Интуитивный портрет современной культуры. Очерк со
Сергей Сергеевич интересуется современными культурными процессами. Интерес этот осуществляется на фоновом уровне – не в виде программы или плана культурных исследований.
«Пусть я не имею специальной программы анализа современной культуры, пусть я не трачу на это дело какого-то отдельного времени и не затрачиваю на это дело отдельных денег… Но разве я не могу составить интуитивный портрет современной культуры ?»
Для начала Сергей Сергеевич выделил «реальную пост-советскую культуру».
«Реальная пост-советская культура» - это те реальные остатки, которые сохранились от реальной советской культуры.
Вот, например, бегает из страны в страну автор ряда литературных работ, ранее – военнослужащий, «участник действий». Он едва уловимо напоминает Ги де Мопассана – солдата армии, потерпевшей поражение под Седаном. Сергей Сергеевич что-то прочитал из творчества этого человека. Больше читать его произведения – желания нет. Но Сергей Сергеевич отдает должное – то что было прочитано – было написано выразительно.
В Интернете редко, но встречаются отличные работы по дореволюционной, советской и современной истории. Но авторы этих работ не могут добраться, видимо, до печатного станка. В современной социальной среде они не могут обрести ни историческое, ни литературное имя, ни общественное положение, ни деньги.
В отношении их, да и всех других реальных творческих личностей действует правило – «сначала вымораживать – до предела, а если не получиться, то мазать губы сметаной, чтобы слизывали, и чтобы больше хотелось».
Замечены два-три более или менее квалифицированных госбюджетных историков литературы (историков).
В киносфере обозначил себя кинорежиссер, снявший «чёрную комедию». Хотя Сергей Сергеевич эту «чёрную комедию» и не смотрел, и смотреть особого желания не имеет, но по совокупности информации верит, что фильм самостоятельный и с элементами творчества.
Съемки фильма велись на добровольные пожертвования.
Есть кинокритик. Молодой. Его кино-критические работы смотрит больше зрителей, чем сами фильмы… А зачем смотреть эти кино-лубки? Молодой кинокритик также живет на добровольные пожертвования. Этот финансовый источник еще пока остается, пока есть доступ к зарубежным видео-платформам.
Кинорежиссер и молодой кинокритик подверглись атакам, но как-то у них получилось остаться живыми и невредимыми.
Музыкальной и прочих сфер культуры Сергей Сергеевич решил не касаться – он мало ими интересуется. Тем не менее, очевидно разделение рэперов на «простых» и на «элитных». В этих двух группах разные стили жизни.
Неожиданно для себя Сергей Сергеевич обнаружил группу творческих личностей, находящихся в местах не столь отдаленных или их родственников. Специализация этой группы – мемуары и исповеди. Часто - достаточно качественные и искренние произведения.
Многие журналисты выдают весьма качественный литературный продукт – особенно это касается портретов современников и детективных сюжетов современной истории. Видимо, сказываются традиции журналистики, эмоции, ослабление контроля «сверху» в периоды быстрой (срочной) и объемной работы.
Рядом с «реальной пост-советской культурой» расположилась «российская культура». Для нее характерна близость к сырьевому, бюджетному пирогу, способность быть послушной…
Здесь и кино-олигархи, и армия бюджетных клакеров, готовых молчать и говорить, высмеивать и сожалеть, порочить и хвалить, и «театральный резервуар», и «писатели», которых никто не издает, никто не покупает и никто не читает – но выставляет на показных книжных выставках… Здесь и подкласс похитителей творческого продукта (интеллектуального ворья)…
Картину «российской культуры» Сергей Сергеевич решил не давать сколько-нибудь подробно. Как говорил одни культурный деятель эпохи Николая Павловича: «Нужно беречь свою шкуру».
«До тех пор, пока фильм, подобный «Левиафану», не снят о культурной сфере, полезно пусть и краткое, интуитивное, но претендующее на обобщение, описание современной культуры».
23 декабря 2019 г. 09:34
Свидетельство о публикации №219122300555