Пособие по истории детства. Год 1969. Общий фон

1969-ый год
Температурные рекорды: самый холодный январь столетия!
Среднемесячная t -30,7(26.01- 45; 16.02.- 43; 22.02- 40), но и самый жаркий июль, среднемесячная t + 23,1.
Строится Кропоткинский жмс. В Н-ске 1754 улицы, готовится специальный справочник-путеводитель. Завершена «советская» застройка от путепровода до пл.Калинина, начатая в 1965 г.
Сданы: ДК им.Чкалова, к/т «Аврора», бассейн «Нептун», маг. «Дружба» на пл.Калинина, гастроном на Горской,  к/т «Орион», на посёлке НЭРЗ (в «Орионе» я посмотрю «В джазе только девушки).
НШФ. Новосибирская шоколадная фабрика выпускает 115 наименований продукции.
Новинки: наборы «Ассорти»,  «Желейные». Фабрику посещают экскурсии школьников.
«Химфарм завод» освоил выпуск глюкозы в ампулах, на экспорт идёт  уротропин.
Показ фильмов VI-го Московского кинофестиваля в течение 4-х дней:
«Оливер» (Англия), «Космическая Одиссея» (США), «Самурай» (Япония).
8 июля. Приезд космонавта НАСА Бормана, облетевшего вокруг Луны на «Аполлон-8» в 1968 г., с ним Г.Титов и К.Феоктистов.
14 ноября. Постановление Совмина СССР о создании  под Н-ском СО ВАСХНиЛ (будущий Краснообск).

В стране.
16 янв. 1-я Стыковка пилотируемых космических кораблей «Союзы-4,-5» с переходом космонавтов из одного корабля в другой (Шаталов, Волынов, Елисеев, Хрунов)
Во время встречи космонавтов в Москве при въезде в Боровицкие ворота некто мл.лейтенант Ильин стреляет из «Макарова» в Л.И. Брежнева, но тот въехал в Кремль через другие ворота.
Март. Нападение Китая на о-в Даманский. Среди пограничников 58 убитых и 94 раненых.
(а через год его отдадут?  и через 20 лет — насовсем? Один из раненых – бывший ученик нашей школы №3).
1 апреля. 50-летие 1-го коммунистического субботника. Объявлено снижение цен на некоторые товары, подешевели в т.ч. цветные ТВ на 24,8%, синтетика.
13 июля (за 3 дня до старта «Аполлон-11») была запущена беспилотная Луна-15 по программе Н-1, но она разбилась о поверхность Луны.
Октябрь.  Групповой полёт сразу 3-х «Союзов-6,-7,-8».
Постановление ЦК «О мерах дальнейшего усиления борьбы с правонарушениями».
Дружинникам теперь положены 3 дополнительных дня к отпуску.
По выпуску обуви — 700 млн. пар обуви, у СССР 1-е место в мире, но люди ищут импортную.

В мире.
Чехословакия. Апрель. А.Дубчек, как руководитель партии - слаб, его меняют на Густава Гусака.
В годовщину ввода советских войск в ЧССР безмолвный бойкот всего советского.
США. 21 июля. Нейл Армстронг первым ступает на поверхность Луны, на «Аполлон-11» оставался командир Олдрин, а Борман в отсеке модуля, он и приедет к нам  уже в июле?! В Н-ск.
С Луны доставлены 30 кг грунта, но эти события в тени политики, т.к. в разгаре противостояние во Вьетнаме.
Вьетнам: Хо Ши Мин умер, его приемник — Ле Зуан;
Сонгми — имя этой сожжённой вьетнамской общины (деревни) заслонило имена астронавтов США.
Сбиты уже 3,5 тыс. американских самолётов. Отвоевали там уже 2 млн?! американцев.
Начало 4-х сторонних переговоров по Вьетнаму в Женеве.
Израиль: Голда Мейр — новый премьер-министр.
Франция: Жорж Помпиду — новый президент.
Ясир Арафат — стал председателем Исполкома ООП (Организация освобождения Палестины).
США: Ричард Никсон — 37-й Президент.
ФРГ: Вилли Брандт — новый канцлер.
Северная Ирландия — (Ольстер), Белфаст. Конфликт между католиками и протестантами
Италия: подъём левого экстремизма. Взрыв в Национальном сельхозбанке в Милане.
КНР. Уже после Даманского в апреле 9-й съезд КПК одобрил «культурную революцию» и подготовку к войне. Строительство подземных убежищ?
Ливия. Муамар Каддафи — с 1.09. - председатель Совета революционного командования.
(Уже в начале 2011 г. волна «оранжево-кровавых» арабских революций сметёт и его).
ГДР. Около 500 тыс. советских военнослужащих в составе ГСВГ.

Наука и техника.
Герой Соц.Труда: Арцимович Л.А, физик, получение термоядерных нейтронов на «Токомаке»
Басов Н.Г. и Прохоров А.М., физики, основоположники квантовой электроники, создание лазеров
Белозерский, академик, основоположник молекулярной биологии
Боголюбов Н.Н.-ст., директор ОИЯИ в Дубне (65 – 88 гг.), квантовая теория поля
Курдюмов Г.В., физик, металловедение, легирование металлов, упрочнение
Несмеянов А.Н., химик-органик, труды по металлоорганике (бывший президент Академии наук 1951-1961г)
Новожилов В.В.(1), академик, труды по прочности корабельных конструкций
Уткин В.Ф, математик и механик, труды в обл.машиностроения и конструкционных материалов
Понтрягин Л.С., математик, создатель научной школы (в 13 лет потерял зрение)
Скобельцын Д.В., физик, дир.Физ.инст-та АН СССР (с 51г.), физика атомного ядра и космич.лучей               
               
Литература: Ушли  Корней Чуковский, Валентина Осеева
Проза:
Андрей Битов – «Аптекарский остров», сборник рассказов
Юрий Бондарев – «Горячий снег», роман, к/ф 72 г.
Вайнеры Аркадий и Георгий – «Ощупью в полдень»
Георгий Владимов – «Три минуты молчания», роман
Юрий Домбровский – «Смуглая леди», цикл новелл о Шекспире
Юлиан Семёнов – «17 мгновений весны», ТВ сериал 73 г.
Иван Ефремов – «Час быка», роман
Виль Липатов – повесть «Сказание о директоре Прончатове», к/ф 72 г.
Виктория Токарева – «О том, чего не было», повести, рассказы
Юрий Трифонов – «Обмен», повесть
Михаил Исаковский – «На Ельнинской земле». Автобиографическая книга
Михаил Шолохов – «Они сражались за Родину», 4-я? редакция, писал с 43 года, к/ф 75 г.
Василий Шукшин – «Любавины», роман, к/ф «Конец Любавиных» 71 г. (чужая постановка)

