553. Тимуровца дорога

(полная версия статьи, опубликованной в популярном местном еженедельнике «Мой город – Железнодорожный» № 28(553) от 29 июля 2015 года ко Дню Железнодорожника)

Музей паровозов я видел в Ташкенте, -
На входе стоял экспонат-старичок.
И всё ничего в этом скромном моменте,
Но близ подошёл… И увидел значок!

Индеец! Стрела! Ого-го! Это Шкода!?
- Ну да, говорят, а ты разве не знал?
Я был удивлён от такого исхода,
И гордость за чехов в тот час испытал!

Когда мои родители уже знали, что у них родится мальчик, то, сидя перед телевизором, с улыбкой рассуждали, как назвать сына. Мама предложила Юрой, но отец, глядя в экран, лишь загадочно ухмыльнулся. В тот момент они смотрели детский фильм по рассказу Аркадия Гайдара…


Узбекистан для многих россиян ассоциируется с жарким солнцем, лепёшками, хлопком и осликами. Но чтобы в этой мусульманской стране была сильно развита Русская Православная церковь, как-то не верится. Однако митрополит Среднеазиатский Викентий творит на узбекской земле чудеса. Стоит отметить, что владыка Викентий, основатель первого православного телеканала «Союз» в России, руководил открытием в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев и возвёл в Екатеринбурге храм-памятник во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

Оказавшись на узбекской земле, ему удалось сплотить православных не только Узбекистана, но и прилегающих мусульманских республик. Мало того, митрополит Викентий организовал в Ташкенте международную конференцию, посвящённую духовному и врачебному наследию Святителя Луки – профессора Войно-Ясенецкого, на которой посчастливилось побывать и мне. Узбеки, русские, украинцы, белорусы, латыши, румыны – все мы почтили память Святителя Луки, когда-то жившего, врачевавшего и исповедующего в Ташкенте, ставшего впоследствии архиепископом Симферопольским и Крымским.

Таких эмоций от Ташкента я никак не ожидал. Между собравшимися не было никакой вражды, никаких политических разговоров или споров. Люди были настолько воодушевлены этим мероприятием, что на всех церковных службах стояли рядом и молились в едином порыве!

Но это ещё не всё! Прогуливаясь по Ташкенту, случайно вышел к музею паровозов! Моему удивлению не было предела. Женщина, продававшая билеты, говорила по-русски. Она то и рассказала мне, что «темир йуллари» означает «железная дорога», потому что «тамер, тимер, тумер, тимур» - всё это переводится с тюркских наречий как «железо». Узнав, что меня зовут Тимуром, она весело рассмеялась и пошутила: «Добро пожаловать домой»!

В очередной раз Ташкент сильно удивил меня! Переступив «порог своего дома», оказался вне времени. Увиденное настолько потрясло меня, что внезапно я превратился в маленького мальчика. Я кричал от восторга, скакал по паровозам и тепловозам, залезая внутрь! Я снова был ребёнком!

Вот сейчас я открываю топку «Овечки», выпущенной в 1914 году Коломенским заводом Российской империи. Выглянув из кабины, машу рукой харьковчанам «Эмке» и «Сомику» 30-х годов выпуска! С насупленным взором пинаю ногой железное колесо трофейного «немецкого вояки» ТЭ-52, произведённого Германской империей в 1943 году, произнося при этом: «Ну что, «оккупант», отвоевался»?

Далее, строевым шагом подхожу к «генералу П-36» 1946 года выпуска и, отдавая воинское приветствие, кричу что есть сил: «Товарищ генерал, спасибо за Победу»! Моё приветствие эхом отражается от Феликса Дзержинского 1932 года выпуска и Ворошиловского стрелка 1956 года выпуска. Подходя к американцу «Еа» 1944 года выпуска укоризненно спрашиваю его: «Ну что, Ленд-Лиз, почему так долго не открывали Второй фронт»? Американец молчит, а мне становится жутко от того, что в топке его родного брата в 1920 году белогвардейцами были сожжены три революционера-большевика: Сергей Лазо, Алексей Луцкий и Всеволод Сибирцев.

Незаметно паровозы сменились тепловозами. Калужские, Муромские, Людиновские, Камбарские, Брянские – географию по ним изучать можно! Вот стоят два тепловоза: ТЭ-3-1953 и 2ТЭ-10Л-1962. Они похожи как братья, они рядом, они мирно сосуществуют! Первый выпущен в Харькове, а второй – в Луганске! Невольно у меня возник вопрос: «Неужели людям нельзя также дружно существовать, жить в мире и спокойствии как эти два экспоната»?

Выходя из музея, мне кто-то шкодливо улыбнулся! Маленький паровозик стоял за пределами музея, у входной арки. «Привет, малыш! Как тебя зовут?».  В ответ я прочёл, что это была чехословацкая Skoda, 1950 года выпуска. Паровозик был настолько милым, что я сфотографировался на его фоне и, бормоча песенку, пошёл дальше.

Вот таким интересным и увлекательным оказалось моё путешествие! Будете в Ташкенте, непременно загляните в музей паровозов под открытым небом! Не пожалеете!

Тимур СУНЦОВ, подполковник запаса,
фото из архива автора


Рецензии