Философия нравственных поступков

План статьи
1. Введение
2. Как подсознательное влияет на поступки человека?
3. Понятие нравственного поступка по Бахтину
4. Народ и толпа. Понятие психологии масс
5. Массовые психозы, как источник войн и бедствий
6. Сдерживающие факторы по Фрейду
7. Природа человеческой агрессивности и способы борьбы с нею по Фромму
8. «Золотое правило» Канта и нравственные поступки, оставившие след в истории
9. Вывод

1. Введение

Если судить о деятельности человека с позиции нравственности, то вся она характеризуется совокупностью его поступков, которые стимулируются, как его внутренними духовно-личностными установками, так и объективными, материально-вещественными, внешними причинами. Трудность моральной оценки тех или иных поступков человека проистекает при столкновении разных их оценок другими людьми, имеющими свои собственные морально-ценностные установки и правила. Таким образом, обосновать собственную моральную оценку с точки зрения принятия её в качестве таковой всеми участниками процесса, чаще всего – почти невозможно. Поэтому, с самой зари существования осмысленного человеческого общества, этика стремится выявить и проанализировать основные факторы моральной оценки, для приближения её к объективности.

Попытаемся разделить действия человека на два типа: действия-операции и действия-поступки для понимания механизмов действия и природы нравственного поступка. Действия-операции – это те, которые проявляются внешне, безотносительно к их значению, а действия-поступки – это произведённые совершенно сознательно и глубоко мотивированные.

Различия этих двух типов сразу проявляются при отказе от действий, когда существует их нравственная необходимость. Например, когда человек отказывает в помощи сильно нуждающемуся в ней. Например, уезжает с места автокатастрофы, хотя видит, что там есть раненные люди. Его полный отказ от каких-бы то ни было действий, в таком случае, является поступком, который осуждается с моральной точки зрения.

В свете такого разделения поступков на виды, получается, что и действие, и бездействие – всего лишь внешнее его проявление, а сущностью его будет нравственное содержание и смысл. Поэтому сам поступок можно рассматривать, как объективацию в действии или бездействии и его последствия, как субъективно мотивированное отношение субъекта действия.
Для установления моральных качеств поступка, важнее его ценностно-содержательная характеристика, а не его внешняя сторона. Справедливо, что оценка должна учитывать все его составляющие – внешние и внутренние, включая условия, при которых этот поступок был совершён. 

Великий Кант так сказал о приоритетной ценности мотива поступка при его оценке с точки зрения морали: «Суть дела не в поступках, которые мы видим, а во внутренних принципах их, которые мы не видим». Следовательно, оценка поступка, которая не берёт во внимание его субъективную причину, существенно понижает благородство и сам возвышенный характер морали. Ведь она обязательно предполагает в хорошем поступке добрую волю и осознание долга. Таким образом, такая оценка абсолютно девальвирует и лишает необходимости моральную оценку в отличие от утилитарной, которая берёт в расчёт только голую результативность поступка.

Несколько ранее Канта, об этом же говорил и Гельвеций, утверждавший, что «общественная польза - вот принцип всех человеческих добродетелей». Ведь именно рациональный результат - практическая польза определяет ценность поступка, и следовательно - его значение для общества и для нравственности. Действие мотивов, подтолкнувших человека к поступку, не отрицаются, но их подчас трудно вскрыть и увидеть, и судить их мы можем только исходя из совокупного результата всех действий.

2. Как подсознательное влияет на поступки человека?

Природа сознания и то, каким образом оно формируется – разными философскими школами и направлениями трактуется многовариантно. Используем одно из общих определений: «Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах». В общих чертах, структуру сознания можно представить так:
- Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний;
- Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
- Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
- Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Практически все, кто исследовал такой предмет, как сознание человека, сходятся во мнении, что сознание не просто сложное, но еще и системно-сложное, органически целостное, упорядоченное образование с одним из важнейших свойств - активностью.

