Возвращение Зимы

***
Первый снег упал.
Кто бы ждал его?
Ведь еще октябрь.

Ночью падал он,
все вокруг укрыл.

Да пушисто так.
И не тает ведь!

Знать, зима у нас
будет ранняя.

Не притоптан снег,
ни следа на нем.
Некому топтать.

Зорька ранняя.

Полосой – рассвет.

Будто чиркнул кто
небо хмурое
острым ножичком
и вспорол туман,
словно плоть его,
по-над краюшком.

Под рассветом – лес.

Лес стеной стоит.
Не видать стволов.
Чернота одна
и рассвет над ней
тонкой линией.

Тонко-тоненко,
будто ленточка.

Только кровь алей
этой алости.
_ _ _
Уж ее-то цвет
он всегда любил.

Он охотник был.

Бил в лесу зверей.

Орков* тоже бил.

Тоже звери ведь.
_ _ _
Лишь один – не зверь,
но в других души
и в помине нет…

А твоя теперь
где скитается?

Где скитается,
уж не скажется.

Не вернулся ты.

Обещался ведь!

Да… не выполнил.

Верно сказано:
«Сколько волка ты
ни корми, но он
все равно тебе
предпочтет свой лес»!
_ _ _
Вот, так думал он.
И всю ночь не спал.
Уж не первую.

Будто ждал чего.

На крыльце сидел,
дождаючись.

Может, знака лишь,
чтобы - вслед уйти
в этот черный лес?

Что ему терять?

Дети – в городе.

Все повыросли.

Внуки выросли!
Пошли правнуки!

А жена? Давно
Во сырой земле.

Схоронил её.

И с тех пор - один.

И с тех пор - как перст!

Хоть роднёй ему
всяк приходится.

Тот сосед – родня.
И другой – родня.

Все родня ему!

Только друга нет.

Почему же нет?
Все друзья ему!
Все товарищи!...

Да уже не те!

Потому, что тех
не осталось уж.

Голова бела,
как вот этот снег.

Борода седа.

Эх, бородушка!
Седина – в тебя,
бес - давно в ребре!

Аж с тех пор в ребре,
как тебя я нёс
вот по этому,
белым - белому…

Умирать отнёс
на руках своих.

И не думал я,
что ты выживешь.

Пожалел тебя.
Полюбил тебя.

Или это мне
только кажется,
что уже тогда
ты мне глянулся?

Верно - кажется.

Позже я к тебе
прикипел душой,

Да не в раз,
не в миг.

До тех пор – жалел.
Наставлял. Дружил.
Как еще с тобой?...

«Был бы старше он,
был бы женщиной,
не было б жены
у меня, детей…»

- только так порой
мне и думалось.

Но и эту мысль
я прогнать спешил!

Да, к тому же ты
роду-племени
слишком чуждого,
чтоб тебя любить!

Я таких, как ты,
убивал с тех пор,
да и до тех пор
не один, не два,
а вот столько раз,
сколько бера**
я никогда не бил!
Кабана - не бил!

На волков ходил!

Варга*** - тоже бил!

Орк их всех грозней.

Нет грозней зверья,
чем разумное.

И сложнее нет,
чем его добыть.
И опасней - нет.
Интересней - нет!
И как кровь кипит,
как таких я бил,
так другим зверям
не сравнится с тем!

Люди ведь почти!

Человека бил!

Без греха притом!
Не в чем каяться!

Головы возил
ваши в Крепость я.

Серебро считал
и гостинцы вёз
всей родне в село.

И семью  кормил
С вашей крови я.

И в упрек никто
мне не ставил то!
_ _ _
Даже ты - в упрёк
не поставил мне
То, что бью таких,
Кем ты был и сам.

Ведь они средь вас
Званьем - воины! 

И ты - воин был,
Хоть и маленький.

Тоже кровь любил,
Но не зверствовал.

Но внутри себя
Зверя ты убил,
Перестав быть тем,
Кем ты был рождён.

Не убийцы мы.

Не мучители.

Мы охотники.

Ты, да я с тобой,
Я да ты. И всё.
Больше – никого.

