Малоизвестные татарские разности - 517

Малоизвестные татарские разности – 517


Компиляции


Прим.

Немного о структуре воинских формирований на примере Ливонских Войн.
Упоминаемые далее в тексте Городецкие Казаки это Казаки Мещерские из Городка Мещерского, Кадомские из Кадома и Темниковские и Романовские соответственно.

Темниковские Мурзы выделялись в Роту Темниковских Мурз до момента возникновения Башкиро – Мешарского(Мещерякского) Войска. (Точно пока этот момент не рассматривал)

Казаки на тот момент это не этнос и не субэтнос, а звено в воинской иерархии - хан, султан, улан, сеит, бек, казак. Отдельно можно отметить субаев, но это все тот же казак, но еще не выделившийся как воин, то есть молодой и потому не имеющий права свататься к невесте и заводить семью. До сих пор так называют холостяков.

Современный аналог звания Казак это ЧВК, ‘’дикие гуси’’, можно назвать ронином, то есть воюют, если их приглашают и платят, деньгами, привилегиями или землями.

В конце статьи чуть подробнее о Мещерских (Городецких) Казаках.




Начертание русской истории | Автор книги - Георгий Вернадский

***
 
Тремя походами сопротивление Ливонии было сломлено.
Ливонские рыцари не желали, однако, подчиниться иноверной и иноплеменной Москве. Ливония по частям отдавалась в руки своих нерусских соседей (1560–1561).

Ливонский орден распался:
магистр ордена Кеттлер превратился в герцога Курляндского и сделал Курляндию польским владением (леном);

Ливония собственно (Лифляндия) заключила унию с Великим княжеством Литовским;

Эстония отдалась Швеции; остров Эзель признал власть датского герцога Магнуса.

Литва и Швеция, сделавшись обладателями ливонских земель, потребовали от Грозного, чтобы русские войска ушли из ливонских владений.

Грозный отказал; Швеция и Литва объявили войну Москве.

Швеция была для Ивана Грозного второстепенным противником, так как главный театр войны был для него первое время не в Эстонии, а в Ливонии, и потому главным противником была Литва.

Царь Шах-Алий послан был в Смоленск во главе значительного русско-татарского войска (1562). Царь Иван пошел осенью 1562 года на Полоцк.

При нем находились оба крещеных казанских царя: Симеон Касаевич (Ядигар) и Александр Сафагиреевич (Утямиш).

Полоцк был взят 15 февраля 1562 года.

В следующем году (1564) цари Шах-Алий и Симеон Касаевич стояли в Вязьме, подготовляя поход на Литву в направлении от Смоленска.

На другом – Полоцком – направлении русская рать потерпела страшное поражение на Чашницких полях на реке Уле; главный русский воевода князь П. И. Шуйский погиб в бою.

Неудача на Уле не остановила продвижения русских войск, и Литва предложила Ивану Грозному мир, соглашаясь уступить Москве Полоцк.

В 1566 году Иван Грозный собрал в Москве земский собор из сведущих служилых и торговых людей.

Собор высказался за продолжение войны.

Война продолжалась с перевесом в сторону Москвы.

В начале 1570-х годов Грозный обратил внимание на Эстонию.

Особенно успешен был поход 1572–1573 годов под личным руководством Грозного.

При Грозном находился и молодой касимовский царь Саин-Булат (будущий Симеон Бекбулатович).

Русскими взята была важная крепость Пайда (Вейссенштейн).

Между тем в Литве произошли важные перемены.

В 1569 году заключена была в Люблине уния с Польшей.

Последствия сказались не сразу.

В 1572 году умер Сигизмунд-Август: после кратковременного государствования французского принца Генриха на польский и литовский престол был избран седмиградский воевода Стефан Баторий, обладавший выдающимся военным талантом (1576).

