Сказ о том, как Васюта-сирота писателем стал. 6

      Тем временем Олег повёл приятелей к себе домой. Вскоре они оказались у небольшого двухэтажного кирпичного дома, окна его были обрамлены белыми наличниками, передняя часть с крыльцом выступала вперёд и была украшена кувшинообразными столбами, а наверху был шпиль. Дом был огорожен штакетником, при нём имелся сад. Васюта в недоумении остановился:

      - Ты куда нас привёл, это же дом купца Макарова. Глянь, красота-то какая!

      - Купец Макаров - это мой отец, - ответил Олег.

      - Как отец, ты же Олег Олегов.

      - Это мой журналистский псевдоним. А по жизни я Олег Макаров, прошу любить и жаловать. Вперёд, братва!

      Вошли в дом, где их встретила рыжеволосая горничная лет сорока. Она посмотрела на мальчишек и многозначительно произнесла: "Мда..."

      - Верочка, - сказал ей Олег, - посмотри каких пацанов я к тебе привёл, красавцы, правда? Им надо умыться и привести в порядок одежду.

      - Айда в людскую, вояки!

      Здесь Вера заставила мальчишек раздеться. Оставшись в исподнем, они как-то заскучали. Горничная принесла тазик, полотенца и полила из кувшина. Они умылись и не знали, что  дальше делать. Тут подошёл Олег с одеждой: "Налетай, народ! Раньше я это носил, но подрос, малО стало, а вам в пору будет. Не пропадать же добру, а  то моль сожрёт". Васютке, он ростом повыше, подал пиджачок и штанишки серого цвета, а Алёше чёрный костюмчик. Ребята переоделись, посмотрели в зеркало и не узнали себя. Барчуки да и только, вот только фингалы у обоих. Вера подала им какую-то баночку: "Помажьте, народное средство, должно помочь. А я пока ваши вещи почищу и зашью".

      Помазав синяки, приятели вслед за Олегом поднялись по деревянной лестнице на второй этаж и оказались в небольшой комнате Олега. Здесь была простая мебель: письменный стол, книжный шкаф и книжные полки. На стенах карта мира, картины с природой и какие-то портреты. Мальчишки уселись на старый диванчик и стали с любопытством оглядываться.

      - А что это за портреты у тебя? - спросил Васюта, - родственники?

      - И родственники есть - вся наша семья вот на этой фотографии. А это учёный Ломоносов. Это портрет поэта Пушкина и его жены Натальи. Он погиб на дуэли, защищая её честь. Правда красивая?
      - Ага, как моя мама, она тоже красивая, - Сказал Алёшка, - только у неё такого платья нет.

      Олег рассмеялся и продолжил:
      - А это поэт Лермонтов, он тоже погиб на дуэли.
      - У нас что ли все поэты погибают на дуэли, - удивился Васюта, - и Крылов?
      - Нет, не все, а только эти двое. Честь превыше всего, так сложились обстоятельства. Ну что ж, Алёша, может споёшь? Очень хочется послушать.

      - Да я с радостью. Я очень люблю петь.
      Алёша встал, подумал немного и запел:

      Тройка мчится, тройка скачет,
      Вьётся пыль из под копыт;
      Колокольчик звонко плачет,
      И хохочет и визжит.

      По дороге голосисто
      Раздаётся яркий звон;
      То вдали отбрякнет чисто,
      То застонет глухо он.

      Словно леший ведьме вторит
      И аукается с ней,
      Иль русалка тараторит
      В роще звучных камышей.

      В комнате появилась девчушка лет пяти с задорными косичками и с любопытством уставилась на Алёшу.  За ней стояла дама лет тридцати в синем платье с белым воротничком и гладкой причёске. А юный певец, обладавший чистым дискантом, продолжил:

      Прянул месяц из-за тучи,
      Обогнул своё кольцо
      И посыпал блеск зыбучий
      Прямо путнику в лицо.

      Вслед за девчушкой и дамой в комнату вошёл старичок лет девяноста, маленький, седенький с палочкой. На лице его был живой интерес и восторг. Да и Олег был немало удивлён исполнению мальчика. Васюта был просто счастлив: ух ты, как здорово поёт его друг! Алёша был польщён. Он заливался, как соловей и сам себе удивлялся, как красиво поёт и как это нравится людям. Но вот он закончил песню про путника, который едет среди ночи тёмной неизвестно куда и не знает, что его там  ждёт:

      Ждёт ли перстень обручальный,
      Ждут ли путника пиры
      Или факел погребальный
      Над могилою сестры?