Поэзия: Алексей Сурков – Герой соц.труда
А.Вознесенский – «Авось», поэма — рок-опера А.Рыбникова в «Ленкоме» в 1981 г.
Е.Евтушенко – сб. «Идут белые снеги»
Н.Рубцов – сб. «Душа хранит»
М.Луконин – сб. «Необходимость»

Издания:
Андрей Платонов – «Котлован», повесть (1-я публикация)
Г.К.Жуков – «Воспоминания и размышления» – мемуары, жанр, достаточно востребованный советским читателем. В 90 г. выйдет уже 10-е дополненное по рукописи автора издание
Александр Волков – «Огненный бог марранов» - 4-я книга серии про Элли
Сергей Михалков – «Всё начинается с детства», «Дет.лит.», М.
Франсуаза Саган – «Немного солнца в холодной воде»
Курт Воннегут – «Бойня номер пять»

Журналы и газеты:
Бориса Васильев – повесть «А зори здесь тихие», ж.«Юность», к/ф 72 г. и опера 73 г. у нас в т.ч
Василь Быков – «Круглянский мост», только в журнале (книгу разрешат через 11 лет)

Драматургия:
Александр Корнейчук – «Память сердца»
Андрей Макаёнок – «Затюканный апостол»
Юхан Смуул – «Жизнь пингвинов»

Политика:
В.Некрасов подписал коллективное письмо в защиту украинского диссидента В. М. Черновила и выступил в день 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яру. На него опять было заведено персональное дело, закончившееся вторым строгим выговором. 
А.Кузнецов, автор документальной повести «Бабий яр» (1966 г.) эмигрирует (а, по сути, сбежит) в Великобританию на пике популярности. (Это происшествие в нашей среде особо обсуждалось.)

Песни.
Ушёл  Марк Бернес-август. Последняя его песня – «Журавли» Яна Френкеля на слова Р.Гамзатова.
Создан ВИА «Песняры» под управлением Вл.Мулявина, (ранее, в 1968 г. «Лявоны»), г.Минск
ВИА «Поющие гитары» Ленинград: «Синий-синий иней», «Песня велосипедистов» - переделки иностранных хитов
Солист Юрий Антонов пишет первый хит «Для меня нет тебя прекрасней»
ВИА «Добры молодцы», г. Ленинград — год рождения
«Восточная песня» в исполнении Валерия Ободзинского
Алла Иошпа и Стахан Рахимов: «Костёр», «Луговая песня» (...и уж время расходиться и расстаться нету сил).
«Огромное небо» – Фельцман-Р.Рождественский, Эдита Пьеха
«Коханы» Дмитрий Гнатюк
«Дрозды» - В.Шаинского и «Прилетит вдруг волшебник» из м/ф

из к/ф: «Остров невезения», «А нам всё равно» – из «Бриллиантовой руки», А.Зацепина-Л.Дербенёва
Песни из «Бременских музыкантов» Гладкова-Энтина, Олег Анофриев и Эльвира Жерздева
«Король-олень» – Алла Ведищева
В янв.номере ежемесячника «Песни-69» изд-ва «Сов.комп.» наряду с «Осенним светом» Жана Татляна публикуются ноты из репертуара «Битлз» – «Тяжёлый день» Дж.Леннона и П.Маккартни
Офиц.изд. критикуют зап.муз. (О.Феофанов «Тигр в гитаре», изд.Дет.л.), зато всех описывают, даже с фото!

Театр:
1-й Международный конкурс арт.балета. Новое имя - М.Барышников (163 см.!) и Малика Сабирова - Душанбе (27 лет).
Юлия Борисова (т.им.Вахтангова) – народный артист СССР

Эстрада
Почётные звания присвоены Льву Мирову – народный арт. РСФСР и Марку Новицкому засл.арт.
При участии М.Жванецкого, Р.Карцева, В.Ильченко создан  Одесский театр миниатюр.

Изо: Александр Дейнека
Цирк: присвоены зв. народного арт. СССР клоунам Олегу Попову и Карандашу (М.Румянцеву)
Филатов В.И. – народный артист СССР, руководитель и создатель «Медвежьего цирка» (с 1949 г.)

Из-за рубежа:
3-й приезд на гастроли в СССР маэстро Герберта Караяна (до этого в 1962-м и 1964-ом гг.)
Лили Иванова, Болгария – «Золотые диски» 69 и 70 гг. в Каннах и появляется Бисер Киров
«Битлз» записали «Abbey Road», а Пол Маккартни записал 1-е сольные работы
Англичане наступают:
Том Джонс – «Дилайла» (Delilah), «Love Me Tonight» - 68 г.,  «I'll Never Fall In Love Again» - 69 г.
Энгельберт Хампердинк альбом «Release me» - 67 г.  и легендарный вальс «The Last Wallz»
и уже появился на Евровидении-68  Клифф Ричард
Элтон Джон (22 года) записал 1-й сингл «Lady Samantha», а потом и 1-й альбом
Фрэнк Синатра (США) записал «My Way»
Инструментальная композиция «Аппачи» группы «Sheddles-Шедлс»
К безусловному доминированию (у нас) «Битлов», уже подтягивается группа «Роллинг стоунз»,
а им в спины дышит «Shocking Blue»


Кино:  в 1969г характерно широкое представительство республиканских киностудий
Вия Артмане – зв.народной арт.СССР
Экранизации: «Мольба» Т.Абуладзе или 67 ?
«Братья Карамазовы» – Иван Пырьев (К.Лавров, М.Ульянов, А.Мягков, М.Прудкин, В.Никулин)*
«Дворянское гнездо» – А.Михалков-Кончаловский (И.Купченко-дебют, Л.Кулагин, Н.Михалков, Беата Тышкевич, В.Сергачёв, В.Меркурьев, С.Никоненко) по роману И.Тургенева
«Деревенский детектив» – И.Лукинский, к/ст.им.Г.(М.Жаров, Р.Ткачук) по п-сти Виля Липатова*
«В день свадьбы» В.Михайлов, сц.В.Розова по своей одноим.пьесе, Ленфильм (Л.Малеванная-д.)
«Виринея» – В.Фетин, Ленфильм по одноимён.п-сти Л.Сейфуллиной (Л.Чурсина, В.Невинный) *
«Золотой телёнок» – М.Швейцер (С.Юрский) по Ильфу и Петрову *
«Рудольфио» – Динара Асанова, Ленфильм (Е.Наумкина, Юрий Визбор) по рассказу В.Распутина
«Каждый вечер в одиннадцать» – С.Самсонов (М.Володина, М.Ножкин, Л.Виккел, И.Извицкая-последняя роль, З.Степанова, М.Бовин, А.Будницкая) сц.Э.Радзинского по рассказу Рзаева «Я, ты , он и телефон»
«Золото» – Д.Вятич-Бережной (Н.Варлей, Л.Лужина, А.Плотников, В.Перевалов, Н.Крючков) по Б.Полевому
«Ошибка резидента» – В.Дорман, ст.Г. (Г.Жжёнов, М.Ножкин) по п-сти В.Востокова и О.Шмелёва