Больше нет таких,
кто таких – поймет.

Что нам жаждется,
да не можится.

Не из страха, нет,
что вдруг спросится,
просто… Бог - в душе.

Твой ли? Мой ли Бог?

Как его зовут,
тот Огонь, тот Свет,
что растит траву
и палит ее?

Что родит, и жрёт
То, что он родит?

Что одной рукой
гладит ласково,
а другой рукой
крутит в ране нож?

Он и впрямь Един.
Все слилось - в одном.

Для других весь мир
рассыпается
на добро и зло,
или тьму и свет.

Двуединый Бог
виден нам одним.

Нет, не белый он.
И не черный он.

Просто есть, и все.

Вот такой, как я.

И такой, как ты.

Мы – охотники -
бьем в лесу зверьё,
а родных своих,
и друзей своих,
и детей своих
слишком крепко взять,
ухватить не так,
а не то, чтоб их
обижать и бить
– никогда!

Ни в жизнь
не поднимется!

А поднимется,
так отрубишь ты
мне ее потом,
как тебя просил,
когда каялся
в своей злобе я!

Ведь, кому еще
в том покаешься,
что в душе я – зверь?

Только зверю лишь.

Только зверь – поймет.

Но - разумный зверь!

С Богом в сердце - зверь,
с той же совестью,
с той же завистью
к тем, кто праведен
изнутри и весь
с головы - до ног!

К тем, кто добр. Не лишь
хочет добрым быть!

Ведь ему его
доброта, как цвет
Кожи, глаз, волос!..
Неотъемлима!

Мы с тобой до той
белизны нутра
не отмоемся.

Человек ли я?

Может быть, и да.

Но такой, как ты.

В той же степени.

И в такой же - орк.
_ _ _
Орком был и тот,
кто залез в твой дом
и родителей
твоих названных
порешил во сне.

Просто жрать хотел.

Для него они
тоже были - дичь.

Вот такие мы
все - охотники.

А сейчас - сижу,
думку думаю
за тобой уйти.

Отыскать тебя.

Нет, не здесь уже,
А в стране иной.

Где-то там - за той
алой черточкой,
Как ты думаешь,
снова встретимся?..
_ _ _

Он подумал так,
да и встал с крыльца.

За плечом его лук
и стрел колчан.

Он охотник был.
На охоту шел.

А вернется ли?...
Как захочется.

Сам привык всегда
за себя решать.

Не захочется,
не вернется уж.
_ _ _
Напоследок он
обошел село.

Хоть и разрослось,
все равно – за час.

Вот, и домик тот
покосившийся.

В стену пни ногой
и развалится.

Во все стороны
пораскатится
он по бревнышку.

Окна выбиты.
Крыша рухнула.

Дом-то брошенный.
Чинить некому.

Да и кто в нем жить,
вот в таком дому,
вдруг надумает,
где убили двух
стариков во сне?

И не вскрикнули.

И собака-то не залаяла.

«Этот ашг*****, что к ним
в дом тогда залез,
впрямь умелый был
душегубец. Но
хоть не мучились»

- так подумал он.

Вдруг, в окне ему
Померещилось:

«А ведь в доме-то
кто-то... есть ли? Нет?
Может, чудится?.."

Нет. Не чудится.

Сколько ж нечести
развелось теперь
в нашей местности!

День-деньской почти!

Утром шастают!

Точно - жди набег!
Жди опять погром!
Жди пожар! Грабёж!

Где же ратники?

Почему давно
лес не чистили?!

Здесь же мирный люд!
Люди добрые!
Здесь же всё село -
люди слабые!

А в лесу – зверьё
Расплодилось так,
что еще чуть-чуть
и... придут сюда.

За едой придут.   
Всё, как есть, сметут.
Саранчёй пройдут. 
Не помилуют.

Когда кончат всех
Коз, коров, свиней,
Человечиной
Не побрезгуют.

Человечина
- тоже мясо ведь
 
---
Сдернул лук с плеча.
Наложил стрелу.

И моргнуть бы тот,
кто мелькнул в окне,
не успел бы, но
ещё раньше сам
углядел в окно
человека он.

