Хвалимся скорбями

(конспект проповеди, седьмой по посланию Римлянам, послушать эту и другие проповеди можно на моей странице на СаундКлауд)

"И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:3-5).


Вступление

А. Три повода, которыми мы можем хвалиться

В первой половине Рим.5 Павел называет три повода, которыми христианин может хвалиться. Первый из них – это надежда славы Божьей, об этом я проповедовал в сентябре (2019 г.). Сегодня я хочу сосредоточиться на втором поводе для того, чтобы хвалиться. А третий повод – хвалиться Господом – станет темой следующей проповеди. Сейчас хочу рассмотреть сразу три стиха – всю эту лестницу из четырех ступеней про качества, которые происходят одно от другого:

• от скорби терпение,
• от терпения опытность,
• от опытности надежда.


Б. Откуда в послании Римлянам взялась тема скорбей

Но сначала вопрос: откуда в послании Римлянам взялась тема скорбей, где ее начало, если до сих пор речь шла, напомню, об оправдании по вере? Эти стихи идут после четвертой главы, где приведен пример живой веры в Бога – веры Авраама. В жизни Авраама были и страдания, когда ему надо было ждать исполнения обетования, терпеть, приобретать в этом опытность и проявлять надежду на Бога.

У Авраама страдание было связано с ожиданием. У кого-то это будет неудобный человек, у кого-то что-то еще.

Прошлая моя проповедь по началу пятой главы послания Римлянам была про шлем надежды спасения. Павел в другом послании сравнил надежду с шлемом. А шлем нужен тогда, когда есть опасность повреждения головы. Т.е. надежда защищает голову христианина. Это значит, что первые проповедники христианства признавали: рядом есть то, что может нам причинить проблемы.

И проследим за логикой Павла: он говорит, что, во-первых, хвалится тем, что у него есть надежда, т.е. вот этот шлем, а во-вторых, тем, что с ним происходят скорби, для защиты от которых ему нужен шлем надежды. Но какой смысл хвалиться скорбями?


В. Какой смысл хвалиться скорбями

Хвалиться скорбями – это то, чего не было в Ветхом Завете. Мы разобрали на церковном разборе ряд псалмов, и многие из них говорили о скорбях псалмопевцев, но никто из них скорбями не хвалился. Что изменилось? И где в Новом Завете примеры хваления скорбями? Примеры – Павел в посланиях Коринфянам:

«Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:23-27).

Чем принято хвалиться? Здоровьем, богатством, стабильностью, уважением. Павел хвалится противоположными вещами. Почему?

1) Потому что он заметил, что его Господь был не Тем, Кто хвалился здоровьем, богатством, стабильностью, уважением. В этом мире Иисус встретил прямо противоположный прием. Павел согласен идти путем Господа. Вот то, что изменилось с эпохи псалмов, когда скорбями не хвалились. Изменилось то, что Мессия пришел не как Царь, а как страдающий Раб.

2) Потому что слово «хвалиться» в послании уже упоминалось: некоторые хвалились исполнением закона. А в послании к Коринфянам Павел пишет, что некоторые хвалились мудростью, познаниями, силой, т.е. опять же – успехом. И наверное, он увидел в этом опасность превращения христианства в такую «религию успеха». Христианство – это религия преображения в образ Христа. А преображение это во многом происходит за счет страданий. Об этом наш текст: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда».

История церкви – это история страданий. Биографии людей, которых Бог обильно использовал, не обходятся без историй про их страдания и про то, как они через эти страдания проходили.

И встает вопрос: чем мы хвалимся? Какой образ успешной общины и успешного христианина стоит перед нашими глазами? Когда мы слушаем уроки по истории церкви, какую линию проводят перед нашими глазами?

Мне запомнился такой разговор. Один верующий из другого течения говорит: «Наш пастор такой-то». Наш брат ему ответил или спросил: «А ваш пастор плачет за кафедрой?» «Нет». «А наш плачет».


Г. Хвалиться скорбями = радоваться в испытаниях

В переводе под редакцией Кулакова третий стих начинается так: «Более того, мы радуемся и в испытаниях…». Об этом я хочу проповедовать дальше – как можно радоваться в испытаниях или хвалиться скорбями.

Радость в испытаниях не есть естественная реакция человека на страдания. Может быть, кто-то достиг того, что не жалуется на испытания, не ропщет. Он может стиснуть зубы и стоически переносить их. Некоторые скажут, что они радуются несмотря на страдания. Но Библия говорит о другом: она призывает не радоваться несмотря на страдания, а радоваться в страданиях. Наверняка нам всем есть чему поучиться в этом плане.