Киноповести:
«Гори, гори, моя звезда» – А.Митта (О.Табаков, Е.Проклова, О.Ефремов, Е.Леонов, Л.Куравлёв)
«Красная палатка» – СССР-Италия, М.Калатозов (Ш.Коннери, К.Кардинале, Н.Михалков) см.прилож.
«Мёртвый сезон» – С.Кулиш, сц.В.Вайншток, А.Шлепянов, Ленф.(Д.Банионис, Ролан Быков)*
«Директор» – А.Салтыков, сц.Ю.Нагибин (Н.Губенко) см.приложение
«Мама вышла замуж» – В.Мельников (Ник.Бурляев, Олег Ефремов, Люсьена Овчинникова)
«Влюблённые» – Э.Ишмухамедов, Узбекфильм (Родион Нахапетов, А.Вертинская, С.Гурзо-мл.)
«Суровые километры» – О.Николаевский, Свердловская к/ст.(Н.Мерзликин, Ж.Болотова,В.Невинный)
«Тройная проверка» – Алоис Бренч, Рижская к.ст (И.Ледогоров-дебют?, Вия Артмане, Г.Нилов)
«Последняя реликвия» – Г.Кроманов, Таллинфильм (А.Голобородько, Р.Быков, И.Андриня)
«Выстрел на перевале Караш», «Джамиля» – Казахфильм с Чокморовым
«Разведчики» – А.Швачко, сц.Е.Оноприенко, к/ст.Довженко (И.Миколайчук, Л.Быков), см.прил.
«Рокировка в длинную сторону» – В.Григорьев, Ленфильм (А.Демьяненко, А.Масюлис, П.Луспекаев)
«Остров волчий» – Н.Ильинский, к/ст.Довженко (Г.Жжёнов, Татьяна Лаврова, Бронислав Брондуков)
«Пять дней отдыха» – «Пятеро с неба» – «Только три ночи» Г.Егиазарова,
«Один шанс из тысячи» – Л.Кочарян, Одесская к/ст. (А.Солоницын,  Ж.Прохоренко), см.прилож.
«Белый взрыв» – С.Говорухин, Одесская к/ст. (С.Никоненко, Л.Гурченко, А.Джигарханян, А.Игнатьев)
Марина Влади снимается в «Сюжете для небольшого рассказа» у С.Юткевича. Знакомство с Высоцким
«Внимание, цунами!» –  Г.Юнгвальд-Хилькевич, Одесская к/ст.(Г.Юматов, В.Зубков, Н.Федорцов)
«Эхо далёких снегов» – Л.Головня, см.приложение

Кинокомедии:
«Бриллиантовая рука» – Л.Гайдай (Ю.Никулин, А.Миронов, А.Папанов, С.Светличная, Н.Мордюкова, Н.Гребешкова, Чекан, Каневский….. ) Фильм цитируется фразами и целыми эпизодами.
«Трембита» –  О.Николаевский, Свердловская к/ст.,по оперетте Г.Милютина, см.прилож.
«Старый знакомый» – И.Ильинский, А.Кольцатый (И.Ильинский) реанимация Огурцова из «К.ночи»
«Странные люди» – Василий Шукшин (С.Никоненко, Е.Евстигнеев, Лидия Федосеева), экранизация Шукшиным своих рассказов «Думы», «Братка», «Роковой выстрел»
Детское кино
«Новые приключения неуловимых» – Э.Кеосаян,с песнями Я.Френкеля и Р.Рождественского, см.прил.
«Армия Трясогузки снова в бою» – А.Лейманис, Рижская к/ст.,см.приложение
«Завтра, третьего апреля…» – И.Масленников, Ленфильм, по рассказам И.Зверева ( К.Райкин-д.)
«Снежная сказка» – А.Сахаров, Э.Шенгелая (Е.Леонов, К.Лучко, Игорь Ершов, Алла Кожокина)
«Полчаса на чудеса» – М.Юзовский-А.Ляпидевская ст.Горького (С.Мартинсон, Э.Гарин, Олег Попов)
«Король-олень» – П.Арсенов, к/ст.им.Горького (В.Малявина, Е.Соловей, О.Ефремов, Ю.Яковлев, С.Юрский) по мотивам сказки Карло Гоцци
«Варвара краса – длинная коса» – А.Роу, к/ст.им.Горького (М.Пуговкин, Г.Милляр, Б.Сичкин)

Мультфильмы: Поразительно мультяшный год!
«Бременские музыканты» – И.Ковалевская, сценарий Юрия Энтина и Василия Ливанова
«Крокодил Гена» – А.Качанов, Э.Успенский, худ.Л.Шварцман
«Вини-Пух» – Ф.Хитрук (Е.Леонов, Э.Гарин)
«О мода, мода» – Грузия-фильм
«Ну, погоди!» – В.Котёночкин (всего по 1980 год выйдет 13 выпусков)
«В стране невыученных уроков» – Юрий Прытков
Чехословацкие мультики про крота
В магазине «Орбита» работает спец.секция по продаже кинокассет с мультиками, и счастливые, но редкие обладатели кинопроекторов могут их «крутить» с утра до ночи.