Еще в 1577 году Иван Грозный совершил поход в Ливонию – один из самых удачных своих походов [199].

http://loveread.ec/read_book.php?id=80967&p=39




Поход на Полоцк

***

А вот поход на Полоцк 1563 г.: «Со царем же и великим князем в полку царь Александр Сафа-Киреевич… Да в большом полку князь Семен княже Дмитриев сын Палацсково, а с ним сеит и князи и мурзы и казаки Городецкие и царев Шигалеев двор и Темниковские князи и мурзы и казаки. В правой руке князь Симеон Касаевич Казанский… В передовом полку царевич Тахтамыш (тот самый. – Д. В.) да царевич Бекбулат, да царевы и великого князя бояре и воеводы… В левой руке царевич Каибула да царевы и великого князя бояре и воеводы… Да в левой же руке князи и мурзы и казаки кадомские. В сторожевом полку царевич Ибак…» [282] Список далеко не полный, чтобы не утомлять читателя.

Отметим только, что, кроме царского двоюродного брата князя Владимира Старицкого, персонально отмечены лишь татарские «царевичи», из них два крещеных – Александр и Симеон (ну, еще какой-то Семен Дмитриевич Палацкий, явно не татарин. – Д. В.) [283]

В. Куковенко делает вывод, что по мере первоначальных успехов русского (с учетом всего сказанного о 1550—1560-х гг. – правомерно поставить вопрос: русского ли. – Д. В.) оружия в Ливонской войне положение татарских «царей» и «царевичей» при дворе продолжало упрочиваться.

После поражения русских в 1564 г. на р. Улле воеводу Шереметева, как уже сказано, убили белорусские крестьяне, и это тоже явно вызвано было жестокостями опричного войска. О том, что делалось в Белоруссии, косвенно можно судить по событиям в Прибалтике.

Так, «Псковский летописец» свидетельствует, что немцев «выведоша из Юрьева (депортировали. – Д. В.), а не ведаем за што, Бог весть, изменив прямое слово, што воеводы дали им» (орфография оригинала. – Д. В.) [284].

Несколько позже подобное поведение приведет к тому, что крестьянское население Прибалтики, «терпевшее утеснения от немецких баронов, прежде расположено было признать власть Москвы, но свирепость, с которой по приказу царя русские (русские ли. – Д. В.) обращались вообще с жителями Ливонии без различия их происхождения, до того раздражила чухон, что они составили большое ополчение и отличались против русских бесчеловечной жестокостью» [285].

Но кто это творил – золотоордынцы? Р. Г. Скрынников говорит о том, что, если все войско Грозного насчитывало 31,5 тыс. чел., вместе с вооруженными холопами – 50–60 тыс., то служилых татар в нем было всего 6 тысяч [286] . Но, во-первых, напомню слова В. Куковенко о переселенцах из Орды на Русь: «летопись перечисляет множество имен, как тюркских, таки русских, причем последние говорят лишь о том, что переселенцы приняли православие». Если в 1555 г. после двух лет тюрьмы в Новгороде 60 татарских пленников из Казани частично крестились, частично были пометаны в воду [287] , то в дальнейшем крещение перестало навязываться.

Во-вторых, как мы видели, в войске, разбитом на Улле, татары составляли более трети – 8 тыс. из 22; но это официально, а сколько было крещеных выходцев из Орды среди остальных 14 тысяч? То, что я писал о возможных причинах того, почему белорусские крестьяне убили русского воеводу Шуйского, приводя в пример Прибалтику, нуждается все-таки в уточнении: Прибалтика – страна нам все же цивилизационно чуждая. Далее, известно, что при взятии Полоцка монахов-бернардинцев изрубили именно выходцы из Орды.

Прим. Hiley Likely!!!
Разорили костелы и перетопили всех евреев в Западной Двине, ВЕРОЯТНО, тоже они [288].
Прим. Hiley Likely!!!

Вообще, все «литовские люди» (кроме 500 поляков, которых царь отпустил) были «выведены» в Россию [289] .

Однако и католики-бернардинцы – тоже «чужие». А уж евреев в те времена только ленивый не бил и не грабил! Но чтобы наших родных белорусов довести до такого же враждебного отношения, надо очень постараться! Тем более что еще совсем недавно, при взятии Полоцка, именно местная «пятая колонна» оказала немалую поддержку русским войскам – например, перебежчики выдали секретные продовольственные склады в лесу [290] .