Не вступая в многовековой спор с носителями религиозной морали, примем условие, что сознание человека стало результатом его эволюции в природе. С появлением живых форм на планете Земля и с наличием у них таких свойств, как чувствительность, возбудимость, раздражимость и т.д. эволюционные процессы закономерно пришли к формированию у них мозга и центральной нервной системы. Это, в свою очередь, привело к появлению у животных психики, которая в дальнейшем, привела к формированию механизмов психики у человека.  Одним из следующих уровней развития психики стало сознания человека.

Человеку свойственно осознавать не только окружающий его мир, но и себя самого в нём. Осознание человеком себя, как личности, принято называть самосознанием. Это осознание человеком своих мыслей, чувств, мотивов, действий, задач, интересов, своего положения в обществе других людей.

Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного. Это процессы, явления и состояния, воздействующие на поведение человека, но которые он не осознаёт. Бессознательная составляющая проявляет себя почти во всех процессах психики. Люди обладают бессознательными: ощущениями, мышлением, мотивацией, памятью и т.д.

Согласно положениям Зигмунда Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога, основавшего психоанализ, как метод, - наши ошибки, описки, оговорки и опечатки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Они возникают, как следствие, в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемыми им целями его действий. Любая ошибка – это результат победы бессознательного над сознательным в человеке.

Вместе с сознанием, бессознательные явления диктуют алгоритмы человеческого поведения. Но при этом, у каждого есть своя роль. Самыми сложными формами поведения управляет сознание. Это происходит автоматически и в случаях:

-  возникновения неожиданных, сложных интеллектуально проблем, не имеющих готового решения;
- для преодоления сильного сопротивления (психического или физического свойства);
- при острой необходимости осознания, что человек находится в сложной конфликтной ситуации, чтобы найти оптимальное решение и выход;
- в ситуации, содержащей для индивида угрозу, если он не предпримет немедленных действий.

3. Понятие нравственного поступка по Бахтину

Михаил Михайлович Бахтин (1895—1975 гг.) – известный теоретик культуры, литературовед, философ в своих трудах: «К философии поступка» и «Автор и герой в эстетической деятельности» создал весьма оригинальную антропологическую концепцию, в рамках «теории эстетики». Основная идея этой концепции заключается в тезисе о разрыве между миром «теоретической мысли» и миром «живого поступка и его осмысления». Мир теоретической культуры - эмоционально нейтральный, включающий в себя гипер-пространство, заполненное описаниями объективной реальности с точки зрения безликого субъекта, как бы робота, без качеств присущих человеку: эмоционально волевой активности, в которую облечены любые мысли, слова и поступки человека. Как его антипод - мир живого поступка, где всё безликое и типическое не имеет права на существование. Эта способность личного переживании своей жизни, своего «я», носит у Бахтина имя «участного сознания».

Теоретик может лишь созерцать, описывать, регистрировать явления жизни, но сама жизнь, как таковая, остается за границами его мировосприятия. И такова природа любой теоретической активности, её необходимое свойство. А участие предполагает именно личное участие в жизни, в бытии. Однако, участие отрицается «миром теории», где всем правит только безликое «мы» научной активности, лишенное любых качеств живой личности и самой способности переживать. Бахтин предлагает выход - пропасть между этими двумя мирами можно преодолеть только в единстве ответственности за свою жизнь. Ответственность – именно то личностное качество, благодаря которому возможно перекинуть мост от живой жизни, в которой существует, мыслит и действует человек, к миру теоретической, научной активности, в которой лично меня нет и быть не может. Важной категорией, введенной Бахтиным в книге «К философии поступка», выступает понятие «не-алиби». Смысл его заключается в том, что «я», как уникальный субъект, проживающий неповторимую и никем еще до и за меня не прожитую жизнь, нахожусь в ситуации, когда никто и ничто не может мне дать гарантии того, что я правильно живу и что моя жизнь полноценна. Моя жизнь — это совокупность ощущений, мыслей, поступков, событий, решений, каждое из которых прожито и выстрадано только мной. «Я» не смогу оправдать свою жизнь со всем, что в ней было и есть, готовыми, кем-то за меня и без меня продуманными мыслями и не смогу совершить кем-то уже совершенный однажды поступок. «Я» всегда стою перед новой, никогда еще не свершавшейся до меня жизнью и «я» должен выйти к ней навстречу, чтобы стать ее участником и избежать бесполезного и пустого существования нейтрально-безликого человека, не принявшего на себя ответственность за свою жизнь.

