Бабушкин подарок
Белоснежные цветы жасмина тяжелыми шапками свисали под проливным дождём. Нижние ветки лежали на земле, цветы стали грязными. Смотреть на это было больно. Будто меня кто-то втаптывал в грязь. Пахло мокрой землёй и асфальтом. Который день не видно солнца: то моросит, то вот как сегодня льёт, словно из ведра. По тропинке пронеслась промокшая кошка. Не сидится ей дома в такую погоду. Ещё утром выскользнула за дверь, и вот... Хоть выжимай, и на верёвку... Спустя какое-то время вернётся мокрая, продрогшая, но счастливая. У неё случилась любовь. Несколько дней назад в соседний дом, сдаваемый на лето, вселились бабушка с внучкой и огромным рыжим котом. Он мгновенно вызвал интерес у моей Фёклы. Она потеряла покой и при каждом удобном случае неслась на свидание. Вот и сейчас... Что может быть романтичнее встречи под дождём?
На приличной скорости проехала машина, окатив фонтаном брызг спешащего куда-то пешехода. Он выругался ей вслед и, почувствовав взгляд, посмотрел в мою сторону: "День не задался..." - "Бывает".
Неожиданно пролетел скворец, уселся на провод и исполнил что-то очень весёлое. Под дождём... Что происходит? Счастливая Фёкла, весёлый скворец. И вдруг сквозь тучи пробился яркий солнечный луч. Заискрились, засверкали капли на ветках жасмина. Просто праздничный фейерверк...
Луч появился на мгновение и исчез, но настроение резко изменилось. Ощущение такое, будто произошло нечто, на что уже и не надеялась, и ждать перестала.... Или свалился внезапно выигрыш, да такой, что голова закружилась.... Что с таким счастьем-то делать?!
Дождь начал стихать. Зашелестели листья, тронутые первым порывом ветра. Зашумели деревья, понеслись тучи. Пожалуй, стоит зайти в дом, переждать не лучшее время. А в комнате сумеречно, несмотря на то, что сейчас почти полдень. В приоткрытое окно врывается запах свежести с едва уловимыми нотками жасмина. Лето... Дождливое, прохладное, но все-таки лето, долгожданное, пролетающее так быстро, что невольно возникает вопрос, а было ль оно? Но это позже, а пока еще только начало и есть надежда на то, что будет оно солнечным и теплым. Я успею согреться, оттаять.
Погода погодой, а домашние дела никто не отменял. Несмотря на такие вот не очень ласковые июньские дни в теплице появились огурчики, такие славные - небольшие, крепенькие, все в пупырышках. В пору надевать перчатки, собирая урожай, иначе рукам больно. Каждый защищается, как может. Не розовые шипы, но тоже ощутимо...
Надо закрыть пару баночек маринованных огурцов. Зимой приятно открыть банку, извлечь пару крепеньких огурчиков, порезать их кружочками, поставить на стол тарелку с жареной картошкой, посыпать ее укропчиком... Огурцы хрустят, вкусные.... Говорят, вредно. То-то в магазинах полки заставлены вредными банками. А это домашние. Рассол: душистый перец, листья чёрной смородины, хрен, чеснок, веточка укропа, листик лаврушки. Не рассол - мечта... Но мечтателей нет, к счастью.
Вышла за банками, которые храню в старом бабушкином сундуке. Довольно удобное хранилище: случайно не разбить, пыли нет... Единственное неудобство - стоит сундук в тёмном углу. Если светит солнце, то из небольшого окошечка под крышей падает достаточно света, а сейчас, пока тучи не разогнал ветер, приходится вооружаться фонариком. Откинув крышку сундука, посветила фонариком, выбирая, какие банки возьму сейчас. И на мгновение в свете фонаря что-то блеснуло в небольшом углублении - раньше там был замок. Присмотрелась - колечко. Откуда? Столько лет прошло, как не стало бабушки, и сундук, в котором она хранила свои вещи, опустел, а потом стал использоваться под хранение стеклотары.... Наверно, вот так с фонарём никто к нему не подходил. Приложив усилия, кольцо я извлекла. Надо рассмотреть.... Тоненькое серебряное колечко, не лишённое изящества. Я не помню, чтобы бабушка когда-то его носила. Я надела кольцо на безымянный палец, слегка повернула, чтобы лучше рассмотреть, и укололась о тонкую проволочку.... На пальце показалась крошечная капелька крови. Этого только не хватало. Вернувшись в комнату, села в кресло. Рядом в тумбочке хранится аптечка. Продезинфицировав ранку, откинулась на спинку кресла и задумалась…
***
- Лена, ты куда пропала? Иди сейчас же завтракать, - раздался голос бабушки.
- Иду, бабуль. Я на качелях была.
- Какие качели? Сначала позавтракай, потом хоть качели, хоть карусели. Ну что за наказание такое?
