Докиевская Русь -16

         Очень интересна деятельность Рюрика после смерти братьев, Синеуса и Трувора.
         Читаем Лаврентьевскую летопись (здесь и далее - в переводе Д.С. Лихачева):
         «Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
         «И принял всю власть один Рюрик».
         Что значит «принял»? Трактовать можно как угодно. В летописи  ничего не говорится о способах передачи власти одному Рюрику.  В том числе выходит,  если «И принял всю власть один Рюрик», до смерти братьев Рюрик был князем только у новгородских словен?
         Каким образом Рюрик стал князем у словен? Вспомним летопись (в переводе Д.С. Лихачева):
         «И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси...  Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев...»
         Оцень интересно. В летописи буквально написано «И избрались» - то есть «избрали себя»? Это как? Сами себя избрали? Вот это настоящая демократия!  Не то что в нынешнее время, «не то что нынешнее племя. Богатыри. Не Вы.» (Лермонтов). Такую бы демократию современным депутатам! И избирательные компании не нужны!
         Смотрим древнерусский текст: «иизбрашасятрибрата». Как бы вы, читатель, написали по современному? Язык не проворачивается произнести «перевели на современный русский».
         Как не крутись, в древнерусском тексте летописи написано «избрашася». Или, разбивая на слова, предложить «избраша ся». Хрен редьки не слаще, учат нас древние словене.
         Было бы просто «избраша», то есть «избрали». Было бы легче.
«иизбрашасятрибратасродысвоимипояшапособевсюрусь» - говорит нам летопись.   «и избрашася три брата с роды своими пояша по собе всю русь» - говорит нам современный синтаксис.
         Здесь интересно слово «пояша» - прошедшая форма глагола «взять в жены, жениться». А это откуда, куда нам воткнуть в насквозь политизированный текст о призвании варягов этот глагол?
         Современные профисторики решают этот вопрос просто: во всех словарях данный глагол переведён как «жениться, взять». А куда исчезло «взять в жены»? «В жены» - забыли. И осталось только слово «взять». И переводят это предложение так: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли...»
         Так что же означает «пояша» в тексте? «Три брата избрались жениться на всей Руси»? Взять в жены, жениться - означает создать семью.
        Скорее всего, речь идет ("пояша по собе всю русь") о присоединении словен, кривичей и чуди ко «всей Руси». О вторичном присоединении. Ведь «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть...» Дань — это обязательные взносы (платежи), которые вступившие в Русь союзы народов платят ежегодно за вхождение в федерацию народов Русь. Но словене, кривичи все и чудь  решили выйти из федерации, сделали это, но... «...и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». В федерации было проще, этого не было. 
         Спросят — к какой такой Руси? Забыли, что русь как народ была и Западной Европе, и в Восточной? Была единая Русь, имевшая территории и на западе, и на востоке Европы. Вот к этой Руси и вернулись словене, кривичи все и чудь.
         Скорее всего, три брата дали согласие на избрание князьями. В этом и состояла функция послов. Выборы еще предстояли. О чем и говорит продолжение этого предложения: «...и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске.»
         Рюрика словене избрали, что следует из сообщения летописи. Но ничего не сообщает летопись, каким образом меря, мурома (Муром, Ростов) имеет отношения к Рюрику. Они что, избрали его на княжение:
         «Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
         Или Рюрик присоединил мерю к словенам путем военной экспансии? Ведь «сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске».
         То же мы сказать и о Полоцке, и о Ростове, и о Белоозере.
         А может, Полоцк, Ростов и меря уже входили в Федерацию Русь?
         И вот здесь мы сталкиваемся с очередной коллизией. Ведь выборность князей среди славян была общеизвестной, об этом сообщал еще в VI веке и Прокопий Кесарийский. И летопись сообщает, чтобы князь «владел нами и судил по праву». Перевод Д.С. Лихачева и историков XIX века некорректен, в летописи написано «по наряду», то есть по закону. Так что, завоеваны были меря и мурома или присоединились к словенам за те два года после призвания Рюрика до смерти братьев, летопись ничего не сообщает.
         «И принял всю власть один Рюрик» можно понимать как угодно. Налицо недоработка профессионального сообщества историков по данному вопросу, казалось бы, ничего не значащим.
         Но в том числе можно понимать, что Рюриком через два года был совершен переворот, и он стал единоличным полным властителем словен, кривичей всех, чуди, муромы, меря и веси. О чем свидетельствует летопись (в переводе Д.С. Лихачева):
