловий.  17.02.40 г. 42 ДБАП производил подготовку матчасти, изучали район боевых действий, проводилась техучеба, разбор боевых вылетов, планируются полеты по кругу.

Из архивной тетради историка Сергиенко:

«18 февраля 1940 года 42-ой ДБАП в составе 4 девяток (по данным О. Киселева 26 Дб-3) выполнял боевое задание по цели НР 12 (Антрея) в период 12:05-12:10 с Н=1600-1800 м. Сброшено 120 ФАБ-100, 45 ФАБ-250, 60 ЗАБ-50. Задача полком была выполнена отлично – цель уничтожена. В районе цели были обстреляны МЗА, разрывы ложились выше, по направлению правильно. Потерь нет.  Цель сфотографирована. Общий налет 136 часов. Патроны расходовались на обстрел пулеметов в количестве 480 шт.  Погода ясная.

Происшествия:

а) один экипаж 2 девятки не сбросил бомбы 3 ФАБ-250 на цель по вине летнаба младшего лейтенанта Мерзлякова. При посадке данного самолета на своем аэродроме с бомбами произошла поломка самолета из-за складывания левой ноги в конце пробега.  В результате повреждена консольная часть левой плоскости и винт. Летчик 4 АЭ младший лейтенант Соколов.

б) один экипаж 4-ой девятки (летчик 6-ой АЭ старший лейтенант Ябриков) произвел поломку самолета из-за сложившегося шасси в момент приземления. В результате чего погнуты винты и помято кольцо НАКИ [стр. 51]

в) летнаб 2-ой девятки старший лейтенант Гарифов произвел непроизвольный сброс одной бомбы ФАБ-250, не доходя до цели. Предположительно сброшена в лесу, не переходя линии фронта.  Все остальные самолеты произвели посадку на свой аэродром нормально в период с 13.20 до 14.17»

Доказательством того, что цель под № 12 является город Антреа, указывает время полета от цели до аэродрома базирования – 1 час 15 мин, что при средней скорости Дб-3 в 300 км/час дает расстояние в 375 км. Расстояние по прямой от Кречевиц до Антреа около 300 км. Видимо на цель летели через Финский залив, а возвращались на базу через Ладожское озеро. Но последний Дб-3 приземлился лишь в 14:17! А это по сути более 600 км полета от цели до базы. Да и количество Дб-3 в 26 шт., указанное Олегом Киселевым, противоречит общему налету в 136 часов из тетради историка Сергиенко: в среднем каждый наш Дб-3 тогда должен провести в небе по 5 часов 14 минут, что соответствует длине полета при скорости в 300 км/ч в 1570 км. Но если принять за «чистую монету» количество Дб-3 четырех девяток в 36 шт., то каждый из наших Дб-3 в среднем провел в воздухе по 3 часа 47 мин., что соответствует расстоянию при средней скорости в 300 км/ч чуть больше 1100 км. Где же блуждали наши бомбардировщики в ясную погоду, или, наученные горьким опытом, летали по замысловатому маршруту, избегая столкновения с финскими истребителями? На эти вопросы, возникающие от приведенных исторических и технических данных при наличии компьютерных карт с их возможностями замера расстояний, у меня ответов нет. Увы, одни предположения.

Седьмой боевые вылеты 42 ДБАП. 19.02.40 г.

Война в Западной Европе

ПАРИЖ. 19 февраля. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном вчера вечером в Париже, говорится: «После сильной минометной подготовки противник атаковал один из наших постов к востоку от Мозеля, но эта атака полностью провалилась. На других участках Фронта отмечается активность патрулей обеих сторон».

В сегодняшнем утреннем сообщении сказано: «К востоку от Няд один из наших отрядов натолкнулся на засаду противника и понес потери. Между укреплениями вдоль берегов Рейна происходит перестрелка».

ЛОПДОН, 19 февраля. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, английское морское министерство в своем коммюнике объявило, что английский эсминец «Дэринг» водоизмещением в 1375 тонн был торпедирован и потонул. Из экипажа эсминца спасены 1 офицер и 4 матроса. 9 офицеров и 148 матросов пропали без вести. Есть опа-сения, что все они погибли.

Эго — шестой английский эсминец, погибший с начала войны.

БЕРЛИН, 19 февраля. (ТАСС). Газета «Фелькишер беобахтер» сообщает, что перед входом в Дарданеллы наскочил на риф английский военный корабль. Корабль сильно поврежден.

