УМ



Это было в городе Тула, там я писал диплом.
Секретный отдел требует, чтобы в 16.00 я сдал свои листы. Противотанковый снаряд, изображенный на листах Ватмана, конечно, содержит много интересной информации.
Секретный гриф лишал меня вечерней работы. Поэтому я был свободен практически полдня.
В городской библиотеке, в читальном зале я решил почитать книгу "Об уме" Гельвеция. Это оказалось так интересно, что на одной странице - на первой - я перечитывал каждую фразу по нескольку раз, пока не утомился от обилия информации и не заснул.

Решил поужинать в столовой. Девушка на раздаче посоветовала взять курочку с картошкой. Это было исключительно вкусно. Я так увлекся и, когда грыз ножку, которая оказалась недожаренной или недоваренной, она при энергичном укусе вырвалась и улетела на соседний стол (я аж пригнулся от неожиданности), но слава богу она закончила свой полет удачно и приземлилась без оскорбления посетителей столовой.
А в следующий раз я взял кусок мяса с гарниром. Оказалось, что некуда присесть - все столы заняты. Ходил - ходил я с подносом и, наконец, нашел стол, на котором стоял большой цветок (целое дерево) в огромном горшке.  Для моего супа и мяса места хватило, и я быстро справился с первым и приступил ко второму блюду. В это время за горшком с противоположной стороны пристроился человек. Он молча сверлил меня пристальным взглядом, выглядывая из-за горшка, и когда я отставил тарелку с недоваренным мясом (не мог разжевать), он схватил её и с жаром заглотил это мясо.
Я понял, что это бомж. Выпил чай и удалился.
 
Захотелось посмотреть, что за танцы городские, какой оркестр и вообще познакомиться с обстановкой на таком мероприятии. Станцевал с девушкой, и она пригласила меня в кино, где работала кассиром. Теперь в кино можно ходить бесплатно. Но за это однажды меня посадили за стол с кучей мелочи, чтобы я её рассортировал и пересчитал. Через пару дней мы уже целовались с ней. Её звали Юля. Вино пили с поцелуями, вернее - из поцелуев вливали друг другу в рот. Это мы сочинили прямо в городском саду, позабыв, что зима.
Но, когда я забрался к ней в постель, Юля оказалась недоступной. Моего опыта было недостаточно. И мы уснули одетые. А возможно, она сильно хотела замуж и не допускала случайных приключений.

Прозрение наступило внезапно. Окружающая жизнь, все события обучают меня быть умнее. Зачем? Чтобы правильно воспринимать происходящее, а если ума прибавится, то и другим помочь, кто нуждается в этом. А это необязательно можно делать непосредственным действием. Может быть, тонкий мир направляет меня в творческую стезю. (Во накрутил!)

             " лотос просветления — расцветает в самой грязной и нездоровой болотной воде среди трясины страстей, низменных и глупых мыслей, зла и боли. Вычистите болото (мечтать не вредно!) или пересадите лотос в стерильные высокогорные снега эзотерической духовности, и он завянет." Дзэн доходит до того, что утверждает, что страсти и есть просветление, болото и есть лотос.
Эмерсон: «Человеку важнее научиться находить и созерцать тот луч, который освещает его ум изнутри, нежели сияние небесного свода поэтов и мудрецов».

Слава тебе, Господи! Вовремя подкинул мне цитату! Чувствую, как умнею на глазах! Боженька, наверно, тоже хочет, чтобы я написал что-нибудь путное и полезное для читателей…

Когда-то, ещё в начальных классах, я учился говорить по-русски. До шести лет я говорил только на татарском, и моя русская бабушка Фёкла водилась со мной и жаловалась моим папе-маме, что я ничего не понимаю: «он плачет, просит чего-то, и только одно русское слово знает - носки». Бабушка не знала, что «носки» и по-татарски носки.
После смерти отца у нас в роду татар больше не было, и меня крестили. В Казани мы жили в подвале с земляным полом. В нашем доме была только одна книга: Путешествие из Петербурга в Москву А.Н. Радищева. Неизвестно, как она к нам попала. Я решил, что буду писателем. С чего начать? Взял тонкую тетрадь и решил для начала переписать начало книги -  для примера, чтобы почувствовать, как это быть писателем:

    «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки?»

Нет, надо как-то по-другому, по-своему – подумал я. Мало, что понял. Одно ясно – надо учиться…
В школе, в 8-ом классе, мне повезло. Одноклассница Галя Ионова, узнав о моем художественно – информационно -- бедном образе жизни и отсутствии возможностей, предложила почитать Джека Лондона. Это был праздник! Я приходил к ней домой, как в библиотеку, отдавал прочитанную книгу и брал новую. Прочитал полное собрание сочинений Джека Лондона.

