С чем сравнить море?

Август 1999.  Записи из личного дневника.

Я снова поехала из Казахстана в российский Краснодар навестить дочь Ульяну и как всегда съездить на Украину (благо тут не очень далеко), увидеться с родными и поклониться маминой могиле...

Заметно, что Россия уже неплохо выправилась после перестройки и распада Союза и это радует...

Дочь Ульяна успешно закончила учёбу в институте и уже работает. Вместе со своим мужем они выпускают свой рекламный журнал в городе Краснодаре. Работа кипит, дизайн журнала безупречен: яркий, интересный, тексты составлены грамотно.

У них в редакции работают несколько девушек - рекламных агентов, которым они платят зарплату.   
Дети сняли квартиру и в ней оборудовали офис, где собирают материалы для журнала, фантазируют над оформлением, печатают на своём компьютере тексты, сбрасывают на диск и сдают в печать.

В свободное время мы втроём гуляем по городу, заходим в кафе выпить чашечку горячего кофе с нарисованным по верху «сливочным» сердечком или выпиваем по бокалу хорошего виноградного вина, заедая эскимо... Одновременно я успеваю снимать на свою видеокамеру всё, что особо нравится, а зять фотографирует и тут же в салоне нам распечатывают фотографии.
 


В подарок - море!
 
Чуть позже Ульяна уговорила меня съездить на Чёрное море. Особого желания у меня не было, да я, честно говоря, не хотела отрывать её от работы.       

До моря ехать автобусом часа два с небольшим. Я впервые в жизни увидела и по достоинству оценила необычайную красоту северного Кавказа: с левой стороны трассы - овальные и остроконечные холмы сплошь покрыты тёмно-зелёными деревьями и даже просвета нет между ними, будто кудрявыми меховыми шапками все холмы закидали какие-то сказочные великаны...

Ах, море! Чёрное море! Я вижу впервые в жизни. С чем сравнить море: только с небом и море абсолютно не чёрное.

Не передать словами, надо здесь побывать! Я плавала в тёплой солоноватой воде среди прозрачных медуз, на берегу у кромки воды собирала камушки... Отметила, что вода тут не совсем прозрачна, отдыхающие "сбулькали" песок со дна. 

Нельзя было разглядеть, где кончается море и начинается небо – всё одного цвета, казалось, море бесконечно и повисло над далью и надо мной огромной синей полусферой.
Сказочное зрелище! Я благодарна дочери, что она подарила мне море.               



Трудно...

Но, всё кончается, нужно ехать дальше - теперь уже на Украину, снова навестить своих родных и сходить на погост к нашей маме... По приезду сюда, я огорчилась: по причине полного отсутствия бензина автобусы в селения не ходят ни в одном направлении, а до села ехать примерно два часа. Что делать? Хоть возвращайся поездом назад в Краснодар...

В справочном зале молоденькая гарна дивчина пояснила:

-- Бензина нема, ждут горючее с Азербайджана... А когда поступит бензин – одному Богу известно.   

Решила проехать на окраину города к рыночной площади, может там что проявится. Но и здесь – полная тишина, даже пассажиров нет, сидят несколько угрюмых молчаливых человек.

Что ж поделаешь, надо ехать обратно на ж/д вокзал и поездом возвращаться в Краснодар.

Расстроенная я вышла из автовокзала и... глазам своим не поверила: рядом со мной остановился пустой автобус с табличкой того села, которое как раз мне нужно и... тотчас передо мной широко распахнулись двери. Случайность?

Может, мой Ангел Хранитель снова выручил меня? Может, моя мамочка помогла мне, увидев с небес как я металась, не зная, что предпринять? Что же это было?
Что бы это ни было, но я от всей души поблагодарила за оказанную свыше помощь...
 
Через минуту я уже ехала в пустом автобусе, заправленным соляркой (так объяснили мне водитель и его жена). Я заплатила ровно стоимость билета, потому как водитель ни в какую не стал брать больше денег - что меня крайне удивило!

В знак искренней благодарности я угостила его жену краснодарскими конфетами, насыпав в её сумку половину шоколадных конфет, примерно около килограмма.
Спасибо большое вам, люди добрые! 

Сестра Тамара, увидев меня, заплакала (она балакает на укр. мове), её первый вопрос:

-- Нина, цэ ты? - обняла меня, всхлипывает:

-- Як же ты доихала?

-- На чём? Ведь движение транспорта закрыто уже давно и неизвестно, когда оно откроется...   



Что же это такое?

К великому сожалению что-то Украина пока не совсем выправилась после перемен: в некоторых селениях магазины вообще закрыты или работают по несколько часов. Хлеб привозят в определённое время.

Мы с сестрой посетили несколько работающих магазинчиков, в них полупустые полки: в основном с рыбными консервами, макаронами и самое главное - множеством бутылок с лимонадом (так называемым - ситро).

Что натворили? В советское время такого не было, я всегда покупала здесь подарки детям, сама одевалась с головы до ног, покупая симпатичную модную одежду и обувь (тут по ценам дешевле, чем у нас в Казахстане).



Последняя записка.
 
В это лето я также не встретила Колю. Тамара сказала, что он давно уже не приезжает, видимо есть проблемы...

Тогда я написала коротенькую записку, в которой пожелала ему счастья, творческих удач, здоровья жене и детям. Пообещала звонить ему и напомнила, чтобы при случае приехал к Тамаре с Иваном со своей женой и дочерьми и я надеюсь увидеться, ведь я навещаю своих украинских родственников каждое лето.      

Это письмо я оставила Тамаре, она положила его при мне на кухне в какую-то баночку. Письмо попало ему в руки, как сказала мне Тамара, только через три года...   
Действительно верно сказано в одном из Колиных стихотворений: «Слова, как гром, приходят с опозданьем, да молнии огласка не нужна».
Вот и всё.


Рецензии
И Вы - уже без мамы. Сочувствую.
Прекрасно знаю это направление: Казахстан-Россия-Украина. С детства летала по нему к родственникам. А теперь живу в России. И слава богу.
Счастья, здоровья и вдохновения Автору!
С добром и уважением,

Вероника Богуславская   16.06.2022 14:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Вероника! Я тоже живу теперь в России, бывает иногда, что скучаю по Чимкенту, ведь там я прожила больше 40 лет, там родились наши дочери. Всего Вам наилучшего.

Нина Ганьш   16.06.2022 16:04   Заявить о нарушении
Нина, а где Вы в России живёте? Я - на Белгородчине)

Вероника Богуславская   16.06.2022 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.