- Я не наказание, я - счастье.
- Садись за стол, счастье. Я оладушки испекла.
Бабушкины оладушки - пышные, вкусные, блестят масляно на тарелке. Она достала из холодильника баночку сметаны. Вкуснота - взять оладушку, на нее ложечкой положить сметану, которая тут же начинает растекаться. Оладьи горячие, только что со сковороды.
- Давай-ка, поешь, а потом можешь заниматься чем угодно. Хоть качели, хоть сказки свои читай. А лучше, возьми книжку да в гамаке с ней полежи.
Бабушка с трепетом относилась к книгам. Сама читать не умела. Третья дочь в семье, когда была пора идти в школу, осталась без мамы. Старшие сестры уже учились, а ей не пришлось. Отец недолго оставался вдовцом, привел в дом мачеху, и скоро Настюше пришлось стать нянькой сводным сестричкам и братикам, которые пошли один за другим. Не до учёбы.... А в восемнадцать лет сама вышла замуж. В отцовском доме всему научилась и в доме свёкра без дела не сидела. Свои дети появились, один за другим - трое мальчишек-погодков. Только вот младшенький сынок до года не дожил: пневмония - не выходила... Какая там медицинская помощь была? Муж на заводе работал, мальчишки подрастали. Семья хорошая была, дружная. Да недолго её семейное счастье продолжалось. Вернулся Иван с работы, сказал, что с трудом до дома доехал, плохо ему что-то. Отвезли в больницу, да не помогли, спустя три дня умер. В двадцать семь годков вдовой стала. А через несколько лет война началась. Про войну бабушка не любила вспоминать. Сколько ей пришлось пережить, какие усилия приложить к тому, чтобы мальчишки выжили! Оккупация - страшное слово. Дом сожгли немцы, пришлось уехать в деревню, снимать угол у такой же вдовы. Только у той муж на фронте погиб. Выживали... Выжили. Свекровь со свёкром в войну умерли. Где похоронен свёкор, так и не узнала. В тифу лежала, когда он умер, а потом почему-то так никто и не сказал...
- Бабуля, спасибо. Бабушка, ты о чём задумалась?
Она сидела, сложив руки на фартуке, погрузившись в свои мысли, и не слышала, что я ей говорю. А потом подняла голову, улыбнулась:
- Да вот что-то вспомнила...
- Что вспомнила?
Бабушка взглянула на часы и встала:
- Да вспомнила бабка, как девкой была, - снова улыбнулась бабушка, - иди, займись чем-нибудь. А я со стола приберу да отдохну немного, что-то устала я сегодня.
- Бабушка, а давай я тебе помогу убрать, а ты потом мне расскажешь что-нибудь?
- Ох, стрекоза, уговорила.
Бабушка знала много историй, которые любила рассказывать. Не знаю, где была правда, где вымысел. Слушать их было - одно удовольствие, особенно, когда она садилась на свою кровать, а я пристраивала голову ей на колени. Она начинала расчёсывать мне волосы и рассказывать...
"Это я еще маленькая была, лет десятьи наверно. На нашей улице семья жила. Жена - красавица, рукодельница. А пела как!.. Муж её работал на заводе. И вот приглянулась ему там молодка. Веселая была, за словом в карман не лезла, и охмурила она его. Стал он думать, как бы с ней ему жить, а свою жену погубить. Вот и пришла ироду мысль в голову. Был у него товарищ один, очень уж нехороший и до денег очень жадный. Вот и подговорил этот негодяй... "Дескать, уйду я на работу, а ты спустя какое-то время в мой дом и постучи, как будто я с дороги вернулся, позабыв чего. А в сенцах топор оставлю. Жена тебе откроет, подумает, что я вернулся, а ты её топориком, да по голове. На меня ж никто не подумает, видят, как на работу ухожу. Ты ж огородом уйдешь, никто и знать не будет. Заплачу потом, отблагодарю, как всё сделаешь." Вот что удумали, нехристи. Погубили женщину. Вернулся с работы, дверь открыл да и закричал на всю улицу: "Убили"... Народ сбежался. Полицейский урядник на коне прискакал. Уж не знаю, как там и что, да только узнали, кто убил, а кто попросил... Вот и собрали всех на площади. Ямку глубокую выкопали. До сих пор помню, как они кричали, ироды эти, когда их живьём закапывать стали. А и правильно, чтоб все видели, какое наказание бывает..."
Бабушка рассказывает, волосы расчесывает, и я засыпаю. Так тепло и уютно...
***
Сколько длился тот сон, вернувший в детство, не знаю. Только вот проснулась я, сидя в кресле... За окном закончился дождь, светит июньское солнце. А на безымянном пальце у меня красивое серебряное колечко – подарок бабушкин...
Свидетельство о публикации №219122201290