Перстень

Я решил съездить на свой дачный участок.   Пропадать там, целыми днями и гнуть спину на прополке – удовольствия мало. Поэтому, я отдал участок, одному малознакомому человеку.
Он поддерживал участок в порядке, и следил, чтобы он не зарастал сорняками. Надо заметить, что участок мой: справа, слева, с фронта и с тыла – окружали участки, своими хозяевами, - брошенные, и давно забытые. На них, уже выросли, трех-четырех, метровые березки.
Обязательств, друг перед другом у нас не было, и я раз в год, приезжал и проверял, обрабатывается ли участок.
Приехав на этот раз, я сразу увидел, что проволочная изгородь, вокруг участка – исчезла. Исчезли и металлические трубы, что служили основанием для столбов. Этого надо было ожидать. Поскольку металл в наше время, спросом пользуется. Меня от разграбления, спасало лишь то, что я при помощи кувалды, глубоко вбил, трубы в грунт.  Но,  «металлисты»,  приложили максимум усилий, и их труд увенчался успехом.
Участок был обработан и на грядках, пробивались ростки картофеля.
Я присел на стоявшую в тени абрикоса скамейку собираясь закурить. Через минуту, я услышал шаги, идущего человека. Я повернул голову на звуки и увидел человека:  одетого в лоснящуюся одежду, с нестриженой лохматой головой и такой же всклоченной бородой. Сомнений не было – это был обитатель городской свалки, или попросту – бомж.
Свалка, находилась километрах в трех, от моего участка, и постоянно напоминала о себе, поднимающимися над ней клубами, удушливого дыма.
Бомж, остановился, посмотрел на меня и произнес – «Извините, у вас не будет зажигалки?»
Зажигалка, была у меня в руке, и я махнул бомжу, чтобы он подошел. Когда он приблизился, в ноздри ударил резкий запах, свалки.
- Здравствуйте – произнес бомж. Он робко смотрел на меня, разминая в руках сигарету.
- Шакалишь? – спросил я, не отвечая на приветствие, и щелкнул зажигалкой. Под словом «шакалишь» - я подразумевал – « Бродишь по дачам и тянешь, что плохо лежит».
Бомж меня понял.
- Нет.
- А – это, чьих рук дело? Я указал, взглядом на ямки, откуда были вынуты, металлические трубы.
- Те кто, - это сделал, приезжают на машинах – ответил бомж.
- И то верно – подумал я и указал, бомжу на скамейку.
- Садись, рассказывай.
- О чем? – бомж опустился на скамейку.
- Как до такой жизни докатился?
- Вы, действительно хотите меня послушать? – с сомнением в голосе, спросил бомж.
- А куда мне спешить – ответил я и достал сигарету.
- Знаете, было время, когда я преподавал в институте – Теорию Марксизма-Ленинизма. Студенты, называли меня – Николай Иванович и с надеждой, заглядывали в мои глаза на экзаменах, в надежде получить зачет. Но я был тверд и требователен. Потому, что был уверен, что мой предмет – важная часть, в развитии их воспитания. А, за тем, развалился Союз. Ведущая единственная партия страны, прекратила свое существование, и я остался без работы. Я впервые, ощутил свою ненужность. Чтобы заглушить душевную боль, я начал пить. Жена, со мной развелась. Детей у нас не было. Квартира, была ее, и она меня попросила, освободить жилплощадь.

