Хронограф

    Что может быть прекраснее рассвета над Байкалом? Уже третий год я проводил свой отпуск на берегу этого восхитительного озера. Гидролокационные замеры, которые я производил для своей диссертации, не мешали мне любоваться его красотой. Прозрачная вода в яркий полдень и алые краски заката никого не могли оставить равнодушным. Ночью Байкал накрывал купол звёздного неба. Трудно было оторвать взгляд от сияющих созвездий и мерцающей россыпи Млечного Пути.

    Километрах в двух от моей палатки стоял большой деревянный дом с банькой и надворными постройками. По пятницам его хозяин плавал мимо меня на лодке в ближний посёлок за почтой и свежими газетами. Иногда по вечерам я заходил к нему в гости. Мы пили на веранде чай из огромного самовара, и Виктор Кузьмич, так звали хозяина, рассказывал мне разные истории из своей жизни.

    До войны он преподавал в университете, и в одной из комнат первого этажа была собрана неплохая научная библиотека. Здесь же размещались его спальня, гостиная, кухня и подсобные помещения. На втором этаже были две комнаты для гостей, которых я иногда видел в его доме.

    В гостиной на стене висели в рамках фотографии его родителей, жены и детей. Они были расстреляны немцами во время войны, и Кузьмич не смог оставаться в Харькове, где всё напоминало о них. Уехал на Байкал к какому-то дальнему родственнику, да так и остался здесь жить.

    Однажды я обратил внимание на фотографию, на которой Виктор Кузьмич стоял в обнимку с американским лётчиком на фоне Рейхстага.
    — Это Джеймс. Обещал прилететь к нам в гости, да, видимо, не получилось.
    — Забыл?
    — Наверное, не успел. После победы над фашизмом наши бывшие союзники, опасаясь распространения идей социализма на Запад, опустили вокруг СССР «железный занавес».


    Истребительный полк, в котором Виктор Кузьмич служил техником, тогда базировался в пригороде Берлина на аэродроме Темпельгоф. Для подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии пригласили союзников. Они не смогли форсировать Эльбу и находились очень далеко от Берлина. Поскольку для американских DC-3 полёт мог быть небезопасным, для их сопровождения выделили восемнадцать советских истребителей. Туманным утром восьмого мая «Яковлевы» улетели на аэродром Стендаль за «Дугласами» и вскоре доставили их на аэродром Темпельгоф.

    Союзников пригласили на установленную на аэродроме трибуну. Прозвучали гимны, и под звуки марша, четко чеканя шаг, прошел почетный караул. Потом гостей привезли в Карлсхорст и расселили по коттеджам.

    Церемония подписания акта была назначена на шесть часов вечера и пилот одного из «Дугласов» попросил показать ему Рейхстаг. Лейтенант взял машину и пригласил американца на заднее сидение рядом с собой. Кузьмич сел возле водителя, и они поехали по Берлину.

    В пути познакомились. Джеймсу Бейли, как жителю страны, на территорию которой за всю войну не упало ни одного снаряда, трудно было представить себе Ленинградскую блокаду или Сталинград. Войну он видел с борта «Дугласа», самым страшным вооружением которого были ящики виски и белокурые красавицы.
    — Откуда вы так хорошо знаете английский язык? — спросил Бейли.
    — До войны я преподавал физику, — ответил Кузьмич.
    — А вы знаете, что означает ваше имя? Виктор — это победитель. Это символично!
    — А Джеймс?
    — Джеймс? Джеймс — тоже победитель, точнее, захватчик. Мы оба победители. Я хочу сфотографироваться в поверженном Берлине, чтобы мои дети могли мной гордиться, — продолжал Джеймс, нервно поглядывая на наручные часы.
    — Не бойтесь, мы успеем вернуться, — попытался успокоить его Кузьмич.
    — О нет, меня волнует другое! Позавчера мы немного выпили, — он показал сбитые костяшки пальцев, — и Flying Officer не выдержал моего апперкота. Это был мой коронный удар! Но, часы…
    — Покажите!
    — Хронограф Flying Officer был разработан в тридцать восьмом году по заказу сенатора Трумэна для пилотов и штурманов нашей армии, — продолжал американец.
    Кроме циферблатов хронографа и вращающегося безеля, Кузьмич сразу обратил внимание на названия крупных городов.
    — Безель даёт возможность рассчитывать изменения во времени при пересечении бомбардировщиками часовых поясов, — объяснил пилот.
    — А это зачем? Вы и Москву собираетесь бомбить? — показал механик на красную надпись MOSKVA.
    — О, нет! Как и сейчас, мы будем летать к вам в гости!
    — Гостям мы всегда рады! А часы я вам отремонтирую.
    — О, это невозможно! Это Gallet!
    — Вам нужны часы или просто красивая безделушка? Не бойтесь, вечером я всё сделаю.

