Письма маминой подруге

Связанная глава биографии «Христианство» http://www.proza.ru/2019/09/03/1062



  Дорогие мои сёстры Ольга и Алёна! Приветствую вас любовью Господа нашего Иисуса Христа!

  Пишет вам сын Полины Волоховой, Игорь. Вы уже так много писем посылали к нам, а ответных посланий от нас было гораздо меньше, потому что в нашей семье никто не отличается способностью достаточно быстро писать письма. К тому же особо интересных событий у нас не происходит, поэтому маме приходится долго ломать голову, о чём же вам написать. Она часто чувствует себя неловко, когда вспоминает об этом своём долге перед вами, но её успокаивает то, что в ваших письмах нет ни одного даже малейшего упрёка по этому поводу. В качестве некоторого вознаграждения за ваше терпение я и решил написать вам это письмо в надежде, что это доставит вам хотя бы немного радости.

  Вместе с мамой я благодарю Бога за вас, что в ваших письмах ясно ощущается ваша вера во Христа Иисуса и любовь ко всем святым, в том числе и к нашей семье. Все мы очень рады, что вы стоите в вере и прославляете Господа своей жизнью. Мама всегда с живым интересом читает о происходящих у вас событиях. И ваш новый храм ей очень понравился своей величиной и красотой. Вы можете быть уверены, что ваша радость является радостью и для всех нас, поэтому примите наши поздравления. Хотя у меня такие большие храмы вызывают некоторое опасение, ведь на их содержание нужно очень много средств, с которыми могут возникнуть большие трудности. У нас в Дятькове регистрированные баптисты тоже строят большой молитвенный дом, а церковь там небольшая, и её пожертвований будет явно недостаточно для покрытия церковных нужд. Строительство уже несколько раз останавливалось и возобновлялось лишь после очередной денежной помощи американцев, но ещё до сих пор так и не закончилось, зато руководители церкви переехали в Америку. Я думаю, вы понимаете, как печально нам наблюдать всё это, хотя мы и принадлежим к другому братству. Но я надеюсь, что в вашей церкви не будет проблем с содержанием храма, ведь и у нас в Совете Церквей есть огромные молитвенные дома. Да благословит вас Бог, чтобы благодаря вашему храму ещё многие грешники услышали весть о спасении и приняли Иисуса Христа в свои сердца.

  Мы прекрасно понимаем, как важно иметь хорошее место для собраний. Жаль, что у нас в посёлке нет молитвенного дома и верующие собираются на квартире у одной сестры. Многим неудобно ходить на собрание в чужой дом, а о неверующих и говорить нечего, их туда ничем не заманишь. Мы думаем, что если бы у нас был специальный дом для собраний, то в него приходили бы как христиане, так и неверующие. Хотя, по-моему, это не главная наша проблема, а основная беда в том, что нет среди христиан единства. Причём, разделение существует не только между регистрированными баптистами и отделёнными, но и среди «своих». Так, прошлым летом мы силами своей семьи подготовили для собраний наш коридор и провели по субботам несколько богослужений, на которых присутствовали и неверующие. Однако служитель, ответственный за церкви нашей области, не одобрил этого начинания и попросил (то есть приказал) пока не проводить в Стари собраний, так как для этого ещё не пришло благоприятное время: благовестие у нас не проводилось, христиан мало, опытных проповедников нет. Мои родные, не желая вступать в противоборство с остальной церковью, вынуждены были смириться с таким решением. Но все мы осознавали, что одной из главных причин этого запрета было то, что в нашем собрании проповедовал также и я.

  Я не знаю всего, что моя мама писала вам о нашей семье, но уверен, что вам ничего не известно о тех проблемах в церкви, причиной которых стал я. Я не стал бы рассказывать вам об этих трудностях, рискуя опечалить вас, если бы не моё искреннее убеждение, что через участие в моей судьбе на вас придёт Божье благословение. Я надеюсь, что мой рассказ не принесёт вам вреда, ведь написано: «при печали лица сердце делается лучше» (Екк.7:3). Пусть Господь поможет вам по-христиански отнестись к моей истории.

  Всё началось почти сразу же после моего обращения, которое произошло 6 июля 1997 года. Вскоре я начал готовиться к крещению, так как желал креститься по возможности в том же году. Из книжек я узнал достаточно для того, чтобы ответить на вопросы, которые обычно задают на испытании, хотя смысл крещения так и не понял. Примерно через месяц я нашёл ещё одну книжку о крещении и стал её читать. Сейчас трудно объяснить, что я чувствовал, когда значение крещения становилось для меня всё яснее и вместе с тем удивительнее, разбивая все мои прежние представления. Могу лишь сказать, что после прочтения этой книги и размышления над Библией я ощутил спокойную уверенность и радость, так как теперь я знал, зачем мне нужно крещение и какой смысл скрыт в нём. Правда, меня немного смущало расхождение моего понимания с вероучением и практикой нашей церкви, но я был уверен, что служители внесут в них соответствующие небольшие, как я думал, изменения, когда познакомятся с этой книгой. В таком настроении я при первой же удобной возможности поговорил с пресвитером Бежицкой церкви, в которой я числился приближённым.

  Как я и ожидал, пресвитер не смог на основе Библии опровергнуть мою точку зрения или доказать правоту учения братства. Однако он объявил мои воззрения заблуждением и сказал, что с такими взглядами меня крестить не будут. После этого у меня было ещё несколько бесед с ним и с другими братьями из нашей церкви, но результат был тот же: никто не опроверг хотя бы одно моё утверждение, но и мои слова никого не убедили. Вскоре в церкви меня стали сторониться, два брата отказались меня приветствовать, потом меня перестали допускать на молодёжные собрания и, наконец, мне запретили рассказывать в собрании стихи и петь (кроме общего пения). Затем после испытания, на котором мне фактически не дали возможности изложить свои убеждения перед церковью, мне было отказано в крещении и братском приветствии.

