Поздняя любовь в Ульяновском театре

"Поздняя любовь" в Ульяновском театре


Трактовка спектакля «Поздняя любовь» для меня вначале оказалась неожиданной. А.Н. Островский написал пьесу в 1873 году, она оставалась одной из самых им любимых. Долгое время «Поздняя любовь» воспринималась как торжество добродетели и порядочности.

Адвокат Маргаритов, для которого честность превыше всего, ведет дело купца Дороднова о возвращении долга вдовой Лебедкиной. Варвара Харитоновна Лебедкина, дама состоятельная и обольстительная, уговаривает Николая, одного из своих поклонников, выкрасть расписку.

Дочь Маргаритова Людмила, с которой и случилась эта самая «поздняя любовь»,  ради Николая преступление совершает. Пьесы Островского, как правило, заканчиваются happy end, порок наказывается. Сочинение «Гроза» - исключение из правил именитого драматурга.

Но прошли времена чистого представления любви. Сегодня психологи и художники наберебой учат, как добиваться любви, каким способом ее удерживать. И тут все методы хороши. Вот с этих позиций трактовка пьесы Островского «Поздняя любовь» в Ульяновском театре (режиссер Олег Александров) мне понятна.

«Сцены из жизни захолустья» - подзаголок пьесы Островского берется за основу. Людмилу сам Островский представляет в перечне действующих лиц так: «Немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий». Ее отец — адвокат не без таланта, однажды подставленный на большие деньги, беден. Молодость  дочери загублена. Она одинока, без приданого, без своего жилья.

«Я прожила свою молодость без любви, с одной только потребностью любить, я веду себя скромно, никому не навязываюсь; я, может быть, с болью сердца отказалась даже от мечты быть любимой. А ведь я женщина, любовь для меня все, любовь мое право. Разве легко побороть себя, побороть свою природу?» - говорит засидевшаяся в девках Людмила.

И вот на съемной квартире она видит хозяйского сына, игрока, пьяницу и мота, но не лишенного привлекательности и моральных устоев. Однажды он прикоснулся губами к руке девушки и сказал ничего не значащие для него слова о том, что он умер бы от счастья, если б его полюбила такая женщина.

И все — ожидание любви реализовалось в любовь, настойчивую и страстную. И отчаянную, потому что любовь поздняя.  Николай еще пытается объяснить, что это всего лишь «фразы, это та же шутка». Но поздно: девушка включилась в борьбу за любовь.

А у кого учиться искусству любви? Конечно, у Варвары Харитоновны Лебедкиной, которую  играет несравненная Юлия Ильина. Красива, стройна?  Людмила (Анна Дулебова) тоже не дурнушка. Героиня Ильиной откровенно флиртует, заигрывает, соблазняет. Почему не использовать эти методы Людмиле? Пока получается не так изящно? Не беда, главное начать.

Нельзя сказать, что Николай так уж недоступен (Николай Авдеев). Внимание женщины приятно каждому, «лед тронулся». Но не факт, что треснул и образовалась полынья. В сговор Николай вступает, украденную Людмилой у отца расписку берет. А дальше включаются все имеющиеся у него  позитивные черты. Может быть, Людмила их и разбудила.

Николай отдает хитренькой Лебедкиной копию, проверяя одновременно, так ли уж он любим ею. А та бросает документ в печку и обещанные деньги, естественно, не отдает.

У Островского "Поздняя любовь" награждена за ожидание любви, все кончается хорошо. Николай прозрел окончательно, Людмилу полюбил. Лебедкина деньги отдала, а это 12 тысяч рублей. Купец от радости половину отдал Маргаритову за работу, а тот - дочери. Все счастливы и материально обеспечены. «У нас все честно и благородно»  - звучат заключительные слова пьесы.

В спектакле Ульяновского театра с "поздней любовью" все не так однозначно. Все садятся за длинный стол и выговаривают слова из спектакля, важные для него. Николай сел с Людмилой. Но по другую сторону сидит заманчивая и явно более эффектная Варвара.

Влюбленный в Людмилу младший брат Дормедонт усаживается рядом с другим боком Людмилы (Александр Курзин). Этот проходимец еще добьется своего. Он не щепетилен, довольствуется ласками с платьем Людмилы, а если подвернется подол Варвары, то и тут он не прочь покайфовать. А все понимающая мать (Елена  Шубенкина) приговаривает: «одна только женщина тебя любить может».

Герасим Маргаритов во всей этой истории выглядит, как побитая собака (Михаил Петров). Его честность никому тут не нужна. Нужны деньги, а какой ценой они достаются, никого не волнует. Лебедкина быстро успокаивается, расставшись с деньгами: «А что жалеть - то, - откровенно смеется она, - Кабы свои, а то я и эти заняла. Это все пустяки. А у меня есть серьезное дело до тебя: ты мне погадай!».

На фотографии Маргаритов (Михаил Петров) и Людмила (Анна Дулебова)
   


Рецензии
Если честно, эти "эксперименты с классикой" уже утомили.Вот, к примеру, выбираешься в Питер, идёшь в Александринский ...а тут тебе Гамлет - на строительных лесах, Островский - на роликовых коньках и.т.д.д и т.п.И это уже не говоря о молодых театрах и студиях.За последние годы удалось увидеть того же Островского в классической постановке только во время гастролей Вахтанговцев в Питере с великолепной Ароновой.

Елена Ромашова   05.01.2020 13:01     Заявить о нарушении
Спасибо,что прочитали мой материал! Эксперимент эксперименту рознь. А классика потому и классика, что она отображает в какой-то мере современную жизнь. Многие консервативны по отношению к классическому театру. Ваше право. Спасибо!

Нина Ватрушкина 2   05.01.2020 14:07   Заявить о нарушении
Многие консервативны по отношению к классическому театру." Вы за то, чтобы
перевирали?

Нина Тур   19.05.2020 09:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.