      Как узнать, уж он далёко;
      Месяц в облако нырнул,
      И в пустой дали глубоко
      Колокольчик уж заснул.

      Малышка побежала и села на колени к Олегу.
       - Это моя сестрёнка Тата, - представил Олег, - очень любопытная особа. С ней её няня Елизавета Матвеевна. А это мой дедушка Пантелей, большой любитель народных песен.
      - Уж очень люблю, очень, - подтвердил дед. А вы кто будете такие, молодые люди, с фингалами под глазом? А один ещё и чудесно поёт.
      Олег представил мальчишек и рассказал об их сегодняшнем приключении.
      - Ну про Васютку-то мы наслышаны, - сказал дед, личность, скажем прямо, интересная. А ты, Алёшка, чей будешь?

      - Отец рабочий в мастерских и старший брат там. Тяжёлая у них работа, платят мало, да ещё штрафуют ни за что. Придираются по пустякам. А я на улице пою, двум младшим сестрёнкам на молочко зарабатываю, - ответил мальчик. -  Мама сказала, что скоро у нас ещё ребёнок будет, совсем маленький. Я в маму пошёл, петь люблю, а отец и старший брат на гармошке играют. Их, бывает, на свадьбу зовут поиграть. И меня зовут, чтобы я пел. Дело выгодное, накормят, денег дадут и еду с собой. Только это редко бывает.  Мы раньше в  деревне жили, там совсем тесно было, с утра до ночи ругань. Ещё два дяди, их дети. Одной избы на всех не хватало. Отец решил переехать в город. Здесь тоже тяжело, но всё равно лучше. Мы комнату у чужих людей снимаем, дорого это. Отец деньги понемногу копит свой на дом, да когда накопит-то. Вот я вырасту, заработаю много денег и куплю дом для своей семьи.

      - Мда... - многозначительно произнёс дед.

      - А вам дома кушать хватает? - поинтересовалась малышка.
      - Да так себе, по разному, - уклончиво ответил Алёша, - и вздохнул.

      - Дед, а дед, расскажи мальцам про себя, им интересно будет, - предложил Олег.
      - Чё рассказывать-то, чё рассказывать? Не умею я. Ну да ладно, расскажу как могу. По рождению я крепостным был. Сам себе не хозяин, холоп, барина собственность. Семья большая, сам младший, все подзатыльники мои и каши меньше всех доставалось. А уж если год голодный, неурожайный и вовсе плохи дела.  Было мне тогда годков шестнадцать, большой, однако. Как-то в воскресный день попал я на ярмарку, ходил, смотрел, к торговым людям прислушивался, что да как кумекал. И появилась у меня задумка на торговле зарабатывать. Деньги нужны, а в кармане блоха на аркане. Я к отцу, а он пинка мне. Тогда пошёл я к барину с поклоном и просьбой дать денег взаймы и лошадь. Он посмеялся сначала, но потом раздобрился, оформил мне специальную лицензию, дал денег, лошадёнку старую и сказал, чтобы потом я ему в два раза больше денег отдал.

      - Ну с чего начать-то? Год тогда выдался медовый, стал я у мужиков мёд скупать, в соседние деревни заехал, там покупал. Приехал в город. Самому столько не продать, пару человек нанял. По другим деревням поехал, мёд покупал, картофель, свёклу, репу, лук, промысел всякий. С барином рассчитался, ещё у него отпросился. Он отпустил, но условие то же - половину дохода ему отдавать. Тяжко, но что делать? Года через два стал я просить у барина вольную. Он назначил цену 500 рублей. Сумма немалая. В конце концов выкупил я себя и стал вольным человеком. Купец один взял меня к себе в приказчики. Крутился, учился, многое узнал. Потом взял в банке кредит и открыл в городе свою первую лавку, потом вторую, кондитерскую с кофейней, магазин. Женился по любви на дочери купца, дети народились, в гимназию пошли. Теперь сыновья моё дело продолжают.  Магазины, рестораны в Москве, Петербурге открыли. И в строительство железной дороги деньги вложили. Везде известна фамилия Макаровых.