Из-за рубежа
Тур Хейердал плывёт на «Ра» через Атлантику, с Юрием Сенкевичем в экипаже (до Барбадоса)

«Подсолнухи» –Италия, Витторио де Сика (М.Мастрояни – Л.Савельева)
«Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» – США, Поллак (Джейн Фонда)
«Небо над головой» – Франция
«Фараон» – Польша, Ежи Кавалерович (Б.Брыльска) экранизация романа Болеслава Пруса
«Че» – США, Р.Флейшер (Омар Шариф). Биографический кинороман о жизни и смерти Эрнесто Че Гевары.
 «Пан Володыевский» – Польша, Ежи Гофман (Б.Брыльска, Д.Ольбрыхский, Т.Ломницкий) по Г.Сенкевичу
«Геркулес в Нью-Йорке» – США, А.Сейделман, дебют Арнольда Стронга (Шварценеггер)
«Белые волки» – ГДР-Югославия, К.Петцольд (Г.Митич, Б.Брыльска)
«2001 год: космическая одиссея» – Англия, Стэнли Кубрик
«Замороженный» – Франция, Э.Молинаро (Луи и Оливье де Фюнесы, Клод Жанзак, Б.Алан, П.Пребуа)

Спорт: Михаил Хергиани погиб в Доломитовых Альпах при штурме 700 м стены
Футбол.  Сб. вновь возглавил Гавриил Качалин с задачей пройти отборочный турнир ЧМ, с чем они и справятся. Дебют Пузача, Ловчева, Дзодзуашвили. В играх отличились: Хмельницкий, Асатиани, Бышовец, Гиви Нодия.
Чемпионат страны за «Спартаком»:  Логофет, Папаев, Ловчев, Галимзян Хусаинов.
Хоккей. На ЧМ в Стокгольме вновь победа сб.СССР, но мы дважды уступили «чехам». В матчах с явным политическим подтекстом правда была не на нашей стороне.
У сб.ЧССР выделяются Ян Сухи в обороне и Вацлав Недомански в атаке.
У нас новые звёзды: Лутченко, Мальцев, Михайлов-Петров-Харламов.
У шведов – Хольмквист и Ульф Стернер.
В матче со «Спартаком» 14 сентября дебютировал в воротах «ЦСКА» Владислав Третьяк, 17 лет. Высокий и нескладный. Помню его первый матч. Н.Озеров предрёк ему большое будущее.
А хоккейный «Спартак», как и футбольный, стал чемпионом страны. (Зингер, Якушев, Зимин, Старшинов, Б.Майоров – последний сезон).

Шахматы. Борис Спасский – ЧМ (Т.Петросян). А среди юношей ЧМ стал Анатолий Карпов (18 лет).

Фигурное катание. Вслед за хоккеем ФК становится предметом сильного телевизионного шоу.
Появление новых ярких спортсменов: Ирина Роднина-Алексей Уланов - ЧМ с «Калинкой»
Валерий Борзов на ЧЕ берёт золото на 100 м – 10.3, а на чемп.страны повторяет рекорд Европы Сапеи 10.0 (68г.)

ТВ
4-й сериал «Угрюм-река» – Ярополк Лапшин, Свердловская к/ст. (Л.Чурсина, Г.Епифанцев, А.Демьяненко, В.Владимирова, А.Кочетков, Е.Весник, Г.Тохадзе), по роману Вяч.Шишкова.
«Ставка больше, чем жизнь» – Я.Моргенштерн, 18 серий польского шпионского боевика.                В роли капитана Клосса – Станислав Микульский
5-й сериал (или кино?) «Адьютант его превосходительства» – Е.Ташков, Мосфильм (Юрий Соломин, Саша Милокостый, Вл.Стржельчик, В.Козел, М.Старыгин, В Смирнитский)
«В тринадцатом часу ночи» – Л.Шепитько, Экран (Останкино) теле-ревю, сказка, см.прил.


«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», СССР, Мосфильм, 1968, цв., 100 мин. Авантюрная эксцентрическая комедия.
Лидер проката (1969, 1 место) — 76.7 млн. зрителей.
В южном приморском городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Граф (в быту — Гена Козодоев) по заданию Шефа едет в туристическую поездку за рубеж и попадает в компанию тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова (Юрий Никулин). Далее события развиваются таким образом, что расстаться Графу с новым знакомым — это значило бы потерять то, за чем ехал. В основе сюжета — прочитанная Яковым Костюковским газетная заметка о задержании на итальянской границе преступника, прятавшего «золото и бриллианты» в гипсе.  Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970, удостоены режиссер Л. Гайдай, актер Ю. Никулин за ряд кинокомедий последних лет, в том числе за фильм «Бриллиантовая рука»).
В ролях: Юрий Никулин, Нина Гребешкова, Андрей Миронов, Анатолий Папанов,Станислав Чекан, Нонна Мордюкова, Светлана Светличная, Владимир Гуляев, Григорий Шпигель, Леонид Каневский, Н. Романов.
Режиссер: Леонид Гайдай. Авторы сценария: Яков Костюковский, Морис Слободской,Леонид Гайдай. Оператор: Игорь Черных.  Композитор: Александр Зацепин. Текст песен: Леонид Дербенев. Исполнение песен:Андрей Миронов, Юрий Никулин, Аида Ведищева.

«НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕУЛОВИМЫХ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1968, цв., 82 мин.
Героико-эксцентрическая комедия, приключенческий фильм. Лидер проката (1969, 2 место) — 66.2 млн. зрителей.
Сиквел популярного советского вестерна «Неуловимые мстители». Крым накануне полного освобождения от белогвардейцев. Возвращаясь из дозора, четверка отважных «неуловимых» подбивает аэроплан. В полевой сумке взятого в плен летчика они обнаруживают секретное донесение, где говорится о существовании оборонительных укреплений вокруг приморского города, который красным еще предстоит взять. Юные герои, получив задание добыть карту укреплений, направляются в город... Фильм, вышедший на экран спустя два года после «Неуловимых мстителей», создан по требованию зрителей в буквальном смысле слова. Но оказался менее удачным, чем первый фильм.
В ролях: Виктор Косых, Михаил Метелкин, Армен Джигарханян, Борис Сичкин, Владимир Ивашов, Ефим Копелян, Савелий Крамаров, Аркадий Толбузин, Сергей Филиппов, Константин Сорокин, Иван Переверзев,Николай Федорцов, Евгений Весник.
Режиссер: Эдмонд Кеосаян.Авторы сценария: Эдмонд Кеосаян, Артур Макаров.
Композитор: Ян Френкель. Текст песен: Роберт Рождественский, Инна Гофф, Эмиль Радов

«ТРЕМБИТА», СССР, Свердловская киностудия, 1968, цв., 92 мин.
Героическая музыкальная комедия. Лидер проката (1969, 4 место) — 51.2 млн. зрителей.
По мотивам либретто оперетты В. Масса и М. Червинского.
Вскоре после окончания войны в Закарпатье неожиданно появляется Богдан Сусик — бывший дворецкий графа Шенброка. Только ему известно о тайнике сбежавшего помещика...Последняя роль в кино Сергея Блинникова.
В ролях: Евгений Весник, Ольга Аросева, Алексей Чернов, Николай Трофимов, Людмила Купина, Борис Савченко, Ю. Вуккерт, Александр Галевский, Иван Переверзев, Савелий Крамаров, Сергей Блинников.
Режиссер: Олег Николаевский. Авторы сценария: Владимир Масс, Олег Николаевский. Композитор: Юрий Милютин.
Исполнение песен: Гликерия Богданова-Чеснокова, Г. Белоцерковская, В. Киняев, Л. Ревина, А. Рыбаков