ЛОНДОН, 19 февраля. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, Германия заявила, что она не считает себя больше связанной лондонской конвенцией о ведении подводной войны. В заявлении указывается, что вооружение английских торговых судов в Северном море означает нарушение Англией лондонской конвенции о ведении подводной войны. «Сейчас, — говорится в заявлении, — командирам германских подводных лодок отдано распоряжение топить эти вооруженные торговые суда».

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 19 февраля па Карельском перешейке наше наступление продолжало успешно развиваться. Наши части продолжали очищать от противника Бьоркский укрепленный район и заняли: остров Рион-Саари, в 3 километрах западнее города Юханнес, остров Ревон-Саари, в 5 километрах юго-западнее Юханнес, станцию Ляхтеенмяки и станцию Хумол-Иоки Приморской железной дороги.

На остальных участках фронта без существенных перемен.

Наша авиация вела активные боевые действия по войскам и военным объектам противника. В происшедших воздушных боях сбито 14 самолетов противника.

Аэродром Кречевицы. 19.02.40 г.
----------------------------------------------------

А 19 февраля 1940 года произошло одно из знаменательных событий в 42-ом ДБАП. Что случилось узнаем из архива историка Сергиенко, но начнем, как всегда с записей из его архивной тетради:

«19.02.40 г. 42-ой ДБАП в составе 3 девяток (26 самолетов) в период с 16:15 по 16:17 выполнял боевое задание по разрушению цели НР12 с Н=1800м. Сброшено 3 ФАБ-250, 250 ФАБ-100. Цель уничтожена. Задача выполнена хорошо. В районе цели обстреляны сильным огнем ЗА. Налет 112 часов 40 минут. Патронов израсходовано 520 шт. Цель сфотографирована. Потери:

а) Один самолет третий девятки был подбит прямым попаданием снаряда ЗА в левую плоскость. Горящий самолет тянул на свою территорию в сопровождении истребителей и одного самолета ДБ. Посадка произведена в районе озера Кирке-Ярви с убором шасси. Экипаж в составе летчика лейтенанта Маркова, штурмана лейтенанта Мыслевиц, стрелка-радиста Сумарева и второго стрелка Боярского жив.  Самолет сгорел. Один самолет 3-ей девятки летчик командир 6-ой АЭ капитан Тимофеев был подбит осколком снаряда ЗА. Один осколок пробил покрышку шасси, второй стабилизатор.

б) два самолета 2-ой девятки подбиты огнем ЗА. Самолет помощника командира полка майора Ломакина подбит прямым попаданием снаряда в стабилизатор. В результате разрыва снаряда [стр.54] имеется на стабилизаторе отверстие размером 70 см в диаметре и большая побитость хвостовой части фюзеляжа. Второй самолет имеет пробоину покрышки. Летчик старший лейтенант Доброквашин.

В период 17:32-18:11 25 самолетов произвели посадку на свой аэродром благополучно [стр.55]

Дополнение к донесению. У Ломакина второе попадание произошло в консольную часть правой плоскости. В результате разрыва спереди в крыле имеет отверстие сквозное диаметром 1 м на верхней части плоскости и 40 см на нижней. Осколком пробит фонарь летчика».

Олег Киселев о боевом вылете 19.02.40 г. приводит следующее:

«26 ДБ-3 полка под прикрытием 18 истребителей 44 иап в 16:15 с Н=800 м бомбили Антреа. Сброшено 3 ФАБ-250 и 250 ФАБ-100. Обстреляны огнем МЗА, один ДБ-3 подбит, совершил посадку на оз. Вуотярви на занятой РККА территории».

А финская сторона заявляет, что 19 февраля 1940 года зенитной артиллерией над Антреа был сбит Дб-3, в следствии чего он затонул в озере Кирккоярви. Указывается даже номер этого сбитого бомбардировщика - № 391346.

И что же такого знаменательного произошло в 42-ом ДБАП 19.02.40 г. из выше приведенного, вправе спросить читатель? Долетели до цели, отбомбились как будто бы нормально, были обстреляны ЗА, один Дб-3 потеряли, финны его, упавшего в озеро, вероятно, иначе как узнали бы его номер? По нашей версии, подбитый Дб-3 дотянул до нашей территории, произвел посадку на живот, в конце концов «железо» сгорело, а экипаж остался в живых. Остальные экипажи вернулись на базу, некоторые слегка «обтрепанные» зенитками противника: война, есть война и это становится привычным и уместным.

