Моя первая новогодняя Ёлка

Посвящается внуку Егору.

               Моя первая  новогодняя Ёлка.
               
    Послевоенный мир моей деревни Ступново мало чем отличался от сотен других вологодских деревушек, затерянных среди вологодских лесов.  Большинство из них  отстраивались заново в первой половине 17 века, вблизи  от деревень, выжженных во времена  польско-литовского нашествия на Русь.  Деревеньки наши были малолюдны, так как постоянные войны выкашивали  мужское население из века в век. После Великой Отечественной войны в них остались только выжившие в лихую годину  старики и женщины с подростками, да возвратившиеся с войны солдаты,половина из которых были инвалидами. 
    В первые годы своей жизни я с матерью и бабушкой проживал  в маленькой  баньке, так как большой бабушкин дом сгорел дотла зимой 1939 года.  В детстве из-за холода и худобы телесной, мы - послевоенные пацаны,  часто болели.   В конце 1949 года   я сильно занемог  корью или скралатиной и несколько дней с высокой температурой метался в бреду.
     В один из этих тяжёлых для меня дней, под вечер в нашу избушку зашёл колхозный водовоз Ганя (Гаврил) Васильев. С собой он принёс пушистую ёлочку и  по- деревенски  ( такой простонародный говор в то время был в нашей местности,  сказал: - «Вот Шура, энто тибе из лесу на Рожество Карачун ёлку послал».   
     Пребывая в полусонном состоянии,  я почувствовал еловый смолистый запах, который от домашнего тепла быстро распространялся по всей избушке и заполнял мой организм лесной свежестью. От этого  мне сразу стало легче, и я  крепко уснул. Первое, что  увидел утром;  в углу под иконами была установлена ёлочка.
 Увидев, что я проснулся, бабушка ласково  заговорила со мной: - «Ну, чево раностай,очнулся?  Полегчало тибе подико от лесново-то духу?.  Вставай,  горечей картошки  поешь с солёной капусткой ,  ишо лучше станет и будём с тобой  лесную госью обряжать на Рожество».

 Ёлочных украшений ( бабУшек), как сказала бабушка у нас не было, поэтому она из бумажных пакетов и старой газеты выстригла  снежинки, и ленточки, а я  сбегал к старой сосне около пруда и  насобирал  шишек. Бабушка  обернула их фольгой из  пачек от грузинского чая. Вот  такой наряд мы устроили нашей ёлочке.  Это была моя первая в жизни  новогодняя ёлка. Я радовался, что поправился и  искренне уверовал  в то, что благодаря « какому-то лесному Карачуну», который  послал мне лесную пушистую ёлочку, к утру уже поправился.
     У бабушки я потом спросил, а что за Карачун в лесу живёт? Она на это мне ответила, что это лесной дед Мороз в волчьей шубе. Он как бы человек, но ниже поясницы он конь.
   В Рождественский праздник бабушка напекла  ржаных блинов с рыжиками, заварила морковный чай со зверобоем и сушеными смородиновым листочками, а когда мама пришла с работы мы устроили праздничный обед. Я повеселел и отплясывал около ёлочки, а они радовались тому, что я «опеть эдакой резвой стал».
    Когда же я повзрослел,  то неоднократно убеждался в том, лечат болезнь не только лекарства, но ласковое слово человека и вера людей в тебя и то, что кто-то  искренне помогает  в трудную жизненную минуту.
     Ныне, дожив до  75 лет,  наступление  очередного календарного года  воспринимается мною со спокойным предчувствием своего грядущего будущего и  с философским осознанием промелькнувших лет, в которых не хотел бы изменить ни одной прожитой секунды.
    Меня всегда интересовала седая старина   жизни людской; мифы, легенды, сказки, былины и верования людей.  Может быть, этому моему  интересу к жизни предков способствовало и то, что в моем мозгу занозой многие годы свербило слово «Карачун». Я искал его… и в конце концов нашёл.
     Оказывается оно имеет  прямое отношение к человеку, родившемуся в декабре- (студне)

   Покровителем наступающего 2020 года по славянскому летоисчислению является Прядущий Мизгирь (Паук). В славянской мифологии этот тотем олицетворяет взаимосвязь минувших, нынешних и грядущих поколений. Паутина Мизгиря- невидимая связующая нить между предками и потомками. Она передает накопленные знания продолжателям рода и по этой паутине перетекает сила предков к потомкам, поддерживая непрерывность рода...

  Уходящий 2019 год был Годом парящего Орла.
Я родился 21 декабря 1944 года, славянскому календарю в год Темного Соха (Лося) под покровительством!!! Бога Карачуна.
  Сегодня нет надобности умничать перед вами. Откройте в Интернете славянское летоисчисление  и гороскопы древних славян и увидите, что Карачун  изображался как  кентавр, и представлялся лесным языческим богом, довольно мрачным покровителем, родившихся в декабре. Если человек подвержен порокам, то рано погибал, а если побеждал себя в единоборчестве  с низменными страстями, то мог достичь значимых  успехов и прожить долгую жизнь и оставить после себя добрый след для потомков.
   В этом что-то есть. На своей шкуре лично проверил и зло людское, и исцеляющее душу добро.  В своей жизни, пришлось не раз оказаться,под лезвием хирургов, побывать между двух миров и вновь возвратиться к жизни. 
     Сегодня, заглядывая в свою душу, я осознаю себя больше крещёным атеистом, чем верующим безбожником.
     В канун Нового 2020 года, когда в свой  75-летний пятилетний  юбилей, могу радоваться не бездумно прожитым годам и держать на руках своего внука Егора.      Ему я  завещаю  слова моей бабушки-староверки и его прапрабабушки:  -« Сохрани себя, Шурка, от лукавого и сам не лукавь.» Вот и тебе Егорушка, рожденному в Год Свернувшегося ежа, пусть  благоволит судьба, предначертанная  предками-славянами.
 Вологда.
21 декабря 2019 года.   


Рецензии
С огромным интересом и с Вашего разрешения, заглянула в Вашу книгу жизни.
Всё в жизни было и хорошее и плохое, но вот то, что Вы понесли через всю жизнь и сохранили заповедь родных, передали внуку-это так трогательно и интересно!!!
Всех Вам благ и здоровья!!!

Ирина Черезова 2   16.06.2020 19:43     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, уважаемая Ирина. Через месяц моему внуку будет два года, а внучке в августе 25 лет. Ей я посвятил рассказ "Ваше Величество женщина"

Александр Жгутов   16.06.2020 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.