4. Народ и толпа. Понятие психологии масс

Чаще всего, под таким термином, как «народ», подразумевают три понятия. Первое понятие – это все люди, населяющие какую-либо страну, независимо от их национальности, культуры или имущества. Второе - это трудящиеся, которые создают материальные и духовные ценности и не присваивают результаты чужого труда. Третье понятие – это организованное целое, имеющее единую психологию (менталитет), язык, культуру, традиции, обычаи, живущее на одной общей территории, имеющее общие экономические связи и т.д.

Толпой же называют случайное или почти случайное сборище людей, объединенных на одном пространстве лишь временным и скоро преходящим интересом. Это простое множество людей, лишенное органической связи и единства и какой-либо четкой внутренней организации. С позиций психологической науки, толпа отличается резким ослаблением разумного контроля в своем поведении. В ней проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. В любом обществе, к сожалению, всегда найдутся те, кто агрессивно смелы внутри толпы и ничтожно трусливы вне её. По словам Гёте: «Ничто не представляет собой такой бестолочи, как большинство, ибо оно состоит из сильных заправил, которые себя приноравливают, из слабых, которые себя приуподобляют, и из толпы, которая волочится за ними, нисколько не ведая, чего она хочет».

В стихии бушующей толпы, когда она овладевает поступками и даже судьбами людей, где порой даже интеллектуально и духовно сильный человек бывает бессилен перед ее слепотой и разрушающими или самоубийственными порывами, проявляется несовершенство или вырождение духовной культуры. Народ лишь тогда способен на великие дела, когда он организован и его ведут вперёд знания и ясно достижимая цель.

Как же народ превращается в толпу? Гюстав Лебон утверждал, что «первая из этих причин заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один. В толпе же он тем менее склонен обуздывать эти инстинкты, что толпа анонимна и потому не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе».

Второй причиной он называл «заразу», способствующую быстрому образованию в толпе тех специфических свойств, которые он причислял к разряду гипнотических явлений. Ведь в толпе индивид легко приносит в жертву коллективному свои личные интересы, хоть это и противоречит его человеческой природе.

Третьей и самой важной причиной Лебон считал особую восприимчивость индивидов, собравшихся в толпу, к внушению. Сознательная личность у загипнотизированного совершенно исчезает, так же, как воля и рассудок. Под влиянием внушения, такой субъект будет совершать, обычно не свойственные ему действия – громить, ломать и даже убивать, с неудержимой стремительностью.

«Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи -- вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть сам собою и становится автоматом, у которого своей воли не существует» (Ле Бон, Г. Психология народов и масс. — СПб., 1905; Тард, Г. Законы подражания. — СПб., 1892).

5. Массовые психозы, как источник войн и общественных бедствий

Психические эпидемии, которые иногда, приводили даже к национальным катастрофам, периодически переживают некоторые страны мира. Они происходят, когда совпадают не менее трёх факторов: наличие в стране фанатиков - параноидальных личностей (их около 3% в любом обществе). Психически неустойчивые люди, не обладающие критичным мышлением, сильным характером, и как правило – очень конформные (внушаемые). На массовых сборищах, обладающий сильной харизмой и умеющий владеть аудиторией человек, может легко завести толпу и вести её в нужном для его целей направлении. Когда такие лидеры-фанатики и заворожённые ими толпы сливаются с третьим фактором - властью, то от этого могут быть самые фатальные последствия. Ярким примером такого массового долгосрочного психоза является, так называемая третья «русская революция» с её красным террором и гражданской войной и последующим геноцидом населения, преступная одурь фашистского разгула, что выразилось и в пивных дебошах, и, наконец, в разрушении половины мира и многих миллионах убитых и искалеченных во второй мировой бойне.

Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежат подражаемость и внушаемость. Массовый психоз может поражать огромные массы людей, теряющих самостоятельность мышления и становящихся одержимыми некоей идеей. В качестве крайней формы массового психоза может проявляться «массовая истерия». Этот термин используют для определения тех состояний, когда пострадавшие ощущают как реальность фактически не существующие у них физические симптомы. Известны такие массовые психические эпидемии истерии, как: пляска св. Витта, эпидемии неистовой пляски; самобичевание; эпидемии кликушества, бесоодержимость, эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика; звероодержимость; эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид; эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

По утверждению нейрофизиолога Криса Фрита, мозг способен создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Это хорошо показано в фантастическом фильме «Матрица». А ведь ложные модели внутреннего мира других людей не всегда видны со стороны и их трудно проверить. Когда человек успешно делится своими ложными моделями мира с другими людьми, то иногда, подобный психоз способен объединять огромное количество людей. Такая трагедия произошла в Джонстауне (США), 18 ноября 1978 года. Участники секты «Храм народов», в количестве 911 человек, отравили своих детей и сами выпили цианид. А если вспомнить историю «крестовых походов», то разве не безумием было отправлять на освобождение «гроба Господня» несколько тысяч безоружных детей со всей Европы? Американский писатель Курт Воннегут посвятил ему название одного из своих романов «Бойня №5».

Эффект зомбированной пропагандой толпы ярко проявляется в формировании общественного мнения и её двояком отношении к реальности. Например, бомбардировки мирного населения в чужой стране можно назвать геноцидом и военным преступлением или же просто неизбежными жертвами защиты своих национальных интересов. Тут всё зависит от того, какой идеей в данный момент времени «бомбардирует» посредством СМИ слабое сознание патриотов их политический вождь.

Массовым психозом также называют поведение, которое не вкладывается в рамки установленных в обществе приоритетов. Пролонгированное поведение больших общественных групп, которое не вкладывается в рамки официально действующей морали. Впитанные и усвоенные от родителей и воспитателей убеждения и нормы поведения, часто уже давно морально устаревшие и попросту опасные, люди воспринимают, как некую данность, абсолютно не подвергая сомнению их истинность: «Деды и отцы так делали, и мы так будем».

6. Сдерживающие факторы познания человеческой природы. Загадки по Фрейду

Вновь переходя к частностям психоанализа, уместно вспомнить слова Фрейда о том, что в одной из своих знаменитых книг - Massenpsychologie und Ich-Analyse, он написал: «Противоположность между индивидуальной психологией и социальной психологией (или психологией масс), кажущаяся на первый взгляд весьма значительной, оказывается при тщательном исследовании не столь резкой. Хотя индивидуальная психология построена на наблюдении над отдельным человеком и занимается исследованием тех путей, идя которыми индивид стремится получить удовлетворение своих влечений, однако при этом ей приходится лишь изредка, при определенных исключительных условиях, не принимать во внимание отношений этого индивида к другим индивидам. В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией в этом распространенном, но весьма правильном смысле».

