Сибирский цирюльник

Посмотрела очередной американский фильм - словно в грязи искупалась. С головой. После него очень долго хотелось на всех домашних кричать: раздражало каждое движение, каждый звук. Что хотел сказать современный “художник”? С экрана густым, вязким потоком текли похоть, насилие и ложь - конечно же, приправленные обворожительной женской красотой с облегающими формами. На экране крупным планом красивое лицо пленительной молодой женщины, которая в свои юные годы уже знает все тонкости манипулирования сознанием мужчин. Все её слова от начала и до конца - ложь. Уверена, что она и сама уже не понимает, существует ли правда, и если да, то для чего. Она вся: каждый её изгиб, каждый звук, каждый жест - развращающая, подлая ложь. Даже любовной линии в картине нет. Фильм не поднимает, не пытается дать человеку выбор, он кормит сознание ложью - от начала до конца, незаметно и вкрадчиво перестраивая сознание, вкладывая туда иные ценности, иные перспективы. Даже не так - здесь нет ценностей. Здесь показана возможность жизни совсем без них. Секс как развлечение? Норма. Наркотики? Норма. Тунеядство? Эпатаж! Убийство? Почему нет? Жизнь, как игра. Жизнь человека без прошлого, без будущего, ярко и колоритно убивающего своё сегодня. Это сегодняшнее американское кино. По сути - для голи безродной, для человека без роду без племени.

Теперь о “Сибирском цирюльнике”. В далёком 99м он нанёс мне удар в самое сердце. Он заставил плакать и сопереживать. Он заставил захотеть большего. Большего от нашей истории, от нашей нации, от нашей человечности и … от себя. Тогда мне достаточно было одного просмотра, чтобы в глубокой тишине сделать свои выводы и возблагодарить художника за потрясающую картину. Я не интересовалась рецензиями на фильм, его кассовыми сборами - этого мне было не нужно. Ещё долгое время просто жила энергией этого фильма. Энергией правды, добра, настоящей дружбы и любви.

Недавно мне захотелось пересмотреть фильм. Теперь уже не на большом экране, без стерео эффектов - на маленьком ноутбуке. Впечатление было прежнее - с первых же кадров захотелось впрыгнуть в распахнутую передо мной реальность и уже не выходить из неё. Изголодавшееся сердце хотело правды, чистоты, искренности. Уже позже я заглянула в Интернет, чтобы почитать рецензии критиков на фильм. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что Никита Сергеевич отправил фильм в Штаты, где прокат полностью провалился. Но можно ли было ожидать другого? Едва ли. Слишком резко в фильме была проведена национальная черта и выведен безапелляционный вывод: “Так он русский? Это многое объясняет.” Американцы никогда не смогли бы принять такой угол мировосприятия, такое положение вещей. Это была заранее обреченная идея. Кроме того, в этом фильме уж слишком обнажена правда об американцах. Джейн является символом не просто несчастной падшей женщины, ставшей заложницей жестоких обстоятельств - она представляет собой образ совершенно конкретного мировоззрения. Когда она плачет за закрытыми дверями гримерки театра и пытается объяснить Толстому, что лжёт генералу, потому что такова её жизнь, она очень, как ей кажется, просто объясняет молодому мальчишке, что её ложь “это просто бизнес”, а любит по-настоящему она только его. Как всё в сущности просто! Раздели жизнь на две части: бизнес и личное, и вот ты уже можешь лгать, сколько твоей душе угодно, если дело касается бизнеса. Эта территория под запретом для совести. Здесь всего лишь делают деньги. Просто диву даёшься, какой лицемерной становится жизнь. А что же сознание? Неужели оно не перестраивается под воздействием ежечасной лжи? Ведь и сама Джейн в одной из сцен признаётся Толстому, что “она так много в этой жизни лгала, что уже сама и не помнит, где правда”. Потому что правды больше нет. Сознание кубик за кубиком претерпевало изменения, вытесняя постепенно кубики правды. Их уже не осталось теперь и для личного. Человек - не машина, процессы, происходящие в его сознании тотальны и меняют всю психику целиком. И как некоторые дальновидные врачи и целители любят говорить, что у человека “от макушки до ануса одна флора”, так и здесь необходимо осознавать, что начиная служить лжи, ты отравляешь сознание целиком и полностью.

Андрей остался верен себе. Верен своей правде. Таких людей теперь нет. Некоторые даже убеждены, что никогда и не было. Но, конечно же, это не так. Только благодаря таким людям выигрывались войны. А побед у России было не мало. Один из ярких примеров, который когда-то выжег в моём сердце отметину, -  ответ поэта Максимилиана Волошина, когда тому предлагали бежать из Крыма заграницу перед назревающей социалистической революцией. На все доводы и убеждения он ответил: “Нельзя бросить мать, когда она больна.”  Подразумевая под матерью Россию. И остался в Крыму, познав всю глубину кровопролитной трагедии революции и гражданской войны. Так что такие люди были всегда. И думается, что сегодня нам даже невозможно вообразить, в какой душевной чистоте могли жить эти люди. Слишком далеки мы, их непутевые потомки, от их поступков, мыслей и слов. Поэтому, Никита Сергеевич, нисколько Вы не преувеличили в своем фильме идеалы, которые всегда жили в России. Вы лишь напомнили о них истосковавшимся но высокому людям.

Я благодарна в этой картине всем. Режиссеру и продюсеру Никите Михалкову - за великую дерзость затеять столь грандиозный проект в безумно сложные времена в стране. 35 млн долларов, вложенные в картину, окупились только на четверть. Но вклад в Российскую культуру, я верю, бесценен. Олегу Меньшикову, сыгравшему Андрея Толстого, - за то что он не разменивался на мелкие роли и появлялся на экране только в крупных, значимых проектах. Марату Башарову - за то что он невероятно правдиво сыграл в фильме роль верного друга. Джулии Ормонд - за её согласие сыграть в  непонятной для неё картине, в непопулярной киностудии далёкой и дикой России. Каждому, каждому актеру, который сделал свой неповторимый мазок, чтобы этот шедевр удался. Каждому оператору, который снимал с нужного ракурса. И… правительству России, которое профинансировало эту картину.

Ныне Голливуд заливает нас потоком беспринципного и лживого кино. И под ним мы не растем, но мельчаем. Все - от мала до велика. Нужно отказаться от всеядности и подходить к кино, как к пище, которую на сегодняшний день требуется выбирать с особой тщательностью. Своих же великих художников-творцов, которые хоть и мало, но говорят целебными для души словами, надобно беречь и глубоко ценить.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.