Настало время и захотелось узнать, что за стишки я сочиняю. Нашел литературное объединение (ЛИТО) и принес туда свои сочинения. Оказалось, что стихи пишут, а не сочиняют. Только полное собрание называется сочинениями. А пока это всё – писанина.
И опять я понял, как меня учит жизнь, и как отдельные люди преподают мне различные полезные уроки, естественно, без нравоучений, без какого-либо задания, простыми, случайными событиями.

Марк Давидович Зарецкий, руководитель ЛИТО, говорит, что каждый человек может написать 10-12 стихотворений…  А ещё он утверждает, что в каждом стихотворении можно найти недостатки.
- Вот тебе какое стихотворение Пушкина нравится? -  спрашивает он меня.
- Анчар.
- Пушкин писал его 20 минут. А тебе надо 20 лет, чтобы создать нечто подобное.
- Я тоже думаю, что это шедевр.
- Но там есть крупный недостаток.
- Интересно, какой же?
- Кто такой "рапунок"?
- Нет там такого персонажа.
- И умер бедный рапунок непобедимого владыки.
- Зачем Вы, Марк Давидович, искусственно создаете недостаток, слепляя слова "раб у ног"
-А ты читай и слушай себя...
Дома я ходил из угла в угол и читал вслух любимое стихотворение Пушкина, дошел до критического места и торжественно произнес, представляя, как убедительно я опровергаю домыслы моего уважаемого руководителя:
- И умер бедный раб у ног
 непобедимого владыки!
А из-за занавесок и темных углов:
- Рапунок, Рапунок!

Интересно изучать жизнь замечательных людей. Поэты, писатели, ученые, изобретатели, художники, артисты… Много великих людей! Прекрасные примеры как себя вести и, главное, понимать, что творится вокруг, изучать то, что встречается в жизни, радоваться новому и непонятному…
А приобрести книгу было трудно – заранее записывались в очередь в книжном магазине и когда они появлялись, то продавали их с условием: подписаться на газету «Правда» или «Известия». Меня выручала 5-копеечная литература, которую издавал журнал «Огонек». Именно там мне встретился Александр Блок!
 Один мой сослуживец, по совместительству инженер-собутыльник ничего не понимал в настоящей поэзии и отдал мне двухтомник Блока за бутылку красного. Каждый том-толщиной 5 см (специально измерил линейкой).

Другой мой хороший друг не знал, что Блок иногда в своих стихах такой натуралист!  Спросил я как-то, что значит:
               
                "Огонь мерцал за камышами,
                дразня лихого скакуна..."

Мой друг стал мне объяснять, что это метафора, поэтический образ и т.д.
Но однажды я приобрел дневник Блока и испытал дополнительное восхищение личностью поэта. Он аккуратно ставил дату в конце каждого стихотворения. И вот в дневнике я вижу запись в тот же день 20 ноября 1908 года о том, как человек ночью из дома высовывает руку за дверь на улицу, чтобы поймать сексуального партнера...
И тут я понял, что метафора и образ говорят о конкретном действии, и в данном случае, камасутра отдыхает:
               
                "В какие улицы глухие
                Гнать удалого лихача"

Из текста стихотворения ясно, что это за "лихач" и почему улицы именно "глухие". Время было досоветское, и можно было не стесняться не только образных выражений, но и терминов.
И дальше – не только восторг и восхищение. Это потрясающе талантливо!
Другое стихотворение Блока под названием "Девушке" -  изящный ужастик.
И "сухие стены" там горят, и игла вонзается в "ладони грубые", и зубы –
" глубоким шрамом вдоль плеча"...Это стихотворение включено в книгу
«Фривольная поэзия» АСТ пресс, Москва 2002, автор-составитель
 А.Добрынин. (1168стр.)
 Блок нигде и никогда не позволил себе выразиться неприлично.

Поэму «Соловьиный сад» Блок писал около 2-х лет. Я выучил поэму наизусть, и каждую из 7-ми частей пел под гитару с новой мелодией, которая каждый раз была новой. Теперь эстрада широко пользуется такой халтурой. А я пел с любовью и только своим друзьям.

Удивительную цифру называют ученые: оказывается наш мозг используется только на 4%.

Энергия! Во всём! Куда ни кинь!
Плюс-минус, синус-косинус, Ян-Инь.
Вулканы, вихри, смерчи, торсионы,
Лептоны, ну, не знаю, мю-мезоны.
Мужчины, женщины. Любовь и страсть. Игра!
Сиянье глаз и линия бедра –
Всё есть Энергия.  Она одна
Пространства высота и глубина…               
Бездонный мир, без края и без центра,
Изучен на четыре лишь процента.
А остальные девяносто шесть –
Есть тёмная энергия. Но есть!
И мозг - модель вселенной в этом мире-
Работает на те же - на четыре...

       Естественно предположить, что человек дальше будет наращивать проценты освоения материи.  Но практически  он  делает всё для своего вырождения, то есть уничтожения.

Инволюция.

Известно явление истощения генофонда. Ученые это уже доказали.

