Жирардув. Польша
Последняя прогулка по Жирардуву перед отъездом на Родину. Как и Одесса, город во многом обязан французскому подданному. Даже своим названием. В сравнении с Дюком де Ришелье Филипп де Жирар не такая уж большая величина. Но именно его профессиональная и интеллектуальная деятельность дали толчок в развитии города. А говорят, что одиночки не делают историю. Ещё как делают! И поэтому благодарные потомки установили ему памятник в центре города И было за что. Именно этот человек изобрел прядильный станок для льна и руководил мануфактурой в в поселке недалеко от Варшавы.
Как и моя малая родина, Ананьев, Жирардув построен из красного обожженного кирпича. Как и в Ананьеве здесь своя неповторимая провинциальная архитектура, которую обошли стороной обе мировые войны. И оставили в нетронутом виде фабричные постройки и неоготическую церковь 19 века. По такому же проекту построен костёл в Вене, соборы в Варшаве и Белостоке. Но у церкви Матери Божией Утешения есть всё же отличие: это массивный колокол, который так никогда и не использовали. Его вибрации настолько сильны, что могли бы разрушить колокольню.
Корпуса ткацких фабрик, построенные в середине 19 в. до сих пор функционируют. Правда, никто там уже не производит текстиль.Сейчас это дорогой навороченный отель в модном стиле лофт, рестораны и кафе. Дома, построенные для рабочих фабрики при Кароле Дитрихе, до сих пор используются по первоначальному предназначению. Потому как строились на века и на совесть, а не как сейчас: макет небоскрёба в натуральную величину.
Лет эдак 140 назад рабочие этой прядильной фабрики устроили первую в Российской Империи стачку. Да-да, после раздела Речи Посполитой Мазовия вместе с Варшавой ( нынешней столицей) и Плоцком (второй столицей) стали частью РИ и внесли свой существенный вклад в историю классовой борьбы пролетариата за свои права.
Но не будем о грустном. Современному протетартату Жирардува ( в том числе и гастерам из бывших республик СССР) есть где убить свободное от работы время. Парк с мостиками через каналы Писи Гонголины прекрасен даже в самую мерзкую пору - конец осени. Пися Гонголина - это река в окрестностях Жирардува. Один раз услышишь это название - и уже не забудешь.
Там же в парке можно приобщиться к истории и культуре этого края, который 300 лет сохранял независимость от Польши, зайдя в музей Западной Мазовии.
Площадь - неотъемлемая часть городской инфраструктуры. Естественно, Жирардув ничем не хуже, хоть и бывший рабочий посёлок. Парк носит имя Папы Иоанна Павла II. Там же в парке установлен ему памятник. По-видимому, поляки очень гордятся своим соотечественником. Вот, что значит - выйти в люди и остаться человеком.
Но кроме Папы и собора у жирардувцев есть ещё один повод для гордости. Это термальные источники, которые питают речку со смешным для нашего уха названием.
"Чего зря добру пропадать?" - подумали хозяйственные поляки и построили у источников бани. Да, это не Баден-Баден, не Карловы Вары и даже не Трускавец, но тоже свой колорит и клиентура имеется.
Жирардув далёк от статуса туристического центра, но и сюда приезжают экскурсии в музей ткачества, который находится тоже в бывших фабричных корпусах. А ведь ещё совсем недавно до 1999 года здесь производити натуральное льняное полотно.
Окрестности Жирардува - это именно то место, куда должен стремиться каждый уважающий себя и природу любитель "зелёного" туризма. Город окружён лесом. И он совсем не дикий, а окультуренный. Такие окультуренные леса принято называть ландшафтным парком. И этот Жирардувский ландшафтный парк - рай для грибников. Надо очень постараться не замечать грибов, чтобы уйти из леса с пустой корзинкой.
Вот такой он современный рабочий пригород Варшавы. Пока не известный для туристов маршрут. Но стоит потратить на него пару часов времени проездом из Варшавы в Лодзь. Тем более, сколько до той Варшавы - сорок километров по отличной дороге без ухабов.
24.12.2019
Свидетельство о публикации №219122401859