Так вот, не бесчинства ли ордынцев вызвали подобную резкую перемену отношения к русским?

Кроме того, говоря о численности боевых частей и о доле в них ордынцев, вспомним, что ведь и Чингизиды сначала гнали в бой войска вассалов, а уж потом шли и сами татаро-монголы; последние составляли также нечто вроде «заградотрядов»…

Впрочем, известно, что по мере расширения масштабов завоеваний Чингизидов их армии постепенно превращались в интернациональные.

В. Чивилихин в романе «Память» прямо говорит о том, что не было нашествий собственно монголов и татар, а были нашествия интернациональных банд грабителей и террористов. Л. Н. Гумилев – оппонент Чивилихина и апологет завоеваний Чингизидов, но и он признает, что, например, в армии Хубилая в Китае в 1259–1260 гг. «монголы… составляли абсолютное меньшинство… Кого только там не было! Чжурчжэни и северные китайцы, онгуты… и тангуты, бирманцы, тибетцы… и аннамиты (вьетнамцы. – Д. В.), приведенные с юга Урянхадаем, кипчаки и ясы, тюрки из Средней Азии и русские, навербованные баскаками» [291] .

Так, может быть, и «Опричная Орда» три века спустя тоже постепенно из чисто золотоордынской трансформировалась в интернациональный сброд, укомплектованный и тюрками, и русскими, и кавказцами, и немцами, и еще Бог знает кем? Например, Дж. Горсей говорит, что в начале 1570-х гг. в распоряжении царя была «огромная армия из поляков, шведов и собственных подданных» [292] . О выведенных в Россию литовцах мы уже говорили, о шведах еще скажем. И «кошмарили» они тоже всех без разбора – и русских, и поляков-литовцев, и белорусов, и немцев, и шведов, и «чухонцев», и кавказцев, как мы далее увидим – и татар, и прочих тюрков.

Тут необходимо сказать несколько слов о кавказцах и их роли. Хорошо известно, что через год после смерти первой жены Иван Грозный женился вторично, сделав своей избранницей черкесскую княжну Кученей (в крещении – Марию) Темрюковну. Менее известно о связях этого черкесского княжеского дома с бывшими золотоордынцами.

Так вот, еще одна дочь Темрюка Алтынчач была женой казанского царевича Бекбулата, который и возглавил посольство-сватовство к Темрюку. Бекбулат же приходился родным братом Шиг-Али, бывшему казанскому хану – ставленнику Москвы (после свержения которого Россия в 1552 г. Казань и завоевала), а позднее касимовскому царю и главнокомандующему русской армии. Кроме того, Шиг-Али и Бекбулат состояли в близком родстве с последним казанским ханом Едигером (с 1553 г. – Симеоном), жившим после покорения в 1552 г. Казани в Москве.