Хрипло крикнул:
- Стой! Не стреляй!

Я свой!

И охотник лук
Опустил слегка

"Но кого в такой
слишком ранний час
занесло в их дом,
давно брошенный?...».

- Покажись, душа,
кто ты есть такой!
Если впрямь не вор,
зачем прячешься?

- Покажусь. Сейчас.
Не стреляй пока. 
Я опять врагом
покажусь тебе,
Но в душе - не враг.

И совсем щадить
не прощу меня.

Ты мне час лишь дай.

Я пришел сюда
только что почти.

Оглянуться я
не успел еще.

А хотелось бы
думки старые
пораздумывать
напоследок мне.

Вспомнить жизнь свою.

Часа хватит мне.

А потом – убей.

За меня еще
серебра дадут!

Хоть и старый я,
но уругом***** был!

Ба Уругом был
в своем племени!
Это "вождь" - у нас.

И теперь - не слаб,
хоть уже старик.

Снагой не бывал
никогда вообще…

только в детстве лишь.

"снага" – "раб" у нас.

Да, теперь я стар,
ну и что? Пускай!

Если в Крепость ты
сдашь меня живьем,
расскажу, кем был.

За меня тебя
наградят вдвойне!

Я матерый зверь.

Чистокровный орк.

Где еще таких
ты теперь найдешь?

Измельчал народ.

Полукровки все.

----
- Чистокровный орк?
Ба Уругом был?
Ну, тогда… лови!
----

Отпустил стрелу
не прицелившись.

Не подвёл его
Глаз намётанный.


"Но откуда он
наш узнал язык?"

Поздно спрашивать.

----
Но одной стрелой
Не в единый миг
удалось свалить.

От одной стрелы
тот, кто был в окне,
пошатнулся лишь,
да взвыл раненый
с горькой яростью:

- Ах, ты, сволочь! Да,
что ж ты делаешь?!..

Говорю же - свой!
Не стреляй в меня!

Я ведь раньше жил
здесь - среди людей,
сам - как человек!

Это мой был дом!
Мой родимый дом!!!...

И меня убьешь
ты в родном дому?!...

Прямо здесь?.. сейчас?..
дай хоть выйти мне…

Не хочу своей
кровью пачкать тут -
в тех стенах, что мне
были дороги!!!...

Дай хоть выйти мне!!!...

- Что?... старик, скажи,
как зовут тебя?....
Как тебя зовут?!!...
Отвечай!!!...

- Зима!!!

_ _ _
- Вот ты – черный был.
А я – рыжий был.
А теперь с тобой
оба - белые.

Как вот этот снег.

Тот же самый снег,
по которому
ты пришел - тогда.

И опять на нём
алым-ало – кровь.

И опять – твоя.


Как же я тебя
не признал, Зима?

Как рука моя
поднялась стрелять?...

Я тебя убить
смог своей рукой?...

- Но ведь дрогнула
у тебя рука.
Хоть - в последний миг,
всё же - дрогнула.

- Но ведь ранила.

- Не убила же!

- Но вполне могла.

Что бы делал я,
если б вдруг - убил,
а потом – признал?...
Что бы делал я?...

- Так ведь не убил.
Значит - не судьба!

Знать судьба у нас
была встретиться
не за тем, что б ты,
не признав меня,
ни за что - убил.

Но тогда - зачем?

Как ты думаешь?

- А зачем сюда
возвратился ты
через столько лет?...

Повидать меня?...

- Нет, Охотник. Нет.

Я на то уже
не надеялся.

Столько лет прошло.

Ведь охотник ты
не на то зверьё,
что тебе в ответ
не пошлет стелу,
не метнет копье,
не сожжет тебя
самого живьём,
или что еще
в том же роде. Нет.

Не на то зверьё.

Ремеслом твоим
седину нажить
можно в юности.

Но до старости
вряд ли кто из вас
доживает. Лишь -
вот такой, как ты.

А любой другой
куда раньше сам
из охотника
превратиться в дичь.

- Ты ведь тем же жил
эти годы все?

