Национализм или интернационализм?

Итак, хотелось бы поговорить о национализме и интернационализме. Казалось бы, в нашем высокотехнологичном 21 веке поднимать такие вопросы будто бы уже не так актуально. И действительно, если так подумать, то в век глобализации и мирового рынка должны стираться все национальные предрассудки и люди должны в дальнейшем постепенно объединиться в единый планетарный организм. Однако, проблема все-таки существует и глупо игнорировать ее. Межнациональные конфликты никуда не исчезли, а с новой силой стали сотрясать наш мир. Даже некогда дружественные братские народы (читатель уже догадается сам, о ком идет речь) вдруг стали друг для друга ненавистными врагами, а к власти в некоторых странах стали приходить откровенно ультра-правые радикально-националистические партии. Все это не может не вызывать праведное возмущение у разумно мыслящего человека, который давно уже отправил все эти националистические предрассудки на свалку истории. Тем не менее, далеко не все люди пришли к таким же взглядам, что и сам автор. Да и древние архаичные инстинкты, несмотря на наш огромный скачок в научно-техническом и социальном прогрессе, то и дело норовят себя проявить, приводя порой к очень жестоким военным конфликтам. Но я все-таки надеюсь, что мои рассуждения касаемо национального вопроса будут убедительны и заставят вас задуматься.

Рассуждая о проблеме национализма, я бы хотел немного окунуться в прошлое. Изначально на заре человечества существовала  родо-племенная организация общества. В древности люди жили в отдельных племенах и кланах, в основе которых были кровно-родственные связи. Чужаком считался в прямом смысле человек «чужой крови», не связанный никакими кровными связями с членами данной группы. В основе кровно-родственной общины была большая семья, где большое значение придавалось генеалогии, культу предков и поклонение своему тотемному животному. Человек в те времена был прочно связан с природой, считая ее своей «Матерью». Но при этом приходилось выживать в борьбе с дикими зверями и оборонятся от других враждебных кланов. В процессе социального развития и выработки морали (табу на инцест, запреты на убийства, воровство и т.д.) первобытные люди стали все сильнее смешиваться друг с другом, заключать военные союзы и вступать в межплеменные браки. Идея общности как бы начинает трансформироваться из кровно-родовой и семейно-клановой в государственно-политическую, национально-культурную. Древние государства Средиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока уже представляют собой некое единство собранных племен с общей культурой, ведением хозяйства и особенностями политической организации. Хотя и тут были свои «нюансы» и особенности, например воюющие друг с другом греческие города-полисы из-за торговых интересов. Но в случае  нападения другого государства, например Персии,  все эти самоуправляемые полисы объединялись и поднималось общее национальное самосознание греческого народа. Тут то и выковывалась постепенно идея нации как общего политического культурного-языкового пространства. Римская Империя сложилась из объединения италийских племен вокруг Рима как политического и культурного центра. В итоге возникла огромная империя от Гибралтара до Ирана и Кавказа, а также от самой Англии до Африки, создавая внутри себя провинции и колонии. Стоит отметить, что полноправный свободный гражданин Римской Империи уже чувствовал свою принадлежность некой целостности с центром в Риме. При этом Рим постоянно с кем-то воевал, отстаивая или даже расширяя свои рубежы. Китай также переживал эпохи военных потрясений («эпоха сражающихся царств»), пока наконец не становился все более прочно спаянным единым централизованным государством (особенно с приходом Цинь Шихуанди). Примечательно, что для жителя Римской Империи, Греции или Китая тех времен все живущие по ту стороны границ их стран считались бескультурными варварами. Таким образом, с одной стороны приходит идея некого объединения, совершенного нового чувства общности, а с другой стороны - жесткое политическое разделение на государства, культурный национализм  и имперский шовинизм.