    Лейтенант сфотографировал Джеймса с Кузьмичом на фоне Рейхстага. Потом они немного посмотрели на ликующих советских солдат и поспешили обратно. Но оказалось, что ещё согласовывается текст акта о капитуляции и начало церемонии переносится. Только в половине двенадцатого все начали собираться в фойе перед залом заседаний. Сюда же подошло огромное количество корреспондентов. Ночью 9 мая Жуков, от имени Советских вооруженных сил и союзных войск принял безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого командования.

    Утром Кузьмич вернул Бейли отремонтированный хронограф и передал конверт с фотографией. Вторая такая же фотография висит на стене гостиной.


    Однажды вечером Виктор Кузьмич попросил меня задержаться.
    — Ты хороший парень. Я хочу познакомить тебя с интересными людьми, — сказал он.
    — Кто они?
    — Скоро увидишь. Они сейчас парятся в баньке. А мы пока приготовим самовар.

    Вскоре из бани вышли четыре молодых человека в светлых комбинезонах. В их гладковыбритых лицах я не сразу признал бородачей, которые недавно удили здесь рыбу, и молча ждал, пока они поднимались к нам на веранду.
    — Знакомьтесь! — представил нас друг другу Виктор Кузьмич.
    — Я уже давно рассказал коллегам о тебе, — продолжал он, обращаясь ко мне, — и они дали согласие на этот разговор.
    — Я рад знакомству, хотя мы уже и виделись раньше. Правда, бороды делали их гораздо старше.
    — Мои коллеги скоро нас покинут. И я предложил тебя на должность смотрителя маяка. Возможно, в следующий раз встречать их придётся тебе.
    — Я не видел здесь маяка… У меня скоро защита, — я не совсем понимал, о чём идёт речь.
    — Вопрос не срочный, я ещё не очень стар. Защититься ты успеешь. Твоя тематика связана с Байкалом, и ты сможешь продолжать работу, но мне нужен преемник.
    — О каком маяке идёт речь?
    — Более сорока лет назад из будущего к нам забросили маяк. Забросили не совсем удачно, наделав много шума. Позже его переместили к Байкалу и установили на дне озера.

    Молодые люди не вмешивались в разговор и наблюдали за моей реакцией. Я, как человек неглупый, понимал, что это какой-то бред. Это не было похоже на розыгрыш, но и не могло быть правдой.
    — Для тебя это неожиданно, но я уже давно остановил свой выбор на тебе. Я не вечен, и тебе придётся сменить меня на этом посту. Люди из будущего никогда не предупреждают о своём появлении, они не рассказывают, что нас ждёт завтра. Они стараются не вмешиваться в нашу жизнь. Но иногда их присутствие крайне необходимо, и тебе придётся следить за маяком и встречать гостей. Не расспрашивай их ни о чём. Лишнего они не скажут. Лучше говорите о поэзии или рыбалке.
    — Позвольте мне дополнить, — произнёс один из гостей. — В поисках пути в прошлое, мы обнаружили параллельные миры. Время, — не прямая нить, которая тянется из прошлого в будущее. Оно как ветвистое дерево. От одного ствола растёт несколько ветвей. Те, в свою очередь, делятся на более мелкие. И это продолжается бесконечно. Это ветви вероятности нашего будущего. У всех миров есть общее прошлое, но, каким будет их будущее, предсказать трудно. Наш мир — это листочек на этом дереве. Другие листья – миры, параллельные нашему. Они почти такие же, как и наш, но чуть-чуть в чём-то отличаются. Мы даже можем не заметить этого отличия, но оно есть. Казалось бы, наши миры должны быть зелёным деревом с огромной кроной. Но действительность оказалась очень страшной. Листья на дереве засохли. Большинство параллельных миров оказались мёртвыми. Вероятность нашего выживания была близка нулю. И тогда мы стали искать в прошлом те события, которые уничтожали цивилизацию. Уходя вниз по ветвям дерева времени, мы находим критические точки и пытаемся предотвратить их гибель. С научной точки зрения можно сказать так: мы увеличиваем вероятность нашего выживания в будущем.