«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», СССР, Мосфильм, 1968, цв., 232 мин. Кинороман, драма.
По одноименному роману Ф.М.Достоевского. Иван Пырьев, всегда проявлявший интерес к русскому национальному характеру, пришел в конце творческого пути к экранизациям Достоевского. «Белые ночи», «Идиот», «Карамазовы» — своеобразная трилогия режиссера.
Конечно, фильм этот имеет бесконечное социокультурное значение. «Медленное» чтение его незаурядной фактуры может прояснить механизмы функционирования советского мифа, одним из крупнейших творцов которого был Иван Александрович Пырьев.
В ролях: Михаил Ульянов, Лионелла Пырьева, Кирилл Лавров, Андрей Мягков, Марк Прудкин, Светлана Коркошко, Валентин Никулин, Николай Светловидов, Павел Павленко,Андрей Абрикосов, Геннадий Юхтин, Евгений Тетерин, Никита Подгорный, В. Матов,Иван Власов, Виктор Колпаков, Евдокия Урусова, Станислав Чекан, Ольга Чуваева,Александра Данилова, Иван Лапиков, Александр Хвыля, Николай Рыжов, Николай Прокопович, Марк Перцовский, Варвара Попова, Тамара Носова, Любовь Корнева, Рада Волшанинова, Сергей Калинин, Анатолий Адоскин, Владимир Осенев, Николай Бубнов,Григорий Кириллов, Юрий Родионов.
Режиссеры: Иван Пырьев, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров. Автор сценария: Иван Пырьев. Композитор: Исаак Шварц.
Спец. приз жюри «За выдающиеся заслуги в развитии киноискусства» (режиссер И.Пырьев, посмертно) МКФ в Москве—69; Номинация на премию «Оскар—69» по категории «Лучший иноязычный фильм; Лучший фильм 1969 года по опросу журнала «Советский экран»; Лучший фильм 1969 года по опросу газеты «Комсомольская правда»


«ОШИБКА РЕЗИДЕНТА», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1968, ч/б, 144 мин.
Приключенческий фильм. По одноименной повести В.Востокова и О.Шмелева.
Первая картина (состоит из двух фильмов: «По старой легенде», «Возвращение Бекаса») тетралогии: «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Конец операции «резидент». Сын русского эмигранта графа Тульева, опытный разведчик с большим международным стажем по кличке Надежда направлен в Россию на выполнение очень сложного и рискованного задания, имеющего прямое отношение к атомному промышленному комплексу. В город, где герой обосновался под именем Михаила Зарокова, направляют молодого сотрудника КГБ Павла Сеницына, который под видом вора-рецидивиста Бекаса должен завоевать доверие у Зарокова-Тульева-Надежды. Первая роль в кино Михаила Ножкина (Бекас). Лидер проката (1969, 9 место) — 35.4 млн. зрителей.
В ролях: Георгий Жженов, Михаил Ножкин, Олег Жаков, Ефим Копелян, Элеонора Шашкова, Владимир Гусев, Ирина Мирошниченко, Николай Граббе, Вадим Захарченко,Николай Прокопович, Эрвин Кнаусмюллер, Ростислав Плятт, Владимир Пицек, Юрий Волынцев, Георгий Оболенский.
Режиссер: Вениамин Дорман.Авторы сценария: Владимир Востоков, Олег Шмелев.Текст песен: Евгений Агранович, Михаил Ножкин.

«РАЗВЕДЧИКИ», СССР, киностудия им. А.Довженко, 1968, ч/б, 80 мин. Героико-приключенческий фильм.
Конец Великой Отечественной войны. Группе разведчиков предстоит добыть у противника карту заминированных участков Дуная...    Лидер проката (1969, 10 место) — 35 млн. зрителей.
В ролях: Иван Миколайчук, Леонид Быков, Константин Степанков, Андрей Сова, Алексей Смирнов, Гижури Кобахидзе, Людмила Марченко, Виталий Дорошенко, Владимир Емельянов, Лаврентий Масоха, Валерий Панарин, Юрий Цупко.
Режиссеры: Алексей Швачко, Игорь Самборский. Автор сценария: Евгений Оноприенко. Оператор: Михаил Черный. Художник-постановщик: Михаил Юферов. Композитор:Вениамин Баснер.



«КРАСНАЯ ПАЛАТКА», СССР-Италия, ВИДЕС ЧИНЕМАТОГРАФИКА/МОСФИЛЬМ, 1969, цв., 158 мин.
Историко-приключенческая драма. Авторы сценария.: Роберт Болт, Эннио Де Кончини, Михаил Калатозов, Юрий Нагибин
Об арктической экспедиции Нобиле и спасении ее участников советскими летчиками и моряками ледокола «Красин».
Последний фильм Михаила Калатозова. Режиссер: Михаил Калатозов. Композитор: Александр Зацепин.
В ролях: Петер Финч, Шон Коннери, Клаудиа Кардинале , Харди Крюгер, Эдуард Марцевич, Григорий Гай, Никита Михалков, Луиджи Ванукки, Марио Адорф, Донатас Банионис, Массимо Джиротти , Юрий Соломин, Отар Коберидзе, Борис Хмельницкий,Юрий Визбор, Александр Январев, Николай Иванов, Тенгиз Арчвадзе, В. Сировский,Юрий Назаров, В. Смирнов, Рейно Арен, Олег Мокшанцев, Ираклий Хизанишвили.

