Сказочная История Пятая

Бедная Церковная Мышь и другие

СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ
 
Сказочная История Пятая

Тоомас проснулся от того, что у него затекла спина. Он лежал на ковре в обнимку с Библией.

- Да! Иисус, Ты мой Спаситель! Я помню! Я хочу рассказать о Тебе своим друзьям! – воскликнул Тоомас и побежал на кухню.

Он услышал разговор родителей и захотел поделиться с ними своим переживанием.

- Папа, мама! Я сегодня ночью принял Христа в своё сердце!
- Интересно! Расскажи как это произошло? – и радостно и удивлённо спросил папа, а мама от радости «пустила слезу».

- Ну, когда мы вернулись с Ратушной Площади, я пошёл в свою комнату. В моей голове всё время крутились части разговора с отцом близнецов. Я никак не мог избавиться от них, мне было не по себе и я решил посмотреть мультфильм. Но мне стало еще хуже. Я не понимал, что происходит со мной. Я …, я плакал. Ты всегда говорил, что Иисус может мне помочь. И я решил это проверить. Нашел свою Библию, отрыл её и прочитал, что Бог так любит, что подарил нам Своего Сына.
Я опять заплакал. Я плакал и плакал, но уже не от смятения, а от внутренней радости. Я почувствовал, что Бог любит меня. И потом я произнёс молитву, которую в церкви предлагают тем, кто хочет покаяться. И тогда Сам Иисус обнял меня и …, и я уснул.

- Слава Господу! Ты теперь христианин!
- Но ведь я не крестился!
- Крещение является подтверждением того, что ты веришь в Иисуса Христа и хочешь всю жизнь быть Его учеником. Когда ты точно это поймёшь и захочешь, тогда ты свой выбор подкрепишь актом полного водного погружения.  Тебе нужно будет ходить в воскресную школу. Там всё тебе расскажут, объяснят и подготовят к крещению.

- Можно, после завтрака я пойду в гости к близнецам? Я хочу поделиться с ними своей верой.
- Если тебя приглашали.
- Нет, не приглашали. Но у меня есть номер Шмуля. Я сейчас позвоню ему!





- Ну, дружище, заходи! Какая у тебя замечательная весть? Родителей и Дебры нет дома, но они скоро придут. Дебре покупают новый телефонный аппарат.
- Можно я не буду рассказывать пока они не придут? Я хочу всем вам рассказать.
- Как хочешь! Это ведь твоя история. Пошли в гостиную, у нас там морс, конфеты, фрукты.





Рокфор читал открытую страницу в книге, что-то бубня себе под нос, то вскрикивая, то издавая звук печали.

- Ну что там написано, Рокфор? Что ты всё время пыхтишь и ничего не говоришь? – интересовалась Теодора.
- Понимаешь, Теодора, это не тот французский.
- Как это не тот? Что бывает несколько французских?
- Это какой-то…, какой-то странный, старинный французский! Я читаю и даже понимаю многие слова, но общий смысл теряется. Какие-то «францисканцы» и «доминиканцы», «пожары», «исповеди» …

- Я знаю эти слова! Я с ними рождалась! Погоди-ка! Надо вспомнить!
- Даже если ты что-то и вспомнишь, это не поможет мне понять то, что здесь написано! Тем более я не могу перевернуть страницу, на ней лежит эта тяжелейшая лупа. Её можно сдвинуть, но обратно мы даже вдвоём её на книгу не затащим. Придётся ждать. Рано или поздно девочка начнёт читать, и мы сможем посмотреть другие страницы. И может быть поймём о чём тут написано.

- Да, да, да…, - как-то задумчиво ответила Теодора, - я начинаю вспоминать.





Яаника переписывала тексты с французского и латыни на эстонский язык. Чтобы не чувствовать одиночества, она все свои мысли по поводу прочитанного рассказывала своей подруге Мыши.

- Вот представь, Мышь, испанец, был проездом по Франции. Взял и остался в ней жить! И устроил евангельские служения. Точнее, борьбу с ересью. Так странно мне всё это. Одни и другие – христиане. А не понимают друг друга. И это было совсем недавно и у нас!

Кстати, про нас писал еще древний Тацит! Правда это были не совсем мы, скорее всего он описал первые древние поселения на всей территории морского побережья. Тогда всех нас называли эстии, всех жителей на берегу моря, недалеко от Вислы и дальше севернее и восточнее. Эти народы поклонялись «праматери богов». Язычники, что с них спросишь.

