Мой первый класс
----------
Пяткин Семён Михайлович
--------------------------
Для нас время послевоенное - голодное и счастливое одновременно: до взрослых
забот ещё не доросли-голова не забита, а что нас много было(не редко по 10-12
детей в семье) это было очень даже отлично.
На фоне Советских праздников самые значимые:День Победы и первое число сентября
Если первый был, скорее грустным, то второй - превыше всех радостей: все мы
школьники, а так же провожавшие нас родители, дедушки и бабушки облачались в
праздничные одежды: чай, на люди.
Форменных костюмов не было и собирали нас - у кого что есть лучшее в сундуках
по наследству с удушающим запахом нафталина от моли. Бабушкины праздничные,
не по размеру кофты с подвёрнутыми рукавами, перешитые по одному фасону юбки
на вырост, разноцветные яркие тряпицы - ленточки в косичках, уложенных вокруг
головы корзиночкой.
Не беда, коль, у мальчишек на ногах - женские ботинки - румынки, кем то
присланные из города или хромовые с войны сапоги.
Да кто бы на это смотрел!
Время такое было для всех: бедных-богатых не было. И по одному фасону и
выкройке шились из мешковины с широким ремнём через плечо - школьные сумки,
в которых помещались книжки, тетрадки,карандаши, пузырёк с чернилами, заткну-
тый бумажной затычкой, вечно проливающийся, разрисовывая нам руки, носы
и одежду. И мы в таком виде, сопя от усердия, выводили буквы с нажимом и
правильным наклоном по чистописанию - как учил наш учитель.
А ещё в сумке лежала и ждала своего часа, вернее, большой перемены, горбушка
чёрного хлеба. У кого-золотисто хрустящая, у кого-подгоревшая. Без разницы.
На перемене съедалось это - за милую душу, а если кто забыл положить или
не удалось у мамки на сегодня-с ними делились по братски, все по крохам.
В первое число сентября в первый класс нас пришло - под тридцать мальчишек и
девчонок. Такими нарядными и красивыми мы никогда друг друга не видели,поэтому
стояли и ревностно гордились,как и наши родители, которые выстроились по стене
зрителями, а нас учитель рассадил по двое-трое за парты.
Объяснил как надо и подобает вести себя хорошим детям на уроках, как вставать,
не хлопая крышками и много других общепринятых школьных правил. Мы сидели на
наших тронах-королями: счастливые и гордые.
Всё! Жизнь наша первоклассная в прямом и переносном смысле - началась!
Знакомиться не приходилось: мы знали друг друга с рождения.
Учитель предложил рассказать кто какой знает стишок или спеть песню. Все
молчали, да кому и откуда было взять это. Родители не грамотные, в деревне
ни радио, ни газет, тем более - телевизора. В числе той единственной
отыскалась - я. Волнуясь и тараторя я, видно, так "гнала лошадей", что
зрители из моего "Генерала Топтыгина" не успевали переваривать смысл,
свалившегося на их головы чтива.
По деревне на завтра оценка была - выше не придумаешь:"Прорезала и ни разу
даже не заикнулась".
"Грамотных" больше не оказалось и Учитель уже хотел сворачивать главную
часть программы, но тут к доске выскочил ещё один "крутой" и объявил:"Я буду
играть песни, не дожидаясь "добро", сразу выдал:
"Меня мать рожала
Вся деревня дрожала
Думали девка напоказ
А эт-Ваня-драный-глаз.
Зал заметно оживился, зритель тут же забыл про моего Топтыгина, узнав без
труда в актёре - побирушку Ваню, действительно с "драным глазом".
Посыпались дружные аплодисменты и артист, вдохновлённый самим народом,
пошёл дальше, изображая местного плясуна:
Чечевика-с викою
Вика- с чечевикою
Долбанул я два стакана
И хожу чирикаю
чик-чирик, чик-чирик и хожу чирикаю
И на припеве, вдобавок дробанул, как стреноженный козёл, имитируя в руке
платочек.
Зал взорвался от оваций и артист, почуя ошеломляющий успех, сыпал горохом
одну за другой: Если ты мене изменишь
Откровенно говорю
У тебя изба плохая
Разбегусь и повалю
Ну, это конечно в учебном процессе предусмотрено не было, перегнул планки,
юморист. Учитель тщетно делал серьёзное лицо, как и напрасно пытался усадить
его за парту, театрал вжился в роль: играл и изображал всех, кого знал,всех
селян с их положительными и не очень - качествами.
Тут его отец, из числа зрителей, схватил своё одарённое чадо поперёк живота
себе подмышку и потащил в коридор.
Тот отчаянно сопротивлялся: брыкался, дрыгался руками-ногами,кусался,
агрессивно настроенный, так как его прервали на интересном месте и репертуар
был далеко не исчерпан.
И уже из коридора доносился его во всю глотку истошный вопль:
Маруся ты Маруся
Открой свои глаза
А если не откроешь
Помру с тобой и я!
!!!По окончании 1 ого класса он с родителями по вербовке уехал в Амурскую
область. По слухам, Человек из него получился хороший. Под его ведомом-
Амурское речное судоходство.
А вот развил ли он в себе способности артиста-пародиста-неведомо.
Пути наши больше не пересекались.
Свидетельство о публикации №219122201881