В Средние Века и раннее Новое Время идея нации продолжала утверждаться. Хотя поначалу феодальная раздробленность, а именно борьба отдельных княжеств друг с другом ради своих политических интересов и экономических привилегий, приводила к острым военным конфликтам внутри стран. Но центробежные силы объединения вокруг личности монарха,  перенос на него образа отца нации и божественного ставленника, приводят к созданию системы абсолютизма и возникновению первых национальных государств. Столетняя война между Англией и Францией возникает именно из-за территориальных претензий королевских династий. Герои вроде Жанны Д*Арк воплощают в себе проснувшиеся национальные порывы французского народа. Также и Лютер воплотил в себе не только религиозного реформатора Церкви, но и борца за национальную идентичность немцев, их независимость от католического Рима и его папства. На Руси также складывается идея национального государства и собирание земель вокруг Москвы для борьбы с татарами. Народный эпос воспевает героев или мифических богатырей как народных заступников против иноземного гнета (Евпатий Коловрат, Илья Муромец и др.). Развитие национального чувства идет бок о бок с идеей самодержавной власти монарха, при чем эти процессы шли как на Руси, так и в Европе. Новое Время еще интересно и тем, что происходит подъем национальных буржуазных революций (английская, французская) и национально-освободительных движений (война голландских провинций за освобождение от испанского владычества). Особенно сильно стоит отметить Великую Французскую Революцию 1789 года, где после падения монархии и торжества идей прав человека против одной страны объединилась почти вся Европа. И мощное национальное чувство, подпитанное социально-политическими завоеваниями французского народа, помогло выстоять против контрреволюционных армий европейских держав, а потом еще хватило энергии под руководством Наполеона пройти через всю Европу (пусть даже и потерпев поражение в конце этой дерзкой эпопеи). На Руси вначале стоит отметить мощный национальный подъем всего народа во время Смутного Времени, когда все слои общества сплотились перед угрозой польской и шведской интервенции. Затем не стоит забывать и про мощный национальный порыв всего народа уже мощной к тому времени Российской Империи в борьбе с французскими интервентами. Национальное самосознание немцев никак не мирилось с раздробленностью мелких княжеств с разными законами, требовалось объединение Германии в единое политическое тело. Выдвинувшаяся на политическую арену после революции 1848 года национальная буржуазия требовала решительных перемен и на фоне противоречий между аристократами, консерваторами, либералами, националистами и зарождающимися социалистами был выдвинут в лидеры решительный политик в лице Бисмарка, твердой рукой проводивший национальное внешнее объединение страны и социальные реформы внутри нее. Таким образом, национальные идеи позволили создать независимые национальные государства, оформить свой национальный язык и культуру, а также вовлечь в активную политическую и социальную  деятельность не только элитарные, но и низшие слои общества.

Можно сказать, что национализм как идеология в чем-то даже эгалитарен, так как стирает классово-социальные различия, требует общей национальной сплоченности против возможного потенциального врага, а также поднимает на новый культурный уровень некогда задавленные феодализмом крестьянские массы. Даже славянофилы в России, идеализировавшие старинный патриархальный уклад жизни, все-таки были в основном против крепостнических порядков как и их оппоненты в лице западников. Обе стороны социальных диспутов 19 века были все-таки ярыми народолюбцами, буквально влюбленных в загадочный русский народ, но в силу социального отрыва от него с тщетностью усилий пытавшихся понять его. Отсюда и народничество с его «хождением в народ». В России в силу ее многонационального состава населения на огромной территории и сильного социального антагонизма в обществе националистические идеи особо не приживались как на Западе, где к тому времени уже стирались сословные перегородки и народы были более монолитны в своем национальном составе. Поднимающаяся буржуазия и рабочие массы требовали достойной жизни у себя на родине, а потому поддерживали любые авантюры своего правительства, если это сулило прибыль для их государства. Идеология национализма уже не произрастает из проецирования образа отца на короля или царя (кормилец, «царь-батюшка»), а опирается на вполне себе меркантилистские и утилитаристские интересы различных слоев общества, требующих себе все больше прав и привилегий. Возникает идея империализма как воля к могуществу и расширению экономических интересов. Все это происходит как следствие бурного промышленного развития и экономической экспансии мощных держав, создание колоний и метрополий. Однако тут уже стоит отметить, что на политическую арену как в России, так и во многих других странах выходят социалисты и анархисты. Левые гуманистические идеи твердой поступью шагают весь 19 век и перешагивают в 20-й. Одновременно происходят как капиталистические процессы в виде создания мирового рынка, международных коммерческих ассоциаций и торговых союзов, так и реакция на это в виде революционных идей умеренного и лево-радикального толка, ратующих за немедленное объединение всех угнетенных классов против общего врага в лице международного капитала. Более умеренные социал-демократы ограничиваются реформаторскими идеями, в то время как коммунисты и анархисты («красные» и «черные») уже решительно требуют ниспровержения капитализма и буржуазного государства. С началом Первой мировой войны рушатся гуманистические идеи Интернационала и многие социалисты поддерживают свои правительства в борьбе за передел мира, становясь на националистическую завоевательную или «оборонческую позицию». Большевики и другие радикальные левые резко критикуют такую позицию как предательство идей Интернационала и мировой революции. Крах гуманистических и утопических иллюзий о единстве пролетариата всех стран был очевиден и привел многих к разочарованию в этих идеях, бывшие интернационалисты в процессе продвижения по властной карьере становятся державниками и шовинистами, позабыв заветы Маркса и Ленина. Даже рабочие и трудовая интеллигенция поднимающегося советского государства чувствовали себя в окружении врагов со стороны мировых империалистических держав, развивая в себе чувство великодержавной гордости за свою страну и страдая старо-крестьянскими, порой даже черносотенными предрассудками антисемитизма, поддерживая откровенно реакционные акции правительства вроде «борьбы с космополитизмом». Все это конечно очень прискорбно, но интернационализм так и не воплотился на практике, оставшись лишь пустым лозунгом на плакатах. Не говоря уже о том, что затем в странах Европы и вовсе пришли к власти ультра-правые режимы, а как итог самая кровавая за всю историю человечества Вторая мировая война, зверства нацизма, концлагеря и Холокост.