    Я молчал. Всё это было настолько неожиданно, что я не знал, что сказать.
    — Не спеши с ответом. Я знаю, что ты согласишься, но пусть всё уляжется в твоей голове. Подробности и формальности мы обсудим позже, — сказал смотритель маяка. — Давайте пить чай.

    Мы пили чай с вишнёвым вареньем. Все смотрели, как из глубины озера начали подниматься серебристые сферы. Четыре шара около восьми метров в диаметре зависли над поверхностью Байкала, а потом медленно поплыли к нашему берегу. Они остановились метрах в двадцати от дома, и я видел, как капельки воды, играя искрами в лучах заходящего солнца, стекали с них на траву. Через минуту в шарах открылись нижние люки и из них опустились к земле такие же серебристые полуцилиндры. Шары на ножках были похожи на фантастические грибы.

    Гости допили чай.
    — Спасибо, Кузьмич, за гостеприимство, — поблагодарил один из них.
    — Посидите ещё на дорожку, — попросил хозяин.
    Мы молча сидели за столом. Я смотрел на лица молодых ребят из будущего и пытался понять, чем они отличаются от нас. Ничем. Спокойные и уверенные. Обыкновенные люди.
    — Пора, — произнёс один из пилотов.

    Они, прощаясь, пожали нам руки и спустились по ступенькам веранды. Потом зашли в лифтовые полуцилиндры и те подняли их в корабли. Люки беззвучно закрылись. Серебристые сферы слегка качнулись и, плавно ускоряясь, поднялись над Байкалом. Мы некоторое время видели яркие точки в отблесках солнца. Потом они скрылись в северном направлении.


    Дальний стратегический бомбардировщик B-36 «Миротворец» — превосходная машина. Семидесятиметровый размах крыльев с шестью толкающими винтами позволяет самолёту доставить свой груз на другой континент и сбросить его на выбранную цель.

    Компания Convair получила правительственный заказ на производство дальних бомбардировщиков еще в сорок третьем году, когда разрабатывались первые планы нападения на СССР. Для оценки эффективности этих планов были проведены бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. В течение следующих лет интенсивно наращивался военный потенциал, однако, в сорок девятом в Советском Союзе разработали собственную ядерную бомбу. Медлить было нельзя.

    В задней кабине самолёта было шесть коек для отдыха экипажа. Джеймс Бейли лежал на одной из них и рассматривал фотографии. С одной на него смотрела белокурая пышечка с крепким мальчуганом на руках. Это его семья! С другой — его мать, обнимающая отца в генеральской форме. Вот фотография всего экипажа бомбардировщика. Джеймс во втором ряду третий справа. Есть ещё одна фотография, на которой он стоит в обнимку с русским на фоне поверженного Рейхстага.

    Бейли спрятал фотографии в кожаное портмоне, поднялся с койки, приготовил четыре тоста с апельсиновым джемом, заварил кофе и, вдыхая ароматный запах, с удовольствием его выпил. Потом открыл люк длинного тоннеля, который проходил вдоль фюзеляжа мимо бомбового отсека. Лифтовая тележка быстро переместила Бейли в переднюю кабину, где он сменил второго пилота. Сейчас его B-36 летел над водами Ледовитого океана.

    Джеймс взглянул на надпись MOSKVA на своём хронографе. Когда-то русский иван отремонтировал его Gallet, и он пообещал прилететь в Москву. Пусть встречает! «Миротворцы» летят к нему с отличными подарками!

    Неожиданно радары засекли неопознанный объект и сразу отключились. Серебристый шар быстро двигался перпендикулярно курсу бомбардировщиков. Попытка его обстрелять не дала никаких результатов. В самолётах вдруг пропала радиосвязь, и стали барахлить навигационные приборы. Бейли глянул на свой Gallet — все стрелки застыли на месте. Через несколько секунд начали глохнуть двигатели самолётов. Бомбардировщики начали тихо крениться вниз и вместе с атомными бомбами нырять в серую воду Ледовитого океана.

    Джеймс хотел закричать, что хочет жить, что люди не должны умирать. Но его нечленораздельный вой потонул в криках всего экипажа. Все, кто находились в передней кабине, безумно завидовали тем, которые были в задней и проживут на несколько секунд дольше.


Рецензии