И правит балом Сатана

Чтобы рассказать о спектакле "Мастер и Маргарита", поставленный Сергеем Женовачом в "Студии театрального искусства", надо начать с пары цитат Чеширского кота Льюиса Кэролла:

- Я не сумасшедший, просто моя реальность отличается от твоей;

- Обожаю психов: только они понимают окружающий нас мир, только с ними я могу найти общий язык;

- А где я могу найти кого-нибудь нормального?
- Нигде, - ответил Кот, - нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально...

***
Я отправилась смотреть именно "Мастера и Маргариту", чтобы понять: то ли я устарела со своим восприятием театра, то ли в МХАТ им.Горького что-то не так... После их театральной версии этого романа осталось впечатление "внеклассного чтения", когда целый урок читают программное произведение. И вот я возвращаюсь к Булгакову в другом театре.

Труппа сформирована из выпускников ГИТИСа. Театр начался с вешалки, где меня обслужили санитары в белых халатах. Все служащие здесь были облачены в эти халаты с завязками на спине. Потому что сегодня мы пришли в психбольницу. А не в театр...

Вообще, здесь происходят удивительные чудеса. Дом, в котором находится театр, это часть золотоканительной фабрики семьи Алексеевых, в которой родился Константин Станиславский! В начале ХХ века К.С. становится хозяином фабрики и в этом доме открывает театр для рабочих! Нынешние хозяева попытались сохранить и отреставрировать здание, вернуть его в лоно Мельпомены.

В театре нет заслуженных и народных артистов, сплошная молодёжь, в этом году они празднуют своё 15-летие... Но труппа семь раз брала "Золотую маску", получала награды и премии за свои творческие порывы. Удивительной неслучайностью мне показалось, что в 2018г. Женовач стал руководителем МХТ им А.П. Чехова. После просмотра его спектакля я поняла - МХТ восстановит былую славу главного театра России.

А теперь возвращаемся в холл театра, превратившийся в коридор больницы для душевнобольных. В программке под названием стоит жанр - шизофрения в 2-х частях. Режиссёр выдумал свою сценическую реальность, опираясь на черновики и варианты редакций романа. В романе Булгакова почти все его герои побывали в психиатрической клинике профессора Стравинского. Почему бы именно там всем им и не встретиться?

Отдельного восхищения достойна сценография и декорации. Создалось впечатление, что актёры говорят не авторские тексты, а какие-то свои, обычно-жизненные, современные и в то же время - совершенно сумасшедшие. Проверила - всё по Булгакову!

На сцене, кажется, опять современный минимализм - узкая полоска авансцены ограничена задником из простыней и пододеяльников. В центре - двери на балкон с высокими стеклянными дверями, ведущими то ли в сад, то ли в разумный нормальный мир или иное измерение. Через эту дверь будут появляться участники действа. Справа - кровать, слева - стол с настольной лампой и всё...

Но последующая трансформация показала, что наполненность сценической площадки просто зашкаливает! Начиная с того, что в тумбочке стола вдруг оказывается печь, в которой с первой минуты спектакля сгорает рукопись Мастера. В центре этого стола живёт голова Берлиоза, а потом и Бенгальского. За столом работает доктор, на нём возлежат Мастер и Маргарита. Вот так-то...

И сам балкон превращается, то в беседку, то увозит гостей на бал, то лифтом уносит вверх Воланда в другую реальность. А в полу и на заднике открываются окошки, в которые заглядывают, заползают, выпрыгивают, играют на духовых - невероятный сюр, подчёркивающий сумасшествие ситуации!

Если житие в этой декорации Ивана Бездомного и Мастера боле менее понятны. Голова Миши Берлиоза тут смотрится естественно, и спор о том есть ли Сатана и Иисус, происходящий в стенах психушки выглядит нормальным, то появление в качестве больных свиты Воланда, Понтия Пилата и бродячего философа Иешуа Га-Ноцри - ошеломляет! Но постепенно приходит понимание цитат от Чеширского кота и всё становится на свои места...

Прокуратор в смирительной рубашке с окровавленным подолом - из буйных, у которого постоянно болит голова. Иешуа - то ли «князь Мышкин», то ли ребёнок с чистой душой, то ли вообще дурачок. И они рассуждают об истине! Это реально сильно! И очень органично в этой ситуации. Вообще ощущение сумасшедшего дома постоянно подтверждалось какими-то всплесками неосознанности, появлением теней, раздвоениями личностей, прибегающими санитарами, уколами...

Почему режиссёр выбрал в главные герои не Иисуса, не Маргариту, а Воланда? Почему всемирное зло у него триедино: он и сатана, и доктор, и автор романа? Одет он, как Михаил Булгаков на последнем фото. Общается с пациентами, как доктор Стравинский. Но в остальное время он - вселенское зло.

Конечно, изобилует спектакль фокусами! И они творятся прямо в зале, с участием зрителей! Их постоянно вовлекают в сюжет, требуя позвонить в милицию, что-то включить, отдать деньги. Ночной полёт Маргариты стал метаниями под потолком платочка - но не по одной линии (как на верёвочке), а весьма хаотично! Миссир будет уютно сидеть на... воздухе, голова Жоржа за секунду отделяться, появляясь из столешницы, и опять прикрепляться к шее конферансье. Духовой оркестр будет периодически вылезать из ниоткуда и играть шикарные марши.

А вот самой эффектной для актёров сцены - бала Сатаны - не было! Компания уезжает на оторвавшемся от задника "балконе" на бал и... Антракт! А после него все возвращаются в палату уже уставшие от развлечений и начинается настоящая философия жизни...

Я могу говорить об этом спектакле ещё много, моё культурно-эстетическое эго получило столько положительных эмоций, что они переполнили меня! Потому пара строк из рецензии 2017 года и закончим: "Мир, представленный Женовачом в спектакле, это сошедшая с рельсов машина, потерявшие разум люди, развинченный механизм, наладить который может только всезнающий ум Дьявола". Каково?! Страшно! Рассудок заменяется безумием, реальность - магией, трагедия становится смешной. Дьявол сотрудничает с Богом, Бог - с человеком, а сам Булгаков периодически отражается в своих героях. И заставляет думать, думать, думать...
22.12.19


Рецензии