  В течение года я пытался добиться вторичного рассмотрения в церкви моего вопроса, но служители непреклонно требовали от меня покаяния в заблуждении, хотя никто не мог указать на явную ошибку в моих взглядах, которые я изложил в двух напечатанных работах. К испытанию перед очередным крещением меня не допустили, и тогда я предупредил служителей, что в случае их бездействия приму крещение в другой церкви. Я уже давно знал о том, что в Дятькове существует церковь евангельских христиан, разделяющая моё понимание крещения, но мне многое не нравилось в ней, к тому же я хотел быть в одной церкви со своими родными. Лишь твёрдая уверенность в необходимости для меня крещения подтолкнула меня к этому шагу. Более близкое личное знакомство с молодым пресвитером Володей Тюриным развеяло мои последние сомнения, так как в его взглядах на крещение я не нашёл ни малейшего отступления от истины. Поэтому 15 августа 1999 года я принял от него крещение вместе с моим ближайшим другом Олегом, у которого также возникли трудности с крещением в Совете Церквей. Олег стал членом его церкви, я же продолжал посещать собрания в прежней церкви.

  Как меня и предупреждали ранее, моё крещение посчитали недействительным, и отношение церкви ко мне до сих пор не изменилось, хотя некоторые христиане были бы не против принять меня в члены церкви. Даже родные (которые, кстати, все были на моём крещении) относятся ко мне по-разному: мама склоняется к тому, что я прав, Саша видит неувязки в учении церкви и некоторые недостатки у меня, поэтому он колеблется, а Галя, не разбираясь в учении, считает меня заблудшим и сравнивает с мертвецом. Я им всем сочувствую, так как понимаю, что нелегко отказаться от общепринятой точки зрения, даже если выявится её ошибочность. Но я надеюсь, что в своё время Господь выведет правду на свет, и все наши проблемы благополучно разрешатся.

  Думаю, вам теперь понятно, почему маме трудно писать вам письма, ведь не хочется рассказывать об этом постороннему человеку, который может это неправильно понять. Но ваши письма убедили меня в том, что вам можно открыть и сокровенное, «ибо верою вы тверды» (2Кор.1:24) и, надеюсь, сможете с пониманием отнестись к нашим переживаниям. Возможно, ваши молитвы помогут нам преодолеть все трудности, поэтому прошу вас подвизаться за нас в молитвах. Правда, обо мне молятся многие члены нашей церкви, но вряд ли их молитвы принесут какой-либо результат, так как они заранее считают меня неправым и просят Бога лишь о моём покаянии. Я очень сомневаюсь, чтобы такие пристрастные молитвы могли способствовать познанию истины и избавлению от заблуждений. Но я не хочу ставить вам ограничения в молитвах; пусть Господь Сам научит вас, о чём и как молиться, и да благословит вас Бог в этом служении.

  Опасение и нежелание причинить вам вред не позволяют мне рассказать о сущности моих взглядов на крещение, хотя я полностью уверен в своей правоте. Но даже если я заблуждаюсь, то это беда лишь для одного меня, так как никто из знакомых со мной баптистов ещё не принял мою точку зрения. Хотя некоторые сёстры в беседе со мной, желая избавить меня от заблуждения, рассказывали мне о своём понимании крещения, которое полностью совпадало с тем, что я говорил служителям. Но стоило мне сказать, что я тоже так считаю, а служители учат совсем другому, как эти сёстры озадаченно отвечали: «Ну, тогда я не знаю, я в этом не разбираюсь, но ты послушайся братьев». Поэтому мне также было бы интересно узнать ваше личное мнение о значении крещения, если это не затруднит вас. И если вы всё-таки захотите конкретнее узнать о моих воззрениях, то скажите мне об этом в письме.

  Конечно, мне жаль, что я, против собственного желания, стал причиной разделения и неустройства в церкви. Но это, по-видимому, было неизбежно. Строительство нового всегда начинается с разрушения старого, а ведь известно, что «никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше» (Лук.5:39). Наличие же в вероучении и практике нашего братства отклонений от евангельских принципов вижу не только я, но и все мои родные, а также некоторые другие христиане (в основном молодые). Правда, эти нарушения не касаются крещения, но я думаю, что рано или поздно кто-нибудь дошёл бы и до этого вопроса. А пока, чтобы не быть голословным, я укажу на те моменты церковной жизни, с которыми наша семья не согласна:

  1. Перед хлебопреломлением служитель говорит, что если кто-то чувствует себя не готовым к Вечере Господней, то он должен воздержаться от участия в ней.

  2. В молитвах стали обычными такие слова: «Господи, прости мои грехи, что я не так сказала, не так подумала, где согрешила вольно или невольно, словом или делом. Прости, что я ещё не такова, какой Ты хочешь меня видеть, что ещё так мало люблю Тебя», – и служители не учат, что так молиться не следует.

  3. Часто служители призывают христиан к покаянию или называют покаянием исповедание грехов.

  4. Среди христиан бытует утверждение, что Церковь состоит из грешников, но только прощённых.

  5. Считается, что от невозрождённого человека невозможно требовать удаления от греха, потому что он не способен бороться со своими грехами.

  Это лишь некоторые отклонения от Слова Божия, которые имеют место в нашей церкви. Может быть, у вас тоже наблюдается что-либо подобное? А может, вам непонятно, что в этом неправильного? Если так, то не стесняйтесь задавать мне вопросы, я буду рад объяснить вам всё, что вас будет интересовать. Как бы то ни было, очевидно, что не всегда и не во всём церковь является столпом и утверждением истины (1Тим.3:15) и что даже служители не застрахованы от заблуждений. Поэтому я не сомневаюсь в необходимости реформы, и моё видимое одиночество меня не смущает.

  Конечно, мне порой приходится тяжело, когда я не имею возможности спеть в собрании со своими родными или просто поговорить по душам с кем-нибудь из христиан. Но часто даже в скорби Господь посылает мне радость от доброжелательного участия некоторых братьев и сестёр. У меня становится радостнее на душе, когда кто-нибудь, несмотря на запрет, скажет мне «приветствую», или побеседует со мной, или примет меня в своём доме, или даже попросит меня о помощи. Я теперь высоко ценю эти маленькие проявления внимания и доброго расположения ко мне. А иногда Бог даёт мне возможность высказывать и защищать мои убеждения перед другими простыми христианами, и это ещё никогда не приводило к ссорам или расстройству. Также меня радует и утешает общение с моими друзьями из других церквей, когда я чувствую, что ко мне относятся с нелицемерной любовью. Я благодарю Бога за все Его милости и надеюсь, что Он даст мне силы оставаться верным Ему до конца.