Много интересных уроков я получил, обучаясь игре в шахматы – от е2-е4      до экстрасенсорики. Первый мой учитель поставил мне детский мат (в 4 хода!) десять раз подряд! Он не объяснил мне - пацану, что делать.
Я глубоко переживал свое поражение. И мне было стыдно. На следующий урок он пригласил меня играть на зеленой лужайке во дворе. Ума я уже к тому времени немного поднабрался и стал выигрывать. В это время поросенок, который здесь тренировал свой пятачок, приблизился к доске, продолжая энергичное рыхление почвы, и легко перевернул доску вместе с шахматной позицией. Моя негативная эмоция была уравновешена радостью моего первого учителя. Чувство собственного достоинства учителя может спасти даже поросенок.

Следующий мой учитель приходил ко мне ближе к вечеру, и мы с ним играли блиц ежедневно пять партий. Он был чемпионом завода ГАРО (гаражное оборудование), и у него было поздравление от самого Ботвинника, а он не знал, что на этом заводе всего 4 слабеньких шахматиста. А я был уже студентом КАИ и любил решать шахматные задачи.
Первый матч я проиграл со счетом 0-5. Следующий 1-4, потом 2-3. Мой учитель был веселый человек и во время игры напевал:

Раз ку-ку, два ку-ку,
Третий раз попал в муку.
Чечевица с викою,
А я сижу – чирикаю…

Когда счет стал 4-1 в мою пользу, учитель мой стал мухлевать: и однажды сделал ход слоном как конем (буквой «Г»). Мое восхищение учителем
(он был старше меня лет на десять) превратилось в жалость. Теперь я стал выигрывать со счетом 5-0. Я понял, что мой учитель не только матч «прочирикал», но и нагрузил чувство собственного достоинства.
В институте я был членом команды - на пятой доске. Однажды мой партнер задумался над очередным ходом, и я обнаружил «страшный» ход: сейчас он сделает вилку вот сюда, и я потеряю ферзя! Паника была напрасной, ибо я понял, что тогда я поставлю ему мат. Он сделал вилку…
Такая же история повторилась через некоторое время в следующей игре.
Я понял, что энергетический выброс во время моей паники затмевает сознание партнера, и он делает ход как загипнотизированный…

- Расскажи мне о себе, -  говорит одна моя знакомая женщина –
 твоё всестороннее развитие выглядит как разбросанность.

- Это Зигмунд Фрейд виноват. Сублимация!  Испытал на себе и хорошо изучил. Либидо было в порядке. Эротических приключений было мало, и мои желания регулярно перерождались в творчество.
Хотелось понять, кто Я?
Я считал, что в живом контейнере человеческого организма на канатах нервов подвешена бомба – сердце. Должно быть не менее трех канатов, ибо устойчивость по-другому не обеспечишь. Известно, что Бог троицу любит.
С одним – двумя канатами сердце будет метаться и биться о стенки контейнера. Есть такие люди – максималисты с отличными знаниями. А в жизни необходима самодеятельность, а не отличный диплом. Устойчивость и гибкость!
Я думал, что я -  тримордый кентавр: литература, музыка, философия.
Это субличности. У меня их 20. У каждого человека их много – не менее 7-ми, как утверждают психологи.
Думаю, что это необходимая разбросанность, как область индивидуального подсознания…Это государство, в котором ты и царь и раб…

Блестят очки на переносице.
Комета красной запятой
над черным Космосом проносится,
и мелко крестится святой…

А жизнь? Была или пригрезилась?
Взмахнул Всевышний топором,
и в черный Космос белым гейзером
был выплеснут туман миров.

А ты, святой, всё не намолишься,
хотя Вселенной, может, нет.
Есть где-то Свет, но нечто Большее
нам загораживает свет.
                Стихотворение «Белый гейзер (триптих)» 
                Р.Гимранов


Следующую ступеньку роста моего ума внушили мне писатели, посетившие наше заседание ЛИТО. Они отметили «хокку», придуманную мной:

                Нет у меня врагов.
                Это мой друг умирает,
                Друг, заболевший враждой.   

Это я понял позже, когда действительно стали умирать друзья. При этом они раньше «заболевали» враждой, а потом умирали. Это просто совпадение,
а не предсказание, ибо умирают и друзья, не заболевшие враждой:
на всё божья воля…

В заключение хочется сказать, что чувства не подскажут- поумнел ты или нет. Это не почувствуешь.
Дурак знает, что ему ума не хватает (по себе знаю), а придурок думает, что он очень умный.

               КОМПЛИМЕНТ
- Дурак я, эх, дурак, -
                сказал он хмуро
и переоценил свой интеллект.
Давно известно всем,
                что он – придурок.
«Дурак» -  уж больно
                сильный комплимент.

                Газета Советская ТАТАРИЯ, 10 января 1990 года,
                Радик Гимранов


Рецензии