ВИРИНЕЯ, СССР, Ленфильм, 1968, ч/б, 108 мин. Кинороман. Лидер проката (1969, 11 место) — 34.6 млн. зрителей.
По одноименной повести Лидии Сейфуллиной. По опросу журнала «Советский экран» Л.Чурсина лучшая актриса 1969 года
Действие происходит в годы гражданской войны и становления Советской власти в Сибири. В центре фильма судьба деревенской женщины Виринеи, которая была в числе первых, кто помогал обустраивать новую жизнь.
В ролях: Людмила Чурсина, Вячеслав Невинный, Анатолий Папанов, Валентина Владимирова, Олег Борисов, Станислав Чекан, Евгений Леонов, Вячеслав Шалевич,Алексей Грибов, Надежда Федосова.
Режиссер: Владимир Фетин. Автор сценария: Альбина Шульгина.  Композитор: Василий Соловьев-Седой.
Гос. премия имени Бр.Васильевых (1970, удостоена актриса Л.Чурсина за роли в фильмах «Виринея», «Журавушка», «Угрюм-река»);

«МЕРТВЫЙ СЕЗОН», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1968, ч/б, 138 мин. В основе сюжета подлинные факты.
Приключенческий политический фильм.  Авторы сценария: В.Вайншток, А.Шлепянов.
Лидер проката (1969, 12 место) — 34.5 млн. зрителей.
В ролях: Донатас Банионис, Ролан Быков, Сергей Курилов, Геннадий Юхтин, Бруно Фрейндлих, Светлана Коркошко, Юри Ярвет, Лаймонас Норейка, Вадим Медведев, Август Балтрушайтис.
Режиссер: Савва Кулиш. Композитор: Андрей Волконский.

АРМИЯ «ТРЯСОГУЗКИ» СНОВА В БОЮ, СССР, РИЖСКАЯ киностудия, 1968, ч/б, 85 мин. Приключенческий сиквел.
Продолжение фильма «Армия «Трясогузки» (1964). Советский разведчик Платайс под видом богатого коммерсанта приезжает в занятый белыми город, где уже находятся Трясогузка и Цыган. К моменту наступления Красной Армии ребята занимают боевые позиции и открывают огонь по врагу... Прокат (1969, 13 место) — 32.2 млн. зрителей.
В ролях: Гунар Цилинский, Иван Дмитриев, Иван Рыжов,Борис Никифоров, Александр Боярский.
Режиссер: Александр Лейманис. Авторы сц.: Александр Власов, Аркадий Млодик. Композитор:В.Баснер. Текст песен: Вольт Суслов.

«ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК», СССР, МОСФИЛЬМ, 1968, ч/б, 174 мин.
Комедия. По одноименному роману И.Ильфа и Е.Петрова. Прокат (1969, 17? место) — 29.6 млн. зрителей.
«Если говорить о моей личной трактовке образа, то скажу следующее. В романе Ильфа и Петрова есть глава «Командор танцует танго». На мой взгляд, название этой главы определяет всю роль. Остап Бендер жил и «танцевал танго» со всеми его трагическими па. Он пытался прожить жизнь как танец, но из этого у него ничего не вышло...», — рассказывал Сергей Юрский о своем герое в период работы над ролью.
В ролях: Сергей Юрский, Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев,Светлана Старикова, Николай Боярский, Константин Воинов, Игорь Ясулович, Павел Винник, Тамара Семина, Александр Январев, Павел Павленко, Николай Сергеев, Раднэр Муратов.
Режиссер: Михаил Швейцер. Автор сценария: Михаил Швейцер. Композитор: Георгий Фиртич.


«ОДИН ШАНС ИЗ ТЫСЯЧИ», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1968, цв., 81 мин.
Героико-приключенческий фильм.
В 1969 году картину посмотрело почти 30 млн зрителей. Наверное, покуражились с авторами заодно. Между тем после чудовищной войны прошло всего два десятка лет. Историческая память сдалась жанру без боя.
Прокат (1969, 19 место) — 28.6 млн. зрителей.
В ролях: Анатолий Солоницын, Александр Фадеев, Харий Швейц,Владимир Маренков, Олег Халимонов, Жанна Прохоренко, Николай Гринько, Аркадий Толбузин, Гурген Тонунц, Николай Крюков, Григорий Шпигель, Олег Савосин, Лев Поляков, Павел Винник.
Режиссер: Леон Кочарян. Авторы сценария: Леон Кочарян, Артур Макаров, Андрей Тарковский. Композитор: Юрий Левитин.

ДЕРЕВЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ, СССР, киностудия им. М.Горького, 1968, ч/б, 87 мин. Киноповесть. По одноименной повести В. Липатова.
Анискин, участковый милиционер небольшой деревни, расследует дело о похищении аккордеона у заведующего сельским клубом... Первая роль в кино Натальи Сайко (Зина Анискина). Прокат (1969, 20 место) — 25 млн. зрителей.
В ролях: Михаил Жаров, Татьяна Пельтцер, Роман Ткачук, Лидия Смирнова, Ирина Зарубина, Наталья Сайко, Анатолий Кубацкий,Георгий Слабиняк, Александр Милютин.
Режиссер: Иван Лукинский. Авторы сценария: И.Мазурук, В.Липатов. Композитор:А.Лепин. Текст песен: А. Дитерихс, Михаил Ножкин.


ГОРИ ГОРИ МОЯ ЗВЕЗДА, СССР, Мосфильм, 1969, цв., 9 ч., 2563 м., 94 мин. Героическая комедия.
Эта лукавая героическая фантазия о судьбе художника в годы революции — одна из самых недооцененных картин отечественного кино. Романсовая строка «Гори, гори, моя звезда», принципиально вынесенная в название — такой же подспудный вызов не любящему одиночек и бунтарей режиму, как и дважды возвышенно-отчаянно звучащий «Белеет парус одинокий» в финале вроде бы камерной мелодрамы «Долгие проводы» Киры Муратовой, снятой год спустя.
В ролях: Олег Табаков, Елена Проклова, Олег Ефремов, Леонид Дьячков, Леонид Куравлев, Владимир Наумов, Евгений Леонов, Марлен Хуциев, Константин Воинов, Нонна Мордюкова, Александр Пороховщиков, Александр Филиппенко, Павел Винник, Микаэла Дроздовская.
Режиссер: Александр Митта. Авторы сценария: Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта. Оператор: Юрий Сокол. Художник-постановщик: Борис Бланк. Композитор: Борис Чайковский. Музыка песен:А.Вертинский.Текст песен: Н. Тэффи


«ДИРЕКТОР», СССР, Мосфильм, 1969, цв., 151 мин. Киноповесть.
История создания первого советского автомобиля. Прообраз героя фильма — директор автозавода Иван Лихачев (1896—1956). Первая версия фильма снималась в 1964-1965 гг. Во время съемок, исполняя без каскадера сложную сцену на грузовике, погиб исполнитель главной роли Евгений Урбанский. Все материалы этой версии фильма вошли в документальную картину «Евгений Урбанский» (1967, реж. Екатерина Сташевская-Народицкая).
В ролях: Николай Губенко, Светлана Жгун, Владимир Седов, Борис Кудрявцев, Анатолий Елисеев, Всеволод Шиловский, Алексей Крыченков, Бухути Закариадзе, Роберт Даглиш,Валентина Березуцкая, Варвара Попова, Людмила Иванова, Федор Одиноков.
Режиссер: Алексей Салтыков. Автор сценария: Юрий Нагибин. Композитор: Андрей Эшпай