  В обыденной жизни у меня всё в порядке. Я по-прежнему работаю инженером-программистом на Брянском машиностроительном заводе и живу в общежитии. Мой сосед по комнате появляется лишь изредка по выходным, когда я уезжаю к родным в Старь, поэтому он меня ничуть не стесняет. Хотя обычно он оставляет после себя беспорядок в комнате, но десять минут уборки это исправляют. Денег мне всегда хватает и на себя, и на помощь родным. Лишь военкомат немного нарушил спокойствие моей жизни: осенью мне пришлось пройти медицинскую комиссию и побеседовать о воинской службе с одним из начальников. Пока меня оставили в покое из-за моих христианских убеждений, но сказали, что вполне могут и призвать в армию. Это меня не пугает, хотя я немного беспокоюсь за родных, как они будут обходиться без меня. Но я знаю, что Господь сохранит нас от ненужных трудностей и Сам всё устроит, а наше дело – уповать на Него и не заботиться о завтрашнем дне.

  Так что я всегда благодушествую и прославляю Бога, а Он дарует мне возможность служить Ему, что меня очень радует. На работе есть люди, с которыми я часто беседую о Боге и даю им читать книжки; один сотрудник даже неоднократно приглашал меня к себе домой. Он признаёт истинность Библии, но понимает её в духе индуизма: говорит про Божественные энергии и вибрации, прошлые и будущие жизни, тонкий мир, небесную иерархию и многое другое. Я стараюсь избавить его от заблуждений и побудить к простой вере в Иисуса Христа. Также некоторые жильцы моего общежития интересуются вопросами веры и христианской жизни и приходят ко мне для бесед, а иногда я посещаю знакомых в шахматном клубе и институтском общежитии. Когда я уезжаю на выходные домой, то на остановках и в автобусе при всякой удобной возможности читаю свой карманный Новый Завет, чтобы хоть таким молчаливым образом засвидетельствовать о Боге окружающим людям. По субботам я вместе с братом или сестрой стою на нашем рынке с библиотекой в течение полутора часов, и Господь посылает к нам читателей, а также собеседников. В воскресенье я обычно бываю на двух собраниях: утром в Дятькове, а вечером в Бежице; в промежутке между ними посещаю церковь Володи Тюрина и беседую с ним о порядке в собрании и христианском образе жизни. Я уже говорил, что многое в его церкви мне не нравится, и сейчас перечислю, что именно вызывает у меня негативное отношение:

  1. На хлебопреломлении вместо чаши используются маленькие индивидуальные стаканчики. Члены церкви по очереди выходят к столу и участвуют в Вечере, стоя спиной к собранию.

  2. В собрании фактически никогда не молятся на коленях.

  3. «Аминь» говорят лишь после завершающей молитвы.

  4. Сёстры приходят в собрание накрашенными.

  Несмотря на попустительское отношение ко всем этим порядкам, я не могу считать Володю плохим пастырем, так как он действительно заботится о членах своей церкви. Когда мой друг Олег лишился работы и не мог оставаться в своём доме, Володя разрешил ему жить в молитвенном доме и помогал деньгами. И когда 16 декабря у Олега умерла мама, Володя поддержал его, помог со всеми справками и организовал похороны. За это и моя мама хвалит его, и я благодарю за него Бога и призываю на его церковь Божье благословение. Хотя мои убеждения всё равно не позволяют мне стать членом его церкви, и я по-прежнему не принадлежу ни к какой поместной церкви.

  Я уже побывал во всех Дятьковских церквах и даже стал иногда ходить к православным, где беседую с одним из служителей о вероучениях. Я пытаюсь осторожно указать ему на заблуждения православия и сейчас пишу критическую статью о жизни Девы Марии, как она описана в церковном предании. Мои новые знакомые сами по себе люди хорошие и искренние, только научены неправильно и слишком уверены в своей исключительной правоте. Я молю Бога, чтобы они познали истину и послужили во спасение людям, которые им доверяют. А пока мне удалось подружиться с ними и расположить их к себе, и я надеюсь, что в будущем мы не станем врагами.

  Иногда мне кажется странным, что я всюду вижу недостатки и не могу равнодушно относиться к ним. Я пытаюсь бороться со многими нарушениями христианских правил и принципов, но у меня мало что получается. Так, побывав несколько раз у регистрированных баптистов, я возревновал о приличии внешнего вида сестёр и написал статью на эту тему. Поводом к её написанию послужило то, что мне трижды пришлось по пути в молитвенный дом идти вслед за молодой сестрой-хористкой, у которой сзади был разрез на юбке, а в последний раз ещё и на пальто. Тогда я, чтобы не допустить осуждения в своё сердце, попытался придумать какие-либо оправдания для этой сестры, начиная с предположения, что её одежду порвали собаки. Очень скоро у меня в голове сложился план увещательной проповеди, который я за два месяца реализовал в моей статье. Эту работу я передал в три церкви, попросив моих друзей давать её для прочтения молодым сёстрам. Отзывы сестёр и служителей о моей статье были в основном благожелательные, все соглашались со мной, однако заметных перемен я так и не увидел. Неужели это неизлечимая болезнь регистрированных церквей? Я не знаю, как обстоят дела у вас в Новгороде; кажется, вы писали, что ваша церковь строгая, однако на присланных вами фотографиях запечатлены сёстры в коротких юбках. Поэтому я счёл нужным послать вам на всякий случай мою статью в надежде, что она сможет вам пригодиться. Можно сказать, что я писал её «от великой скорби и стеснённого сердца» (2Кор.2:4); впрочем, вы сами можете рассудить о моих чувствах и стремлениях. Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа вам понравилась, а если я что-то написал не так, то будьте снисходительны к моему неразумию.