Итак, в чём суть дела? Вот уж третий век психологи, психоаналитики, философы и примкнувшие к их отряду «ищущих истину – что же есть человек?» генетики всё время оказываются перед «всемирным заговором матрёшек». Открыв одно свойство человеческой натуры, все они, тут же оказываются перед очередной непонятной «матрёшкой» с абсолютно неизвестным им содержимым. Что если бы психология, предметом исследования которой являются мотивы, влечения, наклонности и намерения индивида, включая его отношения с близкими, разрешила бы все свои научные задачи и выяснила бы все эти взаимоотношения? Скорее всего, она оказалась бы внезапно перед новой задачей, ставшей для нее неразрешимой. Как объяснить тот поразительный факт, что ставший ей абсолютно понятным индивид, вдруг, при определенных условиях, чувствует, мыслит и действует совершенно иначе, чем этого можно было бы от него ожидать? И вдруг, именно это условие является его приобщением к человеческой толпе, которая в трудах уважаемых учёных приобрела качество психологической массы. Что же такое эта «масса» и благодаря каким тайным свойствам и законам она приобретает способность так сильно и порой даже необратимо влиять на психическую жизнь человека и в каких единицах заключается то душевное изменение, к которому она принуждает этого индивида?

Именно эти три вопроса, заданные Зигмундом Фрейдом более века назад, до сих пор являются главной задачей всей теоретической науки психологии. Весьма очевидно, что удобнее всего снова начать с третьего вопроса. Изучение наблюдений и опытов измененной реакции индивида может дать ключевой материал для понимания психологии масс. Ведь каждой попытке нового объяснения должно предшествовать описание того, что и должно быть объяснено.

7. Нравственные силы человека против его деструктивных побуждений, по Эриху Фромму

То положение гуманистической этики, которое утверждает, что человек способен познать добро и действовать согласно природе и силе своих возможностей, опираясь при этом на разум, было бы пустым звуком, если бы верной была догма о том, что зло является изначально врождённым качеством человека и является по сути частью его природы. Именно это и пытаются утверждать, порой с пеной у рта, противники гуманистической этики. Что человек, по природе своей, склонен к враждебному отношению ко всем себе подобным. Что он пребывает постоянно в состоянии ревности, завистливости и лени. И сдерживает весь этот дурно пахнущий букет его отрицательных свойств, якобы только страх. Представители гуманистической этики не устают уверять настороженное человечество в том, что человек от природы добр и что стремление к агрессии, убийствам и разрушениям вовсе не является неотъемлемой частью его натуры.

Это стало основой продолжительной полемики и одной из основных тем в развитии западноевропейской философской мысли. По сути, сегодня в мире, единственным надежным средством противостояния с иррациональной деструктивностью, по прежнему остаются только светлый разум человека и добрая воля нравственно здоровых людей. «Здоровое общество», о котором долгие годы писал и мечтал Эрих Фромм, так ещё и не создано.

Одиночество, даже в тысячной толпе, современного человека, его отчуждение от общества и порой близких по родству и духу людей, вечное бегство от убивающей реальности в мир иллюзий, которые дают алкоголь, наркотики, сетевое общение или компьютерные игры, психопатология в частной и общественной жизни, удушающая каждодневная рутина сизифова труда - разве это не проблемы человека 21-го века? Фромм давно предвидел это, как заранее понял природу надвигающегося на Германию и Европу фашизма. Его слова продолжают вдохновлять и вести нас путём разума и добра: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, - или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности».

Давно стала аксиомой мысль о том, что проблемы психического здоровья и неврозов неразрывно связаны с проблемами этики. Справедливо заметить, что каждый тип невроза соответствует определённой моральной проблеме. Гуманистическая этика трактует как моральную несостоятельность неумение человеком достичь состояния зрелой личности. По сути, неврозы – это выражение комплекса неких моральных проблем, а неразрешенные моральные конфликты ведут к появлению невротических симптомов. Изучение психосоматики предлагает массу примеров, когда человек страдает от физических болей, например, головных, которые не имеют под собой никаких органических, то есть материальных причин. Общение с психоаналитиком помогает выяснить, что он имеет серьёзные проблемы на работе. Допустим, что он журналист и вынужден для сохранения своего места, насиловать собственные взгляды и убеждения, публикуя по требованию владельца СМИ материалы, которые сам считает ложью и внутренне ненавидит носителей таких взглядов. Он может злиться, когда аналитик говорит ему о связи его болей с этой проблемой морального плана. Однако, последующий анализ показывает ему, что его приступы мигрени были реакцией его лучшего «я» глубоко моральной части его личности на те нормы жизни, которые принуждали его разрушать полноту своей личности и непосредственность своих реакций.