Мы выяснили, что национализм изначально был как бы  организующей идеологией в развитии народов, выстраивании своих национальных государств и приобщение основной массы населения к своей национальной культуре. Глупо впадать в догматизм некоторых левых, считающих национализм лишь как буржуазный предрассудок. Ведь если понимать национализм как проявление народом своего национального характера, порывов и чувств в его историческом становлении, то он и вправду является некоей над-классовой идеей. С другой стороны, коммунисты правы в том, что национальными идеями зачастую стали прикрываться откровенно реакционные, анти-прогрессивные элементы, при чем даже не обязательно именно буржуазия в лице банкиров и бизнесменов, но и различные религиозные фанатики, клерикалы, милитаристы, продажные журналисты, маргинальные группы, бандиты и конечно же проворовавшиеся чиновники разных уровней. В России идеей национального единства и «духовных скреп» всячески пытаются прикрыть огромный социальный разрыв между очень богатыми миллиардерами и нищающим населением. Так как Россия все-таки многонациональная страна и именно она правопреемница СССР, больше всего пострадавшего от нацизма в той ужасной войне, то манипуляторы стараются не использовать  откровенно расистские и нацистские идеи, но тщательно проталкивают ненависть  к большевикам, анархистам, космополитам и либералам, продвигая милитаризм, культ войны и бряцания оружием, великодержавный шовинизм и идею всесильного государства (есть схожесть с идеями классического итальянского фашизма). В то же время в соседней стране уже звучат откровенно нацистские высказывания, но при этом оба государства-соседа активно стравливают два народа, культивируя ненависть друг к другу. И опять же, забывается даже культурно-языковая общность обеих народов (малороссов и великороссов), то есть государственный национализм и шовинизм уже как бы идут против общей родной культуры и исторической общности.  Нам остается лишь задать вопрос – а кому все это выгодно? Как помирить людей и научить всех не попадаться в лапы реакционной пропаганды, сеющей вражду между народами? Неужели интернациональная идея так и канула в лету вместе с крахом СССР? Или может она канула еще раньше, во время Второй или даже Первой мировой войны? Я считаю, что у интернационализма есть будущее, несмотря на временный всплеск национализма. В наше время при таком уровне развития технологий массового уничтожения ненависть крайне опасна. Людям необходимо осознать глобальное единство, тем более интернет уже все больше опутывает мир и приобщает к информационным ресурсам самые отдаленные уголки планеты. Выбор такой, что либо народы погрязнут снова в националистических идеологиях и мы уничтожим все друг друга, либо же все захотят отказаться  от гонки вооружений и милитаристской империалистической парадигмы, выдвинув идею общемирового сотрудничества в интересах всех наций.

«Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит»
Вольфрам Вейднер

«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»
Николай Добролюбов

«Наша истинная национальность – человек»
Герберт Джордж Уэллс

«Современный национализм есть одна из форм идолатрии, как и современный этатизм»
Николай Бердяев

Что будет дальше? Решать всем нам!


Рецензии