  С моим отцом сейчас всё в порядке; об этом вам, наверное, сообщает и мама в своём письме. Нелегко было ей решиться на воссоединение с ним, но всё-таки опасение за судьбу отца помогло ей сделать этот шаг. А то отец уже совсем пропадал и не мог остановиться: почти каждый день был пьяным и таскался за своей блудницей, пропивал всю пенсию и потом сидел голодным, стёкла у него побили, да и самому ему иногда доставалось. Странно, что он ещё остался цел; по-видимому, Божья милость хранила его по нашим молитвам. Но в остальном ему приходилось очень плохо, ведь грех никого до добра не доводит. Он потерял последнее уважение со стороны людей и не имел никакой радости в жизни, кроме блуда и пьянства, из-за которых сам же потом и страдал. Видимо, он уже махнул на себя рукой и не надеялся выбраться из своего порочного круговорота. Но когда мама предложила ему снова сойтись, он явно обрадовался и воспрянул духом. Когда-то не очень давно он сам обратился к маме с таким предложением, но тогда она выдвинула в качестве обязательного условия его покаяние, на что он не согласился. А теперь мама решилась принять его без этого условия, хотя у неё и были некоторые опасения на этот счёт. Но отец действительно изменил свой образ жизни, перестал пьянствовать и ходить к бывшим собутыльникам. Правда его пассия Марина однажды поздно вечером пришла к нему в пьяном виде и попросилась переночевать, а так как на улице был мороз, отец растерялся и не знал, как с ней поступить. Тогда я после короткого разъяснения выставил её за дверь, и она неожиданно бодро для её состояния пошла восвояси. Вскоре после этого она перестала приходить к нам, и сейчас в нашем доме всё спокойно. Мы благодарим Бога за то, что Он так хорошо всё устроил и избавил нас от всех проблем. Отец даже начал читать христианскую литературу, которую раньше и в руки не брал. Он и Библией интересовался, читал Ветхий Завет и уже неплохо разбирается в истории Израильского народа. А когда на Рождество я остался с библиотекой один, он не постеснялся помочь мне донести на рынок сумки с книжками. Знакомые, увидев его в хорошем состоянии, удивлялись и говорили, что он стал совсем другим человеком, а ему было, по-видимому, приятно это слышать. Я надеюсь, что отец в недалёком будущем сможет отбросить ложный стыд перед людьми и примет Господа в своё сердце.

  Но наши уже разрешённые проблемы кажутся мне гораздо менее серьёзными по сравнению с теми, которые существуют у вас, сестра Ольга. Мы хоть были отделены стенкой от сборища нечестивых, а вам приходится жить в одной квартире с бывшим мужем. И если мы часто испытывали неудобства и даже мучения из-за наших «соседей», то я даже не представляю, что же выпадает на вашу долю. Я бы очень хотел как-нибудь помочь вам, но мне трудно дать вам хороший совет, потому что я очень мало знаю о ваших отношениях с мужем. Если вы мне доверяете и желаете принять от меня помощь, то напишите мне более подробно о причинах и обстоятельствах вашего развода, а также о сегодняшней ситуации в вашем доме. Может быть, нашей семье удастся найти подходящие пути решения ваших проблем или хотя бы оказать вам лучшую молитвенную поддержку. А пока попытайтесь разобраться, почему вам не удаётся наладить отношения с мужем. Не держит ли он на вас зло за какую-либо обиду, нанесённую ему при разводе или позднее? Не случалось ли вам ранить его своим презрением, злобой, равнодушием, гордостью? Может, вы в чём-то провинились перед ним, нанесли ему ущерб, унизили его? Есть ли у него сейчас основания для недовольства проживанием вместе с вами? По-христиански ли вы ведёте себя с ним или в его присутствии? Попробуйте с Божьей помощью честно исследовать историю ваших взаимоотношений и определить, каким образом вы можете их улучшить. Как вы уже видели, в нашей семье ситуация начала улучшаться тогда, когда мама изменила своё отношение к отцу. Может быть, Господь и вам укажет путь к примирению и восстановлению семьи, ведь вашего мужа Он тоже любит и хочет спасти. А один из способов для этого указал апостол Пётр: «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет.3:1-2). Мужчина никогда не примет наставления из уст женщины, но её живой пример может сделать очень много. Помните, что дело спасения мужа является одной из важнейших сторон вашего служения Господу. Да благословит вас в этом Бог, а мы будем поддерживать вас молитвами (…если только не забудем).

  При чтении ваших писем у меня невольно возникает мысль, что вы уж слишком хорошего мнения о нас, как будто все мы такие примерные христиане. О, если бы это в действительности было так! К сожалению, наша семья далека от того, чтобы быть образцом христианской жизни. У нас нет ни общей молитвы, ни совместного чтения Библии, и беседы на духовные темы бывают очень редко. Большая часть разговоров идёт о наших кошках, о еде, о житейских мелочах, и часто всё это произносится без раздумий, в раздражении или с какой-то нарочитостью. Постоянно в ходу обращения типа «дитятко», «проповедник», «Самсон», «сестра милосердия», «Марфа», «Магдалина» и другие. Я уже не помню, когда я слышал в нашем доме искреннее, сердечное слово. Иногда я так устаю от окружающего меня пустословия и смехотворства, что ухожу в свою комнату, ложусь на кровать и затыкаю уши. Извините, что я рассказываю вам об этом, но мне очень тяжело носить всё это в себе, а поделиться я ни с кем не могу. Правда, когда мы на другой день после «свадьбы» родителей решили провести утром маленькое собрание, я сказал проповедь, в которой высказал некоторые наболевшие мысли. Но я, наверное, был довольно косноязычен, и вряд ли меня поняли правильно; во всяком случае, особых перемен в моих домашних я не заметил. И я очень опасаюсь за моего племянника Олега, каким он вырастет в такой обстановке. К нему уже прочно приросло кривляние, и о воздержании он, видимо, не имеет понятия. Вряд ли он сможет пробыть один день в посте, у него и мысль об этом не возникнет. Он также совсем не принимает обличений, сразу начинает огрызаться и обвинять говорящего в грехах, на которые ему указывают. Но я считаю, что виноват в этом не только он, но и окружение, которое часто подаёт ему плохой пример. Поэтому я прошу вас, Ольга и Алёна, молиться о нас, чтобы нам избавиться от всех плотских недостатков и жить в простоте, благочестии и любви.