Удивительные исторические данные описывает Тацит: "... отличительный знак своего культа эстии носят на себе. Это изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену …"

Конечно, римляне были тогда и сами язычниками, поклонялись они тем же богам, что и греки, только имена этим богам дали свои. Представляешь, Мышь, люди всегда переименовывают всё, что встречается им на пути. Вот возьми меня! Моё настоящее имя – Яаника. А как меня назвали после очередного крещения? Александри! Защитница человечества! Да, я молюсь за людей, но от этого я не перестала быть Яаникой! Знаешь сколько раз меня крестили? Два раза! Первый раз в год моего рождения. В 1229 году.

В 1219 году на наши земли пришли крестоносцы. Вместе с королём Вальдемаром Вторым пришли и католические священники, среди них был епископ Эстонский Теодорик. 
И всех христианизировали.
И всю мою семью. 
А когда я родилась, получила имя Яаника при крещении.  Кажется, оно означает «благодатный Бог». Мне кажется, что моё имя очень красивое.

В том году в Ревель пришли доминиканцы и основали свой монастырь в Верхнем Городе. Мы туда ходили всей семьёй. Но, из-за постоянных распрей между датскими и германскими рыцарями доминиканцы ушли. Рыцари постоянно что-то делили – земли, территории города, людей, власть.

Потом, спустя много лет доминиканцы вернулись и вновь обосновались в Верхнем Городе. Мне было семнадцать лет. Я тогда уже была одна. Всех моих родных убили из-за этих распрей между рыцарями. Мои родные оказались не там, где нужно. А я осталась дома с новорождённой дочкой брата. Его жена умерла при родах. Кому как не мне сидеть с малышкой? Она не была еще крещена и её нельзя было выносить из дома. Так мы с ней остались живы. Но девочка не выжила без материнского молока, умерла без церковного крещения. Я её покрестила сама, когда поняла, что ей не жить. Не знаю, правильно ли я сделала. Как думаешь? Мышь?
Кстати, а давай я тебе дам имя? И тебя сделаю христианской мышью? Я назову тебя Теодорой 1229! Почему 1229? Потому что я родилась в этом году. В году, когда доминиканцы пришли в наш город. А Теодорой в честь епископа Эстонского Теодорика!

Пришло время молитвы.
Монахиня положила Теодору под шерстяное одеяло и встала на колени, направив свой взор к небесам.







Дебра внесла книгу, принесённую Тоомасом и положив её на стол, многозначительно подняла указательный палец левой руки.

- Вот что я поняла из прочитанного. Это история про то, как пришли первые христиане на эстонскую землю. Христианизация не была мирной. Увы! Датские и немецкие, ой, германские рыцари всё время делили право управления страной. Погибло много людей, как в самом Ревеле, так и в округах города. Доминиканцы, которые основали свой монастырь покинули своё место в Вышгороде и вернулись туда лишь в 1246 году. Потом, в 1260 году, они спустились в Нижний Город и стали там строить церковь, вокруг которой, в последствии вырос монастырь. Монахи монастыря выучили эстонский язык, местные молодые парни вступали в орден доминиканцев и, постепенно, монастырь стал средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и других языков! Представляете? Наинтереснейшее открытие!!!

- Подумаешь, открытие! Это не открытие, это узнавание истории через перевод текста. И всё! Да и где гарантия, что это не подделка? Откуда эта книга у тебя появилась? А, Тоомас? – с ноткой недоверия обратился к сестре и другу Шмуль.

- Я нашёл коробку с книгами и мышами в помещении для хранения книг. Летом этой коробки там точно не было. Я знаю это, потому что помогал проветривать помещение и просушивать на солнце всё содержимое хранилища. И помогал всё обратно заносить. Мы вместе со «стражником книг» записывали каждую книгу и помечали коробки. Этой там не было!

- Ага!! Значит её кто-то подложил! Это просто артефакт!
- Ну, допустим это артефакт! – почти согласилась Дебра.
- Допустим? – возмутился Шмуль.
- Именно, допустим! Разве тебе не интересно узнать кто и когда это написал? Кто и когда подложил в хранилище книг? Ты ведь «пират» - искатель счастья, тот, кто совершает попытки!

- Как пират? – изумился Тоомас. – Пиратство запрещено международным правом!
- Эх, дружище! Я не тот пират. Я древний. Искатель счастья! Это от древнегреческого  «искать счастье» и – «попытка».
- Ого!! Ты знаешь древнегреческий?
- Нет, засмеялся Шмуль, - я интересуюсь искателями счастья. Пойдём в мою комнату, я покажу тебе свой Парусник!


Рецензии