http://loveread.ec/read_book.php?id=50503&p=27




Симеон Касаевич

***

Едигер Ядгар-Мухамед Симеон Касаевич Чингизов

b. 1520 d. 1563 - Индекс потомака
Особа:726737
Generation of a large tree takes a lot of resources of our web server. Anonymous users can only see 7 generations of ancestors and 7 - of descendants on the full tree to decrease server loading by search engines. If you wish to see a full tree without registration, add text ?showfulltree=yes directly to the end of URL of this page. Please, don't use direct link to a full tree anywhere else.
11/1 <?> …Едигер Ядгар-Мухамед Симеон Касаевич Чингизов [Чингизовы]
Рођење: 1520, царство Ордынское
Свадба: <1> …Мария Андреевна Клеопина-Кутузова [Клеопины-Кутузовы]
Смрт: 1563, царство Русское
до крещения Едигер-Магомет (Ядигар-Мухамед) — последний царь Казанский. В 1542 г. вышел из Астрахани на службу к государю московскому царевич астраханский, Едигер, родственник Шиг-Алея Касимовского. О службе астраханского царевича на Москве известно очень мало. Вместе с родственником своим Шиг-Алеем он участвовал в походе Иоанна Васильевича на Казань в конце 1549 и в начале 1550 годов. В. В. Вельяминов-Зернов доказывает тожественность этого астраханского выходца с последним царем казанским, знаменитым защитником Казани в 1552 г. Если это предположение правильно, то, сопоставляя общий ход событий в Казани в промежуток времени между 1550 и 1552 годами, можно думать, что Едигер в 1550 г. ушел с московской службы и возвратился в Астрахань. В начале 1550 г. положение в Казани очень обострилось. Всеми силами стремились казанцы удалить из своего города Шиг-Алея. Московский государь, снисходя к усиленным просьбам казанских послов, в феврале 1552 г. посылает Адашева в Казань с поручением свести Шиг-Алея. В то же почти время казанцы тайно посылают к ногаям своих послов с просьбою прислать им царя. Слух о ссылке казанцев с Астраханью дошел до москвичей. По Каме расставлены были московские сторожевые отряды, которые должны наблюдать за камскими перевозами и перелазами с тем, чтобы не пропустить в Казань ногайского царевича. В Москву государю воеводы доносили, что хану "перевестися нельзя, великого князя люди по всей Каме". Однако, несмотря на бдительный надзор, Едигер прибыл в Казань. Поведение Едигера, с самого начала похода Иоанна Васильевича, доказывает его удивительную уверенность в непоколебимость силы казанской. Письмо Шиг-Алея от 15 августа с предложением покориться и приехать с повинною к царю вызывает с его стороны лишь высокомерный ответ: "а пишет гордыя и скверные слова; веру православную и царя благочестивого поносит и укоряет; також и Шигалея похуляет, и собя на брань готова возвещает". Но ни безумная храбрость казанцев, ни твердая уверенность Едигера в безопасности Казани не спасли ее: 2-го октября Казань пала, а последний царь казанский взят был в плен. Только в последнюю минуту, когда уже не оставалось надежды на спасение, татары выдали своего царя: "отдаем вам хана, ведите его к царю вашему; остаток же нас идет на обширное поле испить с вами последнюю чашу". Плененный царь привезен был в Москву и там в следующем году крестился. С большою торжественностью происходило присоединение Едигера к православию. Его крестили на Москве-реке в присутствии государя, знати московской и многочисленного народа. Восприемником его был митрополит. Царь казанский стал служилым человеком московского царя. Вскоре после крещения, Симеон (христианское имя Едигера) женился на Марии Андреевне Кутузовой. Свадьба была отпразднована очень весело, причем соблюден был до мелочи московский свадебный обряд. Государь пожаловал С. К. двор и "учинил у него в боярское место Ивана Петровича Заболоцкого и всех чиновников по чину по государскому". В период времени с 1555 по 1565 г. С. К., как служилый московский человек, принимал участие в целом ряде походов: ходил против крымцев, участвовал в борьбе Москвы с Ливонией и Польшей. Осенью 1565 г. "преставися Казанской Царь Едигер, а в Св. Крещении Царь Симеон Касаевич, и положен бысть у Архистратига Михаилова Чюда, в монастыре у церкви Благовещения Пречистыя на полуденной стране".
Несколько лет спустя крестился в Москве другой татарский царевич — Саин-Булат, и также по крещении назван был Симеоном. Сходство имен и общность происхождения послужили причинами смешения Симеонов: Бекбулатовича и Касаевича. Смешивать их деятельность и факты их жизни стали уже писатели начала XVII столетия. События, относящиеся к жизни Симеона Бекбулатовича, стали приурочивать к имени Симеона Касаевича. Это смешение наблюдается и у некоторых исследователей, например у Досифея, автора "Описания Соловецкого монастыря".
...
Ядигар-Мухаммед (Едигер-Махмет) (? - 1565) - астраханский уаревич, сын астраханского хана Касима. Во время службы царю (после присоединения Астраханского ханства к России) в ногайских улусах был призван казанскими татарами на ханский престол, вопреки желанию Москвы. Руководил героической обороной Казани (1552 год) во время осады ее русскими. После взятия города Иван Грозный пощадил Ядигар-Мухаммеда и увез его в Москву, где бывший хан принял православие под именем Симеона Касаевича, женился на дочери А. Кутузова-Клеопина Марии и занял высокое положение при дворе. В 1555 году ходил против крымских татар, в 1563 году - против литовцев, а через год его послали против литовского воеводы кн. А.М. Курбского, шедшего на Полоцк.