  Ну вот, сёстры мои дорогие, нагрузил я вас своими проблемами выше головы. Простите мне такую вину. Да поможет и вам Господь во всех ваших трудностях, а я буду молиться за вас и ожидать вашего ответа. Вы можете писать мне по любому адресу, и не спешите с ответным письмом, ожидание всегда идёт мне на пользу. Хоть и с некоторым опозданием, поздравляю вас с Рождеством и с Новым Годом. Желаю вам счастья, мира, любви и всех Божьих благословений. Пусть милость Господня всегда будет над вами, и любовь Его да пребудет в вас. «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие» (Рим.12:12-13), «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2Фес.3:5). А Алёну поздравляю ещё и с днём рождения и желаю, чтобы она своей жизнью всегда радовала Господа и окружающих её людей и была «как зеленеющая маслина в доме Божием» (Пс.51:10). В качестве подарка посылаю стихотворение (на обороте этого листа), которое очень нравится нашей семье. С братским приветом

27.12.1999г. Игорь.


СЕРДЦЕ  СЫНА

Ночь давно... Огарок догорает...
Женщина склонилась над шитьём:
Золотым узором расшивает
Платья дорогого окаём.

Не себе – одной богатой даме.
Завтра праздник, надо бы успеть.
А глаза нет-нет на свечку глянут:
На исходе, а в запасе нет.

И быстрей, быстрей мелькают пальцы,
За стежком торопится стежок.
А в углу, под старым одеяльцем,
Спит её любимый малышок.

Отягчённой бременем заботы,
Чтоб ребёнка на ноги поднять,
Ей, вдове, приходится работать,
Даже ночью некогда ей спать.

Вдруг – что это? – Нет свечи убогой,
Чудный свет по комнате разлит:
В одеянье белоснежно-строгом
Ангел перед женщиной стоит.

Говорит ей: «Поспеши за мною».
Двор, калитка, – и они летят
Над ночной, притихшею землёю.
Опустились в помещенье-склад.

Миг – и дверь пред ними уж отверста.
Внутрь входя, ей Ангел говорит:
«Сыну своему любое сердце
В этом складе, женщина, бери!»

Смотрит: а вокруг сердца людские.
«Вот сердца богатых, посмотри,
Их не тронут слёзы никакие,
Золото звенит у них внутри». –

«Нет, знакомы мне сердца богатых.
Не хочу, чтоб сын мой был таким,
Не хочу, чтоб он, живя в палатах,
Причинял несчастие другим». –

«Посмотри: вот каменное сердце,
С ним на свете долго можно жить;
В нём волнения и чувства – редкость,
Их нельзя ничем расшевелить». –

«Нет, не надо». Долго так искала
Сердце сыну бедная вдова.
И каких сердец там ни лежало! –
Даже закружилась голова:

Золотые, медные, стальные,
Деревянные и из земли,
Глиняные, даже восковые –
Никакие ей не подошли.

Перебрав сердец различных груды,
Подходящих так и не найдя,
Ангел Божий показал ей в угол,
К выходу почти что подойдя.

Там лежало сердце... Что же это?
Что – она сама не поняла:
Там лежало сердце всё из света,
Неземной краса его была!

В этом сердце отражалось небо,
В нём слились все отблески души.
«Чьё оно? – вдова спросила. – Мне бы...»
«Христианина», – раздалось в тиши.

«Дайте мне! Его я выбираю».
Но... молчанье Ангела в ответ.
«Дайте мне! Прошу Вас, умоляю!
Лучше и прекрасней сердца нет!» –

«Трудно с ним... В нём звуков неба много,
Знает это сердце скорбь людей.
Но гонимы на земле жестоко
Те, кто в небе получил удел.

Вспомни мать, которая стояла
Не у трона славы – у креста,
Душу ей оружие пронзало.
Ты согласна рядом с нею встать?»

«Но ведь Сын её воскрес, не так ли?» –
«Да, воскрес, однако на земле
Он испил страдания не каплей –
Чашей полной, с кровью на челе.

А за что? – За то, что возлюбил Он
Так, как не любил ещё никто.
Вот за что Его толпа убила
На кресте. Согласна ль ты на то?»

«Сын мой тоже, как и Он, воскреснет?» –
«Да», – ответил Ангел ей опять.
«Сыну я хочу такое сердце!» –
С твёрдостью проговорила мать.

Вдруг исчезло чудное виденье...
И хоть много лет прошло с тех пор,
Мать хранит в святом благоговенье
В своём сердце этот разговор.

Вырос сын и стал христианином.
И за то, что людям правду нёс,
Был он попираемым, гонимым,
Но в страданьях рядом был Христос.

Мать есть мать. Она переживала,
Плакала, молилась в час ночной,
Но её до смерти утешало
Слово это: «Сын воскреснет твой».


  * * *

  Мир вам, дорогие сёстры Ольга и Алёна. Приветствую вас любовью Господа нашего Иисуса Христа!
 
  Прошло немногим более года с тех пор, как я отправил вам моё первое письмо, которое, по всей видимости, благополучно дошло до вас. Правда, пока я не получил от вас ответного послания, но по одной фразе из вашего письма к моей маме от 6.06.2000 понял, что вы не забыли обо мне и чувствуете себя обязанными написать мне ответ. Поэтому я хочу успокоить вас на этот счёт и ещё раз заверить, что вы можете не торопиться с ответом. Я по своему опыту знаю, как много времени требуется иногда для такого, казалось бы, лёгкого дела; к тому же в моём письме было много вопросов, ответить на которые не так просто. А потому я решил написать вам вне очереди, чтобы ободрить и порадовать вас, да прославится имя Божие в сердцах ваших.

  Прежде всего, благодарю Бога за то, что вы во всём уповаете на Него и с терпением переносите все трудности, прославляя Его своей жизнью. Слава Господу и за Его заботу о вас, за помощь, утешение и облегчение, которые Он дарует вам. Я был рад узнать, что ваш бывший муж нашёл себе другое место жительства, так что вы были избавлены от его постоянного присутствия и могли наслаждаться спокойной жизнью. Не знаю, правда, не вернулся ли он к вам опять, но надеюсь, что Господь сохранит вас от лишних скорбей и устроит всё к вашему миру и радости.

