Рогир ван дер Вейден. Алтарь Святого Иоанна

   Рогир ван дер Вейден .Алтарь Святого Иоанна. Масло на дубовой панели, каждая рама 77 х 48см. Gem;ldegalerie, Берлин.

    В своих религиозных композициях, персонажи которых располагаются в интерьерах с видами, открывающимися на дальние планы, или на условных фонах, Рогир ван дер Вейден сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придавая большого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки. Отказываясь от художественного универсализма Яна ван Эйка, мастер в своих произведениях концентрируется на внутреннем мире человека, его переживаниях и душевном настрое.
 
    Триптих "Алтарь Святого Иоанна" связан с более ранним алтарем "Мирафлорес" его символическими мотивами, форматом и  замыслом.
       Три панели описывают основные события в жизни Иоанна: его рождение, крещение Христа и его обезглавливание от рук Саломеи. Рельефы в архивах подробно описывают второстепенные события из его жизни. Общая тема - таинства , каждая панель может быть связана с определенной литургической церемонией. Из шести сцен  четыре подробные сцены жизни Марии, в том числе «Брак Девы», «Благовещение» и «Рождение Христа».
   
    Искусственные скульптурные рельефы выкрашены в гризайль и создают впечатление, что сцены разворачиваются внутри церкви.
   Существуют две существующие версии алтаря, почти равные по размеру, что приводит к сложностям в установлении авторства и подлинности. Версия в Берлине считается оригинальной.
 РАССМОТРИМ КАЖДУЮ ПАНЕЛЬ.

1.ПАНЕЛЬ СЛЕВА .РОЖДЕНИЕ ИОАННА.

     На  панели изображен ангел, явившийся в храме  отцу Иоанна Захарии . "Ангел Господень ранее появился и объявил Захарии, что его жена родит сына, которого он должен был назвать Иоанном, и что этот сын будет предвестником Господа. Ссылаясь на преклонный возраст, Захария с недоверием отнёсся к знаку.
 В ответ ангел назвал себя Гавриилом, посланным Богом, и заявил, что из-за сомнений Захарии он будет удивлён и «не сможет говорить до того дня, когда все это будет совершено». Это наказание немоты упоминается в архитектурных рельефах.

   Захария сидит на переднем плане с ручкой и свитком. Справа от него Мария представляет ему своего сына .
 
 ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ.КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА.

    На центральной панели Иоанна можно узнать по его красной мантии.  На этой панели изображено видение Бога на небе, окрашенном в красные тона, из которого исходит над голубем изогнутый латинский алфавит . Панели типичны своей гармонией и единством, характерным для Рогира ван дер Вейдена; особенно в том, что фигуры на панелях повторяются. Это наиболее очевидно по фигуре женщины на панели рождения, которая занимает то же место и на другой панели и напоминает Саломею .

    Христос стоит полностью перед зрителем, расположенным в потоке с водой, поднимающейся чуть ниже его колен.
   Справа от него Иоанн благословляет его, подняв руку над головой Христа. Бог-Отец показан восходящим из облаков. Он посылает голубя, чтобы благословить это событие.  Голубь сопровождается, по словам историка искусства Барбары Лейн, «изящно изогнутой надписью», взятой из Евангелия от Матфея , которая гласит: «Это мой возлюбленный Сын,  которому я очень рад; вы слышите его».  Традиционно, крещение - это то, где Иисус впервые представляется как сын Божий, его божественность впервые раскрывается миру, что здесь символизируется вознесением голубя и словами Бога.
 
ПАНЕЛЬ СПРАВА.СМЕРТЬ ИОАННА.

    Правая панель необычайно драматична и отличается от Евангелия. Вместо тюремной обстановки сцена показана в домашнем интерьере. В большинстве изображений Саломея держит блюдо .  Обмякшее тело Иоанна лежит у подножья лестницы, кровь стекает с шеи, когда палач, все еще держа свой меч, передает голову Саломее на золотом подносе .
     Саломея, по словам Лейна, «скромно отводит взгляд», как и палач, поворачивающийся направо, чтобы выглянуть из большого окна. На заднем плане она изображает голову своей матери, иудейской принцессы Иродиады , на празднике Ирода.
 
     Работа была заказана Баттистой Агнелли, купцом из Пизы , для церкви Святого Джеймса в Брюгге . Он меньше, чем другие алтари Ван дер Вейдена, и, вероятно, предназначен как боковой алтарь или частная картина  религиозного культа.

    Рамы смонтированы вместе и не могут складываться внутрь. Следовательно, это не триптих, а целенаправленный алтарь . Считается, что он был заказан испанским донором; есть убедительные доказательства того, что это та же самая работа, описанная в картезианском монастыре Санта-Мария-де-лас-Куэвас в Севилье . Хосе Мартин Ринкон в 1744 году писал о «переносном алтаре»,  хотя он и приписывал его Альбрехту Дюреру . В 1778 году испанский историк Антонио Понц упомянул тот же алтарь, отметив, что «каждая из сцен входит в две пилястры и арку».Большинство искусствоведов считают, что алтарь неразрывно связан с алтарем Мирафлорес.

 


Рецензии