         «И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»
         Тем более, что в тексте летописи на месте «властвовал» по Лихачеву  стоит знакомое нам «и прия власть Рюрик».  «Женившись на власти» - речь идет о перевороте. Подтверждает переворот и дальнейший ход летописи. Олег, заменивший Рюрика после смерти последнего, воюет с кривичами и завоёвывает Смоленск. А в выборности Рюрика участвовали «все кривичи». Знать, разочаровались кривичи Смоленска в Рюрике и не ждали ничего хорошего от Олега.
         Теперь понятно, почему в призвании варяжских князей среди участников — весь по Лихачеву Д.С. и историков XIX века. Между тем как в древнерусском тексте «кривичи все». Все и весь — разные значения. Введя «весь», Лихачев Д.С. и историки XIX века заодно еще и решили вопрос с Белоозером. Ведь поскольку Трувор сел не в Полоцке, а в Изборске, видать, кривичи были против Синеуса. Следовательно, и Белоозеро надо искать в нынешней Псковской области, где пять озёр и ныне носят название Белого. А не Белозерск Вологодской области, присоединение которого произошло позже и находящегося за тридевять земель.
         Чем был вызван переворот? Скорее всего, тяжко стало руси в Западной Европе. Не только натиск франков, еще и межусобицы сыграли свою роль. Единая Русь слабела. Рюрику стало ясно, что в сложившихся условиях здесь, в Восточной Европе, имеется возможность для сохранения народа русь.
         Кстати сказать, и способ передачи власти Олегу по смерти Рюрика подтверждает версию о госперевороте Рюрика:
         «(879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему...»
Никакой выборности — передача власти оформляется решением предыдущего правителя.
         Повторяю - «Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему.» Неславянский способ передачи власти. На западный манер.
Или подобная передача власти — выбор летописца в угоду своим хозяевам. Для которых была важна  именно наследственная передача власти. Что мы и видим на протяжении всей летописи.
         И замечаем другую коллизию.
         Рюрик прибыл в …, неважно в данном случае, пускай в Новгородчину. Следующий правитель, Олег, направляется на юг и оседает в Киеве в 882 году. Через 35 лет Олег — триумфатор Царьграда (заметим, что Аскольд и Дир позволили себе, по летописи, поход на Царьград через 4 года после захвата Киева).
         Игорь, следующий после Олега правитель Руси, так же организовал поход на Царьград. Первый поход был у Игоря неудачный, второй поход был удачен.
         А третий после Олега, Святослав, вообще заявляет:
«969... Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». 
         Почему же никто из профисториков не видит этого целенаправленного движения так называемых русских князей на Царьград, увенчавшегося успехом?
         Ведь Святослав сообщает, что «в Переяславце на Дунае - ... там середина земли моей...» Середина — посмотрите на карту, это не только Русь и тогдашняя Болгария, но и Греческая земля, и Чехия, и Угрия, и Русь. Серединой Дунай может быть только в случае, если перечисленные земли — единая земля.
         Посмотрим, что делал Олег до 907 года, до похода на Царьград (в переводе Д.С. Лихачева):
         «В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
         В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем".
         В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»
         «В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.»
         Что делал между 885 и 907 годами Олег, летопись не сообщает. Но мы видим, что помимо упомянутых в 907 году «варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян», Олег «взял с собою» «вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев», которых, должно быть, присоединил к своей державе. И «пошел Олег на конях и в кораблях», учитывая опыт Аскольда и Дира, флот которых уничтожила буря. Да и зачем  «хорватам и дулебам» идти к Киеву, ведь напрямую до Царьграда можно добраться быстрее и по земле. Как видно, держава Олега была огромной.
         И Олег победил — к воротам Царьграда был прибит его щит. Символично — Царьград стал славянским, русским городом.
         И Игорь, уступивший вначале Царьград (первый неудачный поход Игоря),  во втором своем походе на Царьград все-таки вернул его под свое начало?
         И слова Святослава — как завершение этого стремления русов к Царьграду: «...  ибо там середина земли моей...».
         Не для этого ли русские князья, жившие в западной Европе, и задумали «восточноевропейский поход»? Территория Великой Скифии сжалась более чем наполовину, не хватало воинов, не хватало земель для их прокормления.

Продолжение следует.


Рецензии