http://anashkino.narod.ru/histor2.htm
Едигер. Казанский хан. Последний правитель Булгарии. Был пленён в 1552 г. Иваном Грозным и отправлен в Москву. Кул-Шериф, валиэмир-сеид и каган Булгарии, пал в бою. В 1553 г. Едигер крестился под именем Семиона Касаевича (Асаев, Асанов), а затем женился на Марии, дочери Андрея Кутузова. В 1563 г. в возрасте 43 лет умер.

http://www.proza.ru/2008/09/09/38
Эти последние разделились на три колена: большие и малые ногаи и едисанцы, или джетисанцы. Кроме этих наименований, они имели также особые названия по именам своих предков. Большие ногаи назывались также джемкиштеуловцы, они подразделялись на рода: келенши, хатай, кипчак, или кибчак, барлак, мангут, или мангит, и др. Малые ногаи подразделялись на три рода: каспулат-улу, навруз-улу и солтан-улу, т. е. дети Каспулата, или Казбулата, Навруза, Солтана; а так как мурзы (князья) этих малых ногаев вели свое происхождение от некоего мурзы Касая, то они, в общем, называются «дети Касая» (касаевцы). Малые ногаи могут выставить до 60 тысяч вооруженных людей.


Царевич Астрахани Эдигер-Махомет (внук хана Саид-Ахмата от его сына царя Астрахани Касая) воспользовался этим восстанием и с помощью 10.000-ного сильного соединения ногаев и астраханских татар, прогнал русских из Казани. Затем он провозгласил себя царем Казани в надежде на то, что получит помощь от своего покровителя ногайского князя Юсупа и Турции.
...
Полагается, что трон Астрахани перешел после этих событий к племяннику Муртазы царю Касаю, который был сыном хана Золотой Орды Саит-Ахмата. Основными занятиями астраханских татар в это время были рыболовство и зарубежная торговля, поскольку они имели немного пахотной земли лишь вдоль реки Бусан, притока Волги. Русские историки знают о сыне Касая Эдигере, который позднее был последним царем Казани и затем стал русским военоначальником. В последнем году своей жизни царь Симеон Касаевич помогал другому бывшему царю Казани Шейх-Гали, внучатому племяннику хана Ахмата, завоевать Ливонию от имени России. Однако, он никогда не имел возможности стать царем Астрахани.

В 1523 Астрахань был захвачен крымским ханом Махометом-Гиреем I в союзе с ногайским мурзой Мамаем, сыном князя Мусы. В то время население Астраханского царства состояло в основном из ногайских татар. Однако, Астрахань не долго пребывал во владении Крыма, поскольку Мамай убил Махомета-Гирея и таким образом вынудил отступить крымскую армию. Трон Астрахани был занят царем Касаем, но в 1532 город был захвачен черкессами, которые убили его и передали власть князю Аккубеку, сыну царя Муртазы.

КАСИМ, КАСЫМ. Делящий, распределяющий, раздающий; делящийся (с кем-либо). Диалектальные варианты: Касай, Каси.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/personal_names/7470/

https://sr.rodovid.org/wk/:ChartInventory/726737


Утямыш-Гирей

***

17-й казанский хан
1549 — 1551
Предшественник
Сафа-Гирей
Преемник
Шах-Али
Рождение
1546
Смерть
11 (21) июня 1566
Место погребения
Архангельский собор
Отец
Сафа-Гирей
Мать
Сююмбике

Утямыш-Гирей (Отемиш Герай, Утемиш-Гирей; после крещения Александр Сафагиреевич; тат. тмеш Грй; ум. 11 (21) июня 1566) — казанский хан (1549—1551), сын Сафа-Гирея и Сююмбике.