      Мальчишки, как сказку слушали рассказ старика. Смог выкупить вольную у барина, стал свободным, разбогател. Только ноне крепостное право отменили, все стали свободными, но многое ли изменилось? Дури барской ещё хватает, Васютка сам на себе испытал. Да и в городе заводчики изгаляются. Кто-то из крестьян и вправду своё дело открыл, а у кого-то семьи впроголодь.

      Пришла горничная, принесла мальчикам их одежду и позвала всех к столу. Ребята переоделись в своё и засуетились, домой собрались. Ан нет, Олег не отпустил и повёл за собой. По пути сообщил, что не вся семья в сборе. Отец с его дядями уехал в Москву, они там новый магазин открывают и матушка с отцом уехала. Она давно уговаривает отца купить дом в Москве. Старший брат уже при деле, управляет магазином и двумя лавками, ещё два брата - студенты.

      Прежде чем приступить к еде,няня Таточки Елизавета Матвеевна сказала, что девочка выучила молитву и хочет прочитать её. Малышка сосредоточилась:

      Отче наш, Иже еси на небесах!
      Да светится имя твоё,
      Да приидет царствие твоё,
      Да будет воля твоя
      Яко на земли и небеси.
      Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
      И остави нам долги наша,
      Якожи и мы оставляем должником нашим;
      И не введи нас во искушение,
      Но избави нас от лукаваго.

      Дед похвалил малышку: "Молодец, умница! Ну что ж, трапезу благословили, можно откушать тем, что бог послал." Перекрестились на иконы и ели за стол.

      Дед первый взял ложку, за ним остальные. Еды на столе было много разной. Салат из капусты, крупно нарезанные огурцы и помидоры, пирожки горкой на блюдах. Борщ отменный со свининкой и сметаной. На второе подали гречу с мясом, потом компот из свежих яблок и ягод.

      Васютка, с тех пор, как стал работать в трактире, позабыл про голод. А вот Алёшка, который лишь иногда, как следует наедался на свадьбах, уплетал за обе щёки. Когда ещё так сытно поесть придётся. Дед ел деревянной ложкой, ничего другого он не признавал, Олег, няня и Таточка, как господа пользовались прибором, а мальчишки ухватились за серебряные ложки. В приборах они ничего не понимали.  Малышка иногда на них посматривала и улыбалась. За обедом у Макаровых разговаривать принято не было. "Когда я ем, я глух и нем". Попробуй слово скажи, дед очень строго посмотрит. Ели не спеша, ибо торопиться в еде, вред себе наносить.

      Но вот и пообедали, повара поблагодарили. После чего дед спросил у Алёши:  "Ты грамоте обучен?" "Нет, - застеснявшись ответил он, но счёт знаю, деньги считаю ж". "Жаль, что не обучен.  Вижу, паренёк ты шустрый. Я бы сыну порекомендовал взять тебя в контору, сначала на побегушках, а там, как покажешь себя. Я то, малой был, к дьячку бегал, он меня и обучал".
      "Так я ж его научу, я умею!" - закричал Васютка. "Тогда пусть и приходит". - и, прихватив тросточку, дед не спеша направился к себе. После обеда он обычно спал.

      Горничная подала мальчикам сложенные и перевязанные верёвочкой костюмчики-подарок от Олега, ещё Алёше бумажный кулёк с оставшимися от обеда пирогами - гостинец детям. Олег велел ей как следует покопаться в кладовке и отыскать всю его детскую одежду и обувь. А так же платьица Таточки, что стали ей малы, для сестрёнок Алёши. Скоро осень, потом зима, им всё пригодится.

      Распрощавшись, покинули этот гостеприимный дом. Сколько раз мальчики ещё побывают здесь! Втроём направились сначала к Алёше. Пока друзья поджидали у калитки, мальчишка, забежав домой, кое как в трёх словах что-то объяснил матери, отдал заработанные деньги, костюмчик, гостинец и убежал, сообщив, что друг хочет устроить его на работу. Наконец-то компания отправилась в редакцию.

      Продолжение следует.

      



      

      

 


      

      

      


Рецензии