Зима в Волынах Геннадия Мосина

18 декабря в Екатеринбурге открылась выставка работ уральского художника Геннадия Мосина. В солнечный морозный день мы прошлись по маленькой улочке Добролюбова до музея Эрнста Неизвестного. Там, на крохотной площади "под лестницей" приютились небольшие картины, рисунки и фотографии из семейного архива Мосиных.

Думаю, что творчество самобытного и для широкой публики ныне "неизвестного" живописца заслуживает большего внимания. Тем более, что выставка посвящена 90-летию со дня его рождения. Она продлится до 26 января. Именно в этот день в 1930 году в селе Каменное Озеро близ Богдановича родился будущий художник.

Тема выставки - "Зима в Волынах". Наша семья часто бывает в этой старинной деревне близ Шалинского тракта, которая вот уже три с половиной века стоит на чусовских землях. Когда-то здесь, на берегах Уточки-реки, селились финно-угорские племена, потом появились русские первопоселенцы и беглые старообрядцы.

Тогда деревня носила имя Волынкина. Она пережила время тайных соляных трактов Строгановых и эпоху Демидовых, построивших в устье реки Утки на Чусовой железоделательный Староуткинский завод. Для меня эта деревня навсегда останется легендарной "деревней художников", и в первую очередь благодаря Геннадию Сидоровичу Мосину.

Конечно, нам было интересно, какой деревню Волыны увидел уральский живописец. Она оказалась знакомой и незнакомой одновременно. Когда выходишь из поезда "Кузино –Чусовская" на остановке 204-ый километр, то с насыпи железной дороги видна нижняя, исконная часть селения на реке Утке.

В хмурый зимний день над сылвенскими хребтами висит сумрак. Низкое небо простирается над белой от снега Уткой и одинокой деревушкой с силуэтами деревьев, которая кажется безлюдной. Об этом говорит картина "Дом за рекой".

Пройдя немного по насыпи в направлении моста, справа сквозь разлапистые ветви лиственниц и белёсые кроны берёз проглядываются домики верхней, нагорной части селения. За ними возвышается еловая шапка кладбищенского леса. Как правило, в деревнях хоронили усопших, выбирая место повыше.

Деревня разрослась, и люди начали ставить дома у кладбища. Мир живых и мёртвых соединился, соседствуя в морозной тишине неподвижного пейзажа на картине "Деревня Волыны". В 1973 году Геннадий Мосин приобрёл дом с усадьбой в той части Волынкиной.

Почему там? Возможно потому, что всего в трёх верстах от деревни идёт река Чусовая. Час-полтора ходьбы – и ты стоишь на вершинах бойца Винокуренного, излюбленного камня уральских художников. А может быть, потому что окрестности деревни сами по себе очень живописны и притягательны для взгляда?

С нагорной части открываются прекрасные виды на вереницу деревенских домиков у реки, окружающие леса и поля, далёкую синеву гор. Отличное место для пленэра. Находясь у дома на горе, ты особенно чувствуешь близость неба и наслаждаешься солнечным светом, растекающимся по сугробам и белоснежным скатам крыш. Таково "Зимнее утро", написанное Мосиным в 1978 году.

Дни на Чусовой, как и наша жизнь, меняются. Они могут быть ослепительно яркими, с полным надежд голубым небом, как на картине "Солнечный день в Волынах". Иногда жизнь кажется безнадёжно-серой, когда уныло машет ветвями старое дерево над сиротской землёй, и разве что весна может хоть что-то изменить. Такое ощущение у меня возникло от картины "На краю поля".

Геннадий Мосин, видно, не любил приукрашивать жизнь. Он писал её такой, как она есть. Деревушка Волынкина не превратилась в основу для благостных пасторалей. Она осталась свидетельницей нашего теперешнего бытия, когда огромные сугробы скрывают развалины ("Заброшенный двор"), когда метель заметает снегом нечищеные улочки из прижавшихся друг к другу брошенных и опустевших домов ("Зимний этюд").
И только могутный, кряжистый "Дом на горе" вселяет веру, что не всё ещё пропало. Переживём? Перестоим?