Деструктивно настроенный человек разрушает сам источник, составляющий основу жизни не только других людей, но и свой собственный. Если воспользоваться языком религии, то можно сказать: «Человек был создан по образу Бога, поэтому - любое насилие над человеческой природой есть грех». «Не делай другому то, что бы ты не хотел, чтобы он делал тебе» – один из основополагающих принципов этики. Но также верным будет и утверждение: «Что ты делаешь другим, ты делаешь и себе самому». История предлагает нам массу жизненных историй и ситуаций, когда мы ясно можем видеть, что даже тот человек, который без особых потерь достигает своих разрушительных целей, все равно несчастен. Зло, причиняемое им другим людям, поражает и его самого. Как антитеза этому положению: «Ни один здоровый человек не может не желать и не реагировать на проявление уважения, любви и мужества, ибо они суть силы, на которых зиждется сама жизнь».

8. «Золотое правило» Канта и нравственные поступки, оставившие след в истории

В 18 веке, человечество, в лице своих самых просвещённых представителей, выработало общие установки нравственного поведения, которые получили укрепившееся за ними название «золотого правила» нравственности.
Термин же «категорический императив» принадлежит авторству немецкого философа Иммануила Канта, который создал и развил концепцию автономной этики. Она стала его «золотым  правилом», оставленным им, как величайший дар своим современникам и нам, их потомкам. Суть его доктрины в том, что нравственные принципы были изначально. Они абсолютно не зависят от окружающей среды и существуют в постоянной взаимосвязи.

Человек – высшая ценность по Канту, обладает чувством собственного достоинства, защищаемое им от любых внешних и внутренних посягательств. Но и любой другой человек также обладает этим ценным чувством. Следовательно, каждый человек имеет свободу выбора своего способа поведения, но через призму восприятия другого индивида. Все их поступки взвешиваются на весах понятий о добре и зле.

Сам человек, как личность, не способен быть объективным мерилом добра и зла. Такого идеального человека нет в природе. Вывод - сами понятия о добре и зле пришли к человеку от Бога – единственного носителя такой информации.
Согласно определению Канта, человек сам - главная нравственная ценность. Бог же для него - нравственный идеал для непрерывного самосовершенствования. Закон Канта сформулирован так, чтобы он стал основой человеческих взаимоотношений. Этот закон он назвал «категорическим императивом».

История являет нам удивительные по своей силе нравственные поступки, которые совершают отдельные люди или даже большие группы людей. Вот только некоторые примеры. Удивительная правда о том, как целая страна, во время оккупации Дании войсками Гитлера, смогла спасти почти всех евреев, которые там находились. В результате позиции руководства Дании, во главе с королём и королевой, общественности, а также дружных действий датского Сопротивления почти все евреи Дании были спасены от уничтожения. Руководствуясь высокими понятиями о нравственности, датчане считали своих соседей-евреев соотечественниками. Они не стали делиться на «мы» и «они», как это, к сожалению, произошло во многих других странах Европы. Там были только «мы». Это произошло и благодаря «категорическому императиву Канта», в том числе.

Другим примером великой нравственной доблести можно считать жизнь польского педагога Януша Корчака, который до конца был со своими воспитанниками и пошёл вместе с ними в газовую камеру концлагеря Треблинка. Его педагогический авторитет был столь велик даже среди оккупантов, что они хотели подарить ему жизнь, но он от неё отказался. Чтобы осознанно превозмочь один из двух самых сильных инстинктов человека и пойти на смерть ради своих убеждений и нравственной идеи – требуется колоссальное мужество! 

