Катарсическая радость

В предыдущей статье я рассматривал примеры катарсиса порождённого гендерной любовью. Здесь же я хочу рассмотреть примеры интеллектуального катарсиса.


Пожалуй, самым известным историческим случаем такого катарсиса является открытие Архимеда равенства веса предметов объёму воды вытесненному ими при их погружении в воду.

Витрувий, римский архитектор и инженер I века до н.э., сообщает, что царь Гиерон поручил Архимеду проверить, из чистого ли золота сделана его корона, или же ювелир присвоил часть золота, сплавив его с серебром:
«Размышляя над этой задачей, Архимед как-то зашел в баню и там, усаживаясь в ванну, наполненную до краёв, обратил внимание на воду, вылившуюся на пол. Архимед собрал вылившуюся воду и взвесил её. Её вес оказался равным весу его тела.
 Это наблюдение подсказало Архимеду решение задачи о короне, и он, не медля ни секунды, выскочил из ванны и, как был нагой, бросился во дворец, крича во весь голос о своем открытии: «Эврика! Эврика!»»

В отличие от любовного катарсиса здесь мы видим иные эмоциональные проявления: возбуждение, активность, сужение сознания. Но есть и общие черты – низкий уровень этических ценностей во время аффекта. И хотя этот рассказ, скорее всего, красивая легенда, тем не менее, этот факт выделяется в ней особо. Бегать по улице голым и во времена античности было неприлично. Но акцент на этот факт подчёркивает, что эмоционально-чувственное состояние во время катарсиса отодвигает этические нормы на периферию сознания, которое при этом с такой ситуацией и не пытается бороться.

***

Дмитрий Фалеев в книге «Бахтале-зурале! Цыгане, которых мы не знаем» (2013) пишет:

«Я тебе скажу сказку, цыганскую сказку… Было это давно. Жили на земле богатые и красивые люди – цыгане. Молодые ходили по вечерам в парк, шутили, смеялись, рвали в парке вишни, и все ходили парами, а один парень был без пары, и одна девушка тоже одна в этот парк ходила, хотя была красоты невозможной. И вот однажды идет она невеселая, а парень ее увидел, и она ему понравилась. «Что ж она грустит?» – подумал парень…
…Прошел год. Появился у них ребенок, и только тогда призналась Рада, что она волшебница. А мать Рады между тем сильно-сильно пережива-ла, что живет она с родной дочкою в разлуке и ссоре, прямо убивалась. Барон увидел, как она страдает, собрал табор на сходку и дал свое разрешение, чтобы Раду с ее парнем вернули и никто их не трогал. Так они и смирились. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, – Маша достала из пачки сигарету. – Интересная сказка?»
Конечно интересная! У меня прямо глаза загорелись. Это была первая цыганская история, которую я не вычитал из книги, а услышал вживую – нашел человека, сумел уговорить… Мой первый опыт полевой работы в качестве этнографа. Я почувствовал градус, азарт погружения в иную среду, фольклор и традиции, радость открытия, нечаянной удачи. Встреча с бабой Машей положила начало, а начать, как известно, – самое сложное.»

Здесь мы сталкиваемся с катарсисом профессионального исследователя, которому волею случая посчастливилось прикоснуться к уникальному для него исследовательскому материалу. Его захлестнул азарт, повышенное возбуждение, желание работать и познавать для себя ещё неизвестное. Конечно здесь мы не видим того гипервозбуждения, которое испытал Архимед, но тем не менее радость открытия привносит в его жизнь иное восприятие действительности. Тот, кто хоть однажды испытывал нечто подобное, вполне может сопереживать герою повествования, вновь вспоминая пережитый им самим когда-то катарсис при сходных обстоятельствах.

***

Виталий Башун в книге «Звезда конструктора (2012) пишет:

«Озарение пришло ко мне не вдруг. Загадка амулета гвоздем сидела у меня в мозгу все это время и, чем бы я ни занимался, постоянно всплывала в сознании. И вот теперь раскаленный гвоздь неразрешимой задачи волшебным образом преобразовался в лучик надежды. Кто знает, что такое радость открытия или решения трудной задачи, меня поймет, остальным рекомендую поверить мне на слово – восхитительное чувство. Такое же испытывает актер, когда знает – роль удалась. Или художник, вложивший душу в картину. Ради этого чувства стоит переживать нешуточные муки в поисках решения.
У меня прямо руки зачесались, так хотелось бегом вернуться в лабораторию и проверить свое предположение. От восторга я чуть не кинулся на шею эльфу, желая поделиться радостью, но вовремя одумался и решил… продолжить поход, хотя бы в благодарность за то, что «прилипала» невольно помог мне найти решение загадки.»

В данном отрывке мы видим более точное описания восторга открытия, и самое важное, автор приводит аналоги этого состояния: восторг актёра, от удачной исполненной роли, или художника, от картины в которую он переселил частицу своей души. Важна для понимания интеллектуального катарсиса и зарисовка о желании немедленно броситься к работе, почти как Архимед.

***

В предисловии к книге «В поисках экономического чуда» (2008)  Ярослав Романчук пишет:

«Радость открытия нового уникальна и универсальна. И безумно приятна. В любом возрасте. В любой стране… Это радость достижения. Сладкое слово «эврика» приятнее, чем деньги, модная одежда, общественный престиж или быстрый автомобиль. По крайней мере, для меня…
…Жизнь без «эврики» скучна, постна и бессмысленна. Потеря радости открытия нового равносильна интеллектуальной и духовной смерти. Она страшнее, чем старение тела, чем смерть физическая.»

В этом отрывке обращает на себя внимание оценка роли интеллектуального катарсиса (эврики) в жизни человека. Тот, кто хоть раз испытал подлинную эврику, т.е. значимое для самого себя открытие чего-то до этого неизвестного, потеря этого ощущения равносильна интеллектуальной и духовной смерти. И это действительно страшно. Иногда страшнее смерти физической. Таким образом, интеллектуальный катарсис с точки зрения духовного бытия стоит на много выше катарсиса любовного.

Вспоминая личный опыт подобных переживаний, могу сказать, что интеллектуальный катарсис значительно глубже переживается на трансцендентном уровне, чем катарсис любовный. К тому же он менее болезненный с физической точки зрения, то есть, как правило, не сопровождается теми негативными физиологическими изменениями, которые присущи катарсису любовному.


Рецензии