Силы и новые помыслы дают человеку корни родной земли. Просто взойди на склоны камня Винокуренного и подними голову. Какое чудное белоствольное небо с розовыми мартовскими отливами ветвей – "В берёзовом лесу"! Берёзы словно противостоят тёмному настроению и в другом "Зимнем этюде".

Взгляни на картину "Два дерева", на раскидистую и могучую красавицу сосну, выросшую словно выше горы Сабик. Она говорит и тебе, и соседке-берёзе: "Я смогла всё преодолеть, сможешь и ты. Мир прекрасен!"
Строго смотрит на нас "Дом Ольги Осиповны". Его окошки, словно глаза, полны внутренней силы. Деревня давно стоит всем смертям назло!

Алексей Иванов описал свои впечатления о работах живописца в одном из романов: "Он воспринимал мир мощно и цельно и на полотнах туго вколачивал цвет в объёмы, будто набивал мешки цементом, пока формы не начинали переливаться оттенками, словно от усилия покрывались испариной. Работы Мосина, лаконичные по колориту и обобщённо-условные, получались какими-то титаническими. Они отзвучивали долгим глубинным эхом, как неуспокоенный колокол после набата".

Среди архивных снимков на выставке есть совместная фотография Геннадия Мосина и Георгия Свиридова в Волынах. Выдающийся композитор был другом нашего земляка. В книге отзывов московской выставки художника он записал такие слова о творчестве художника:
"Мосин – настоящий, природный (по рождению) талант, что так редко встречается. Своя манера, свои типы людей, свой пейзаж, свое небо, и все это не придумано, не высосано из пальца, а увидено в жизни и возвышено человеческой душой". Лучше и не скажешь.

***
Признаться, до недавнего времени я почти ничего не знал о Мосине. Потому было крайне интересно для меня прочесть интервью его сына, Алексея Геннадьевича, которое он дал журналу "Батя". Сын художника стал историком, доктором наук и профессором Уральского университета.

Занимаясь генеалогией и родословными уральских фамилий, он в 1994 году нашёл деревню Мосино: "Деревню эту основал в конце XVII века наш предок Моисей Сергеев, пинежский крестьянин. Он переселился с Пинеги на Урал в 1645 или 1646 году. От него и фамилия наша пошла". Интересно, ведь на реке Чусовой есть высокий камень Мосин, близ села Чусовое. И вот что мне удалось узнать о биографии Геннадия Мосина.

Матерью будущего художника была крестьянка Екатерина Фёдоровна Голоушкина, жительница села Каменное Озеро. Отцом был сельский гармонист Сидор, который расстался с Екатериной ещё до рождения ребёнка. Когда семью Голоушкиных раскулачили, молодая мать-одиночка с годовалым малюткой на руках переехала на жительство в город Берёзовский, в 16-ти верстах от тогдашнего Свердловска.

Алексей Мосин рассказывает о юности отца в этом городе:
"Там он вырос, в 16 лет поступил в художественное училище в Свердловске, каждый день ходил десять километров туда и десять обратно - через лес, а время было послевоенное, дезертиры встречались (одного папиного товарища дезертиры убили за буханку хлеба, которую тот нёс на рудник своему отцу).

Папа с детства знал, что хочет стать художником, и шёл к этой цели, хотя почти никто из близких не относился к его увлечению всерьёз. Мама, моя бабушка, мечтала, чтобы он стал инженером, родственники и мамины подруги, когда он говорил, что будет художником, смеялись: что это за профессия? Вот инженер – понятно: уважаемый человек.
Только одна тётя, тётя Аня, поддерживала его, говорила: "Рисуй, Гена", всё время дарила ему то наборы цветных карандашей, то альбомы. Папа до конца жизни вспоминал ее с благодарностью".

В 1951 году после окончания Свердловского художественного училища Геннадий поступил в Ленинградскую Академию художеств. Профессор В.М. Орешников раскрыл природный талант Мосина, который проявился в мастерстве рисунка и живописи, в способностях к созданию исторических полотен. Профессор предложил молодому живописцу работать в его мастерской. Алексей Геннадьевич так описывает этот эпизод из жизни своего папы:

"Когда он закончил Академию, его педагог, Виктор Михайлович Орешников (замечательный человек и художник), предлагал ему остаться в Ленинграде. Сказал, что квартиру пока дать не могут, но в общежитии устроят, а работать папа сможет у него, Орешникова, в мастерской. Папа поблагодарил, но отказался, объяснил, что жить и работать хочет на родине, на Урале. И уехал!"