- Орка бил, как ты.
Ты ведь орка - бил,
как я понял? Да?

А не то б в меня
не пустил стрелу.

Даже не спросив,
как меня зовут!

Значит, орка - бил.

А ведь обещал,
что не будешь бить,
пока не вернусь
я к тебе - сюда!

А ведь я тебе
говорил, что мне
вновь придется сшить
из звериных шкур
и штаны и плащ!

Что иду в поход
не на день - на два!

Ты мое лицо
можешь не узнать,
когда я вернусь!

Вдруг, с тобой столкнусь -
по пути в село,
а не здесь уже?

И - убьешь меня.

Я бы не хотел,
чтобы друг меня,
за врага приняв,
вдруг убил… и - вот!

Что, и впрямь совсем
не признать меня?...

- Как тебя признать,
грива белая?!…

Лишь теперь - признал.
Вот - глаза твои -
те же самые…

да и всё лицо…
хоть состарилось,
всё равно - твоё.

А теперь - скажи,
человека - бил?

- Только тех, кто сам
на меня - с мечом.

Только их, как мы
сговорились. Лишь
Только воинов.

Больше - никого.

- А разбойничал?

- Это было, но
как без этого?

Я ведь в гырге**** жил.

Хоть не Ба Уруг,
это я - наврал,
но уруг, как все.

- Снова - в гырге?

............ - Да,
Но людскую кровь
Без нужды - не лил!

А порой - спасал!
Многих пленных - спас!
Помогал сбежать!
Выводил к своим!

В память о тебе
и о стариках
помогал я им.

Всем, чем мог помочь.
И, как мог, хранил
от таких, как я.

И таких, как ты.

От охотников.

А сюда пришел
на могилки я.

Старикам моим
поклонится в них.

Посмотреть на то
место старое,
где их дом стоял.

И не думал я,
что еще стоит!

Это надо же!...

Столько лет прошло,
а не рухнул ведь,
хоть заброшенный!...

Подлатать чуть-чуть -
вполне можно жить!…

Но меня, поди,
уж забыли здесь.

Я для всех теперь
просто орк, и всё
этим сказано.

И твоей стрелой.

- Не убила ведь.

- Но ведь ранила!

Что бы делал ты,
если б вдруг убил,
а потом – признал?...

Что бы делал ты?..

- Так ведь не убил.

Значит - не судьба.

Знать судьба была
у нас встретится
не за тем, чтоб я,
не признав тебя...

- А зачем тогда?

- Чтобы вспоминать.
Больше не с кем мне.

Ведь, кто помнит то,
что с тобою – мы?

Чтоб с тобою – в лес.

Хоть теперь уже
и не далеко,
не на кабана,
но себе на суп
куропаток и
голубей - набьем.

И рыбачить я
научу тебя.

Это раньше я
был охотник лишь,
а теперь еще
и рыбак к тому ж.

Мне по возрасту
это - в самый раз!

Хоть азарт - не тот,
тоже - кое-что.

А пока мы твой
Подлатаем дом,
у меня живи.

- А жена твоя?..

- Схоронил на днях.

- Земля пухом. Жаль.
Мне она всегда
очень нравилась.

- Да не та жена!..
Моя первая - во сырой земле
- много лет уже!

А вторую ты… позабыл?

Ты и впрямь - забыл,
Что тебя здесь - ждут?..

А она тебя
прождала день в день
двадцать семь годов!

Где носило-то?

- Да… по-разному.
Значит, вы - сошлись?

- Да! Я тоже - ждал!
При живой жене!
И она – ждала!

Умерла жена,
стали вместе ждать.

Я - дождался вот!...
А она…

.......- Скажи,
Кого ждали-то?

Кого ждали вы,
Того - не было!

А кто был, того
ждать не стоило!...

Разве, только - так -
на исходе дней -
снова можно мне
с тобой встретится!
Посмотреть в глаза…

- Оставайся здесь!

- Твои дети нас,
думаешь - поймут?

- Да они давно
живут в городе!

Внуки - выросли!

Тоже с ними - там!

А сюда - ко мне -
калачом теперь
не заманишь их!