Может быть, Павел в этих стихах отвечает на вопрос, который он ожидал услышать от тех, кто прочитает два первых стиха: «Павел, ты говоришь про мир с Богом и благодать, это звучит красиво, но почему Бог, если Он так любит христиан, не защитит их от страданий?» И Павел объясняет, для чего Бог допускает проблемы в нашей жизни – в них мы учимся терпению, опытности и надежде.


1. Чтобы радоваться в испытаниях, надо смотреть на происходящее с Божьей точки зрения: Он использует страдания, чтобы изменять наш характер и готовить нас к небу

А. Радость в испытаниях – это не автоматическая реакция, для этого нужна намеренная сфокусированность

Написано, что «от скорби происходит терпение». Происходит – значит, не имеется сразу в наличии у каждого верующего после его обращения. Значит, терпение – это качество, которое у человека развивается и растет. Это слово и успокаивает, и подстегивает нас. Успокаивает: п.ч. мы понимаем, что мы не являемся какими-то ненормальными христианами, раз у нас случается раздражение. Подстегивает, п.ч. мы видим, что терпение должно «происходить», расти.

Может быть, кто-то переживает о том, что когда у него случаются проблемы, его первой реакцией не является хвала Богу. Я хочу не то, чтобы успокоить таких людей, но просто сообщить – они не являются исключениями. Мы все так устроены. И нам всем нужно специальное движение, усилие нашего внутреннего человека к тому, чтобы выражать хвалу Богу в трудных ситуациях. Много примеров тому в псалмах, мы обращали на это внимание на церковных разборах. В рассмотренных нами примерах из псалмов усилие это заключалось в том, чтобы что-то вспомнить, чтобы сосредоточиться на характере Бога и Его прошлых действиях и т.д.

Если бы радость в страданиях была автоматической реакцией, нас бы окружали только радостные, ликующие люди, п.ч. все испытывают страдания в той или иной мере.

Хорошая иллюстрация – Израиль в пустыне. Бог освободил их от рабства в Египте. Сначала они очень радовались этому. Затем после трехдневного путешествия евреи не могли найти воду, у них была только горькая вода. И мы не видим, чтобы они возликовали и сказали: «А теперь посмотрим, как Бог нам поможет. Будем в вере ожидать». «И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» (Исх.15:24). Бог сообщил Моисею способ, как сделать горькую воду сладкой.

Через несколько стихов, в начале следующей главы евреи снова ропщут, теперь из-за еды (Исх.16). И Бог начинает обеспечивать их манной. В следующей главе ропот снова повторяется, опять по поводу воды (Исх.17). Павел использует эту историю в качестве предупреждения для нас: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1Кор.10:10).

Из этого мы видим, что роптать в трудностях привычно как для неверующих, так и для верующих. Фил.2:14-15: «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире». Мы живем в строптивом мире, и если мы не ропщем, это выглядит необычно, как сияние светил в мире.

Один брат рассказал, что недавно брат из другой страны захотел помочь ему материально. Помощь пришлась очень вовремя. Брат из другой страны отправил деньги, наш брат поехал за ними в банк, уже спланировал, что будет делать с этими деньгами дальше, а их ему не выдали – тот брат или работник банка в той стране допустил одну ошибку в написании фамилии.

Когда он возвращался домой, у него было невеселое настроение и кислая мина на лице. А потом он подумал: о чем здесь грустить? Даст Бог, деньги он все равно получит, просто на день позже. Это уже повод для радости. А сколько у него еще поводов для радости – здоровые дети, хороший дом… Он так немного поговорил сам с собой – и кислая мина ушла с лица, он не проверял по зеркалу, но точно это знал.

Он получал явное благословение Божье, и в этом процессе находил поводы для ропота и недовольства из-за задержки на день. Этот простенький случай показывает, что нам нужно постоянно разворачивать и настраивать самих себя с недовольства на поиск причин для благодарности Богу и прославления Его.

Следующая важная мысль о страдании:


Б. Радость в испытаниях не означает отрицания боли

Библия не учит нас отрицать реальность и притворяться счастливыми. Дальше в послании Павел пишет «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (12:15). Он не говорит «призывайте плачущих радоваться».

Один служитель рассказывает, что никогда не забудет свой день рождения, когда ему исполнилось 36 лет. В этот день он хоронил члена церкви, который умер от рака. Остались жена и двое детей, жена тоже была больна смертельной болезнью. И вот после похорон он остался побыть с этой женщиной, чтобы утешить ее. Она плакала. А рядом оказался еще другой брат, который сказал жизнерадостно, размахивая руками: «Не плачь сестра, прославь Господа, твоему мужу сейчас хорошо». Так это было не к месту, нетактично, не попало в атмосферу, в тональность ситуации… Нельзя запрещать плакать, надо плакать с плачущими.