В 1957 году Геннадий вернулся в Березовский. Мосин интересовался историей России, его волновала драма революции и гражданской войны. Через два года он окончил полотно "Похороны жертв революции". Картина была воспринята властями положительно.
В 1960 году Союз художников предоставил Геннадию Сидоровичу квартиру и мастерскую в городе Свердловске.
Алексей Мосин подчёркивает: "Не был папа придворным художником, хлеб свой зарабатывал в буквальном смысле в поте лица".

Действительно, вскоре выяснилось, что у художника своё видение тех лет. Алексей Геннадьевич продолжает рассказ: "…бурю негодования вызвала их совместная с Мишей Шаевичем Брусиловским картина "1918 год". Никто до них так Ленина не писал, на всех советских картинах его изображали таким домашним, с добрым прищуром, а тут видно, что это жёсткий диктатор, выступающий перед обезличенной солдатской массой…

А папину картину "Политические" так и не пропустили и ничего папе за нее не заплатили, 15 лет она провисела в мастерской за шторой. Когда друзья приходили, папа штору отдёргивал. На всех эта картина производила большое впечатление".

Позднее Миша Брусиловский вспоминал историю картины "1918":
- Дело в том, что Гена не любил Серова - "главнокомандующего СССР по искусству", члена ЦК КПСС. Мосин мне и говорит:
- Давай напишем такую картинку, чтобы Серову мало не показалось.
"А изображение Ленина было канонизировано - добрый, милый дедушка. И далеко не всем позволяли писать вождя. А Гена написал эскиз, не заключая договор".

В. Серов, узнав, что художники изобразили Ленина не тихим и скромным, каким его изображал он сам и другие художники того времени, пытался сделать всё, чтобы запретить картину. Однако продвижению полотна "1918" помогла Е.Ф. Белашова, секретарь Союза художников СССР, которой также не нравился Серов.

Миша Шаевич рассказывал: "Белашова тайно вывезла нашу картину в Москву и устроила её на военную выставку "На страже мира", которую курировал генерал Востоков. На открытие выставки пришёл Серов с другим членами ЦК и устроил страшный шум, увидев наше произведение. Тогда Востоков сказал: "Картина будет висеть здесь, пока открыта выставка!" И поставил возле неё часового…
Всё-таки полотно увидело свет и побывало на многих выставках".

Алексей Иванов говорит, что "суровый стиль" Геннадия Мосина и Миши Брусиловского перешёл "в некий экспрессионизм, лобовой, как плакат, но яростно-сдержанный". Он пишет о тех событиях: "А два сумасшедших живописца уже несли холст "Красные командиры времён Гражданской войны на Урале".
"Как повешенные!" - ахнули начальники про "Красных командиров". И Мосина с Брусиловским просто задвинули. Работы сослали в дальние музеи, а художников перестали замечать в упор".

В том же "суровом стиле" в 1960-е годы Мосин пишет портреты художника Виталия Воловича и участника итальянского сопротивления Алексея Кубышкина. Позже Геннадий Мосин вернулся к теме родного Урала.
В 1970-е годы Геннадий Сидорович работает над пейзажами "В Башкирии", "Апрельский день" и "Весна". Он пишет картины "Сказ об Урале" и "Малахитовая шкатулка".

Ещё в Академии художеств его дипломная работа была посвящена Даниле-мастеру из сказов Бажова. Наш земляк написал замечательные иллюстрации к бажовским сказам, книга с которыми вышла в 1983 году, после смерти художника.

Тема сказок – отдельная веха в творчестве уральского живописца, особенно в последние годы жизни. Он оставил прекрасную книжную графику к "Русским народным сказкам" и к "Сказкам дедушки Ай-По" Ю. Афанасьева. Геннадий Сидорович посвятил одну из работ портрету Пушкина. Кисти Мосина принадлежат картины "Сказка о мёртвой царевне", "Сказка о царевне-лягушке".