Я уехал к маме в село. Тогда она еще была жива. Там, я устроился учителем в школу. За тем, встретил, женщину, с двумя детьми и стал с ней жить. Но я ее не любил. У нас было, очень мало общего. Ирина – это имя женщины – ценила лишь деньги. Вы, наверняка помните, сколько получали учителя, в девяностых.
Мужское население села, частью, беспробудно пило, а другая часть – какие, оказались к алкоголю стойки – повышали свое благосостояние.
Ирина быстро уловила нужное направление, поэтому занималась самогоноварением.
- Давай короче, – грубо перебил его я –  о том, как жили и как живут в деревне, я хорошо знаю и без тебя. Меня интересует, как ты очутился на свалке?
Бомж на минуту задумался.
- Знаете, когда я вышел на пенсию, наши отношения, расстроились окончательно. Я сказал ей, что хочу уехать. Она восприняла это спокойно, и даже дала мне довольно приличную сумму денег. Но при этом сказала, чтобы я не смел, у нее появляться.
Я приехал в этот город. Снял квартиру, заплатил за три месяца вперед и… - он опять на минуту замолчал – и, запил.
Хозяин квартиры, сначала меня предупредил, затем еще раз. А затем, взял за шиворот и просто вышвырнул на улицу. При этом предупредил, что если я вернусь, он вызовет, милицию.
В тот же день, возле мусорных контейнеров, я познакомился с Борисом. Борис рылся в контейнерах, я подошел и предложил ему выпить. Затем, зашли в магазин, я купил четыре бутылки водки, закуски и мы пришли на какой-то пустырь. Там был вход в теплотрассу, прикрытый деревянной крышкой. 
По обстановке внутри, было понятно, что Борис здесь проживает давно.  Здесь были: и столик, и матрасы, и одеяла.
Мы устроились и приступили к трапезе.
Мне повезло. Борис тоже оказался образованным человеком.
- Только, не надо мне рассказывать его историю, – попросил я.
- Хорошо. В общем, мы пьянствовали, пока у меня не кончились деньги. Борис, знал человека, какой торговал, дешевым спиртом. Мы потеряли счет времени. И когда однажды проснулись, испытывая жуткое похмелье, заметили, что наступила поздняя осень.
Теперь надо было добывать себе на пропитание.
Мы вставали рано утром и шли, – пока не приехала мусорная машина – проверять контейнера.
К сожалению, охотников порыться в мусорных контейнерах не так мало. Поэтому, нас дважды, сильно избили.
Тогда Борис, предложил, попытать удачи, на городской свалке. Мы пришли на свалку, и Борис, долго разговаривал с заведующим свалкой. Потом, он подошел ко мне, и радостно сообщил, что разрешение получено, при условии, что все найденное, мы будем предъявлять на досмотр.
- Ну, все, - сказал я вставая. - Дальше мне неинтересно.
- Нет, подождите. – Я удивленно взглянул на бомжа. Он сунул, руку за брючный пояс, и вытащил оттуда, бархатный, довольно замызганный, кисет. Кисет, был привязан к капроновой нити, другой конец которой был привязан к брюкам. Бомж, отвязал кисет, раскрыл и тряхнул над ладонью. На ладонь выпал, перстень. Это был массивный перстень, червонного золота, с большим красным рубином. Я, молча, протянул к бомжу ладонь. Он сжал руку с перстнем в кулак и положил на колено. Я продолжал, молча стоять с раскрытой ладонью. Бомж, минуту подумал и решительно вложил перстень, в мою ладонь.
Я присел на скамейку и стал рассматривать перстень. Справа и слева, от камня, была нанесена гравировка. Присмотревшись – насколько, позволяло зрение, - я понял, что это изображение герба.
На гербе, я различил, две скрещенные  сабли, рыцарский шлем, все это в венке, из странных длинных листьев.
- На свалке нашел? – спросил я.
- Да, вы знаете, как- то приехала машина с мусором, и я успел выхватить, довольно большой мешок. На свалке, существует закон. Если кто схватил и оттащил мешок первым, то другие не имеют права на него посягать. Там было довольно много приличных вещей. Среди них, был фарфоровый кувшин. Кувшин, выпал из мешка, и упал в грязь. Я перебрал, содержимое мещка. Все, что не представляло ценности, бросил, а остальное понес на досмотр, к работнику свалки.