«СЕРДЦЕ БОНИВУРА», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1969, ч/б, 157 мин.
Историко-революционный героико-приключенческий фильм. По одноименному роману Дмитрия Нагишкина.
Фильм посвящен молодому подпольщику, комсомольцу Виталию Бонивуру, боровшемуся за установление Советскойвласти на Дальнем Востоке и в Приморье.
В ролях: Лев Прыгунов, Борис Чирков, Иван Переверзев, Виктор Коршунов, Петр Глебов, Лилия Дзюба, Майя Булгакова, Евгений Буренков, Герман Колушкин, Павел Волков, Сергей Курилов, Юрий Лавров, Владимир Емельянов.
Режиссер: Марк Орлов. Автор сценария: Андрей Шемшурин.


«ЭХО ДАЛЕКИХ СНЕГОВ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1969, ч/б, 96 мин.
Киноповесть. Авторы сц.: С.Воронин, Э.Смирнов. По мотивам повести С.Воронина «Две жизни».
О работе экспедиции по изысканию пути для железнодорожной трассы. Действие происходит в 30-е годы. В основе сюжета — противоборство талантливого инженера Костомарова с начальником участка Градовым за единственно верный в этих условиях проект проведения трассы.
В ролях: Армен Джигарханян, Галина Яцкина, Борис Галкин, Александр Плотников,Владимир Корецкий, Василий Шукшин, Людмила Кириченко, Дальвин Щербаков, Эдуард Изотов, Даниил Нетребин, Галина Булкина, Леонид Иудов, Иван Рыжов.
Режиссер: Леонид Головня. Композитор: Джон Тер-Татевосян.Текст песен: Борис Брянский.

«СОТВОРИ БОЙ», СССР, Беларусьфильм, 1969, ч/б, 78 мин.
Спортивная драма. Автор сценария: Юрий Лакербай.
Двух фехтовальщиков — Николая Ястребова и Ивана Полесского, чемпиона мира, — связывает многолетняя дружба и соперничество. Однажды во время лодочной прогулки, накануне заключительного турнира, Николай повредил руку Ивану. Корреспондент Владимир Хвостов, бывший фехтовальщик, пытаясь убедить Ивана, что поступок Николая не случайный, возобновляет занятия спортом, чтобы на деле уличить Полесского. Но тщетно — Иван не допускает мысли о подлости друга.
В ролях: Геннадий Сайфулин, Интс Буранс, Александр Збруев, Ева Мурниеце,  Дмитрий Капка, Игорь Комаров, Иван Кох.
Режиссер: Николай Калинин.  Композитор: Станислав Пожлаков.

«В ТРИНАДЦАТОМ ЧАСУ НОЧИ», СССР, Экран (Останкино), 1969, цв., 70 мин. Ревю, новогоднее представление. Телевизионный фильм-сказка.
Водяной, Леший, Русалка, Баба Яга, Домовой, Овинный, а также невесть откуда взявшийся Гном, собрались за одним столом, наверное, встретить Новый Год. Многозначительные диалоги весьма неожиданно прерываются песнями и плясками популярных артистов того времени.
В ролях: Лев Круглый, Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Виктор Байков, Спартак Мишулин, Зиновий Гердт, Александр Ширвиндт, Владимир Басов, Наталия Дрожжина,Владимир Долинский, Слава Царев, Андрюша Макаренко, Арутюн Акопян, Ирма Сахадзе, В. Чистяков, Владимир Белецкий.
Режиссер: Лариса Шепитько. Авторы сценария:С.Лунгин, Илья Нусинов. Композитор:Роман Леденев. Текст песен: Геннадий Шпаликов.

КИНО РЕЦЕНЗИИ
«МЕРТВЫЙ СЕЗОН», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1968, ч/б, 138 мин. Приключенческий политический фильм.
В основе сюжета подлинные факты. Советская разведка узнает, что в одном из зарубежных научных институтов в небольшом курортном городке работает бывший военный преступник доктор Хасс, который во время войны проводил испытания химического оружия на пленных. Разведчик Ладейников и знающий преступника в лицо актер Савушкин поселяются в городе, где работает Хасс... Фильм вышел за рамки шпионского романа — это история об одиночестве порядочного человека и о жестокости мира. Действие предваряет выступление разведчика Р. Абеля, хотя сюжетные линии восходят в основном к судьбе другого советского резидента, К. Молодого. Автор сценария Владимир Вайншток в титрах указан под псевдонимом Владимир Владимиров. «Меня интересует Утопия как духовное пространство», — сказал Кулиш. Вся либеральная интеллигенция 60-х бессознательно искала эту свою Утопию как спасение от Системы. И находила. Ею становилась сама идеология шестидесятничества. Но никто не осознавал ее как очередную Утопию. Не осознавали и спустя много лет. Когда существуешь в ситуации борьбы, тут уж не до саморефлексии. Кулиш отказался от борьбы с системой изначально. Если и есть в его фильмах социальные конфликты, то они скорее заложены в фабулу, нежели воплощены в сюжете. Так было уже в первом и, наверное, самом знаменитом фильме Кулиша «Мертвый сезон». Советский человек впервые здесь вышел на рандеву с враждебной средой. В предшествующих фильмах о разведчиках герой, как правило, не покидал того мифомира, который его породил. Жизнь, которая разворачивалась на экране, до боли напоминала нашу (как ее было принято изображать), но с обратным знаком. В «Мертвом сезоне» все мифы впервые были сознательно разрушены. Чужое пространство, в котором существует герой — есть воистину чужое пространство. Здесь он чувствует себя не Разведчиком — доблестным солдатом невидимого фронта, а шпионом — с ним всегда подсознательное чувство вины, за его спиной страх. В мире, где нет мифов, человек беззащитен. Этот фильм, созданный в самом конце 60-х выразил на метафизическом уровне ощущение страха, разлитое в воздухе тех лет. Страха новой стабильности. Нам показан лучший из миров, застрахованный от любых бед — тихий городок, счастливый «филиал» больших капиталистических мегаполисов. Этот идеальный, замкнутый мир саморегулируется, а значит провал Чужого в нем неизбежен. Как все шестидесятники, Кулиш стремился к реальности — подлинной, невыдуманной, настоящей, освобожденной от догм. От Мифа — к безне, к пустоте, к потере себя — трагический путь героев экзистенциального советского кино конца 60-х: «Долгая счастливая жизнь», «Короткие встречи», «Никогда», «Три дня Виктора Чернышева»... Но то были картины — заведомо интеллектуальные, элитарные, «Мертвый сезон» же — фильм зрительский, массовый. Что ж, эффект был еще более сильным: распад мифа порождал эсхатологический страх, проникавший во все поры советского общества. 60-е позади, из мира уходит энергия. Мертвый сезон.