После неожиданной смерти отца Сафа-Гирея, был возведён на престол в двухлетнем возрасте. При малолетнем хане регентшей была его мать Сююмбике. Так как был представителем крымской династии, после мятежа казанской знати против крымцев в 1551 году выдан казанцами вместе со своей матерью Сююмбике русским.

Архангельский собор. Склеп у юго-западного столба с северной стороны, где похоронен Казанский царевич, во св. крещении Александр Сафагиреевич. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.
Сююмбике была выдана за касимовского, бывшего казанского правителя Шах-Али. А ребёнок воспитывался при дворе Ивана Грозного. Был крещён в Чудовом монастыре, получив имя Александр. В русских источниках именовался царем Александром. Несколько раз изображен в миниатюрах Лицевого летописного свода, в том числе в сцене похорон Анастасии Романовны.

В 1563 году царь Александр в составе государева полка царя Ивана Васильевича участвовал в походе на Полоцк, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому.

Умер в двадцатилетнем возрасте, похоронен с царскими почестями — в Архангельском соборе Московского Кремля[1].

https://ru.wikipedia.org/wiki/-




Мещерские казаки и городецкие казаки

***

Мещеряки (мишари, мещерские татары) первоначально проживали в лесостепи и степи исторической области Мещера, находившейся в современных — северной и восточной частях Тульской, юго-восточной части Московской, в Рязанской, на юге Владимирской, на севере Тамбовской, Пензенской областях и далее, до Среднего Поволжья с центром в Мещерском Городке, (впоследствии слившимся с Касимовым). До сих пор остаётся точно не выясненным местоположение мещёрских городов — «городка на Мокше» и Кошкова.

Мещёрские татары были известны задолго до образования Касимовского царства (ханства).

Городецкие казаки — служилые казаки, притом особые, и мусульмане. Это было регулярное войско касимовских «царей» и «царевичей» — различных татарских ханов, по разным причинам эмигрировавших на Русь и с середины XV в. служивших московским великим князьям, а затем царям. Это войско формировалось исключительно из татар, специально поселенных близ Касимова (их потомки и сейчас там живут). Они ни в каких других войсках не служили, следовательно, не входили и в состав мещерских казаков, а татары, командовавшие мещерскими казаками, были, очевидно, не касимовскими.

Рязанские казаки, мещерские казаки и городецкие казаки — это три различные группы населения.

Их отождествление между собой и с донскими казаками произошло потому, что историки понимали термин «казак» во всех случаях в каком-нибудь одном смысле, в то время как на самом деле в XV—XVI вв. термин имел несколько существенно различных значений.

Казаки из мишарей упоминаются чаще всего под названием мещёрских казаков.

Основой мещеряков были буртасы (до 18 века мишарей называли также и буртасами) и тюркизированные хазарами, половцами и берендеями финно-угры. Помимо мусульман, в отличие от городецких, среди мещерских казаков были христиане и иудеи.

Татары-мишари Сызранского, Ардатовского, Сенгилеевского уезда и в 19 веке отличались положительным восприятием православия. Занимались скотоводством и «казакованием», иначе говоря грабежом.

Казакование служило не только значительным источником дохода мишарей, но и способствовало признанию их исключительных боевых качеств. Мещёрское княжество в 1393 году стало вассалом Московского государства.

Московские князья, начиная с Василия Дмитриевича, охотно принимали мещеряков для городовой и сторожевой службы и селили их слободами в окрестностях Коломны (села Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово). Из числа мещеряков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию и Сибирь.

В XV веке юго-восточная Мещера вместе с Мещерским Городком отошла к вновь созданному Касимовскому Царству (ханству), просуществовавшему до конца XVII века и со временем приобрела типично татарский облик. Остальная часть Мещеры осталась в Московских владениях. После образования Касимовского царства (ханства), мещеряки (мещерские татары) локализовались в Кадомском, Темниковском, Елатомском и Шацком уездах. Они обитали также и в верховьях Дона, Цны, Суры, в бассейнах рек Мокша, Битюг и Хопёр. Мишарей не следует смешивать с касимовскими (городецкими) и темниковскими старокадомскими служилыми татарами, среди них не было князей — беков и мурз.