В том числе и кувшин. Работник был очень доволен. Он пообещал, мне за все, целую, полторашку спирта. Но попросил пойти и отмыть кувшин. Когда я стал наливать воду в кувшин, то услышал, что она льется на что-то мягкое. Я заглянул внутрь и увидел, что там застрял вот этот кисет.
Когда я его раскрыл, там был  перстень.
Знаете, за месяц, до этого случая, один из наших, нашел, очень дорогой пиджак. Он понес его работнику свалки. В это время, приехал заведующий свалкой. Заведующий, увидел пиджак, осмотрел его, а затем, приказал обыскать бомжа. У бомжа нашли около, тысячи долларов, какие он утаил.
Его сильно избили, и вышвырнули со свалки. По этой причине, я побоялся отдавать перстень. Честно говоря, мне и не хотелось отдавать его им. – Бомж замолчал.
Я, продолжал рассматривать, перстень. Мерил его, на разные пальцы. Перстень был мне великоват.
- Мужской – заключил я.
- Когда, перстень у меня появился, я перестал пить. Я боялся – вдруг мне пьяному, захочется похвастаться. Или вдруг, он случайно выпадет у меня.
А когда, я перестал пить, я вдруг осознал в каком болоте, я нахожусь. Не передать, ту тоску, какую испытываю, я пребывая в обществе всех, этих несчастных. Поэтому, я часто прихожу сюда. Здесь тихо, нет людей. Я брожу, среди молодых берез и молюсь. Я с улыбкой посмотрел на него.
- Бывший, преподаватель, теории Марксизма-Ленинизма – молится?
- Да. И вы знаете, мне становится очень легко. А знаете что, возьмите этот перстень себе – вдруг решительно произнес он.
Я улыбнулся, и протянул ему перстень.
- Нет, дорогой, Николай Иванович. Это твой крест, ты его и неси.
- Но, почему? – он возмущенно смотрел на меня.
- Ты, Николай Иванович, - хочешь избавиться от перстня, прийти к себе на свалку, и наконец-то, до одури напиться спирта.
- Ни в коем случае! – голос его звучал возмущенно. - У меня, уже давно исчезла тяга к спиртному. Этот перстень, у меня, уже около двух месяцев.
= Это тебе так кажется. Ты ведь сам сказал, что боишься разоблачения. Потому и не пьешь.
- Хорошо, даже если так. Но ведь он наверняка, стоит, приличных денег. А я отдаю его вам, просто так.
- Ты видел – этот герб? – я поднес перстень к глазам, бомжа.
- Вы, знаете, у меня, дальнозоркость, а очки, остались там, - на съемной квартире.
- Здесь, выгравирован, герб дворянского рода. Значит перстень, -  фамильный. Фамильные драгоценности, в кувшинах, не хранят, и на свалки не выбрасывают, даже случайно. Значит тот, кто владел этим перстнем, - его законным владельцем не являлся. Может быть, его сняли с пальца, убитого, белого офицера. Может, - вместе с другими драгоценностями – изъяли при обыске, а семью, затем расстреляли. Я не могу знать, какой кровавый след, тянется за этим перстнем. А может, ничего этого не было. Но я, не чувствую в себе желания, обладать этим перстнем.
- Как вы поняли, что – это дворянский герб? Вы историк – он помедлил, - или дворянин?
- Однажды, смотрел в интернете, есть или нет, - дворяне с моей фамилией.
- И. что?
- Пусто. Только, среди казачества и сотрудников ГПУ.
- Ну, хорошо. Этот перстень, нельзя присвоить. Но ведь его можно продать, сдать государству, наконец.
- А кто, мне может гарантировать, что пока я буду этим заниматься, у меня все будет гладко. Что у меня не спросят, - каким образом – перстень оказался у меня.  И вообще, - это твой перстень, ты его нашел, ты и доводи дело до конца! – взорвался я, и сунул перстень в руку бомжа.
Пару минут, мы молча сидели на скамейке. Затем бомж заговорил.
- Я знаю, что делать. Я подберу, себе на свалке, приличную одежду и пойду в свое село. Здесь не далеко, за пару дней дойду. Там у меня, за все время пока, я был здесь, скопилась пенсия. Я получу ее, и буду искать – обладателей фамилии – этого герба.- он решительно встал.  – У меня появилась цель. Я знаю для чего жить.
 Бомж, сделал, несколько шагов, обернулся
- Прощайте – и бодро зашагал в сторону свалки. Я махнул ему рукой и не торопясь, направился к своему автомобилю.


Рецензии
Очень трогательный рассказ с удивительной развязкой. Получила удовольствие от прочтения. Спасибо.

Светлана Скорнякова   13.05.2020 21:21     Заявить о нарушении
Спасибо Света. Мне тоже очень нравятся ваши произведения.

Геннадий Грибанов   15.05.2020 01:47   Заявить о нарушении