ГОРИ ГОРИ МОЯ ЗВЕЗДА, СССР, Мосфильм, 1969, цв., 9 ч., 2563 м., 94 мин. Героическая комедия.
Эта лукавая героическая фантазия о судьбе художника в годы революции — одна из самых недооцененных картин отечественного кино. Например, не менее великолепная лента «Служили два товарища» Евгения Карелова, тоже снятая по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида, хотя бы стала по-своему культовой у зрителей (не случайно она собрала в прокате в 1968 году вдвое больше, чем «Гори, гори, моя звезда», и была одним из «любимчиков», то есть часто показываемых на ТВ). А лучшая, по-моему, работа режиссера Александра Митты, замечательно соединившего свою приверженность как к трагикомическому, так и патетическому видению мира, вызвала настороженность у киноначальства (знаменательно, что и тираж был нарочно занижен — всего 407 копий, а у тогда же выпущенного и якобы опального «Белого солнца пустыни» — на целую тысячу больше!). Не так уж проста киностилистика фильма «Гори, гори, моя звезда», которую можно с некоторой натяжкой назвать искусной и язвительной имитацией художественного примитивизма. Ведь и главный герой, взявший себе гордый псевдоним Искремас, то бишь «Искусство революции — в массы», является режиссером-самоучкой, привлекшим на сцену деревенскую девчонку, а местный художник малюет свои картины, повинуясь смутному инстинкту вдохновения, и даже заезжий авантюрист-киномеханик, который крутит для народа какую-то «мелкобуржуазную пошлятину», считает себя носителем культуры, что по-немецки вообще звучит благородно — культуртрегер. Все они так или иначе — последние романтики-индивидуалисты, по мере сил сопротивляющиеся любой системе власти и насилия: белым, красным, зеленым...Романсовая строка «Гори, гори, моя звезда», принципиально вынесенная в название — такой же подспудный вызов не любящему одиночек и бунтарей режиму, как и дважды возвышенно-отчаянно звучащий «Белеет парус одинокий» в финале вроде бы камерной мелодрамы «Долгие проводы» Киры Муратовой, снятой год спустя.
«ОДИН ШАНС ИЗ ТЫСЯЧИ», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1968, цв., 81 мин.  Рецензия Героико-приключенческий фильм.
Фильм вышел на Одесской киностудии. Художественным руководителем и соавтором сценария был Андрей Тарковский. Попытка жанрового кино, которым, как известно, не брезговали Хичкок, Джон Форд или Годар, делает честь нашим мастерам экрана.
Действие разворачивается в 1942 году. Фашисты удачно обустроились на черноморском побережье. Белоснежные санаторные корпуса, зелень акаций и магнолий, солнце, воздух и вода... Враги поправляют здоровье, пьют по-черному, кушают до отвала, устраивают соревнования, заключают бессмысленные пари. Одновременно лелеют свои беспощадные вражеские планы. «Наши» должны эти планы разрушить...
Возглавляет «наших» бравый капитан Мигунько, которого играет Анатолий Солоницын, едва отснявшийся в роли Андрея Рублева у худрука этой картины. Взгляд у Мигунько пристальный и в общем-то недобрый, не обещающий врагам ничего хорошего. Разведчики-десантники, возглавляемые капитаном, проникают в расположение противника и задерживают легковую машину с Двигубским, агентом вражеской разведки. С помощью этого негодяя бравые десантники проникают в преступный центр, где фашисты отдыхают и — одновременно — готовят диверсии.
Естественно, Мигунько в свое время учился в институте иностранных языков. Баварское наречие для него не проблема! Он входит в доверие к фашистам, провоцируя их на все более абсурдный культурный досуг. Например, предлагает проводить дуэли на пистолетах в темном подвале. Соперники имеют по фонарику...
Фашисты настолько тупы, что с восторгом включаются в это и другие увеселительные мероприятия, придуманные новоявленным массовиком-затейником. В это время десантники, при помощи местного населения, осуществляют все операции, которые им необходимы.
Картина напоминает откровенный фарс. Мэтры французского театра, от Лабиша до Фейдо, вряд ли взялись бы за столь неблагодарную задачу: совместить трагическое содержание эпохи с законами комедии положений. Советские кинематографисты, что называется, оттягиваются, сочетая невозможное.
Интерьеры ресторана, например, являются несомненным продуктом конца 60-х, а не начала 40-х годов. «Костюмчик» на фашистах сидит плохо и выдает ряженых. Ощущение такое, что на самом деле фашисты — переодетые красноармейцы, которые дурачат несообразительных десантников, не сумевших опознать карнавальный прием армейского руководства. Даром что Мигунько учился в инязе.
«Наши» воюют с «нашими». Вполне по-советски. В этом, социально-психологическом смысле картина проницательна и точна. Фашистский костюмчик — не более, чем реквизит.
Под занавес приносят в жертву красивую партизанку в исполнении Жанны Прохоренко. Десантники отплывают на стремительном катере, а истерзанную «Жанну» враги используют в качестве приманки, удерживая на берегу. Что делать? Один из «наших» рвется на берег — спасти или погибнуть вместе с нею. Другой паникует. Третий пускает мстительную торпеду, подрывая черноморский берег вместе с героической девушкой и оккупантами.
Итак, авторы постарались нарушить все известные киноведческой науке законы жанрового сюжетосложения. Картина этим и любопытна: количество несообразностей столь велико, что они начинают выпадать в осадок. Этот перенасыщенный раствор не подлежит искусствоведческому анализу. Обстоятельный социально-психологический анализ, напротив, интересен и уместен, но не входит в нашу задачу.
В 1969 году картину посмотрело почти 30 млн зрителей. Наверное, покуражились с авторами заодно. Между тем после чудовищной войны прошло всего два десятка лет. Историческая память сдалась жанру без боя.


Рецензии
Левая революция была во Франции годом раньше.
Сонгми - название общины, а деревушка - Майлай.

Татьяна Буторина   22.12.2019 18:28     Заявить о нарушении