  Я сейчас тоже проживаю один в своей комнате. Мой бывший компаньон-пожарник сменил место работы, и вместо него ко мне подселили сотрудника из нашего отдела. Но он за прошедшие полгода не показывался в общежитии, лишь в январе ночевал два раза после праздников. Так что теперь мне никто не мешает заниматься своими делами. Вопрос с моей воинской обязанностью также разрешился благополучно. Прошлой весной меня ещё раз вызывали в военкомат и снова отпустили с напутствием: «Гуляй пока, но будь готов к призыву». А в мае мне исполнилось 27 лет, и таким образом я вышел из призывного возраста. Слава Богу, что Он избавил меня от всех проблем и волнений; впрочем, я особо не тревожился, так как имел надёжного Заступника.

  В моей церковной жизни перемен пока нет. В церквах нашего братства меня по-прежнему считают еретиком и не общаются со мной. Правда, мне сказали, как я могу связаться с председателем Совета Церквей Г. К. Крючковым, и 4 сентября я отправил на его имя письмо по адресу церкви, которую он посещает. В этом письме я подробно рассказал историю моего противостояния церкви и объяснил, в чём состоит расхождение между моим пониманием крещения и официальным вероучением братства. Письмо получилось большое – на 10 печатных страниц; в конце я просил Крючкова лично разобраться в моём деле и по возможности скорее прислать мне ответ. Месяца через два пресвитер Бежицкой церкви сообщил мне, что моё письмо дошло по назначению и будет рассмотрено служителями. Они показывали ему это письмо и спрашивали, правда ли то, что там написано. Он сказал, что по большому счёту всё правильно, а по мелочам есть неточности. Так что я надеюсь, что служители не оставят мой запрос без последствий и рассмотрят моё дело более тщательно, чем поместная церковь. Правда, немного странно, что они так долго не шлют ответа, но это для меня скорее добрый знак: видимо, они не могут опровергнуть мою точку зрения. Кстати, 6 января исполнилось ровно три с половиной года со дня моего обращения – «половина седьмины». Срок вполне библейский и символичный: от водного крещения в Бежице до праздника Крещения Господня. В связи с этим мне думается, что моя «великая скорбь» скоро кончится и братство проведёт реформу учения о крещении, а меня примут в церковь. Верен Бог, Который хочет, чтобы все спасённые достигли познания истины, поэтому Он не оставит народа Своего в заблуждении или неведении.

  Мне хочется рассказать вам о моих отношениях с регистрированными баптистами из Дятьковской церкви. Хотя они тоже не разделяют моих убеждений, тем не менее относятся ко мне с уважением и во всякий мой приход к ним доверяли мне говорить проповедь. Я прочитал им три проповеди из числа ранее заготовленных мной, и слушателям они очень понравились. А 10 декабря проводились выборы в органы власти, и задолго до них у меня возникло желание объяснить верующим, что они не должны участвовать в выборах. Служители же, наоборот, призывали христиан голосовать за тех начальников, которые оказывали церкви денежную помощь и покровительство, а за неделю до выборов к ним в собрание пришёл с агитацией глава районной администрации. Мой брат, ранее бывший членом той церкви, говорит, что церковь полностью зависит от мирских властей и служители боятся потерять их благоволение. Видимо, это действительно так, поэтому служители в угоду властям отступили от евангельских принципов и простых верующих склоняют к тому же. И мне очень сильно захотелось открыть искренним христианам глаза на истину и защитить их от обольщения. Я долго не мог найти подходящего библейского текста и составить план проповеди, но всё-таки успел написать её текст к сроку, хотя в последний день мне пришлось просидеть до второго часа ночи. Этот текст я посылаю вам вместе с письмом в надежде, что он послужит вам для возрастания в вере и познании. С его помощью вы также лучше поймёте мой дальнейший рассказ о том, что произошло на богослужении.

  Я молил Бога, чтобы в собрании мне дали слово и не прервали раньше времени. Видимо, я уже успел завоевать доверие пресвитера и он не ожидал от меня никакого подвоха, поэтому поручил мне читать слово вторым. Первый проповедник говорил на тему «заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас» (Иер.29:7) и с одобрением отзывался о нынешних начальниках. Таким образом он ненавязчиво подталкивал верующих к голосованию за этих хороших правителей, а мне предстояло изложить им противоположную точку зрения на выборы, чтобы отвратить их от этого дела.

  Я начал читать свою проповедь, почти дословно следуя заготовленному тексту. Видимо, поначалу служителям казалось, что я желаю научить верующих разумному отношению к выборам властей, и лишь на середине проповеди им стало ясно, что я протестую против участия христиан в выборах. Пресвитер подкинул мне на кафедру записку, но я не стал её читать и продолжал свою речь. Через некоторое время он написал ещё одну записку, которую я также оставил без внимания (после я узнал, что в ней было написано: «Игорь, заканчивай»). Не знаю, что творилось в его душе, но когда я дошёл до последнего увещания (а именно до слов: «Ни за какие земные блага…»), он не выдержал и прервал меня, сказав примерно так: «Братья и сёстры, я прошу прощения, что прерываю Игоря. Мы не должны в церкви заниматься агитацией, и я думаю, что голосовать нам или нет – это не тема для проповеди. У нас с вами уже было собрание, на котором мы обсуждали этот вопрос. А сегодня мы пришли сюда послушать слово Божие, и мы ещё так мало его слышали». Я посоветовал пресвитеру спросить членов церкви, желают ли они дослушать меня до конца, но он отказался и предложил хору спеть псалом. Я не стал с ним спорить и пошёл на своё место, радуясь, что успел сказать всё самое важное. После собрания одна сестра со слезами благодарила меня за проповедь, а впоследствии мне приходилось слышать одобрительные отзывы и от других членов церкви. Как видно, есть там христиане, которым не по душе лукавые речи и которые радуются, когда слышат правдивое искреннее слово. Я точно не знаю, удалось ли мне отговорить кого-нибудь из слушателей от участия в выборах, но полагаю, что Господь не зря дал мне возможность засвидетельствовать им об истине.