(Примеры выражения боли в псалмах. История про пожар в гостинице и звонок пастора).

Нам бывает грустно, нам бывает больно. Не надо отрицать эти чувства, но сквозь слезы и боль надо находить поддержку в надежде на Божьи обещания.


В. Радость в испытаниях возможна, когда мы помним, что Бог использует их для изменения нашего характера

Сказав о радости в испытаниях, Павел продолжает: «зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда». Здесь очень важное слово – «зная» (часто встречается у Павла, например, в Рим.6). Это то внутреннее усилие, о котором я раньше говорил. Чтобы радоваться в трудностях, надо что-то знать и помнить. А именно: то, что Бог использует страдания, чтобы формировать и воспитывать нас.

На церковном разборе Сергей К. как-то сказал, что карась не растет, если рядом нет окуня или щуки. А если его гоняют окуни или щуки, он растет. Искушение помогает нам расти.

В цепочке Павла посередине стоит слово «терпение» (или «стойкость»). Терпение и стойкость не нужны нам, когда у нас нет проблем. Есть только один способ научиться им, выработать их – это проходить через страдания. Нам не надо терпеть, когда все складывается хорошо и именно так, как мы мечтали. Несложно верить в Бога, когда нас осыпают благословения. Иногда мы проходим долиной плача, чтобы открыть в ней свои источники.

Терпение приводит к опытности. Использованное здесь греческое слово обозначает «выдержанную, успешно пройденную проверку». А опытность порождает надежду. Интересно, что здесь цикл замыкается, ведь с надежды выше все и началось. Это та же самая надежда, но, я думаю, она стала крепче. Может быть, связь здесь такая:

• Когда мы впервые обращаемся к Богу, мы начинаем надеяться на Него. Это надежда от понимания оправдания по вере. Про это Рим.2-4. Это теория, очень важная, но теория.
• А потом мы проходим практические занятия, где тоже нужно проявлять веру и надежду, встречаемся с трудностями. Мы учимся молиться Богу. Учимся терпеть и быть стойкими. И после прохождения испытания надежда становится более крепкой, чем она была до его начала. В другом месте сказано «от веры в веру». И здесь мы подходим к четвертой мысли:


Г. Радость в испытаниях возможна, когда мы помним о небе

О какой надежде речь? Не о надежде на то, что все проблемы решатся на земле и у нас настанет безоблачная жизнь, а о надежде славы Божьей – это о вечности.

Павел писал об этом коринфянам: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:16-18).

В роскошном ресторане в Париже сидел француз-миллионер. А в дальнем уголке сидел человек, который осматривал зал, посетителей и постоянно улыбался. Чем-то он не понравился миллионеру, и он обратился к официанту: «Принесите всем присутствующим в ресторане лучшее блюдо за мой счет, но при одном условии – вон тому не давайте!» Официант кивнул головой и поспешил исполнить просьбу.

Клиенты ресторана были приятно удивлены бесплатно полученным угощением и съели его с удовольствием. Но, к удивлению гурмана, тот человек по-прежнему улыбался, даже больше прежнего.

Не прошло и нескольких минут, как официанта подозвали снова: «Принесите всем присутствующим самое роскошное блюдо – за мой счет, естественно! Но помните: этому веселому человеку не давать!» Миллионер был раздражен, он словно сидел на иголках. Впрочем, и в этот раз тот человек не огорчился из-за поступка, призванного оскорбить его. Казалось, его улыбка стала еще шире.

Эти неудачные попытки лишь разожгли ненависть миллионера, и он подарил всем клиентам ресторана еще и кофе с пирожным. Всем, кроме того человека, которого он уже считал своим врагом и который продолжал сидеть с улыбкой на лице.

Когда и после третьего раунда тот человек не выказал никаких признаков печали, гурман уже не мог сдерживаться. Он встал и пошел прямо на него, громко ругаясь. Тут его окружила охрана, а тот человек сказал: «Я хозяин этого ресторана».

Что позволяло хозяину ресторана терпеть эти выходки и радоваться несмотря на то, что посетитель так себя вел? Сознание того, что он всем этим обладает. Мысль о том, что мы будем со Христом наследниками вообще всего, поможет терпеть и переносить то, что Павел называет «кратковременное легкое страдание».

Надежда становится шлемом, который защищает наш разум, о чем я проповедовал в прошлый раз (надежда – это защита ума, в 1Фес.5:8 она названа «шлем спасения»).