- Да никто вообще
не поймет тебя!

Скажут - спятил ты!..

- Что тут понимать?
Почему бы двум
на исходе дней
ветхим старикам
вместе не сойтись?

А то, вдруг, помру?
А ведь я - один!

Кто меня найдет?

И когда найдет?

Вдруг – по запаху,
через много дней?

Не хотелось бы.

И тебя еще не забыли здесь.

- Да не может быть!
Столько лет прошло.

- А вот помнят же!
И не только я
им рассказывал.

Всяк, кто знал тебя,
сказки сказывал
своим детям здесь
про тебя, Зима.

Что когда-то орк
жил у нас в селе,
среди нас - как мы.

С золотой душей,
хоть не человек.

Что ушел в поход,
но вернется он.

И чтоб уж тогда,
не признав, его
не убили вдруг.

Что зовут – Зима.

Что вот этот дом
занимать нельзя,
потому, что он -
его собственность!

По наследству от
Отца с матерью
Его названных!

- Почему же ты…

- Просто, много вас
развелось в лесах.

За последние
десять лет уже
Два набега нам
Отражать пришлось.

Но ведь ты – не те,
с кем воюем мы.

Это помнят все.

А что ты - Зима
подтвердить смогу
и не только я.

Есть еще в селе
старики из тех,
что детьми тебя
здесь запомнили.

На спине катал,
бабу им лепил,
на салазках с гор
тебя ухнули…

Ну, так что, Зима?...
Что?... Обратно в лес?...
С такой раной-то?…

- С какой раной-то?
Ты всего лишь мне
прострелил плече!
Пустяком пустяк!...

- …да еще зима на носу.
А зимой в лесу…
ты ведь ашг***** теперь?

В гыргах стариков
вот таких седых
не бывает.

Умирать ушел?

И сюда пришел
умирать?

Признавайся - так?

- Почему бы нет?

- Тогда что терять?
До весны еще
поживем, Зима.

Может, даже год.

Может, даже два.

Может даже…

..........- Стой!
Не загадывай!
Ты на вид ещё
Крепче крепкого!

- Да и ты – вполне.

Только тощий. Ты
голодаешь, да?...

Ничего, Зима.

Раздобудем мы
молока тебе,
Хлеба мягкого…

Не забыл еще
каковы на вкус
молоко и хлеб?

Еще любишь их?...

_ _ _

В том году в село
так пришла Зима.

И уже его
не покинула.

Сколько прожили?

Ровно столько зим,
сколько дал им Бог.

Сколько дал им Бог,
лишь он ведает.

И охотились.
И рыбачили.
Домик, правда, тот
не поправили…
Где же силушек
столько взять теперь?

Но ведь был еще
дом Охотника!

Там и зажили
с бабылём - вдовец,
с человеком - орк,

да друг с другом - два
друга старые.

Кто им плюнет вслед,
Камень бросит - в них?

Кто рискнёт про них
Слово едкое -
И кому - сказать?

Кто поверит - в грех
между двух - таких?

Слишком древние
для греха они!

Слишком ветхие
и для сплетен всех.

_ _ _
А село и впрямь
Зиму вспомнило.

Хоть с опаскою,
все же - приняло.

Хоть и нелюдь он,
но ведь стар, как век.

И седой, как лунь.

Щуплый, маленький.

И на нелюдь-то
не похож уже!

Где клыки его?
Давно съедены!

Неужели - впрямь,
Чистокровный орк?...

Попадались те,
кто - не верили!

_ _ _
Вот, такой Зима
жил у нас в селе.

Старый, седенький,
но забавный был!

Вроде дед,… ан - нет!

Вроде - орк,… а кто ж?

Вот, Зима - и всё!

Вот, такой Зима.


_____
*орки в данном случае не толкиеновские, но и не дрифтвудские, хотя ближе всего всё-таки к последним.
**бер - медведь
***варг - волкодлак, лютоволк, врыколак, волк-великан.
ашг**** - орк-одиночка, обычно - оголодавший беспредельщик.
уруг***** - воин, добытчик.


Рецензии