Третий пример нравственного поступка, не такой трагичный, как два первых, произошёл на приёме у английской королевы, устроенном в честь Гагарина – первого космонавта мира. Во время чаепития, подали чай с лимоном. По этикету, чай пьют, оставляя лимонные дольки в чашке. Юрий Гагарин – парень из простой крестьянской семьи, выпил чай и съел лимонные дольки из него. Чопорные британские аристократы были поражены его бестактностью. Но королева Елизавета II нашла выход из неловкой ситуации и тоже съела лимон, достав его из чая. Все присутствующие повторили это за ней, сделав весьма этичным неэтичный момент. Этот забавный инцидент стал прецедентом. Сегодня, правила этикета при английском дворе допускают, что можно съесть лимон, вынув его из чайной чашки!

9. Вывод

Труды великих и не очень великих учёных, философов, их находки и открытия на пути познания величайшей тайны, что же такое «человек», ведут человечество по нелёгкой дороге, помогая ему жить со смыслом или в его поисках. Кант, Лебон, Фрейд, Фромм – были нашими проводниками на этом пути. Сегодня, человечество ведут вперёд другие люди, может быть, не менее гениальные, чем их предшественники. Колоссальное развитие техники, открытия в различных областях науки, не делают самого человека лучше или хуже.  «Золотое правило», «категорический императив Канта», законы Библии, Будды или уложения шариата, должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Стараясь жить по нравственным правилам, складывая свою повседневную деятельность из праведных поступков, мы сможем сделать свою жизнь и существование всего нас окружающего намного разумнее, гармоничнее и радостнее.

Список литературы и примечания:

1. Иммануиил Кант (нем. Immanuel Kant [;;ma;nu;e;l ;kant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.
2. Клод Адриан Гельвеций (фр. Claude Adrien Helv;tius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления.
3. Гюстав Лебон (Ле Бон, фр. Gustave Le Bon; 1841—1931) - французский психолог, социолог, антрополог и историк
4. Крис Фрит (англ. Chris Frith; род. 16 марта 1942, Cross In Hand, Англия) — английский нейробиолог и нейропсихолог PhD, заслуженный профессор Центра нейродиагностики при Лондонском университетском колледже (Wellcome Trust Centre for Neuroimaging) и приглашенный профессор Орхусского университета, Дания (University of Aarhus). Член Британской Академии и Американской ассоциации содействия развитию науки. Обучался естественным наукам в Кембриджском университете, в 1969 году защитил докторскую диссертацию по экспериментальной психологии. Главный научный интерес — использование функциональной нейровизуализации в изучении высших когнитивных функций человека. Один из пионеров по применению сканирования мозга для исследования психических процессов. Особую известность ему принесли работы по изучению мышления людей, страдающих аутизмом и шизофренией.
5. В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей, экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство. Большая часть детей-участников похода погибла.
6. «Групповая психология и анализ эго ( Massenpsychologie und Ich-Analyze) Лейпциг, 1921 г.
7. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. М.: Издательство «Эксмо»; Харьков: Издательство «Фолио», 2003.
8. Le Bons Schilderung der Massenseele («Описание Бон-группы группового ума »), Париж, 1865 г.
9. Гюстав Лебон. Психология народов и масс. — М.: Академический проект, 2011.
10. (Ле Бон, фр. Gustave Le Bon; 1841—1931) - французский психолог, социолог, антрополог и историк
11. М.М. Бахтин К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. — М., 1986. (Бахтин начинает писать эту работу в 24 года (1919—1921 гг.). Многие страницы рукописи были утеряны или написаны неразборчиво. В работе автор создаёт собственную философскую концепцию, основываясь на философии Канта. В первой части исследования он рассматривает принципы архитектоники действительного мира, «не мыслимого, а переживаемого»).
12. Категорический императив (от лат. imperativus  – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788).