  28 января я снова посетил ту церковь, но на этот раз пресвитер не подошёл ко мне и не предложил сказать проповедь. Думаю, что этим он огорчил многих христиан, которые гораздо охотнее послушали бы меня, чем бессодержательные речи других проповедников. Жаль, что он переменил своё отношение ко мне, ведь он должен был понять, что я не хотел причинить ему зла, а лишь исполнял свой долг. Я всегда относился к нему с искренним сочувствием, так как понимал, что ему трудно быть пресвитером, не умея толком проповедовать; к тому же он давно собирается уезжать в Америку, где его не ожидает ничего хорошего. Мне бы очень хотелось, чтобы он перестал заботиться о своей репутации и богатстве и начал жить по совести, но удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем ему взыскать Царства Божия и правды его. И в нашей местности много подобных ему христиан, которые не покоряются Слову Божию, скрывают свои плохие дела и обманывают самих себя видимостью христианской жизни. У нашей семьи мало надежды на их исправление, но мама регулярно молится об их очищении и мы также в своих молитвах иногда упоминаем об этой нужде.

  Мама тоже читала мою проповедь о выборах и сказала, что её хорошо бы дать для прочтения всем членам нашей церкви. Хотя в церкви нашего братства ни один агитатор и не сунется, но некоторые сёстры раньше ходили на выборы и не видят в этом ничего плохого. Служитель наш также не мог как следует объяснить этот вопрос, а только сказал: «Я не голосую». Поэтому в прошлые выборы мама по дороге с собрания зашла на избирательный пункт и не проголосовала лишь потому, что у неё не было с собой паспорта. А после прочтения моей проповеди она сказала, что теперь её на выборы и на аркане не затащишь. Она также дала мою проповедь одной добросердечной сестре, которая по немощи всегда вызывала собирающих голоса на дом. В следующее посещение мама спросила её, будет ли она теперь голосовать, и та сказала: «Что-о ты!» Мне было очень отрадно узнать, что мой труд не пропал даром и принёс желаемые плоды. И радость моя будет ещё больше, если моя проповедь принесёт пользу и Божие назидание в вере вам и всем христианам вашей церкви.

  Расскажу немного и о других членах нашей семьи. Саша наконец-то нашёл себе работу: выучился на штукатура и устроился в Дятьковское СМУ. Слава Богу, теперь он может хоть как-то обеспечивать себя и помогать сестре, у которой он живёт в рабочие дни. Ей сейчас приходится очень нелегко: она работает скотником. Работа тяжёлая, а зарплата маленькая – меньше 300 руб. К нам в Старь она почти не приезжает, разве только на праздники, а так мы видимся с ней лишь в собрании. Но Господь даёт нам всё необходимое для жизни и помогает во всех временных трудностях, которые ничего не значат по сравнению с блаженством, ожидающим нас на небесах.

  С моим отцом никаких видимых перемен пока нет. Изредка он читает христианскую литературу, но его интересы и привязанности остаются прежними. Он всё так же на праздники не может обойтись без выпивки и периодически ходит за самогонкой. Часто он слушает радио и раздражается до ругательств, когда передают плохую музыку или какое-нибудь политическое пустословие. И до сих пор он пускает в дом свою бывшую любовницу, которая опять стала приходить к нему в наше отсутствие. Сколько уже раз мама запрещала ей ходить к нам, но всё напрасно: пока мы ездим на собрание, она заявляется к отцу, и он ей открывает и выпивает с ней. Мама и отцу говорила: «Не пускай её в дом и не связывайся с ней, ты же сам видишь, какая она бессовестная». А он всё оправдывается: дескать, она замёрзла, ей некуда идти, она была голодная, не погибать же человеку, надо же делать людям добро и так далее в том же духе. Никак он не может понять, что это его мнимое добро причиняет маме великое зло. Тут никакого терпения не хватит, и мама уже грозилась взять в руки палку. А не так давно мы с ней, как обычно, ходили на рынок с библиотекой. Через два часа пришли домой, а в коридоре стоит смрадный табачный запах. Тут отец спешит нам навстречу и говорит: «Полина, не ругайся, Маринка здесь. Она совсем замёрзла, и я пустил её погреться, а что делать?» Вскоре выяснилось, что она находится здесь уже больше часа и всё ещё не имеет сил уйти. Мама попросила меня выгнать её; я пошёл на кухню, где она во всей одежде лежала на кровати, и сказал: «Марина, вставай и уходи». Она сначала попыталась оттянуть время, но потом встала, обулась и вышла на улицу. На следующий день мы с Галей немножко посмеялись по этому поводу. Когда Галя узнала об этом визите Маринки, то спросила меня, долго ли пришлось её выгонять, а я в простоте ответил: «Нет, я только сказал: «Встань и иди». Это забавным образом оказалось похоже на то, как Христос исцелял расслабленных, и все мы развеселились. А мама теперь забила ворота во двор большим гвоздём, да только эта бесстыдница при большом желании не постесняется и через забор перелезть. Вот если бы отец образумился и перестал её привечать, то мы навсегда избавились бы от этого искушения.

  Правда, на мой взгляд, мама тоже весьма неразумно ведёт себя с отцом. Она при всякой удобной возможности говорит ему о Боге, о грехе, о покаянии, причём часто делает это как бы не всерьёз. Она также в его присутствии читает иногда что-нибудь из книжки и говорит: «Это про деда». По-моему, все эти призывы, напоминания и намёки лишь отвращают человека от намерения обратиться к Богу. Во всяком случае, на меня они оказывали именно такое действие, и мне пришлось страшным образом ломать свою волю, чтобы решиться впервые исповедать Христа перед мамой. Я уверен, что если бы она не напоминала мне о Боге, то я обратился бы гораздо раньше, так как желал, чтобы моё покаяние произошло без чужих подсказок или подталкиваний. Но мама, по-видимому, совсем не разбирается в мужской психологии, а моё свидетельство почему-то пропустила мимо ушей и продолжает свои попытки обратить отца. Иногда я даже удивляюсь, как он всё это терпит. Всё же я надеюсь, что отец в конце концов преодолеет своё смущение и страх перед будущим и встанет на Божий путь.