19 февраля 1940 г. для 42-й дальнебомбардировочного авиационного полка, он же 42-й авиационный полк дальнего действия, он же 28-й гвардейский Смоленский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия, он же 28-й гвардейский бомбардировочный Смоленско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк, он же после Великой Отечественной 171-й гвардейский бомбардировочный Смоленско-Берлинский Краснознаменный авиационный полк, был открыт полковой список Героям Советского Союза. Именно 19 февраля 1940 г. был совершен подвиг, потянувший на столь высокое звание по тем меркам.

Олег Коселев, определенно все знающий, это событие обозначил одной фразой – «Обстреляны огнем МЗА, один ДБ-3 подбит, совершил посадку на оз. Вуотярви на занятой РККА территории». А финская сторона вообще это событие почему-то перенесло на 25 февраля 1940 года, указав на то, что тяжело раненый Марков совершил вынужденную посадку на своей территории, спас экипаж и 7 апреля 1940 года за это был удостоен высокого звания – Героя Советского Союза. Но в этот день 42 ДБАП боевых действий не производил.

В папке А.М. Сергиенко на ГСС Маркова А.М. есть наградной лист на присвоение ему этого высокого звания. Кто его писал, низкий ему поклон, возможно с запозданием, но… я его разобью на воспринимаемые предложения, ибо это… честно скажу, смысловой «технический» поток без запятых во славу Героя:

«Делу партии Ленина-Сталина и социалистическое Родине предан. Выполняя боевое задание по разрушению ж.-д. станции, на 5-м боевом вылете находился в строю. Не смотря на сильный артиллерийский огонь противника, точно соблюдал строй, чем соблюден мощный круговой оборонный огонь в звене и девятки от воздушного противника. Благодаря мужеству и выдержки бомбы были сброшены точно в цель, на что имеются фотоснимки. В момент отхода самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Снаряд попал в маслинный бак левой плоскости, разорвался внутри плоскости. Оторвано пол элерона и другую часть заворотил кверху. Разворотил дыру полметра диаметром. Самолет загорелся и потерял управляемость на 50% в результате сильного повреждения. Не теряя самообладания и мужества, оценив создавшиеся критическое положение, принимает решения спасти экипаж, дотянув до своей территории. Одновременно, принимая все меры для ликвидации пожара в воздухе, спокойным ровным голосом сообщил всему экипажу о принятом решении тянуть на свою территорию, требуя ежеминутной информации о распространении огня по самолету от радиста. Борясь с огнем и плохо управляемым самолетом на одном моторе (левый от разрыва снаряда вышел из строя, не работал), стал тянуть на свою территорию. Пламя стало распространятся под его сидением и обжигало ноги. Дым слепил его глаза. Чтобы иметь видимость и возможность управлять слабо управляемым самолетом открыл колпак. В этот момент его охватило пламя и стало жечь лицо и руки. Закрывая одной рукой глаза, не теряя связи с экипажем, ведя наблюдение за распространением пламени, продолжал лететь. Экипаж, наблюдая спокойствие командира экипажа, и его мужественную борьбу с огнем и с самолетом, продолжал свою работу. Пролетев на горящем самолете 75 километров по территории противника и, увидев воронки от разрывов снаряда, тем самым убедился, что пролетает линию фронта. Отдает приказание всему экипажу выбросится на парашютах. Но экипаж не мог оставить самолет в виду того, что в нем находится тяжелораненый товарищ и сам командир. Видя это, принимает решение быстро снизиться и посадить самолет, что и выполнено ОТЛИЧНО. Тем самым улучшил до крайности трудное положение экипажа и дал возможность легко выскочить из горящего самолета, производя посадку в расположении наших передовых позиций. Неся сильные ожоги, которые стали обугливаться, щеки лопаться, не бросился в панику, посадив самолет, выпрыгнул сам и упал, потеряв сознание в 3-х шагах от горящего самолета. Его примеру последовал экипаж, выпрыгивая на снег и спасая тяжело раненого товарища. В результате экипаж жив и находится на излечении в госпитале».


А это из наградного листа на стрелка-радиста старшину Сумарева Виктора Георгиевича из экипажа Маркова, подготовленного тем же штабным псарем и написанного чуть ли ни одним предложением, с моими знаками препинания и смысловым его дроблением:

«При выполнении 5-го боевого задания, находился в экипаже младшего лейтенанта Маркова. Невзирая на то, что горит самолет, и не теряя мужества в продолжении полета на свою территорию, информировал о положение в воздухе и о распространении пламени по самолету. Этим давал возможность ориентироваться летчику в продолжении полета на свою территорию. Сам находился в готовности в любую минуту отразить нападение воздушного противника. После приземления самолета, невзирая на огонь и рискуя собственной жизнью, бросился спасать товарищей, вытащил из горящего самолета тяжело раненого второго стрелка, оттащил летчика, бросился спасать матчасть - оружие. В результате героических действий спас жизнь товарищам и спас оружие.