Финал пятой симфонии Бетховена брызжет радостью, и кажется, что композитор не хотел заканчивать произведение, такая длинная там в конце кода. (При одном из первых исполнений 5-й симфонии Бетховена в начале финала один старый гренадер подпрыгнул и закричал «Да здравствует император!») А ведь Бетховен за несколько лет до написания этой симфонии потерял слух, впал в депрессию и всерьез думал о самоубийстве. Но потом он решил не поддаваться унынию и написал произведение, в котором в первых тактах раздается стук судьбы в дверь, так он сам это прокомментировал, а дальше последовательно показывается музыкальными средствами, как человек судьбе не поддается, но выходит из испытаний победителем. И заканчивается она ликованием, хотя до самого конца этот мотив стука судьбы звучит, но все менее и менее победно.

Причем надеяться мы можем не только на будущие небесные благословения, но и на то, что Бог использует нынешние сложные обстоятельства в будущем ко благу: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). В контексте Рим.8 слово «все» означает как раз трудности и страдания.

Один живущий в наши дни в Нью-Йорке еврей рассказал такую историю. Во время Второй Мировой войны его родителей забрали в концентрационный лагерь. С ним осталась его младшая сестра. Он чувствовал ответственность за то, чтобы спасти ее, и прилагал к этому все усилия. Он нашел место для укрытия. Время от времени он выходил оттуда, чтобы найти пропитание. Однажды, вернувшись в убежище, он не нашел свою сестру. Произошла облава эсэсовцов, и его сестру забрали. Еврей побежал в их управление, начал просить отпустить ее, пренебрегая тем, что его самого сейчас могут забрать. Гестаповцы только посмеялись над ним. Тут зашел офицер, который спросил, что здесь происходит. Ему рассказали. Еврей бросился к нему с просьбами отпустить его сестру. Офицер, уже уходя, бросил фразу: «Увидишь и уведешь ее, когда у тебя волосы на ладони вырастут». Еврей подскочил к офицеру и раскрыл перед ним ладонь. На ней были волосы. Офицер удивился, но отпустил сестру, ведь он дал слово. Оказывается, в детстве у этого еврея был ожог ладони, и ему пересадили сюда кожу. А на том участке тела, откуда пересадили кожу, росли волосы. Родители так переживали за своего сына – как у него сложится жизнь, не будут ли над ним везде смеяться. Ему постоянно было неудобно – сожмешь ладонь, а там волосы щекочут или колят. Но настал момент, когда оказалось, что это послужило ему и его сестре во благо.


2. Чтобы радоваться в испытаниях, надо помнить: они не отменяют великую Божью любовь к нам

Павел понимает, что скептик спросит: «Так все-таки, как насчет Божьей любви? Если Бог вас действительно любит, почему Он вас не избавит от всех этих испытаний?»

Поэтому Павел пишет: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». О Божей любви он пишет дальше в стихах 6-8. И я хотел бы проповедовать об этом позже отдельно.

Один человек наблюдал, как бабочка выбиралась из кокона. Он заметил, что ей тяжело, и из-за того, что это все происходило долго, а ему хотелось увидеть конец – как бабочка расправит крылья – он помог ей. Он осторожно разорвал кокон, чтобы бабочка выбралась на свободу побыстрее. Бабочка некоторое время еще пожила, а потом умерла. Оказывается, для того, чтобы расправить крылья, ей надо вот это усилие, когда она с трудом выбирается из кокона, тогда у нее формируются мышцы, которые понадобятся позже для расправления крыльев, и под давлением при выходе из кокона в крылья поступает особая жидкость. Этот человек хотел помочь бабочке, но на самом деле погубил ее.

Бог использует наши страдания, чтобы сделать из нас настоящих людей (переворот Рим.1 в Рим.4, я говорил об этом раньше в одной из проповедей по этому посланию).


Заключение

Один американский студент отправился Китай, чтобы изучить китайскую церковь. Перед отлетом его друг спросил его: «Если Бог так любит церковь в Китае, почему Он допускает для нее так много страданий?» У студента не было ответа.

Когда он побывал в Китае, увидел, как растет церковь в этой стране несмотря на организованные коммунистами гонения, когда он пообщался со многими китайскими верующими, он возвратился домой в Америку и спросил своего друга: «Если Бог так любит церковь в Америке, почему Он не допускает для нее таких страданий, как для церкви в Китае?»

Бог допускает испытания не для того, чтобы сломить нас. Он использует их, чтобы делать нас похожими на Христа. Чтобы укреплять нашу надежду на небо. Страдания – это часть «всего», что «содействует ко благу любящим Бога, призванным по Его благоволению» (8:28). Поэтому в них можно радоваться, сознательно направляя к этому своего внутреннего человека. Это не автоматическая реакция, это то, в чем надо расти, и в этом поможет правильное знание, о котором сообщил Павел.

22.12.2019


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.