  За прошедший год в составе нашей церкви произошли некоторые изменения. Один брат в результате конфликта ушёл вместе с семьёй к регистрированным, и все попытки примирения с ним не принесли успеха. Зато покаялась одна девушка, Таня, и по ней видно, что она искренне прилепилась к Богу. Она хорошо читает стихи, а однажды привела в собрание мужа и сына. Все мы очень рады за неё. А совсем недавно покаялась женщина из нашей Стари, тоже Татьяной зовут. Она раньше вела очень греховную жизнь: пила, блудила с чужим мужем, даже в тюрьме сидела 4,5 года. Мама говорила ей о Боге, и она послушалась её увещаний и решила стать верующей и оставить свои грехи. Сначала она помолилась вместе с мамой, а через две недели исповедала грехи в собрании. В её состоянии также видны добрые перемены: она перестала курить, стала смелее в общении и уже не забывает молиться и благодарить Бога за Его благодеяния к ней. У неё сейчас много житейских проблем: квартира её была разворована, работы нет, паспорт потерян, да и дочка выросла беспутной и приводит домой своих ухажёров. Но мы верим, что Господь в скором времени устроит её жизнь, а пока помогаем ей, чем можем. Мама сперва опасалась, что она покаялась ради помощи верующих, такие случаи у нас уже были. Но лицемерие тех было достаточно явным, а Татьяна даже намёком ничего у нас не просила; к тому же она совсем не умеет лукавить, поэтому мы помогаем ей весьма охотно и прославляем за неё Бога.

  Вот, пожалуй, все новости, которые я хотел сообщить вам. Пусть Господь Сам научит вас, в чём вы можете оказать нам молитвенную поддержку, и воздаст вам отрадою за ваше расположение к нашей семье. Посылаю вам ещё два стихотворения, которые я нашёл через компьютерную сеть; может быть, они пригодятся вам в служении Богу и ближним. Да благословит вас Бог на всякое дело благое, чтобы вы всегда приносили Ему добрые плоды и прославляли Его своим непорочным хождением.
 
1.02.2001г.  Игорь.


Он стоял посредине площади –
Посредине бурлящей площади.
А людская река кипящая
Говорливою лавой текла.
И чего же, казалось, проще бы –
Ну, чего же, подумайте, проще бы:
Одного человека встретить,
Чтобы радость общенья пришла.

Он шагнул к жениху с невестой:
«Весть благую примите, дети!»
Усмехнулись они, обнявшись:
«Опоздал! Нам уже хорошо!
Хорошо, потому что мы вместе.
Нам не нужен никто на свете.
Всем известно, что третий – лишний.
Ты б своею дорогой шел!»

Он к согбенной шагнул старушке:
«Весть благую прими в свое сердце!»
Протянула старушка руку:
«Ты, милок, лучше рубль подай.
Дома только лишь хлеба горбушка,
Соли горсть, да щепотка перца...
Я на паперти нынче стояла –
Мне рубля не хватает на чай...»

Он тогда подошел к семейству –
Папа с мамой и дочка с сыном:
«Весть благую услышать хотите ль?
Беды сможете все превозмочь!» –
«Ты над нами, давай, не смейся!
Целый день гнём на поле спину», –
Отвечал раздражённо родитель,
Уводя домочадцев прочь.

Посредине людского бурления
Одиноко, как будто в пустыне:
«Весть благую услышать хотите ль?» –
Без ответа звучал вопрос.
Терпеливо стоял в служении
Не сосед мой, не брат, а поныне
Сам Великий и Чистый Спаситель –
Наш Господь Иисус Христос.


  ТРИ МОЛИТВЫ

Молились женщины... Одна, другая, третья...
И мимо каждой проходил Христос.
На все вопросы первой Он ответил,
И осушил глаза её от слёз.

Он говорил с ней мягко, долго, нежно,
Он улыбался ей и утешал.
Он ждал, когда засветится надеждой
Молящаяся женская душа.

Вот с женщиной второй Христос встал рядом
И положил ей руку на плечо.
Одобрил душу любящим Он взглядом,
Когда она молилась горячо.

И третья женщина склонилась низко,
Слова слетали тихо с её уст.
Но к ней не подошел Спаситель близко,
Не вымолвил ни слова Иисус.

На три молитвы Он дал три ответа.
Для каждой женщины ответ был свой:
Одной душе досталось много света,
Другой – чуть меньше, третьей – ничего.

Господь мой! Как же так? Мне непонятно:
Ты на молитву третью промолчал.
Любовь не может быть лицеприятной,
Ты – Бог любви, и Ты – не отвечал.

Иисус открыл мне то, что тайной было:
«Когда молилась первая душа,
Я должен был умножить её силы,
Чтобы она могла свой путь свершать.

Должны окрепнуть крылья её веры,
Чтобы взлетать могла под небеса.
Мне нужно рядом быть с душою первой,
С ней долго говорить, смотреть в глаза.

Душе второй ещё нужна опора,
Но вера этой женщины – сильна.
Достаточно ей любящего взора,
Я знаю, что поймёт Меня она.

Но иногда гнетут её сомненья,
Когда услышит грозной бури шум,
И ей необходимо подкрепленье,
К душе второй на помощь Я спешу.

А третья... Много лет мы с ней знакомы,
Преграды никакой меж нами нет.
И дом её давно Моим стал домом,
Она всецело доверяет Мне.

Душа прошла чрез испытаний школу,
Я труд любой доверить ей готов,
Я провожу её путем тяжёлым,
Я с ней бываю мягок и суров.

Она теперь нисколько не смутится
И в час нелёгкий духом не падёт,
Но – будет верить, верить и молиться,
Ни слов, ни взгляда Моего не ждёт.

Та, третья, знает, что Я с нею буду,
До вечной цели доведу её,
И как бы в жизни ни было ей трудно,
Она поймёт молчание Моё.

Моя любовь превыше слов и взглядов,
Несёт благословение она,
И тот, кто стал однажды Божьим чадом,
Научится Мне доверять сполна.

И ты доверься Мне... – сказал Спаситель, –
Когда Я говорю, когда молчу...»
О, мой Господь, мой Пастырь и Учитель,
Я поняла. Я третьей быть хочу.



Связанная глава биографии «Христианство» http://www.proza.ru/2019/09/03/1062


Рецензии