За доблесть и геройство, проявленное при спасении жизни товарищей и оружия, рискуя собственное жизнью, достоин высшей награды Ордена Ленина».

А вот на штурмана лейтенанта Мыслевица наградного в архиве историка не обнаружилось, но по фотографии видно, что и штурман, и стрелок-радист удостоились орденов «Красное Знамя».

Остается уточнить место посадки Дб-3 Маркова. Олег Киселев указывает, что это было озеро Вуотярви, а в записях Сергиенко озеро Кирке-Ярви.

Попробовал найти озера Вуотярви и Кирка-Ярви на карте в Яндексе. Они явно должны находиться на Карельском перешейке и южнее Выборга. Осенило прибегнуть к книге Баира Иринчеева «Оболганная победа Сталина…» Вспомнил, что в книге есть приложение с названиями старых финских и новых, уже советских, географических названий. Выяснилось, что оз. Вуотярви ныне – это оз. Волочаевское. А вот оз. Кирка-Ярви может быть в двух местах – это ныне озеро Правдинское и, как не странно, селение Поляны, на берегу озера Полянское. Видимо вводит в заблуждение финское «ярви», что значит «озеро», да и русская интерпретация того времени финского названия «Кирккоярви» в упрощенное «Кирка-Ярви». К счастью есть еще один немаловажный параметр для поиска – Марков пролетел сначала 75 км от Антрии до линии фронта, а затем еще 5 км дополнительно, чтобы окончательно оказаться в своем тылу, а это 80 км.
Интересный инструмент есть в яндекс-картах – линейка! Так вот с помощью ее видим, что от Каменногорска до оз. Волочаевское где-то 55 км, до оз. Правдинское порядка 65 км, а вот до с. Поляны практически 75 км. И какой вывод из этого следует?
Дб-3 Маркова подбили при отходе от цели и, возможно, он еще не развернулся на обратный путь. Тогда посадка Дб-3 Маркова либо была произведена в 5 км южнее современного селения Поляны, либо полет в горящем самолете должно быть скорректирован до 60-65 км и это было на берегу озера Кирккоярви, что ныне носит имя Правдинское. Но проходила ли тогда по этим рубежам линия фронта?
Обратимся к боевому вылету от 14.02.40 г. На обратном маршруте Дб-3 Найденова упал на своей территории в районе деревни Бобочино, а ныне это с. Каменка. Оно на 17 км севернее с. Поляны, которое явно находилось тогда глубоко за линией фронта. А вот озера Волочаевское и Правдинское располагаются практически в нескольких километрах друг от друга и на одной широте с Бобочино. И это не противоречит ни данным Олега Киселева и ни данным историка Сергиенко, а пресловутые 80 км, которые пришлось пролететь Маркову – это путь с учетом разворота при отходе от цели. К тому же Дб-3 Маркова запылал, и он, естественно, пытался сбить пламя, совершая соответствующий маневр, особо не обращая - летит ли на север или на юг, тем самым увеличивая продолжительность полета.

*****
Восьмой боевые вылеты 42 ДБАП. 20.02.40 г.

Аэродром Кречевицы. 20.02.40 г.

Из архивной тетради историка Сергиенко:

«20 февраля 1940 г. 42-ой ДБАП в составе 3-х девяток (24 самолета) в период 13:55-13:58 выполнял боевое задание по разрушению цели НР13 (по данным Геуста НР-13 – ж.д. Сайрала, а ныне Бородинская), станция Инкиля, станция Хокалахти с Н=1300-1800 м. Сброшено 240 ФАБ-100. Цели девятки поразили. Результаты сфотографированы. При пролете линии фронта девятки обстреливались слабым огнем ЗА. В районе ожидания и районе Кронштадт истребители сопровождения были обстреляны сильным огнем ЗА. Разрывы по высоте и направление ложились точно. Несмотря на дачу установленных сигналов стрельба продолжалась. Потерь нет. Задача выполнена полностью.

а) 1 девятка в составе 8 самолетов в 15:57 с Н=1300 м разрушила цель станция Хоколахти. Сброшено 80 ФАБ-100. Результаты бомбометания хорошие. Цель сфотографирована. Ведущий девятки помощник командира полка майор Ломакин, флагманский штурман полка майор Соколов.