Как казаки (военное сословие), мещеряки впервые упоминаются в 1491 году. В 1493 году они участвуют в походе на Азов. Никоновская летопись под 1551 годом сообщает об участии полковых казаков из Мещеры в походе на Казань.
«А изъ Мещеры, — говорится в ней — послал государь Полем пеших казаков на Волгу Севергу да Ёлку, а с ними 2500 казаков и велел им, пришедше на Волгу, суды поделати и поити вверх по Волге воевати казаньских мест». В самом начале Ливонской войны на театр военных действий были направлены и «конные казаки мещёрские» в приборе своего «казацкого головы» Ивана Безкудникова.

Мещёрская Украина — пограничная территория в междуречье Оки, Мокши и Цны, в XVI веке постоянно подвергалась постоянным набегам крымцев, казанцев и ногайцев. К сторожевой и станичной службе привлекались мишари, хорошо знавшие степные места и татарские повадки. В те времена служилыми татарами и казаками в Мещёрском крае распоряжался особый Мещёрский приказ в Москве. Мещёрские дети боярские служили атаманами и сотниками у казаков. Об этом сообщает Мещёрская десятня 1556 года: «Мещеряне ныне они в приказчиках у Мордвы, и у засек, и у казаков в атаманах и в сотниках у казаков. Атаманы казачьи: Здешний Игнатьев сын Жуков, Булатко Дмитриев сын Месоедов; сотцкий казачий на Шаче Гриша Морозов сын Борисов». Мещёрские сторожи и станицы были призваны предотвращать нападения ногайских орд и на новые уезды — Алатырский, Арзамасский и Курмышский. Возле Арзамаса была создана особая Казачья слобода (Выездных казаков), где было поселено 600 казаков. К 1580 году были созданы арзамасские станицы, которые в отличие от мещёрских сторож, находившихся вдали от рубежей, несли дозорную службу в мокшанско-сурском междуречье по линии «север-юг».

В начале XVII века Арзамас, Алатырь и Курмыш, так же, как Темников и Кадом называются в официальных документах мещёрскими городами (уездами). Здесь расселились мещёрские казаки, составившие значительную часть поместных войск этих уездов.

В Смутное Время мещерские казаки активно поддержали самозванцев, за что и поплатились. После Смуты отец царя Михаила Романова, патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Москвы. Часть из них ушла в Литву, часть осела в Костромском крае среди тюрков-берендеев, часть в Нижегородском (нижгары) где их считали за татар. Часть впоследствии была приписана к Оренбургскому и Башкирско-мещерякскому казачьим войскам.

Мещёрские казаки, как приписанные к пограничным московским городкам и служившие долгое время московским государям, в нравах и обычаях своих во многом походили на великороссов. Кроме того, из этого казачества вели своё родословие многие выдающиеся личности и знаменитые фамилии. Иловайские — один из самых известных донских казачьих дворянских родов — вели своё происхождение из Темникова, в окрестностях которого и сейчас живут татары-мишари. Родоначальником Иловайских был переселившийся в конце XVII в. из Темникова на Дон и записавшийся в Войско Донское Мокей Осипович Иловайский.

https://ru.wikipedia.org/wiki/#




Казаки мусульмане. История. Рязань. Истоки

***

Валерий Розанов

Как отмечал А. С. Пушкин, «бабушка Гугниха» рассказывала, что «с казаками, ее пленившими, при ней соединялось много татар»

…Сам термин мещера(мишаре – прим.) предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона.

Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет.

Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии.
Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам.

Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей.
Великий князь московский Василий Дмитриевич охотно нанимал мещерских казаков и селил их слободами в окрестностях Коломны. Н. М. Карамзин так описывал мещерских казаков: «Сие имя означает вольницу наездников, удальцов, но не разбойников» . Из числа мещерских казаков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию, Сибирь и т. д.



Рецензии