Рецензии
Действие мотивов, подтолкнувших человека к поступку, не отрицаются, но их подчас трудно вскрыть и увидеть, и судить их мы можем только исходя из совокупного результата всех действий.

Руслан Царгасов 15   29.05.2020 19:11     Заявить о нарушении
никто и ничто не может мне дать гарантии того, что я правильно живу и что моя жизнь полноценна.

Руслан Царгасов 15   29.05.2020 19:14   Заявить о нарушении
"мозг способен создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей." Точнее не скажешь. Может автор имел в виду что-то другое, но обычно люди оценивают жизнь и поступки других людей, как говорится "со своей колокольни", по своим лекалам

Руслан Царгасов 15   29.05.2020 19:25   Заявить о нарушении
В четвёртой главе Лебон абсолютно прав. Иное дело, что даже умные люди поддаются влиянию пропаганды. Каждый день и час мы этому свидетели. Статья большая, серьёзная, после ужина продолжу. У вас научный склад ума. Пробовал читать недавно Гегеля с объяснениями. Не смог. Тридцать лет назад тоже пробовал. И тогда не смог.

Руслан Царгасов 15   29.05.2020 19:32   Заявить о нарушении
Благодарю за целую серию ваших рецензий, Руслан! Было время - подрабатывал, когда совсем худо с бизнесом в России стало - писал за всяких балбесов ленивых курсовые, дипломы, академические статьи по требованиям ВАК и даже три кандидатские навалял - две по военно-прикладной психологии и одну аж по нравственному богословию для попа одного, который в Московской духовной академии отучился и решил уровень повысить до кандидата по богословию. И таких "ученых" сейчас в России с каждым годом всё больше становится. Печально это!

Темиртас Ковжасаров   30.05.2020 00:25   Заявить о нарушении
Сам человек, как личность, не способен быть объективным мерилом добра и зла.

Руслан Царгасов 15   30.05.2020 03:38   Заявить о нарушении
Открыв одно свойство человеческой натуры, все они, тут же оказываются перед очередной непонятной «матрёшкой» с абсолютно неизвестным им содержимым",- так всегда и со всеми. Потому человек никогда не знает, как поведёт себя другой человек, его жена, друзья, дети. Давая в долг деньги уверен их вернут, но их не возвращают. Ты удивляешься и говоришь Я от него такого не ожидал

Руслан Царгасов 15   30.05.2020 03:43   Заявить о нарушении
Стараясь жить по нравственным правилам, складывая свою повседневную деятельность из праведных поступков, мы сможем сделать свою жизнь и существование всего нас окружающего намного разумнее, гармоничнее и радостнее.",- но всегда находятся люди, которые руководствуясь собственными амбициями и корыстными интересами сбивают людей с пути праведного и направляют энергию толпы в нужное им русло. Это мы сейчас можем прекрасно наблюдать. При этом толпе достаются в лучшем случае кости, чтобы не ворчали.

Руслан Царгасов 15   30.05.2020 03:52   Заявить о нарушении
Человек – высшая ценность по Канту, обладает чувством собственного достоинства, защищаемое им от любых внешних и внутренних посягательств. Но и любой другой человек также обладает этим ценным чувством.

Руслан Царгасов 15   30.05.2020 03:54   Заявить о нарушении
С Кантом лучше не спорить! Это точно. Когда учился в ВУзе, меня всегда поражало, как можно превратить прекрасную науку философию в такое мерзкое занудство, как истмат и диамат? И только почитав работы философа Лосева, убитого сталинском режимом, я понял величие и красоту настоящей философии. Очень часто, смысл великих произведений губят тупыми переводами. А язык - такая штука, который вовсе не достаточно просто понимать, его еще надо чувствовать, если есть чем. С уважением, Темиртас.

Темиртас Ковжасаров   30.05.2020 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.