Один самолет (летчик младший лейтенант Мирошкин, штурман старший лейтенант Садовников) из-за отказа матчасти вернулся на свой аэродром. Посадку произвели с бомбами благополучно. Один экипаж сбросил 3 ФАБ-100 не по цели из-за неисправности вооружения, которое в дальнейшем были сброшены аварийно в озеро на территории противника. Летчик лейтенант Донкевич, летнаб младший лейтенант Рудавин. Общий боевой налет девятки 37 ч. 30мин.

б) Вторая девятка ведомая командиром 4 АЭ капитаном Каморовским, штурманом Духониным, в составе 9 самолетов в 13:58 с Н=1800 м разрушили цель на станции Инкеля. Сброшено 90 ФАБ-100. Цель поражена удовлетворительно. Результат сфотографирован. [стр.58] Бомбардировка цели произведена после разворота на обратный маршруте, из-за уклонения вправо, после разворота от цели при следовании за ведущей девяткой. Налет 36 часов».

Ни Олег Киселев, ни К.-Ф. Геуст о боевом вылете 42-го ДБАП от 20.02.40 г. ничего нам не поведали.

*****
Двадцатый боевой вылет 53 ДБАП. 20.02.40 г.

Как сообщил на тот день ТАСС Президиум Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи в подъеме сельского хозяйства и за перевыполнение показателей Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки в течение двух лет — за 1937 - 1938 гг. — наградил орденами СССР ряд участников Выставки. Орденом Ленина награжден 51 трудовой коллектив… Орденом Трудового Красного Знамени – 69… Орденом Знак Почета -113…

А некто К. Гофман на 4 странице «Красной Звезды» сделал следующий анализ недавнему инциденту в территориальных водах Норвегии: «Конфликт, возникший между Великобританией и Норвегией в связи со вторжением английской эскадры в норвежские территориальные воды, примечателен во многих отношениях. То. что произошло у берегов Норвегии 16 февраля, меньше всего было случайностью. Налицо — преднамеренное нарушение нейтралитета малой страны, грубое попрание норм международного нрава.

Инцидент в фиорде Иосинг наглядно продемонстрировал отношение английских поборников «свободы» и «демократии» к интересам малых стран. Нарушение нейтралитета Норвегии явилось конкретным выражением политики запугивания и нажима, применяемой Великобританией ко всем малым странам с первых дней войны.

Действия британского морского министерства показывают, что Великобритания намерена реализовать все угрозы, с которыми Черчилль обрушился недавно на нейтральные страны, требуя от них присоединения к англо-французскому блоку. Неудивительно, что во всех странах, стремящихся сохранить мир и нейтралитет, инцидент в норвежском фиорде вызвал глубокое возмущение.

Норвежское правительство заявило 17 февраля в Лондоне решительный протест против нападения английских военных кораблей на германский пароход в норвежских водах, справедливо усматривая в этом грубейшее нарушение нейтралитета Норвегии.

«С точки зрения английского правительства, — заявил Галифакс норвежскому посланнику, — норвежское правительство не выполнило в данном случае своего долга нейтральной державы. Английское правительство считает себя обязанным настаивать на том, чтобы германский пароход «Альтмарк» был интернирован».

Территориальные воды скандинавской страны стали объектом нападения в связи с известными планами англо-французского блока создать скандинавский плацдарм. Скандинавские страны подвергаются в последние дни особенно сильному нажиму со стороны Англии и Франции, требующих от них оказания помощи Маннергейму. Английская эскадра была направлена к берегам Норвегии тогда, когда выяснилось, что шведское и норвежское правительства намерены сохранять свой нейтралитет и отказывают в военной помощи белофиннам.

А хельсинкский корреспондент газеты «Чикаго дейли ньюс» согласно ТАСС, сообщает следующее: «В настоящее время совершенно ясно, что советские войска, прорвавшие главную линию обороны Маннергейма, угрожают всей западной половине финского фронта и имеют возможность атаковать Выборг. Финская оборона Карельского перешейка вступила в самую острую стадию, исход которой невозможно предсказать.

Советская артиллерия, указывает корреспондент, считается лучше и более дальнобойной, чем английская».

Война в западной Европе смахивает лишь на жалкую пародию…

БЕРЛИН, 20 февраля. (ТАСС). В сводке, опубликованной верховным командованием германской армии, указывается, что «юго-восточнее Бузендорфа на французской территория германский разведывательный отряд уничтожил один неприятельский грузовик с 20 человеками.