Во времена СССР художники жили на заказы от государства. Не получая таковых, Геннадий Мосин создавал небольшие картины, и этюды. Вот почему пейзажи зимних Волынов такие маленькие. В окрестностях Староуткинска им написаны картины "На Чусовой", "Вид на Старую Утку", "Март", "Портрет кота Матвея", "Осень в долине" и "Снегопад в долине".

Супругой Геннадия Мосина стала Людмила Михайловна Малова. Когда Геннадий был студентом второго курса, он приехал на практику пленэра в Васильсурск. В тех местах, где река Сура впадает в Волгу, любил писать волжские пейзажи Исаак Ильич Левитан. В Васильсурске Геннадий познакомился с Людмилой, в 1955 году они сыграли свадьбу.

В картине "Волжанка" Мосин запечатлел образ жены в волжском пейзаже. Волге-матушке посвящено множество этюдов художника и картина "На Волге". Сын Алексей, родившийся в городе Горьком (Нижний Новгород), отмечает, что его отец был человеком домашним:
"Всё свободное время он проводил с семьей. Мы имели возможность наблюдать, как он работает, как общается с людьми. Воспитывал он нас не нотациями, а примером".

Кроме картин, Геннадий Сидорович создал два скульптурных портрета. Один из них посвящён композитору Георгию Свиридову, другой - солисту Большого театра Александру Ведерникову. У него было много творческих замыслов, но трудная жизнь оказалась до обидного короткой.

Алексей Геннадьевич Мосин в интервью сказал о тяжёлой болезни отца:
"Диагноз в 1981 году поставил ему его друг Марк Рыжков, патологоанатом, поэт и переводчик армянской поэзии. Даже нарисовал и показал ему, где опухоль: там, где пищевод соединяется с желудком. Очень тяжелый рак. Папа как раз тогда готовил первую в своей жизни персональную выставку.

- Марк, сколько времени ты мне даешь? - спросил он.
- Три месяца я тебе гарантирую, - ответил Марк.
- Хорошо, - сказал папа, - успею сделать выставку.

Он прожил ещё год и три месяца, успел сделать две выставки: в ноябре 1981 года в Свердловске, а в январе 1982 в Москве, в выставочном зале на Тверской (тогда – улице Горького). Обе прошли с большим успехом".

Накануне персональной выставки в Свердловске творчество уральского живописца было отмечено званием "Заслуженный художник РСФСР". Геннадий Мосин ушёл от нас 20 декабря 1982 года.

Алексей Геннадьевич тепло отзывается о друзьях отца, которые поддерживали его мать и семью после смерти: "Вот маму они всегда опекали, никогда она не чувствовала себя покинутой... Самые близкие папины друзья – Виталий Михайлович Волович, Миша Шаевич Брусиловский". "Когда Брусиловский продал несколько своих работ, он на полученные деньги издал папин альбом", - подчеркнул Алексей Мосин.

Мать художника, Екатерина Фёдоровна ушла из жизни в июле 1983-го года. 12 мая 2006 года не стало Германа Метелёва, ещё одного обитателя "деревни художников", который также учился искусству живописи у профессора В.М. Орешникова. Печально, но люди уходят.
Миша Брусиловский скончался 3 ноября 2016 года. Утром 20 августа 2018 года в Екатеринбурге умер Виталий Волович.

Нынешнюю выставку работ Мосина "приютил" музей Эрнста Неизвестного, с которым Геннадий Сидорович был знаком и даже написал графический портрет скульптора. Выставка началась с чисел декабря близ даты смерти художника и продлится до дня его рождения.
Есть в этом потаённый смысл, от смерти – к рождению!

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ
1. Геннадий и Алексей Мосины: живопись, история, семья. Леонид Виноградов, журнал "Батя"
2. Памяти художника Геннадия Мосина. Ольга Рамария, ИА "Уральский меридиан" от 20.12.2017
3. Сказочный мир Геннадия Мосина. Наталья Шадрина, Областная газета


Рецензии