Германская авиация производила разведывательные полеты над Северным морем».

ПАРИЖ, 20 февраля. (ТАСС). Вчера вечером в Париже было опубликовано следующее официальное коммюнике о военных действиях: «К западу от Саара отряд противника пытался приблизиться к одному из наших постов. Он был отброшен с потерями. Через Рейн снова происходила перестрелка».

В сегодняшнем утреннем коммюнике говорится: «Вылазка противника к востоку от реки Нид окончилась неудачей. На остальном фронте наблюдалась слабая активность».

Зато китайские войска заняли Наньнин

ЧУНЦИН, 20 февраля. (ТАСС). Агентство Юнайтед Пресс передает из Чунцина сообщение китайского командования провинции Гуанси, в котором говорится, что между китайскими войсками и колоннами японских войск, прикрывающими отход главных японских сил из Наньнина, происходят бои. Японцы понесли большие потери, в результате которых они вынуждены были оставить город.

ЛОНДОН. 20 февраля. (ТАСС). Гонконгский корреспондент агентства Эксчейндж Телеграф сообщает, что, по сведениям из китайских источников, китайские войска заняли Наньнин.

А что же произошло в этот день на нашем северном фронте?

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 20 февраля на Карельском перешейке наше наступление продолжало развиваться. Наши части заняли город и крепость Коивисто (Бьорке) и очистили от противника полуостров Коивисто (Бьорке). Захвачены большие военные трофеи. На остальных участках фронта не произошло ничего существенного.
Наша авиация вела успешные, активные боевые действия по войскам и военным объектам противника. В происшедших воздушных боях сбито 47 самолетов противника.

Аэродром Куусику. Эстония.
-------------------------------------------

Олег Киселев: 20.02.40 г. 53 ДБАП силами 13 ДБ-3 с высоты 5000 м нанес удар по ж.-д. узлу Хаапамяки. На обратном пути бомбардировщики были перехвачены семеркой D.XXI, из которых, согласно данным полка, стрелками-радистами были сбиты шесть. Тем не менее, обратно на аэродром не вернулся ДБ-3 старшего лейтенанта Боева, сбитый парой Фоккеров. Все четыре члена экипажа – И.А. Боев, штурман лейтенант И.Н. Белокоз и воздушные стрелки лейтенант Н.Ф. Гробатов и старшина И.Н. Крошевников – погибли. Еще два летчика в бою получили ранения.

Справка от ресурса «ЗИМНЯ ВОЙНА. БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЫ (1939-1940):

Боев (без инициалов), старший лейтенант, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, погиб в бою 20.02.1940 г.

Белокоз (Белокос) Игорь Никитович, лейтенант, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк 27 дальнебомбардировочная авиационная бригада, погиб в бою 20.02.1940 г.

Крошевников (Крашенников) Иван Николаевич, старшина, 53 дальнебомбардировочный авиационный полк особая авиационная группа, погиб в бою 20.02.1940 г.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: 20 февраля 1940 года 4-я эскадрилья, взлетев, взяла курс на Хаапамяки с целю уничтожить железнодорожный узел. Экипажам эскадрильи, командиром которой был капитан А. Ф. Серегин, удалось поджечь четыре финских истребителя. ДБ-3 старшего лейтенанта И. А. Баева, прибывшего из 8-го ДБАП из дальневосточной армии особого назначения, не вернулся с боевого задания.

Вблизи эстонского побережья лейтенантом В. Кару из 28-я эскадрильи были сбиты два ДБ-3. А сбитый старшим сержантом Л. Ниссиненом и фельдфебелем Л. Раутакорпи бомбардировщик упал в Хююниля, Моухиярви. Истребитель И-153 из 38-го ИАП, прикрывающий советские бомбардировщики, возвращающиеся с бомбежки Хаапамяки, вынуждено приземлился на лед возле Порккалы.  Летчик старший лейтенант Н. П. Переверзнев, будучи тяжело раненным, захвачен в плен, а через 4 дня скончался от ранений.

После того как к 1 марта 1940 года из 8-го ДБАП с Дальнего Востока прибыли восемь бомбардировщиков летный состав увеличился до 575 человек.  На момент очередного 21-го вылета полк недосчитался одиннадцати ДБ-3, три из которых были сбиты истребителями, три потерпели аварии, а пять «не вернулись с боевого задания». При этом 33 летчика полка погибли. 53-й ДБАП совершил 20 боевых вылетов при общим налете 2.123 часов.


Рецензии